Социально-экономическая ситуация развития современного общества отражает возросшую потребность сферы труда в специалистах способных эффективно решать профессиональные задачи независимо от постоянно меняющихся информационных, социальных, профессиональных условий окружающей действительности. Такие требования к выпускникам предъявляет государство на фоне переориентации всей образовательной системы с образования «на всю жизнь» на образование «через всю жизнь» – ,так называемое, непрерывное образование.
Непрерывное образование предполагает постоянное самосовершенствование человека в течение жизни, поэтому актуальной становиться задача активизации механизмов, позволяющих ему не только адаптироваться к окружающей действительности, но и, отвечая на ее вызовы, целесообразно изменять ее и себя самого. Таким механизмом можно считать познавательную компетентность, являющуюся одной из ключевых компетентностей, формируемых в процессе образования личности.
В данной работе выявим роль ключевой познавательной компетентности личности в ее профессиональной деятельности в контексте непрерывного образования.
Под непрерывным образованием понимают различные формы образовательной деятельности учебных заведений и самого человека: образование на протяжении всей жизни (life long learning, LLL); образование взрослых (adult education); непрерывное профессиональное образование (continuing vocational education and training) [4]. В зависимости от различных факторов и условий результатом непрерывного образования может быть интеллектуальное, физическое, культурное либо какое-либо другое приращение личности, в том числе и зафиксированное в государственном документе об образовании. Протекать непрерывное образование может как в стенах учебного заведения (на всех ступенях образования), так и в других социальных учреждениях и даже в домашних условиях.
Непрерывность образования предполагает как организацию повышения квалификации работников любой сферы труда, так и организацию учебной деятельности личности на протяжении всей жизни с целью постоянного самосовершенствования человека в любых областях жизнедеятельности, когда учебный процесс является неотъемлемой частью личности в любом возрасте.
Рассмотрим понятие ключевая познавательная компетентность. Ключевыми компетенциями/ компетентностями считаются основные универсальные совокупности базовых способностей, знаний и умений, необходимых для эффективной профессиональной и социальной деятельности [7].
Познавательная компетенция/ компетентность – это одна из ключевых компетенций, относящихся к деятельности человека, наряду с компетенцией деятельности и компетенцией информационных технологий [5]. А.В. Хуторской так же относит познавательную компетентность к ключевым образовательным компетентностям, используя понятие «Учебно-познавательная компетентность». В «Стратегии модернизации содержания общего образования» в структуре ключевых компетентностей первой по списку идет компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, «основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации».
Отсюда следует, что сформированная познавательная компетентность играет значительную роль в облике современного специалиста (профессионала).
Во избежание двусмысленности необходимо отметить, что в научно-методической литературе по компетентностному подходу применяются две категории – «Компетенция» и «Компетентность». Основные вопросы, встающие перед исследователями относительно соотношения понятий «Компетенция» и «Компетентность» – это отношение к личности, доминантность деятельностного компонента и ориентированность на результаты обучения [11]. И в большинстве случаев ведущими являются две точки зрения относительно этого вопроса.
С позиции одних исследователей, компетенция – это отчужденное, заранее заданное требование к подготовке некоторой идеализированной личности в идеализированных условиях, а компетентность – это характеристика личности, выражающаяся в овладении опытом той или иной деятельности, т.е. в овладении компетенцией (А.В. Хуторской, Н. Хомский, И.А. Зимняя, С.Г. Воровщиков, Д.Н. Пустовойтов, С.И. Осипова, Н.М. Эдвардс).
Однако, В.И. Байденко при определении состава компетенций выпускников вузов определяет категорию «Компетенция» как ведущую в компетентностном подходе, присваивая ей личностные характеристики, соответствующие уровню овладения навыком выполнения той или иной деятельности. Эту точку зрения разделяют такие исследователи как: А. Барц, Т ринкер, Д. Воган, Р.С. Йегер, Х. Шэпер, А.В. Русаков и др.
В данной работе согласимся с мнением авторов разделяющих категории «Компетенция» и «Компетентность» как общее, отвлеченное от личности и личностный опыт по овладению деятельностью. Таким образом, считаем целесообразным применять понятие «Познавательная компетентность», характеризующееся как интегративная динамическая качественная характеристика личности, позволяющая активно и эффективно осуществлять процесс познания объективной действительности и накопления опыта по решению реальных познавательных задач: добывания, переработки и применения информации [6].
Актуализируем роль ключевой познавательной компетентности личности в контексте непрерывного образования.
Непрерывное образование изначально базируется на социальных аспектах образовательной политики государства, таких как повышение качества и доступности образования; интеграция общего и профессионального образования; экономическое и социальное развитие современного общества; повышение конкурентоспособности отечественных специалистов на зарубежных рынках труда.
Наряду с этим в педагогике выделяется так же мотивы реализации непрерывного образования несущие личностный характер: «учет потребностей индивида в духовном развитии, творческой самореализации» [1]. На основе контент-анализа нами были выявлены характеристики познавательной компетентности, обосновывающие ее роль в удовлетворении обозначенных потребностей личности: овладение ценностно-смысловыми ориентациями, жизненными установками (Пустовойтов В.Н.); нестандартная формулировка и решение жизненных ситуаций, высокая интеллектуальная деятельность (Зимняя И.А.), интеграция знаний, умений и жизненного опыта и творческого потенциала личности (Шмигирилова И.Б.). Это говорит о том, что познавательная компетентность характеризует своего носителя как человека познающего, изменяющего и изменяющегося, способного к самообучению, саморазвитию, адаптации к постоянно меняющимся условиям окружающей действительности, к наличию информационного шума, а так же способность к избеганию информационного стресса, что является неоспоримыми факторами достижения результативности любой ступени непрерывного образования.
Так же одной из фундаментальных идей концепции непрерывного многоуровневого образования является идея деятельностного подхода в обучении и постоянного самостоятельного проектирования личностью собственной деятельности [1]. Деятельностный подход означает в своей основе следующее: чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру возможностей вовлечь их в эти виды деятельности, т.е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность [9]. Не столько важно передать обучаемому определенный объем знаний, сколько помочь ему освоить виды деятельности, владея которыми, он сам в любой ситуации сможет получать необходимую информацию. Таким видом деятельности безусловно можно считать познавательную деятельность, которая является ведущей деятельностью носителя познавательной компетентности, что показал анализ научной литературы по теме исследования, представленный ниже.
Характеристики познавательной компетентности:
- Хуторской А.В.: совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности [10];
- Воровщиков С.Г.: деятельность по решению реальных учебно-познавательных проблем, которая сопровождается овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации [3];
- Пустовойтов В.Н.: личностный опыт учащегося в сфере саморегулируемой познавательной деятельности [8];
- Власенко С.В.: владение навыками познавательной деятельности, умение понимать целостную картину мира и использование информации для решения жизненно важных проблем [2].
Приведенные характеристики познавательной компетентности показывают значимость познавательной деятельности в процессе познания человеком окружающей действительности, поиска, структурирования и усвоения постоянно поступающей в течение всей жизни информации, адаптации к информационному шуму и абстрагирования от излишней или неактуальной информации.
Таким образом, роль познавательной компетентности в рамках деятельностного подхода и с учетом духовных потребностей личности, на наш взгляд, является неоспоримой в контексте реализации непрерывного многоуровневого образования.