Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

CURRENT STATE AND NECESSITY FOR IMPROVEMENT OF THE UNIVERSITY ENVIRONMENT FOR STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS THROUGH ESTABLISHMENT OF AN ACADEMIC SUPPORT CENTER

Katsarska V.I. 1 Stоykоvа Zh.D. 1
1 Faculty of Education Trakia University
This article explores the access to higher education for persons with special educational needs (SEN), their learning difficulties and the state of the university physical and social environment, as well as the necessity for qualitative improvements in this environment. Special emphasis is placed on the human resources for training of students with special educational needs. The article provides evidence for the acute need for the establishment of a University education support center for students with special educational needs at Trakia University. The paper is based on empirical investigation of the issue, conducted with the participation of 20 students with special educational needs at Trakia University in 2016 in Stara Zagora, Bulgaria.
persons with special educational needs
higher education
supportive university environment
Academic support center for persons with special educational needs (SEN)

Для людей, которые считают знание высшей ценностью, поступление в высшее учебное заведение является особенно важным шагом в их жизни. Лица с оконченным высшим образованием имеют ряд преимуществ в сравнении с теми, кто его не имеет. В том случае, если высшее образование будет рассмотрено не столько с точки зрения приобретенных знаний и умений в определенной научной области, а в более глобальном аспекте, то можно будет выделить ряд существенных преимуществ. Наиболее важными из них являются:

– Более глубокое понимание природного и социального мира;

– Значительно расширяется мировоззрение в процессе приобретения высшего образования, особенно путем знакомства и изучения различных философских суждений и научных тезисов в различном культурном контексте;

– Повышается уровень толерантности;

– Повышается образовательный и социальный статус личности;

– Значительно увеличивается количество и качество элементов микросреды, в которой функционирует данная личность;

– Повышается уровень личностного развития. Создаются условия для более высокого качества жизни отдельной личности и общества в целом;

– Формируется рациональное и критическое мышление;

– Значительно активизируется и улучшается качество умственной деятельности;

– Приобретаются умения, необходимые в течение всей жизни. Процессы, путем которых приобретается, анализируется и обобщается информация различного характера, протекают на качественно новом уровне;

Легче осуществляется передача знаний между поколениями;

– Меняется отношение личности с высшим образованием к себе и окружающей среде;

– Коммуникация и общение отличаются более высоким качеством;

– Значительно расширяется число профессий, по которым человек с высшим образованием после более краткого срока обучения может работать, как и должностей, которые может занимать;

– Предоставляется возможность работать по специальности, которая требует наличие обязательного высшего образования (напр. учитель, врач, юрист и т.д.);

– Возрастает шанс устроиться на более высокооплачиваемую работу и уменьшается риск безработицы;

– Происходит стимулирование развития социального общества в целом, его просперитет и богатство.

По нашему мнению, даже только эти вышеперечисленные преимущества высшего образования показывают совсем очевидно, что ценность высшего образования является значимой как для отдельной личности, так и для общества в целом. Это значит, что и общество, и отдельная личность заинтересованы в участии большего количества лиц в получении университетского образования и создания лучших условий для академического обучения.

К сожалению, в настоящий момент в академическую среду включено значительно меньшее количество лиц со специальными образовательными потребностями из числа тех, у которых есть такое желание и которые могли бы воспользоваться этим. Внимание общества все еще направлено прежде всего к обеспечению для этих людей свободного доступа до начальных и средних учебных заведений, а не до высших. Известно, что в Европейском союзе проживает около 80 миллионов человек с каким-либо нарушением здоровья в более легкой или тяжелой степени [1]. В Болгарии отсутствуют точные данные их количества, но по данным последней переписи населения 2011 г. чуть больше половины миллиона человек имеют специальные потребности, при этом более 9 000 из них – это дети и учащиеся. Для них нет препятствий получения высшего образования, напротив – это желание поощряется, но в то же время мы предполагаем, что нельзя с уверенностью утверждать, что академическое обучение в достаточной степени доступно им и что для этого созданы все условия. Нужно отметить, что университетская среда была бы в значительной степени полезна как для них самих, так и для общества в целом.

Во-первых, можно указать на „необходимость интегрирования лиц с СОП во все формы социального функционирования, не исключая высшее образование. Решение этого вопроса имеет высокую степень как общественной значимости, поскольку о любом обществе судят по тому, „как оно защищает права самых уязвимых слоев населения“, так и личностной значимости, поскольку это шаги к улучшению социальной среды, оказывающей влияние на их общее развитие”. [4, с. 194-195].

Через обучение в высших учебных заведениях эти люди могли бы:

Узнать больше о своем здоровье – как лучше заботиться о восстановлении и охране здоровья. Известно, что более здоровый образ жизни водят люди с более высоким образовательным цензом.

Выйти за рамки ограниченной социальной среды. Известно, что в большинстве случаев лица со специальными образовательными потребностями функционируют в ограниченном количестве социальных единиц – преимущественно в семье, среди родственников, в школе и небольшом приятельском и соседском окружении. Можно с уверенностью сказать, что доступность получения высшего образования предоставляет им возможность не только значительно расширить эти микросреды, но и улучшить качество своего функционирования в них.

Улучшить в значительной степени качество коммуникации. Она не только может быть увеличена в объеме, но и в ее качестве, а это имеет существенное значение для тех лиц, кто испытывает затруднения в коммуникации (глухие, заикающиеся и пр.).

Развить свои личностные качества, ценные как для них самих, так и для общества в целом. Анализ результатов исследования социального интереса студентов показывает, что высшее образование не развивает напрямую их социальный интерес, но приводит к развитию таких личностных качеств, как сотрудничество, умение работать в команде, эмпатия, оказание помощи, соблюдение правил, чувство ответственности и пр., которые являются их производными. [7].

В большинстве случаев лица со специальными образовательными потребностями нуждаются в значительном количестве финансовых средств для своего лечения, для коррекционной работы и приобретения различных вспомогательных средств. Высшее образование может позволить им найти себе более высокооплачиваемую работу.

Консолидирование академической общности в еще большей степени [6].

В целом возможность получения качественного высшего образования лицами со специальными образовательными потребностями имеет особо важное значение для качества их жизни.

В то же самое время, как уже было сказано, в Болгарии все еще лишь малая часть лиц со специальными образовательными потребностями имеет внозможность обучаться в высших учебных заведениях. Предполагаем, что это зависит от комплексных причин – не везде для них создана доступная среда (отсутствуют подходящие пандусы, лифты, которые могут обеспечить студентам с ограниченными возможностями передвижения условия свободного доступа до всех учебных аудиторий, специализированных лабораторий и кабинетов), нехватка необходимой аппаратуры (слуховой для глухих, специальных средств для незрящих и т.д.) и пр.

С целью конкретного выяснения вопроса о состоянии и необходимости улучшения университетской среды для студентов со специальными образовательными потребностями в Фракийском университете, г. Стара Загора, Болгария, нами были проведены конкретные исследования.

Необходимо отметить, что достижение этой цели следует рассматривать как выход за рамки информационного знания и его использования только в качестве тривиального знания.

С другой стороны – принимаем, что выяснение этого вопроса, независимо от наличия относительной динамичности, может стать надежной базой для улучшения среды с помощью различных форм, средств и практики (база для новых исследований, взаимодействие между специалистами различных университетских звеньев, реализация проектов и т.д.).

Как особенно важную и более общую в сравнении с вышеописанной конкретной целью проведенного исследования необходимо рассмотреть обоснование необходимости создания в будущем времени Центра поддержки обучения студентов со специальными образовательными потребностями и их успешной адаптации в университетской среде Фракийского университета в г. Стара Загора. Опыт поддержки студентов с СОП можно почерпнуть в разных странах. В качестве положительных примеров могут быть отмечены американский колледж для глухих „Томас Хопкинс Галлаудет”, университет имени Н. Э. Баумана в России и Университет имени Гумбольдта в Германии[3]. Об успехах по отношению поддержки студентов с СОП во Франции можно проследить на специально созданной странице в интернете [8]. У нас, в Болгарии, накопленный опыт описан П. Терзийской [6]в Сборнике с материалами Юго-западного университета в г. Благоевград [5] и пр.

В соответствии с двумя важными вышеперечисленными целями – конкретной и более общей, нами был проведен опрос, в котором приняли участие 20 студентов со специальными образовательными потребностями. В группу были включены студенты с СОП, которые проходят обучение по 12-ти специальностям в Фракийском университете. Большее количество студентов со специальными потребностями, по сравнению с остальными факультетами, обучаются по специальности „Автоматика и компьютерные системы” (четыре студента).

Всем студентам было предложено заполнить Вопросник из 16-ти вопросов.

На первый вопрос: „Почему Вы выбрали для вашего обучения Фракийский университет?”, 45% участников исследования ответили: „Мне здесь нравится”. Значительно меньше доля студентов (25%), которые заявили: „Меня сюда приняли”. Заслуживает внимания ответ других 25 %, которые поделились следующим мнением: „Здесь мне могут помочь справиться с обучением и дипломной работой”. Можно предположить, что их ожидания связаны с помощью и поддержкой семьи, близких и знакомых студентов, но также и преподавателей.

Ответом на вопрос: ”Почему Вы выбрали эту специальность?” студенты прежде всего манифестируют осознанный выбор. Больше половины исследуемой группы студентов (52%) ответили: „Это мое призвание”, а 38% заявили: „Мне нравится эта специальность”. Можно сделать вывод, че в общем 90 % исследуемой группы студентов с СОП сделали свой выбор вполне сознательно и это является удовлетворяющим фактом. Ожидается, что такие студенты, после окончания обучения, будут стараться реализовать себя по специальности, что можно оценить положительно как для них самих, так и для общества в целом.

Ответы на вопросы: „Создана ли по Вашему мнению доступная архитектурная среда для обучения студентов с СОП?” и „Имеются ли технические средства для обучения студентов с СОП”?, включенные с целью выяснения состояния поддерживающей среды, ярко подчеркивают ее неудовлетворительное состояние. Ответы студентов (рис. №1 и рис. № 2) являются бесспорным доказательством этого мнения.

Подобным образом (рис. № 3) студенты отвечают на заданный вопрос о своих возможностях получить дополнительный материал на бумажном или электронном носителе. Только 15% из них отвечают, что имеют такие возможности. Мы не располагаем конкретными данными, студенты какой специальности имеют такие облегчения в одной или другой степени, но смущает тот факт, что 85 % из них не располагают подобными материалами. Логический вывод указывает на необходимость коренных изменений в этом направлении. Более того, некоторые студенты с СОП (напр. слепые или плоховидящие) трудно могли бы справиться самостоятельно с предметно-образными (изображения объектов), условно-изобразительными (таблицы, графики, схемы и т.д.), как и с другими видами наглядности. Указанная группа лиц со зрителными ограничениями не является единственной, которая, как видно из количества данных ответов, нуждается в подобных материалах. Их наличие может стать фактом в результате усилий отдельных преподавателей, но мы выражаем мнение, что в условиях хорошо функционирующего специализированного Центра поддержки студентов с СОП это могло бы осуществляться профессионально.

kacarski_d1.eps

Рис. 1. Ответы студентов с СОП на третий вопрос

kacarski_d2.eps

Рис. 2. Ответы студентов с СОП на четвертый вопрос

Функционирование такого Центра было бы оправдано и с точки зрения возможности для повышения квалификации преподавателей при работе с рассматриваемой группой студентов. На вопрос : „Умеют ли преподаватели, по Вашему мнению, обучать студентов с СОП?“, только 65 % ответили положительно. Категоричный ответ о их неспособности заявили 10 %, а 25 % сказали: „Не все преподаватели.” Можно сделать вывод, что в общем 35 % (немалая группа!) не могут или не всегда могут рассчитывать на компетентную помощь своих преподавателей.

kacarski_d3.eps

Рис. 3. Ответы студентов с СОП на пятый вопрос

Сделанный вывод подтверждается и ответами на седьмой вопрос („Что Вам помагает учиться в Фракийском университете?”). Из рис. № 4 можно понять, что студенты с СОП пока в малой степени могут рассчитывать на помощь преподавателей (15%), на библиотеку (5%), на коллег (5%), на электронное обучение (10%). Очевидно, что и их собственные усилия не являются достаточными - „Помогаю себе сам” ответили 5%. Принимаем последнее как регистрацию трудностей, которые студенты с СОП могли бы преодолевать значительно легче в адекватной поддерживающей среде, отвечающей их потребностям.

kacarski_d4.eps

Рис. 4. Ответы студентов с СОП на седьмой вопрос

На вопрос: „Что Вам мешает учиться лучше?” 40% студентов с СОП отвечают: „Ничего.”, но столько же (40%) говорят: „Труднодоступная среда.” Остальные ответы: „Не могу оценить – 10%, позднее окончание лекций – 5%; дорогое лечение, которое мне необходимо – 5%; „неудовлетворительная материальная база – 5%, плохое отношение коллег – 5% и „частые отсутствия по состоянию здоровья” – 5%. Общее количество ответов превышает 100%, так как некоторые студенты назвали более одного ответа.

Своими ответами на вопрос: ”Считаете ли Вы, что академическое образование в Фракийском университете вполне отвечает Вашим потребностям?” немного более половины студентов с СОП (55%) подтверждают это ответом „Да”; 25% : „Нет” и 20 % : „Не могу сказать”. Те, кто ответил „Нет“ и „Не могу сказать“, добавляют, что необходимо сделать пандусы для въезда в лифт, лифты и транспортные дорожки, приобрести необходимые материалы для практических занятий, подходящие учебные пособия и чтобы к ним проявляли „более корректное отношение”.

На вопрос по отношению необходимости дополнительных материалов 70% студентов с СОП категорично говорят о их необходимости.

Преобладающая часть участвующих в исследовании студентов (90%) заявили свое положительное отношение к обучению студентов-добровольцев, которые могли бы помогать своим коллегам с СОП.

Половина участников исследования заявляют и то, что необходима дополнительная подготовка университетских преподавателей для успешного обучения студентов с СОП, а 85 % из них, что они нуждаются в дополнительных консультациях со своими преподавателями. В этой связи можно отметить и то, что таким образом университеты в целом смогут значительно обогатить свою деятельность. В. Кацарска пишет: „Университеты, как институции, которые не только подготавливают специалистов для активного участия в процессах, имеющих отношение ко всему обществу, но и как научные центры, в которых разрабатывается научный подход для интеграции и межкультурного сотрудничества, должны иметь более ощутимый вклад”[2, с.155 ].

Последний, заданный нами вопрос, был следующий: „Имеется ли необходимость создания в Фракийском университете Центра для поддержки и обучения студентов с СОП и для помощи в их общей адаптации в академической среде?”. Ответ всех студентов был абсолютно категоричным: „Да”.

Результаты предпринятого нами исследования дают основание сделать несколько важных выводов:

Польза для лиц со специальными образовательными потребностями от обучения в высших учебных заведениях намного обширнее по сравнению с обучением лиц без специальных потребностей. Она варьируют в широких границах, хотя будет достаточным упомянуть пользу по отношению здоровья.

Существует необходимость расширения обхвата академического обучения по отношению лиц со специальными образовательными потребностями. До сих пор по различным причинам, более важные из которых были перечислены выше, количество лиц со специальными образовательными потребностями, поступивших на обучение в академическую среду Фракийского университета в г. Стара Загора, Болгария, не очень велико.

Студенты со специальными образовательными потребностями заявляют, что по отношению состояния университетской среды есть еще много того, чего можно пожелать. Обучающиеся студенты имеют осознанную необходимость улучшения университетской поддерживающей среды, прежде всего ее физических условий, но также и социальных.

Конкретные предложения для улучшения университетской среды относятся, прежде всего, к созданию доступной архитектурной среды, наличию дополнительных материалов на бумажных и электронных носителях, технических средств и пр.

Студенты высказали необходимость обучения студентов-добровольцев, которые могли бы оказывать им помощь и поддержку, а также и дополнительной подготовки университетских преподавателей с целью более успешного обучения студентов с СОП.

Мнение студентов о необходимости создания Центра академической поддержки студентов со специальными образовательными потребностями было единодушным. В таком Центре могли бы быть осуществлены все их предложения, которые мы считаем важными и которые необходимо реализовать.

Выраженные в более обобщенном виде функции Центра можно объединить в следующие группы: социальная, психологическая и педагогическая поддержка, улучшение физической и социальной среды, дополнительное обучение университетских преподавателей и студентов-добровольцев, конкретная методическая деятельность в зависимости от потребностей студентов, а также и расширение связей с подобными структурами у нас и за границей.

В заключение можно отметить, что поставленная путем проведенного исследования цель - конкретное выяснение состояния и необходимости улучшения университетской среды для студентов со специальными образовательными потребностями в Фракийском университет, г. Стара Загора, Болгария, была достигнута.

Полученные результаты говорят в пользу осуществления идеи создания Центра поддержки обучения студентов со специальными образовательными потребностями и их успешной адаптации в университетской среде Фракийского университета в г. Стара Загора.

Авторы статьи выражают благодарность Елке Д. Нейчевой-Тоневой - студентке Педагогического факультета Фракийского университета по специальности „Специальная педагогика” за ее практическую деятельность, связанную с проведением данного исследования.