Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE DESIGN PROCESSES OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS, PROVIDING TRAINING FOR SCHOOL CHILDREN, GROUPS AT RISK FOR VIOLATIONS OF LETTERS

Sherstobitova V.A. 1
1 Municipal budgetary special (correctional) educational institution for trained
In the article the processes of formation of professional competence of teachers. The author considers the problem of formation of professional competence of teachers accompanying the process of preparing for school group children at risk for violations of letters. The basic directions of activity of the teacher. Marked competence that he should have, what should be able in the framework of each activity. The basic provisions of the program of formation of professional competence in the prevention of violations of written speech. The relevance of the study due to the peculiarities of the new trends in the development of society and education.
professional competence
modeling
disorders of written speech
the prevention of violations of written speech
innovation transformation
the activities of the teacher

Актуальность исследования обусловлена особенностями новых тенденций в развитии общества. Все больше педагогов дошкольных учреждений интересует вопрос – как осуществлять подготовку к школе более эффективно, чтобы дальнейший образовательный процесс проходил максимально комфортно для ребенка. На данный момент проблема совершенствования подготовки педагогических кадров входит в число приоритетных направлений науки, так как качество и эффективность осуществляемой подготовки детей к школе напрямую зависит от профессионализма того педагога, который ее сопровождает [3].

Совершенствование системы образования предполагает увеличение объема знаний умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся. Особая нагрузка в связи с этим ложится на начальный этап обучения, одной из основных задач которого является формирование навыка грамотного письма [1]. Так как контингентом нашего исследования являются дети старшего дошкольного возраста группы риска по возникновению нарушений письма, то можно предположить, что именно на начальном этапе процесса обучения в школе могут возникнуть трудности. Овладение грамотным письмом является гарантом свободного перехода школьника с одной образовательной ступени на другую. Нарушение письма является одной из наиболее распространенных проблем школьного обучения (Т.В. Ахутина, Л.О. Бадалян, О.А. Величенкова, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова и др.). Психологи и педагоги придают особую значимость проблеме обучения детей письменной речи. В связи с этим психологи и нейрофизиологи Б.Г. Ананьев, Е.В. Гурьянов, А.Р. Лурия называют навыки письма и чтения ведущими в любой сознательной деятельности человека [2].

Проблему профессиональной компетентности педагога исследовали многие философы, педагоги, психологи. Вопросы формирования и развития профессиональной компетентности рассматриваются в трудах В.А. Адолфа, Т.Г. Браже, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, М.И. Лукьяновой, А.К. Марковой, A.M. Новикова, Г.С. Трофимовой, Г. Бернгард, В. Блума, X. Маркуса, Р. Стернера и др. [4]. Но, несмотря на достаточно широкую представленность исследуемого феномена в научной литературе, до сих пор нет однозначности как в его операционализации, так и в определении его состава, а, следовательно, и в выделении путей его развития [7]. Таким образом, актуальность темы так же может быть обусловлена недостаточным обоснованием способов развития профессиональной компетентности педагогов и все возрастающими требованиями социальной практики в компетентных работниках.

Особую значимость профессиональная компетентность приобретает в связи с тем, что система образования в настоящее время характеризуется значительными инновационными преобразованиями [5, 6]. В сложившихся условиях педагог, чтобы быть успешным и востребованным, должен быть готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, проявлять стремление быть профессионалом, постоянно обновлять свои знания и умения, стремиться к саморазвитию, проявлять толерантность к неопределенности, быть готовым к риску, т.е. быть профессионально компетентным [7].

В настоящий момент известно, что профессиональная подготовка педагогов в ВУЗе проходит на достаточном уровне. Однако, все чаще педагог оказывается бессилен при подготовке ребенка к школе и имея данные о возможных будущих проблемах обучения.

Причиной этого может являться отсутствие у педагога информации, знаний о том, что такое дисграфия, ее механизмы и причины возникновения и как прогнозируемые трудности отразятся на процессе обучения в целом.

Способ решения этой проблемы как раз может и послужить выстраивание процесса профессиональной подготовки педагогов с учетом проблемы подготовки к школе детей группы риска по возникновению нарушений письма и в ракурсе разработанного в итоге спецкурса.

Цель исследования – теоретическое и экспериментальное обоснование содержательных и технологических аспектов формирования профессиональных компетенций.

Объект исследования – процесс формирования профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих подготовку к школе детей группы риска по возникновению нарушений письма.

Предмет исследования – содержание процесса формирования профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих подготовку к школе детей группы риска по возникновению нарушений письма.

В процессе исследования был проведен анализ научной литературы по сформулированной теме, в частности был изучен ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 специальной (дефектологическое) образование. В результате данного анализа было выявлено, что нет достаточной информации о тех компетенция, которые должны быть сформированы у педагогов, сопровождающих процесс подготовки к школе ребенка группы риска по возникновению нарушений письма. В связи с этим будет построена модель компетентности педагога.

Мы считаем, что в заданном направлении работы, можно выделить актуальные виды деятельности педагога:

– диагностическая;

– коррекционная;

– просветительская;

– профилактическая.

В каждом из видов деятельности педагога целесообразно выделить основные компетенции, которыми он должен обладать, на что должен быть способен в рамках этого вида деятельности.

1. Диагностическая деятельность:

– способен проводить скрининг-диагностику выявления риска нарушений письма;

– способен интерпретировать полученные результаты;

– способен определять характер «риска» возникновения нарушений письма.

2. Коррекционная деятельность:

– способен определять направления и содержание коррекционно-развивающей работы;

– способен дифференцировать коррекционно-развивающую и профилактическую работу и т.п.

3. Профилактическая деятельность:

– способен определять направление и содержание профилактической работы;

– способен разработать индивидуальную образовательную программу по профилактике нарушений письма.

4. Просветительская деятельность:

– способен оценить уровень знаний специалистов по данной проблеме;

– способен сформулировать рекомендации для педагогов, обеспечивающих подготовку к школе детей группы риска по возникновению нарушений письма.

Все перечисленные особенности профессиональной компетентности педагогов, сопровождающих процесс подготовки к школе детей группы риска по возникновению нарушений письма, только подтверждают необходимость разработки программы формирования профессиональной компетентности в вопросах профилактики нарушений письменной речи.

Цель программы – формирование профессиональной компетентности педагогов, сопровождающих процесс подготовки к школе детей группы риска по возникновению нарушений письма.

Данная программа может быть реализована в условиях дошкольной образовательной организации представителями администрации (заместителем руководителя), руководителем методической службы. Реализация программы будет направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих процесс подготовки к школе детей группы риска по возникновению нарушений письма (воспитатели). Также программа может быть реализована в рамках образовательных программ подготовки специалистов и бакалавров в высших и средних специальных профессиональных учреждениях. Объектом реализации программы будут учащиеся старших курсов, обучающиеся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование». Срок реализации программы – один учебный год.

В содержании программы можно выделить 5 разделов:

1. Нарушения письменной речи. Типичные ошибки письменной речи.

2. Предпосылки развития письменной речи в дошкольном возрасте.

3. Выявление несформированности предпосылок письменной речи детей старшего дошкольного возраста.

4. Профилактика нарушений письменной речи в дошкольном возрасте.

5. Работа с семьей, имеющей ребенка группы риска по возникновению нарушений письма.

Работа по реализации программы по формированию профессиональной компетентности педагогов, сопровождающих процесс подготовки к школе детей группы риска по возникновению нарушений письма, может проводиться в условиях дошкольной образовательной организации, тогда в ее реализации будут задействованы педагоги, сопровождающие процесс подготовки к школе детей группы риска по возникновению нарушений письма, то есть воспитатели. Реализовывать ее могут представители администрации дошкольной образовательной организации, а также представители методической службы. Они должны ориентироваться на определенные компетенции, которыми должен владеть педагог в результате освоения программы.

Знать, иметь представление:

– иметь представления о нарушениях письма, их профилактике, типичных ошибках, предпосылках развития письменной речи;

– иметь представления о наборе скрининг-диагностики для выявления риска нарушений письма;

– иметь представления о направлениях и содержании коррекционно-развивающей работы с детьми группы риска по возникновению нарушений письма.

Уметь:

– уметь определять направления и содержание коррекционно-развивающей работы;

– уметь дифференцировать коррекционно-развивающую и профилактическую работу и т.п.;

– уметь проводить скрининг-диагностику выявления риска нарушений письма;

– уметь интерпретировать полученные результаты;

– уметь определять характер «риска» возникновения нарушений письма;

-уметь определять направление и содержание профилактической работы;

– уметь разработать индивидуальную образовательную программу по профилактике нарушений письма;

– уметь оценить уровень знаний специалистов по данной проблеме;

-уметь сформулировать рекомендации для педагогов, обеспечивающих подготовку к школе детей группы риска по возникновению нарушений письма.

Владеть, иметь опыт:

– иметь опыт проведения скрининг-диагностику выявления риска нарушений письма;

– иметь опыт интерпретации полученных результатов;

– иметь опыт в определении направлений профилактической, корекционно-развивающей работы с детьми группы риска по возникновению нарушений письма;

– иметь опыт в определении характера «риска» возникновения нарушений письма;

– иметь опыт в разработке индивидуальных образовательных программ по профилактике нарушений письма.

В связи с этим должны появиться соответствующие задачи в годовом планировании деятельности педагогов, которые будут отражать содержание каждого из пяти блоков программы. Представители администрации и методической службы дошкольной образовательной организации должны дополнить планирование тематики педсоветов, заседаний методических советов. У педагогов должен появиться набор новых тем по самообразованию. Представитель методической службы может организовать творческие и проблемные группы.