Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

HISTORY OF EDUCATION: MORAL AND SPIRITUAL EDUCATION

Guseva L.G. 1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University
This article reviews the main ideas of the system of education in the 19th century’s Russia, based on the extended position of the domestic pedagogy that general education without moral education has no sense. The article describes the contribution of the great teachers, writers, scientists – F.M. Dostoevsky, K.P. Pobedonostev, S.I. Miropolsky, K.D. Ushinsky, L.N. Modzalevsky into the development of moral and spiritual education.
history of education
moral and spiritual education
development
patriotism

В истории отечественного образования накоплен богатейший опыт духовно-нравственного воспитания. Мы обращаемся к нему, стараемся глубже понять, каждый раз осмысливая на новом уровне и с учетом нового времени. Поскольку «имеется широкий круг вопросов, которые возникли в период общественных изменений, повлекших за собой перекос в формировании ценностных ориентаций в сторону вещизма, материальных потребностей в ущерб духовному началу» [1, с. 65]. Образование направлено на развитие у детей и молодёжи чувства целостности и смысла жизни. «Мы никогда не должны разрушать идеалы детей и молодёжи. Мы хотим, чтобы они могли жить в реальном мире, но не хотим, чтобы они цинично относились к нему и отказались от стремления к совершенствованию себя, общества и мира вокруг себя» [2, с. 14].

Вопросы духовно-нравственного воспитания помогает осознать «философское понимание личности как совокупности общественных отношений, ее природной сущности, положения о многофакторном характере ее воспитания, его системности, о единстве сознания и деятельности, о творческо-деятельностной сущности личности, закономерностях ее формирования и развития; о морали, как специфической форме общественного сознания» [12].

Обратимся к истории развития пеагогики и образования в России в XIX веке, поскольку в это время российские педагоги выдвинули основное положение отечественной педагогики: образование без нравственного воспитания не имеет никакого смысла. Во второй половине XIX в. в России перестраивались сферы государственной и общественной жизни, включая систему образования. Возрастали внимание и интерес к вопросам воспитания. Это способствовало появлению и воплощению многих педагогических идей.

Многие писатели в своих произведениях раскрывали особенности психологии детей. Например, Достоевский Федор Михайлович (1821 г., Москва – 1881 г., Санкт-Петербург), русский писатель, мыслитель, философ и публицист, которого все считают исследователем человеческой души, психологом. Мы знаем его как воспитателя великого князя Константина Романова, как писателя, в творчестве которого получили отражение многие стороны развития, формирования и воспитания детской души.

Примечательно, что читать Федора Достоевского учила его мать по книге «Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета». В романе «Братья Карамазовы» старец Зосима рассказывает, что по этой книге он в детстве учился читать. Большое впечатление на Федора произвела библейская Книга Иова. Впоследствии размышления писателя Ф.М. Достоевского о Книге Иова были использованы при работе над романом «Подросток», особенно при создании образа Макара Ивановича (формального отца Аркадия Долгорукова) [3].

Ф.М. Достоевский известен нам и как педагог-теоретик. Он рассматривал важнейшие педагогические проблемы, среди которых: соотношение общечеловеческого и национального в русском воспитании; характер образования – оно должно быть серьезным и настоящим трудом; единство свободы и нравственной ответственности; формирование в русском человеке правового сознания; подготовка национального учителя и др.

В России XIX века ведущую роль в определении правительственной политики в области народного просвещения играл Победоносцев Константин Петрович (1827 г., Москва – 1907 г., Санкт-Петербург). Учёный-правовед, писатель, переводчик, историк церкви. Он является создателем системы церковно-приходского образования в России.

К.П. Победоносцев считал, что церковь и вера – основы государства: «Государство не может быть представителем одних материальных интересов общества; в таком случае оно само себя лишило бы духовной силы и отрешилось бы от духовного единения с народом. Государство тем сильнее и тем более имеет значения, чем явственнее в нём обозначается представительство духовное. ... Нравственное начало неустойчиво, непрочно, лишено основного корня, когда отрешается от религиозной санкции. <…> Религия, и именно христианство, есть духовная основа всякого права в государственном и гражданском быту и всякой истинной культуры» [10].

В письмах К.П. Победоносцева к Александру III он писал: «Для блага народного необходимо, чтобы повсюду… около приходской церкви была первоначальная школа грамотности, в неразрывной связи с учением закона Божия и церковного пения, облагораживающего всякую простую душу» [9, с. 28].

Активное участие в реформе образования в XIX веке принимал Миропольский Сергей Иринеевич (1842 г., Воронежская губерния – 1907 г., г. Павловск) С.И. Миропольский много лет занимался литературно-педагогической деятельностью. Среди его трудов много духовно-педагических книг: «Обучение письму в начальной народной школе», «Школа и общество», «Очерк истории церковно-приходской школы» «О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе», «План и основы жизни народной школы», «Времена года. Сборник стихотворений и статей для детского чтения», «Учитель, его призвание и качества, знания, цели и условия его деятельности в воспитании и обучении детей», «Учебник дидактики», «Дидактические очерки. Ученик и воспитывающее обучение в народной школе». С.И. Миропольский перевел на русский язык «Великую дидактику» Я.А. Коменского.

Миропольский С.И. в произведении «Школа и государство. Обязательность обучения в России» приводит слова Аристотеля «никто не может оспаривать того, что особенная заботливость законодателя должна быть обращена на воспитание юношества, ибо пренебрежение этим делом в государстве вредит его политическому благоустройству» [7, с. 24], с которыми полностью согласен, поскольку считает, что жизнь государства и воспитание народа взаимосвязанны.

Сергей Иринеевич утверждал – чтобы народная школа не была «учебищем», а готовила из человека человека, она должна прежде всего воспитывать. Он был глубоко убежден, что в России есть пример такой школы – это церковно-приходские школы. С.И. Миропольский, как и К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, был идейным вдохновителем церковно-приходской школы и считал, что основу народной школы должна составлять связь с церковью.

С.И. Миропольский не принимал позицию многих современников о необходимости перенимать опыт Запада. Он считал, что в России накоплен большой опыт, и в теории, и в практике. Основа школы должна быть национальной, сохранять традиции и следовать им. Эти традиции носят православный характер, направленный на развитие религиозно-нравственных чувств в человеке. «Дети должны выходить из школы не только обладая знаниями, но имея развитый рассудок, пробужденную любознательность, навык и любовь к труду, задатки здорового, честного характера, любовь к правдивости, уважение к человеческой личности, стремление к самообразованию, навык сознательно подчиняться требованиям дисциплины, усвоить Закон Божий не только головой, но и сердцем», – так определял назначения церковно-приходской школы С.И. Миропольский [4, с. 185].

Для С.И. Миропольского дело воспитания молодых душ – это святая обязанность каждого, кто посвятил себя социально-педагогической деятельности. Воспитатель – это настоящая личность, являющаяся примером во всем, способная не только увлечь, но и повести за собой. С.И. Миропольский. обращается к Иоанну Златоусту, который утверждал, что педагог выше живописца, выше ваятеля, выше всякого другого художника, именно учитель умеет образовывать детскую душу. Назначение педагога – это нравственное служение, выполнение долга перед обществом. Главная цель педагога – «просвещение детей светом учения и в религиозно-нравственном их воспитании» [6].

Добиться успеха в воспитании может только тот, кто достиг единства нравственного, умственного и религиозного образования. Христианская любовь – вот основное требование к воспитателю, ибо она «строга и бдительна». С.И. Миропольский, как и К.Д. Ушинский, считал, что только глубоко и истинно верующий человек может быть воспитателем детей. Любовь человека к детям – это, по убеждению С.И. Миропольского, естественное чувство. Для педагога важно, чтобы оно соединялось с христианской любовью, с христианским убеждением, что только она может быть источником нравственных качеств учителя. Никакие воспитательные средства, если они не подкреплены христианской любовью, требованием веры, не дадут положительных результатов. Только религия даст человеку возможность достичь полноты нравственного характера, свойственного человеку.

С.И. Миропольский в своей работе «Идея воспитывающего обучения в применении к народной школе» предложил важнейшую закономерность обучения: единство обучения и воспитания, выдвигая воспитывающую функцию обучения как доминирующую. «Идея воспитывающего обучения есть прекрасный плод педагогических исследований и опытов нашего времени. Сущность ее заключается в том, что все обучение должно быть направлено ... на возбуждение и образование всего духовного существа человека, ... на развитие всех духовных сил человека, согласно с всеобщими законами развития человеческого духа. Идея эта прямо опирается на природу дитяти. … Познание действует на чувство и вызывает желания, факт стремления и самоопределения к деятельности, заключает в себе сознание цели или предмета стремлений и духовное возбуждение (чувство), нас увлекающее. Все, что входит в душу дитяти, так или иначе действует и на все содержание его духовной жизни» [5, с. 125].

С.И. Миропольский говорит о сознательности дисциплины детей. Она формируется не на принуждении, а на понимании норм поведения и необходимости их соблюдения. Дисциплина – не столько внешнее соблюдения правил поведения. «Где нет в детях правдивости, доверия и любви к учителю, там нет дисциплины, как бы ученики ни были послушны учителю» [4, с. 159]. Послушание – важнейшая христианская добродетель, однако и его (послушание) необходимо формировать.

С.И. Миропольский, обосновывая в своих трудах важность всеобщего образования и создания народной школы, доказывал необходимость единства интеллектуального, нравственного и духовного воспитания, которое рассматривал в христианской парадигме и ориентировал на понимание ценности Бога и человека.

Ушинский Константин Дмитриевич (1824 г., Тула – 1870 г., Одесса), проанализировал воспитание во всех формах теоретического педагогического сознания, опираясь на теологический, социальный («принцип народности») и антропологический принципы.

Основой педагогической системы К.Д. Ушинского стали идея демократизации народного образования и идея народности воспитания. Народность – это особое духовное образование. В народности отражены мировосприятие и миросозерцание народа, его представления о ценностях и идеалах, типичные черты характера, духовный опыт, стремление сохранить свое Я. К.Д. Ушинский подчеркивал, что только созданная народом или основанная на народных началах педагогическая система воспитания имеет действенную силу и может воспитать истинного патриота.

На основе принципа народности К. Д. Ушинский разработал систему идей, направленных на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности, котрую раскрыл в произведении «Человек как предмет воспитания» (1868-1869).

В работе с детьми дошкольного возраста К.Д. Ушинский отводил значительное место ознакомлению с природой, эстетическому и нравственному воспитанию. Он считал, что лишь благодаря нравственному воспитанию ребенок становится человеком.

Педагог, соратник и последователь К.Д. Ушинского – Модзалевский Лев Николаевич (1837, д. Гари – 1896, Санкт-Петербург). Л.Н. Модзалевский – автор первого систематического пособия «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен» (1866), в котором сделал важный для науки вывод: древнерусская школа, византийская, а затем схоластическая в России воспитывала молодежь в духе истинного христианства. Схоластическая школа «цивилизовывала христианским началом любви все общество», сглаживала резкость различия «мирских состояний», укрепляла чувство патриотизма, давала умственное развитие своим питомцам, примиряла науку с религией [8, с. 347]. Л.Н. Модзалевский выступал против наполнения русской речи иностранными словами, он руководил обществом «Союз ревнителей русского языка».

Изучение наследия, взглядов педагогов прошлого на духовно-нравственное воспитание помогает нам организовать процесс образования как погружение в общечеловеческую культуру и подготовку детей к заботливому построению нашего общества и всего мира, создающий условия для воспитания честности, чувства справедливости, способности делиться, замечать чувства других, воспитания понимания того, что мы должны относиться к людям так, как хотим, чтобы относились к нам.