Подростковый возраст является переходным периодом развития человека. Он характеризуется перестройкой отношения ребенка к миру и к себе, развитием процесса самосознания и самоопределения. Большое влияние на эти процессы оказывает социальная ситуация развития, обусловливающая динамику психического развития в подростковом возрасте. Самосознание и его развитие определяются также социальными установками младших подростков, которые в свою очередь формируются под влиянием референтных лиц. Господствующее влияние на аттитюды подростков в век информационных технологий оказывают СМИ. Причем это влияние зачастую несет разрушающий характер, так как большинство информации, передаваемой СМИ не отличается достоверностью, качеством и направленностью на формирование всеобщих ценностей.
В Стандарте нового поколения прописаны требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: «готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» [5]. Как мы видим, сформированность социальных установок является одним из требований государства к личности школьника. Под социальной установкой (аттитюд) понимают устойчивые системы позитивных и негативных оценок, эмоциональных переживаний, определяющих поведение личности по отношению к социальным объектам. Это понятие очень важно для нас, так как установки проявляются во всех сферах жизни человека. При исследовании личности в социальной психологии важное место имеет проблема аттитюда. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт, то формирование аттитюдов личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и проявляет себя в поведении и поступках? Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что есть острая необходимость формирования социальных установок младших подростков. Мультлекторий будет являться эффективным средством воздействия на социальные установки младших подростков, если: в основу формирования тематического круга мультлектория будет положена социальная проблематика; мультипликационные фильмы будут транслировать социально значимые для младших подростков знания, умения и навыки; ключевыми приемами работы с детьми станут: постановка проблемного вопроса, анализ главной темы мультфильма, рефлексия.
В подростковом возрасте на первое место выходят нравственно-психологические особенности личности, проявляющиеся в отношениях с окружающими, прежде всего со сверстниками. Второе место начинают занимать качества мужественности подростка и интеллектуальные качества. Растет значимость стиля поведения. В 10/11 лет происходит заметный скачек в развитии ценностных ориентаций. Они начинают складываться в сложную и устойчивую систему, которая определяет мировоззрение ребенка, решающим условием этого является интенсивное и значимое для подростка общение с окружающими, развитие рефлексивных познавательных способностей [1]. Младший подросток предрасположен воспринимать и оценивать социальные объекты (дружба, семья, Родина, труд и др.) исходя из своей системы ценностей, на формирование которой оказывает влияние референтная группа лиц и развитие рефлексии. В основе регуляции поведения подростка лежат сложившиеся социальные установки. Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные в связи с этим практические действия в отношении объекта установки).
Критерии и уровни социальных установок младших подростков представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии |
Признаки |
Уровни |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
Когнитивный |
ЗУНы, стереотипы, правила, нормы, традиции, запреты. Представления о главных жизненных ценностях. |
ЗУНы о правилах, нормах, традициях и запретах. Ориентация на главные жизненные ценности, проективность представлений о своей жизни. |
ЗУНы о правилах, нормах, традициях и запретах. Средний уровень ориентации на главные жизненные ценности. |
ЗУНы о правилах, нормах, традициях и запретах незначительны. Ориентация на главные жизненные ценности незначительна. |
Эмоциональ-но-ценностный |
Эмоциональное отношение к субъекту на основе знаний о нем: приятно – неприятно. |
Высокий уровень заинтересован-ности в объекте или, напротив, категорическая неприемлемость объекта. Высокий уровень этнической предубежденности. |
Средний уровень этнической предубежденности. |
Низкий уровень заинтересован-ности в объекте. Низкий уровень этнической предубежденности. Ориентация на главные жизненные ценности незначительна. |
Мотивацион-но-поведенчес-кий |
Готовность действовать в отношении субъекта: благожелательные – враждебные поведенческие тенденции. Результат длительного опыта и взаимоотношений с окружающей социальной средой |
Регулярная реализация установки в поведении. Высокий уровень подверженности влиянию социальных моделей. Высокий уровень мотивации. Высокий уровень самосознания, при низком уровне самомониторин-га. Высокая самоэффектив-ность. Сформирован-ность на основе личного опыта. |
Ситуативная реализация установки в поведении. Средний уровень подверженности влиянию социальных моделей. Средний уровень мотивации. Умеренный уровень самосознания и самомониторинга. Умеренная самоэфективность. Сформированность на основе социальных моделей. Средний уровень ориентации на главные жизненные ценности. |
Редкая реализация установки в поведении. Низкий уровень мотивации. Низкий уровень подверженности влиянию социальных моделей. Низкий уровень самосознания, при высоком уровне самомонито- ринга. Низкая самоэфектив-ность. Косвенная сформирован-ность. |
Таблица 2
Результаты определения уровня мотивации младших подростков в школе «В»
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|||
Высокомотивированные |
Дисгармоничные ориентации |
Низкомотивированные |
|||
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% |
0 |
0 |
3 |
18,8 |
13 |
81,2 |
Таблица 3
Результаты определения уровня мотивации младших подростков в школе «А»
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|||
Высокомотивированные |
Дисгармоничные ориентации |
Низкомотивированные |
|||
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% |
0 |
0 |
4 |
25 |
12 |
75 |
Таблица 4
Результаты определения уровня этнической предубежденности младших подростков в школе «В»
Высокий уровень предубежденности |
Средний уровень предубежденности |
Низкий уровень предубежденности |
|||
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% |
0 |
0 |
8 |
50 |
8 |
50 |
Таблица 5
Результаты определения уровня этнической предубежденности младших подростков в школе «А»
Высокий уровень предубежденности |
Средний уровень предубежденности |
Низкий уровень предубежденности |
|||
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% |
0 |
0 |
11 |
68,8 |
5 |
31,2 |
Таблица 6
Тематическое планирование занятий для младших подростков
№ |
Занятие |
Задачи |
Формы работы |
1 |
«Могут ли дети быть умнее взрослых? |
При помощи создания проблемной ситуации выявить, систематизировать, обобщить и углубить знания детей по теме лектория; выявить социальные установки детей на данную тему (проблему); на основе просмотра мультфильмов проследить его влияние на изменение социальных установок; провести рефлексию. |
Технология «займи позицию», просмотр мультфильма «Умная дочка», обсуждение мультфильма, рефлексия. |
2 |
«Трудолюбие и лень» |
При помощи создания проблемной ситуации выявить, систематизировать, обобщить и углубить знания детей по теме лектория; выявить социальные установки детей на данную тему (проблему); на основе просмотра мультфильмов проследить его влияние на изменение социальных установок; провести рефлексию. |
Обсуждение темы, просмотр мультфильма «Шейдулла-лентяй», обсуждение мультфильма, рефлексия. |
3 |
«Что мешает человеческому счастью?» |
При помощи создания проблемной ситуации выявить, систематизировать, обобщить и углубить знания детей по теме лектория; выявить социальные установки детей на данную тему (проблему); на основе просмотра мультфильмов проследить его влияние на изменение социальных установок; провести рефлексию. |
Обсуждение темы, просмотр мультфильма «Злыдни», обсуждение мультфильма, рефлексия. |
4 |
«Семья, любовь и верность» |
При помощи создания проблемной ситуации выявить, систематизировать, обобщить и углубить знания детей по теме лектория; выявить социальные установки детей на данную тему (проблему); на основе просмотра мультфильмов проследить его влияние на изменение социальных установок; провести рефлексию. |
Обсуждение темы, просмотр мультфильма «Сказание о Петре и Февронье», обсуждение мультфильма, рефлексия. |
5 |
«За чужим погонишься - свое потеряешь» |
При помощи создания проблемной ситуации выявить, систематизировать, обобщить и углубить знания детей по теме лектория; выявить социальные установки детей на данную тему (проблему); на основе просмотра мультфильмов проследить его влияние на изменение социальных установок; провести рефлексию. |
Обсуждение темы, просмотр мультфильма «Жадная мельничиха», обсуждение мультфильма, рефлексия. |
6 |
«Доброе дело само себя хвалит» |
При помощи создания проблемной ситуации выявить, систематизировать, обобщить и углубить знания детей по теме лектория; выявить социальные установки детей на данную тему (проблему); на основе просмотра мультфильмов проследить его влияние на изменение социальных установок; провести рефлексию. |
Обсуждение темы, просмотр мультфильма «Пумасипа», обсуждение мультфильма, рефлексия. |
7 |
«Поделись улыбкою своей…» |
При помощи создания проблемной ситуации выявить, систематизировать, обобщить и углубить знания детей по теме лектория; выявить социальные установки детей на данную тему (проблему); на основе просмотра мультфильмов проследить его влияние на изменение социальных установок; провести рефлексию. |
Обсуждение темы, просмотр мультфильма «Чепоги», обсуждение мультфильма, рефлексия. |
8 |
«Всегда ли нужно говорить правду?» |
При помощи создания проблемной ситуации выявить, систематизировать, обобщить и углубить знания детей по теме лектория; выявить социальные установки детей на данную тему (проблему); на основе просмотра мультфильмов проследить его влияние на изменение социальных установок; провести рефлексию. |
Обсуждение темы, просмотр мультфильма «Ворон-обманщик», обсуждение мультфильма, рефлексия. |
9 |
«Не суди по силе рук, а суди по силе сердца» |
При помощи создания проблемной ситуации выявить, систематизировать, обобщить и углубить знания детей по теме лектория; выявить социальные установки детей на данную тему (проблему); на основе просмотра мультфильмов проследить его влияние на изменение социальных установок; провести рефлексию. |
Обсуждение темы, просмотр мультфильма «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре», обсуждение мультфильма, рефлексия. |
10 |
«Что такое счастье?» |
При помощи создания проблемной ситуации выявить, систематизировать, обобщить и углубить знания детей по теме лектория; выявить социальные установки детей на данную тему (проблему); на основе просмотра мультфильмов проследить его влияние на изменение социальных установок; провести рефлексию. |
Обсуждение темы, просмотр мультфильма «Рыбак Оскус-Оол», обсуждение мультфильма, рефлексия. |
Исследовательская работа, целью которой было выявление особенностей социальных установок младших подростков, проводилась в школах г.Красноярска. В исследовании приняли участие учащиеся третьих классов в количестве 132 человек. Обозначим школы литерами А и В.
Для выявления актуального уровня социальных установок младших подростков были использованы следующие методики: Методика №1.«Выявление социально-психологических установок, направленных на «альтруизм—эгоизм», «процесс—результат» (методика О.Ф.Потемкиной в нашей модификации); Методика №2. Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э.Френкель-Брунсвик); Методика №3. «С кем бы ты хотел дружить?»; Опросник
Методика №1. С целью определения уровней мотивационно-поведенческого критерия, мы модифицировали методику Потемкиной О.Ф. Для выявления степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм —эгоизм», «процесс—результат», «учащимся был предложен опросный лист, вопросы которого требуют от ребенка утвердительного или отрицательного ответа: «Внимательно прочитай вопросы и ответь «ДА», если вопрос верно описывает твое поведение, и «НЕТ», если твое поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.
Интерпретация результатов: «Ориентация на процесс». Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть. «Ориентация на результат». Люди, ориентирующиеся на результат, - одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам. «Ориентация на альтруизм». Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм—наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье. «Ориентация на эгоизм». Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку. Субтест 2 позволяет выявить установки на «свободу— власть», «труд—деньги». «Ориентация на труд» - обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия. «Ориентация на свободу» - главная ценность для этих людей - это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги». «Ориентация на власть» - эта ориентация больше свойственна представителям сильного пола. Очень часто - это производственники, хотя среди них бывают и исключения. «Ориентация на деньги» - обычно бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет.
На основании результатов использования методик, можно выявить несколько групп испытуемых: группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями (все ориентации выражены сильно и в равной степени); группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо; группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.
Анализ полученных результатов показал, что высокомотивированные учащиеся отсутствуют в обоих школах, дисгармоничные ориентации у 18,8% и 25% учащихся школ «В» и «А» соответственно, к низкомотивированным относятся 81,2% и 75% учащихся в школах «В» и «А», что в целом говорит о низком уровне сформированности мотивационно-поведенческого компонента социальных установок младших подростков.
Методика №2. «Опросник для измерения общих социальных установок у детей» (Э.Френкель-Брунсвик) позволил косвенным образом исследовать существующий уровень предубежденности у младших подростков, т.е. рассматривается эмоционально-ценностный критерий. Сильно предубежденные в отношении других этнических групп дети склонны разделять определенные взгляды, которые прямо связаны с этническими установками. На основании этого вывода ею был создан опросник для измерения общих социальных установок у детей. Связь каждого из высказываний опросника с предубежденностью подтверждена исследованиями. По мнению автора методики, чем с большим количеством приведенных утверждений выражает согласие ребенок, тем более высока вероятность того, что он будет с предубеждением относиться к другим этническим группам.
Анализ результатов показал, что учащиеся с высоким уровнем предубежденности отсутствуют в обоих школах, учащихся со средним уровнем предубежденности 50% и 68,8% в школах «В» и «А» соответственно, учащихся с низким уровнем предубежденности 50% и 31,2% в школах «В» и «А» соответственно, в целом можно говорить о среднем уровне предубежденности младших подростков по отношению к другим этническим группам.
Методика №3. На выявление эмоционально-ценностного компонента также направлена методика «С кем бы ты хотел дружить?». Ученикам необходимо было выбрать нужный ответ (С самым умным. С самым добрым. С самым сильным. С самым веселым).
Рис.1. Выбор важных качеств дружбы учащимися школ «В» и «А»
Проанализировав данные, мы выявили, что при выборе друга ученики школ «В» и «А» в первую очередь ориентируются на доброту, затем на веселость, и в третью очередь на ум, в то время как наличие у друга силы не является важным критерием, что свидетельствует о среднем уровне сформированности эмоционально-ценностного критерия.
С помощью специально разработанного опросника исследовался когнитивный компонент. Опросник позволил выявить особенности таких жизненных сфер младших подростков как семья, интересы, друзья, государство; позволила получить представления о жизненных позициях и ориентирах детей: на кого хотят быть похожими, о чем мечтают, какие качества ценят в людях, как относятся к спорту, семейным традициям и совместному досугу, какой представляют свою будущую семью.
Так, для большинства учеников школы «В» жизненным образцом являются родители 62,5%, в то время как школе «А» только у 31,3% детей. В школе «А» большая часть детей ориентируется на героев мультфильмов, фильмов и литературных произведений 87,5%, в школе «В» только 43,8% учеников. В обоих школах ориентация на друзей, как образец, занимает 3 место – по 43,8%. Заметим также, что выбирая образцом родителей, 12,5% и 18,8% учащихся школ «А» и «В» соответственно, ориентировались на их профессиональную деятельность. Кроме того, 12 учащихся школы «А» и 11 учащийся школы «В» хотят быть похожи на классного руководителя, мотивируя это личностными качествами педагога и интересной работой. Интерес представляют 12,5% учащихся в школе «А» и 18,8% учащихся в школе «В», которые предпочитают быть самим собой, не хотят быть похожими на кого-то. Ученики школы «В» ориентируются в первую очередь на доброту, а затем в равной степени на ум, красоту, заботу, в то время как в школе «А» большее предпочтение при выборе образца, отдается наличию с ним совместных интересов, увлечений, чувства юмора и только потом ума, доброты, красоты.
Также в ходе беседы удалось выявить особенности когнитивного компонента установок младших подростков. Ученикам необходимо было ответить на вопрос: «В какой стране ты хочешь жить, когда вырастешь?» и аргументировать свой выбор.
Рис.2. Выбор учащимися школ «А» и «В» страны, в которой бы хотели жить, когда вырастут
Проанализировав данные, мы выявили, что при выборе страны для проживания большинство учеников выбирают Россию. Некоторые дети не различают понятия «страна» и «город», для них страна представлена только городом Красноярском, то есть они не имеют представлений о масштабах страны. В процентном соотношении ответы детей выглядят следующим образом. 31% детей школы «В» и 19% детей школы «А» выбрали Россию, потому что «это моя Родина», мой родной дом, «семья здесь»; 31% детей школы «В» и 25% детей школы «А», потому что «язык русский» 25% и 12,5% в школы «В» и «А» соответственно; 19% детей школы «В» отметили, что в России «хорошо». По 12,5% детей школ «А» и «В» отметили, что «в России много интересного, можно путешествовать, открытия совершать». «В России красиво» считают 6% всех опрошенных. Жить в другой стране предпочли только дети школы «а» (25%). В США хотят жить 12,5% детей, потому что там «теплее, ярче солнце светит», «язык нравится»; 6% детей хотят жить в Турции, потому что там тепло, в Португалии, потому что понравилась страна. Полученные данные позволяют сделать вывод о среднем уровне когнитивного критерия.
В целом анализ методик показал, что мотивационно-поведенческий критерий на низком уровне, а эмоционально-оценочный на среднем, то есть уровень социальных установок младших подростков средний, ближе к низкому.
Обобщив все полученные в результате диагностики данные, мы можем сказать об итоговом уровне сформированности социальных установок младших подростков. Результаты представлены на рисунке 3.
Рис.3. Итоговый уровень сформированности социальных установок младших подростков
Дети с низким уровнем социальных установок отличаются незначительными ЗУНами о правилах, нормах, традициях и запретах, практически не ориентированы на главные жизненные ценности. Таким детям свойственен низкий уровень заинтересованности в объекте и низкий уровень мотивации. Редкая реализация установки в поведении. Высокий уровень этнической предубежденности и подверженности влиянию социальных моделей. Самосознание на низком уровне, при высоком уровне самомониторинга, низкая самоэффективность, косвенная сформированность установок.
Дети со средним уровнем социальных установок имеют достаточный запас ЗУНов о правилах, нормах, традициях и запретах, а так же средний уровень ориентации на главные жизненные ценности, этнической предубежденности, подверженности влиянию социальных моделей и мотивации.
Дети с высоким уровнем социальных установок отличаются наличием знаний, умений и навыков о правилах, нормах, традициях и запретах. Они ориентируются на главные жизненные ценности, проектируют свою будущую жизнь. Их отличает высокий уровень заинтересованности в объекте или, напротив, категорическая неприемлемость объекта. Кроме того, у них низкий уровень этнической предубежденности. Такие дети мало подвержены влиянию социальных моделей. Их установки регулярно реализуются в поведении. Высокий уровень самосознания, при низком уровне самомониторинга. Установки сформированы на основе личного опыта.
Оптимальной формой работы с детьми является организация мультлектория, который предполагает просмотр мультфильмов, обсуждение темы до и после просмотра, рефлексию. Такая организация позволяет донести информацию для младшего подростка в наиболее доступной и интересной форме, подкрепленную конкретными примерами, способствует позитивному настрою и активному вовлечению в работу каждого из участников.
При разработке программы использовались мультфильмы из серии «Гора самоцветов: «Умная дочка», «Шейдулла-лентяй», «Злыдни», «Сказание о Петре и Февронье», «Жадная мельничиха», «Пумасила», «Чепоги», «Ворон-обманщик», «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Рыбак Оскус-Оол».
Целью программы является воздействие на социальные установки младших подростков в связи с базовыми ценностями, закрепленными в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации».
Далее мы определили временные рамки проведения программы для детей. Цикл состоит из 10 занятий по 40-45 минут каждое.
Так как наша программа нацелена на воздействие на социальные установки младших подростков, мы акцентировали внимание на следующих проблемах:
Основная форма работы – это просмотр мультфильмов, как один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание ребенка. Обращение к мультфильму не случайно. Мультфильмы сегодня являются одним из наиболее значимых механизмов социализации детей, влияющим на формирование мироощущения, мировосприятия и системы ценностей. Он демонстрирует не только эмоциональное состояние, которое переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия школьниками, усваивается легче и быстрее. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, просмотр мультфильмов обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу. Просмотр определенных мультфильмов способствует расширению кругозора в той или иной области знаний, формированию представлений об объекте изучения, помогает создать условия для мотивации познавательной деятельности и обобщения учебного материала. На основе просмотра мультфильмов будет прослеживаться их влияние на изменение социальных установок.
Создание проблемной ситуации активизирует мозговую деятельность детей, помогает сделать проблему значимой. Обсуждение проблемы способствует выявлению, систематизации, обобщению и углублению знания детей по теме лектория. Кроме того помогает выявить социальные установки детей на данную тему (проблему); на основе просмотра мультфильмов проследить его влияние на изменение социальных установок.
Рефлексия позволит зафиксировать изменения в социальных установках детей после просмотра мультфильма и обсуждения. Для получения более точных данных фиксация будет проводится с помощью видеокамеры. Видеозапись позволит также выявить, что больше повлияло на смену установок: обсуждение проблемы или просмотр мультфильма и обсуждение проблемы в его контексте.
Следующий этап нашей работы был направлен на апробацию составленной программы, которая позволит определить наиболее эффективное средство воздействия на социальные установки младших подростков. Существенных трудностей во время реализации программы не обнаружилось. Проблемы с дисциплиной проявлялись только при ответах на вопросы, когда обучающиеся стремились высказать свое мнение первыми.
Особенностью данного мультлектория является способ обсуждения темы: на основе постановки проблемного вопроса выяснялось общее представление обучающихся о предмете темы, которое дополнялось частными случаями (примеры детей, примеры из мультфильма), затем вырабатывалась некая общая точка зрения, которая служит ответом на проблемный вопрос.
Самый высокий интерес, следовательно, и активность в обсуждении вызывали, как казалось детям, парадоксальные вопросы: «Могут ли дети быть умнее взрослых?», «Кто сказал, что жадность плохое качество? У жадного человека много чего есть, потому что он никому ничего не дает, разве это плохо?». Не ожидали учащиеся вопросов провокационного характера: «Кто из вас ленив, а кто трудолюбив?.. А если перед вами стоит выбор: посмотреть мультфильм или прибраться дома, что вы выберите?»
Во время рефлексии ученики имели возможность высказать свое мнение по вопросу, поделиться впечатлениями о моменте изменения установки: «Было неожиданно слышать от взрослого, что не все взрослые умные и не все дети глупые…», «Я всегда думала, что люди хвастаются, чтобы меня обидеть, а оказалось, им самим чего-то не хватает».
На первом занятии детей заинтересовало новое слово «мультлекторий». Дети предположили, что они станут экспертами по мультфильмам. Использование мультфильма «Умная дочка» предоставило детям возможность увидеть проблему с разных сторон и позиций. Это способствовало развитию терпимости к различным точкам зрения, расширению представлений по проблеме и изменению социальных установок отдельных детей. Так, например, после просмотра мультфильма многие ученики осознали, что возраст человека еще не показатель его ума. Кроме того, обсуждая поведение героев, ребята выяснили, что люди готовы признавать неправду правдой, чтобы кому-то угодить или ради выгоды.
Второе занятие имело воздействующую силу на социальные установки в отношении труда и лени. Детям был предложен мультфильм о самом ленивом человеке на свете, благодаря которому обучающиеся увидели, как тяжело жить людям рядом с ленивыми людьми и сколько возможностей улучшить свою жизнь упускает лентяй. Респонденты задумались, к каким последствиям приводила их собственная лень: «Мне не хотелось мыть посуду, потому что очень хотелось гулять. Я ушла к подружке, хотя знала, что мама накажет. После этого мне запретили гулять неделю. Теперь я сначала дома помогаю, а потом гуляю», «Мама попросила помыть пол, пока она готовит обед. А мне было лень, и я решила сначала посмотреть мультфильм. Неожиданно пришли гости. Мне было очень стыдно, что я подвела маму». В результате дети пришли к выводу, что «от нашей лени страдаем не только мы сами, но и окружающие…».
Следующее занятие было ориентировано на социальные установки в отношении трудолюбия и зависти. Ребятам был задан вопрос, задумывались ли они, почему у некоторых людей, которые постоянно трудятся, работают и дома и на работе, жизнь не складывается, т.е. что мешает человеческому счастью. После просмотра мультфильма «Злыдни» дети решили, что это происходит от зависти других людей. На примере героев мультфильма подросткам была показана польза трудолюбия и вред зависти.
Четвертое занятие мы посвятили такой базовой ценности как семья и воздействовали на социальные установки в отношении любви и верности. История Петра и Февроньи Муромских наглядно доказывает, что истинное счастье человек обретает благодаря любви в семье, а не в деньгах и при власти. В ходе занятия подростки поняли, почему именно семья для человека самое важное: «Одному выжить сложно: нужно самому себя одеть, накормить, жилье добыть, а если что-то у тебя не получается, то даже не с кем поговорить, поддержать некому». Пример их жизни и отношение к ним народа, дает установку детям на то, если ваша семья добра, щедра, отзывчива, милосердна, честна, вы заботитесь о других и друг о друге, вы любите друг друга и способны постоять за близких, то будет в такой семье счастье, и люди будут уважать ее и любить. Главный вывод занятия – «Если люди любят, то будут поддерживать друг друга и смогут преодолеть все жизненные трудности».
Пятое занятие было посвящено проблеме жадности. В ходе занятия детям необходимо было доказать, что жадность – это порок: «с жадными людьми никто дружить не хочет, они одиноки». Мультфильм «Жадная мельничиха» поднимает и еще одну проблему – проблему одинокой старости.
На основе мультфильма «Пумасипа» мы подвели детей к понимаю природы хвастовства: «хвастаются неуверенные в себе люди, либо самоуверенные». Большинство ребят стали представлять хвастунов как золотой сундук, который красив только снаружи: «как конфета невкусная, только обертка красивая». Итог урока послужила пословица: «Доброе дело само себя хвалит».
Целью седьмого занятия было воздействие на социальные установки в отношении альтруизма. Мультфильм «Чепоги» явился для детей ярким примером, что счастье имеет уникальную особенность: когда им делишься, его больше становится. Кроме того подросткам было предложено подумать, как каждый из них может обрадовать, осчастливить другого человека. Озвучили много идей: дарить цветы, подарки, улыбаться и тебе улыбнутся в ответ, говорить комплименты, помочь бедному на улице, пообщаться со стариками и др. В целях распространения альтруистических идей и действий в массах мы познакомили детей с концепцией «Плати вперед (или заплати другим)».
В процессе поиска ответов на вопросы обучающиеся поступки героев и выявляли причины того или иного поведения. В результате представление детей о лжи и правде стало более реалистичным и расширенным: «Если я скажу, что мне не понравился подарок, который мне подарили, то обижу человека. Значит, не всегда сказать человеку правду - хорошо». Ребята усвоили, что даже ложью «во спасение» злоупотреблять нельзя: «Подружка моя угостила пирожком, который сама испекла, я сказала, что он вкусный (хотя мне запах его вообще не понравился), чтобы не обидеть, пришлось съесть. А потом оказалось, что он уже неделю в холодильнике лежал и я отравилась».
В основе завершающего занятия стоял вопрос о том, что такое счастье. Высказав свои представления о счастье, дети обнаруживают, что счастье у всех разное: «Когда здоровы родители», «Когда можешь делать, что хочешь», «Я счастлива, когда рисую, пою или танцую», счастье – это «когда тебя любят», «Я не знаю, что такое счастье, может я и счастлив, но не знаю об этом», «Когда мама и папа рядом».
В заключение следует отметить что, как показала практика, постановка проблемных вопросов и перспектива поиска ответов с помощью просмотра мультфильмов, явились важнейшими факторами привлечения детей к взаимодействию и мыслительной деятельности, в большинстве случаев удалось сделать вопрос значимым для детей. Исходя из наших наблюдений за процессом воздействия на социальные установки младших подростков, можно сделать вывод о том, что после предъявления информации в наглядной форме (жизненные ситуации, включенные в мультфильмы), дети с большим доверием воспринимают воздействующую информацию. Изменение установок, по данным наблюдений, часто происходило в момент осознания подростками, несоответствия имеющихся у них знаний с реальной ситуацией, т.е. чаще в момент обсуждения мультфильма после просмотра.
Анализ результатов мы представим далее.
Динамика изменения направленности социально-психологических установок экспериментальной и контрольной групп до и после формирующего эксперимента по методике Потемкиной О.Ф. представлена на рисунках 4, 5:
Рис.4. Характер направленности социально-психологических установок экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента (распределение в баллах)
Рис.5. Характер направленности социально-психологических установок контрольной группы до и после формирующего эксперимента (распределение в баллах)
Можно утверждать, что проведённые занятия оказали значительное воздействие на направленность социальных установок младших подростков. Увеличение положительной направленности социальных установок произошли в результате специально организованных групповых занятий, проводимых в экспериментальной группе. Наблюдения за младшими подростками, входящими в экспериментальную группу позволили нам установить следующие факты изменения: дети стали чаще анализировать поведение и причины поступков окружающих, а не просто критиковать, увеличилось число ситуаций взаимопомощи, 5 человек после занятия, в котором говорилось о пользе шахмат, записались в шахматный кружок.
Результаты по методике Потемкиной О.Ф. позволяют сделать выводы о динамике уровня мотивации детей до и после формирующего эксперимента, данные представлены на рисунках 6,7:
Рис.6. Уровень мотивации в экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента (распределение в %)
Рис.7. Уровень мотивации в контрольной группе до и после формирующего эксперимента (распределение в %)
По результатам эксперимента было выявлено, что общая направленность социальных установок младших подростков благоприятная, т.к. приоритетными являются такие направления как альтруизм, результат, труд, процесс и свобода, а эгоизм, власть и деньги наименее предпочтительны, но общий уровень сформированности аттитюдов довольно низкий.
Таким образом, мультлекторий является эффективным средством воздействия на социальные установки младших подростков, если в основу формирования тематического круга мультлектория положена социальная проблематика. Мультипликационные фильмы транслируют социально значимые для младших подростков знания, умения и навыки.