Роль высшего образования в социально-экономическом, технико-технологическом, культурном и политическом развитии общества общеизвестна. Именно образовательный потенциал обеспечивает достойный имидж страны и ее место в мировом сообществе, определяет статус человека в обществе и статус нации в мире. Высшая школа является главным носителем интеллектуального, научного и кадрового потенциалов общества. Её состояние и уровень развития определяют степень конкурентоспособности страны.
Поэтому во всем мире уделяется самое серьезное внимание развитию высшего образования, повышению роли и значения университетов в обществе и более эффективному использованию их возможностей в человеческом развитии [1]. Особо масштабные и глубокие преобразования структуры, содержания и формы высшего образования произошли в последние десятилетия практически во всех регионах мира.
Одним из ключевых факторов инновационного развития страны является формирование приоритетных стратегических направлений в развитии системы высшего образования. При этом следует отметить, что современная стратегия развития этой системы опирается на приобретение и овладение информационно-техническими средствами, современными технологиями при минимальных дополнительных финансовых и материальных ресурсах. Это определяет актуальность вопросов совершенствования качества организационно-нормативного обеспечения и осуществления требуемых структурно-функциональных преобразований, направленных на повышение качества образовательного процесса, рост эффективности системы управления высшей школой, обеспечение подготовки специалистов с высшим образованием в соответствии с текущими и прогнозируемыми условиями формирования требований спроса в реальном секторе экономики [2]. Принципиально важным является также устранение несогласованности различных организационно-нормативных условий функционирования высшей школы, приведение этих условий в соответствии с действующим законодательством и международными соглашениями.
Целью исследования является развитие теоретических и научно-методических положений и выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование интеграционных преобразований в системе высшего образования для повышения социально-экономической эффективности ее функционирования.
В соответствии с поставленной целью авторами были сформулированы и решены следующие задачи:
– уточнить приоритетные стратегические направления в развитии системы высшего образования для качественного изменения статуса, функций и структуры высших учебных заведений;
– определить идеологические ориентиры, принципы и условия, способы и формы реформирования в аспекте повышения доступности образования для представителей различных групп населения и роста конкурентоспособности ВУЗов в рыночной среде;
– раскрыть опыт международного сотрудничества и интеграционных преобразований в высшем образовании с целью его трансформации в мировую социальную систему с сохранением национальных, культурных и исторических особенностей каждой страны.
Предметом исследования выступают организационно-правовые и социально-экономические отношения возникающие в процессе интеграционных преобразований и развития системы высшего образования.
В качестве объекта исследования выбрана система высшего образования Республики Казахстан и Российской Федерации.
Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные и прикладные научные разработки ученых и практиков, посвященные проблеме концептуального развития системы высшего образования, современные методы и инструменты управления реформированием системы образования в условиях рыночной экономики, нормативно-правовые и законодательные акты Республики Казахстан и Российской Федерации.
Информационную базу исследования составили официальные материалы федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Республики Казахстан, Программные документы Правительства Республики Казахстан и Российской Федерации, информация internet-сайтов, данные, собранные лично авторами и полученные на основе авторских расчетов.
Научная новизна заключается в комплексном исследовании теоретических и практических положений, методов и инструментов интеграционных преобразований системы высшего образования. В частности детерминированы ключевые факторы и стратегические направления развития системы высшего образования; доказана необходимость внедрения новых технологий обучения, которые наряду с классическими позволят сформировать эффективно функционирующую систему совершенного университета; изучен зарубежный опыт даны рекомендации по его адаптации к системе высшего образования в России и Казахстане с учетом базовой национально идеи, политических, социально-экономических, рациональных и культурно-этических особенностей государства.
Материалы и методы исследования
Одним из ключевых факторов инновационного развития страны является формирование приоритетных стратегических направлений в развитии системы высшего образования. При этом следует отметить, что современная стратегия развития этой системы опирается на приобретение и овладение информационно-техническими средствами, современными технологиями при минимальных дополнительных финансовых и материальных ресурсах.
Проводимая реформа, прежде всего, потребует признания реальной роли высшей школы страны и ее конкретных составляющих университетов, академий и институтов. Радикальные изменения в системе, структуре и содержании высшего образования должны существенно изменить статус, функции и структуру высших учебных заведений.
В условиях радикального изменения структуры и содержания высшего образования, интенсивного внедрения новейших технологий обучения, повышения роли университетов и расширения их общественных функций меняются структура и условия функционирования вуза. Меняются и роли традиционных классических вузовских подразделений, они видоизменяются, совершенствуются, а также появляются совершенно новые. Все это требует внимательного анализа всех тенденций и научно обоснованных рекомендаций по формированию оптимальной, эффективно функционирующей структуры современного университета.
Необходимо изучить также внешнюю среду функционирования университетов. В условиях экономической, социальной интеграции и университеты могут объединяться между собой или с производственными компаниями, корпорациями и научно-технологическими парками. Вполне возможно появление корпоративных вузов, обслуживающих крупные хозяйственные объединения, корпорации, холдинги, транснациональные компании и оказывающих им комплекс образовательных, исследовательских, консультативных и других видов услуг. За рубежом давно практикуется создание таких центров, которые называются мультиверситетами. Они, представляя собой университетские или интеллектуальные города, играют решающую роль в конкретном социальном пространстве. Изучение зарубежного и отечественного опыта и рекомендации по созданию таких университетов, определению их статуса, структуры и условий функционирования являются первостепенной задачей науки о высшей школе [3].
Результаты исследования и их обсуждение
Государственная образовательная политика должна определять идеологические ориентиры образовательной системы, отражать базовые национальные идеи, политические и социально-экономические, национальные и культурно-этнические вопросы этой сферы. Здесь же должна быть обозначена доступность образования для представителей различных социальных, национальных, региональных, возрастных групп населения, указаны принципы и условия, способы и формы, механизмы и средства, с помощью которых конкретно реализуется конституционное право каждого гражданина на образование, в том числе на высшее [4].
Организации международной деятельности, включая обучение иностранных граждан в Воронежском государственном университете инженерных технологий (ВГУИТ) традиционно уделяется большое внимание. В2015/16 учебном году контингент иностранных учащихся составил 596 студентов. Из них на подготовительном факультете для иностранных граждан обучалось163 человека, 418 человек являлось студентами высшего образования, 15 человек – студентами факультета среднего профессионального образования.
ВГУИТ осуществляет связи с зарубежными вузами и международными организациями 14 стран мира, в том числе входящих в зону европейского высшего образования. ВУЗ имеет 23 действующих договора, 2 их которых были подписаны в 2016 г. с Западно-Казахстанским аграрно-техническим университетом имени Жангир хана и Казахским агротехническим университетом им. С. Сейфуллина. В рамках этих договоров организуется международный обмен студентами для прохождения стажировок в высших учебных заведениях и на предприятиях за рубежом.
Возросла академическая мобильность студентов: за 2016 г. стажировку с получением сертификатов прошли 38 студентов. Для прохождения стажировок и практик студенты выезжали в Италию, Чехию, Китай, Грецию, Германию, что значительно повышает конкурентоспособность выпускников ВГУИТ на внутреннем и международном рынках труда. Для участия в международных программах студенты проходили дополнительные курсы по изучению иностранных языков. В рамках полученной стипендии Президента РФ для обучения за рубежом в 2015/16 учебном году один из аспирантов успешно прошел обучение в итальянском университете. Кроме того, в течение двух последних лет магистранты ВГУИТ получают стипендию университета г. Аквила.
Преподаватели ВГУИТ активно участвуют в международной деятельности. Только в 2015 г. они приняли участие в 137 международных конференциях, из которых 11 было организовано на базе вуза. В зарубежных изданиях преподавателями было опубликовано 97 статей и тезисов докладов.
Кроме того, значимым для университета по-прежнему остается решение задач по развитию сетевого взаимодействия с зарубежными вузами, в том числе разработка совместных образовательных программ, а также участие в международных научных проектах.
Наиболее важной задачей образования на сегодня является разработка национальной модели высшего образования. На этот процесс влияют социальный и правовой статус государства, его этнический состав, исторические и культурные ценности, национальные и языковые особенности, традиции. Именно эти элементы являются определяющими и отличают национальную модель образования одного государства от модели другой страны. Но, чтобы они конституционно стали компонентами этой модели, необходимо их превратить в принципы государственной политики в области образования.
Основу национальной модели составляют государственные, национальные и языковые компоненты, которые должны найти четкое отражение в государственной политике образования. Следующими составляющими являются принятые в стране уровни, этапы и структура высшего и послевузовского образования, законодательно закрепленные в нормативных документах. Ведущим компонентом в качестве остова модели будут служить государственные образовательные стандарты высшего профессионального и послевузовского образования. Они найдут свое конкретное воплощение в учебных планах, образовательных программах и технологиях обучения, которые разрабатываются в полном соответствии с принципами государственной политики образования каждой страны[5].Безусловно, они должны содержать общепризнанные международные образовательные принципы и требования.
Понятие национальной системы высшего образования намного шире. Кроме национальной модели, она включает еще всю сеть высших учебных заведений (с их кадровым и научным потенциалом, инфраструктурой), государственные центральные и муниципальные органы управления образованием, органы аттестации и аккредитации учебных заведений, а также общественные или государственно-общественные организации и объединения.
Сейчас в Казахстане нет окончательно разработанной и эффективно действующей национальной модели высшего образования. Она только формируется, разрабатываемые в последнее время государственные стандарты, новые учебные планы и образовательные программы нацелены на это. Всевозрастающая интеграция в области экономики, политики и всей социально-общественной жизни становится неизбежным и вполне закономерным этапом развития мирового сообщества [6].
В современных условиях вхождение республики в европейское образовательное пространство рассматривается в контексте национальных интересов в развитии внешнеполитического курса страны, направленного на сотрудничество с Европой, включая и участие во Всемирной торговой организации, и участие в рынке образовательных услуг.
Казахстан в 2010 года стал 47-ой страной, присоединившейся к Болонскому процессу. Вхождение Казахстана в Болонский процесс протекает в сложных условиях, сталкиваясь с трудностями как объективного, так и субъективного характера. В числе первостепенных можно выделить законодательные, организационные, финансовые проблемы [7] В странах Болонского процесса признается, что при переходе к информационному сетевому обществу половина населения должна иметь высшее или специальное образование, а квалифицированный специалист должен обладать способностями и навыками самообразования и включаться в систему непрерывного образования, поскольку объем научной и технической информации удваивается каждые 7–10 лет. Примерно за этот же период происходит моральное старение производственных мощностей и смена технологий, что требует от специалиста хорошей фундаментальной подготовки и способности быстро осваивать новые технологии [8]. В условиях глобализации мировой экономики, стремительного развития информационных технологий и научно-технического прогресса становится совершенно очевидным, что XXI век будет веком образования. В тематике интеграции глобализация образования определяется через возможность доступа к мировым знаниям и благам цивилизации посредствам мировых информационных потоков. Главная задача, которую предстоит решить университетам Болонского соглашения- как в процессе этих изменений не потерять индивидуальность ВУЗов [8].
В настоящее время в Казахстане в рамках Болонского процесса большое значение придается академической мобильности студентов, преподавателей вузов. Основная конкуренция идет между наиболее развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, а также Австралии и Японии. Большинство стран, прежде всего – США, Канада, Австралия и ряд государств Европы, получают в год примерно 1 млн. специалистов высокой квалификации нужного им профиля из числа иностранных граждан, обучающихся в их вузах [9, 10].
К примеру, в США оказание образовательных услуг иностранным гражданам является пятой по значению доходной статьей экспорта[11,12]. В республике обучается немногим более 10 тысяч иностранных студентов из 45 стран. Основной контингент -студенты из СНГ, Африки, Монголии, Китая и других стран.
В условиях рыночной экономики, интернационализации высшего образования еще больше актуализируется задача подготовки конкурентоспособного, творчески мыслящего специалиста, умеющего решать нестандартные производственные, управленческие, специальные и иные проблемы. И данная реальность в числе других факторов, отмечавшихся выше, способствовала продвижению вопроса о качестве казахстанской системы образования на уровень мировых стандартов.
Следует учесть, для эффективной деятельности высшего учебного заведения необходимы три составляющие – финансирование, автономность, эффективное управление. Говоря о финансировании высшего образования в РК, наблюдается рост до 4.2 % государственного бюджета.
В развитых странах его финансируют на 7 %. Значительная часть финансирования высшего образования в зарубежных странах осуществляется бизнес структурами США корпорации выделяют университетам до 2 млрд долларов, корпорация Intel в 2012 году выделила 1млрд долл, facebook – 100 млн долларов. В западных странах, порядка 30 % финансирования системы высшего образования приходится на бизнес, в некоторых до 50 % и выше. Значительная часть бюджета университетов Кореи составляют взносы индустриальных конгломератов, таких как Samsung, Hyundai и LG. В Казахстане корпоративный сектор вносит около 1 %. При таких вложениях, бизнес не заинтересован в мониторинге качества высшего образования и являясь первым заинтересованным в качественных молодых специалистах лицом, не предпринимает при этом соответствующих усилий что бы получить их. Если будут использованы меры в увеличении процента финансирования высшего образования бизнесом, то получим результат качественно нового уровня [13].
Во Франции существует так называемый налог на ученичество, при которой каждая компания выделяет 9 % своей ежегодной прибыли на подготовку молодых специалистов в вузы. В случае ,если компания осуществляет это самостоятельно, а в другом – сумма изымается и поступает в государственный бюджет по подготовке кадров [14].
Подготовка управленческих кадров – основная составляющая государственной программы развития образования. Управленцы – это точка максимум эффективности организации, и чем больше финансов выделяется на эти цели, тем более эффективен и продуктивен, должен быть управленец. Для этого управленцу нужно пройти специальные курсы переподготовки и обучения что повысит как эффективность, так и результативность всех государственных программ [15].
Можно осуществить прогноз потребности в кадрах государственной службы и гражданской службы. Приняты государственные программы развития до 2020 г., до 2030 г., которые успешно реализуются, в них определены будущие кадровые потребности для указанных сфер и разработать и применить технологии прогнозирования не сложно. Существуют крупные компании, которые имеют свои стратегические планы развития. Стратегические планы развития рассматривают перспективы развития на пять, на десять лет. Половина стратегических компаний входят в состав крупного холдинга АО «Самрук–Казына», где они имеют стратегические планы. В стратегических планах уже определены и спрогнозированы будущие потребности в кадрах.
Сложно спрогнозировать потребности в кадрах для малого и среднего бизнеса. В настоящее время средний и малый бизнес страны от общей доли ВВП всей экономики составляет лишь 15 %-20 %, из этого следует, что 80 % потребности в кадрах можно спрогнозировать, хотя на самом деле, нужно спрогнозировать приблизительно 20 %, возможен допуск на 10 %, но 90 % можно спрогнозировать. Создать такую технологию прогнозирования в кадрах возможно, необходимо выделить соответствующие средства, т.к. модель такой технологии заложена в стратегических программах развития.
В современных условиях можно утверждать, что в будущем все большей необходимостью будет пользоваться профессия менеджера по управлению знаниями. Речь идет о том, что в век информационной революции, количество информации для необходимой компании для работы умножается экспоненциально. В каждой отдельной корпорации, объем общей информации и знания о том, где прилагать эти знания и где не прилагать растут в таких же объемах. Создание системы управления знаниями, для компаний будущего это ключевой вопрос их эффективного развития на рынке.
Преобладание идеи «регионализации» образования может быть оправдано в ближайшем будущем, так как создание региональных центров классических университетов предполагает многопрофильность, реализацию образовательных программ высшего и послевузовского образования по широкому спектру специальностей, подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру проблем. При всем этом университет должен стать ведущим образовательным, научным,
Основные принципы развития высшего образования являются значимым звеном при определении приоритетных направлений формирования новой национальной модели высшего образования.
Одно из таких направлений – разработка концептуальных и законодательных основ, нормативно-правовой базы новой национальной модели. Оно включает в себя разработку основ развития сферы высшего образования, обеспечение непрерывности и преемственности, развитие государственного языка, переработку существующей нормативной базы, а также многие другие действия связанные с контролем качества подготовки специалистов. Следующее – планирование образования, связанное с разработкой плана развития образования по каждому его уровню с учетом экономической, демографической ситуации с оптимизацией и диверсификация сети и структуры учебных заведений с учетом региональных особенностей, обеспечение финансовой и структурной сбалансированности уровней образования. В планирование входит и разработка, внедрение поэтапной программы кадрового обеспечения учебных заведений с государственным языком обучения.
Одним из важнейших приоритетных направлений является управление образованием, которое включает в себя: разработку законодательной основы разделения полномочий в сфере образования между центральными и местными органами управления и власти; ориентацию в учебных заведениях массовой работы по приобщению к здоровому образу жизни; углубление процессов демократизации управления в сфере образования с повышением прав руководителей учебных заведений; внедрение элементов автоматизации в государственных высших заведениях с правовым определением их взаимодействия с центральным органом управления образованием, другими государственными структурами; создание вневедомственного органа, осуществляющего государственный контроль за качеством образования, аттестацию научно-педагогических кадров, разработку тестов и проведение вступительных и выпускных экзаменов [16].
Следует отметить, что модель высшего образования непосредственно связана с формированием инновационной рыночной экономики, научно-техническим прогрессом, которые в свою очередь диктуют развитие системы спутниковых телекоммуникаций, Интернета и предъявляют новые требования к уровню подготовки выпускников, приобретению ими профессиональных навыков, адекватных современным реалиям. Подобные требования, в свою очередь, обуславливают необходимость пересмотра и обновления образовательных программ, форм и методов всей системы образования. Указанные приоритеты стратегии развития высшего образования позволяют формировать актуальные программы исследований, проекты, посредством которых будет формироваться стержень первой национальной модели высшего образования Республики Казахстан, то есть модели исторического и современного видения мировых общественных идеалов высшего образования. Эта модель будет непосредственно связана с дальнейшим развитием национальной инновационной рыночной экономики.
Современная ситуация в управлении системой высшего образования характеризуется несогласованностью, а не взаимодействием государственных органов управления с институтами общественного регулирования, что не в полной мере реализует основные принципы современного образования демократизации и гуманизации. Развитие системы высшего образования будет эффективным, если удастся решить следующие основные задачи, в сфере ее управления: обеспечение баланса государственного, общественного и личностного интересов в управлении системой высшего образования; обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем высшего образования; введение законодательных норм, предусматривающих распределение компетенций и полномочий, функций и ответственности различных субъектов управления системой высшего образования [17].
Для решения выявленных проблем, предлагается модель полисубъектного управления системой высшего образования, представленая следующими субъектами: личности, которые получают образование и (или) участвуют в управлении системой высшего образования по занимаемому административному, социально-политическому статусу; общество в целом и те слои и группы, которые выступают заказчиками в системе высшего образования (население, работодатели); государство в лице его структур и учреждений, куда входят учебные и управленческие учреждения и их сотрудники, министерства, производственные и другие ведомственно-административные структуры прямого и обеспечивающего назначения [18, 19].
Модель полисубъектного управления системой высшего образования имеет многофункциональную структуру, представляющую собой вертикально организованную систему, где на 1-ом уровне находится функция планирования; на 2-ом – функция организация; на 3-ем – функция контроля и анализа.
Первый уровень предполагает участие представителей конфедерации работодателей и студенческих молодежных организаций в работе национального и отраслевых советов по развитию образования, отраслевых советов в разработке национальной квалификационной системы, государственных общеобразовательных стандартов, квалификационных требований к профессиям, что позволит осуществить взаимодействие государственных органов управления, студентов и работодателей в управлении и обеспечит ответственность субъектов образования за состояние и уровень развития системы высшего образования.
Второй уровень предполагает усиление роли в создании законодательной и иной нормативной правовой основы функционирования системы высшего образования, обновлении учебного, учебно-методического обеспечения и материально-технической базы различных органов общественного управления (попечительские советы, НПО) в состав которых входят работодатели, студенты и другие общественные организации. Закрепление правого статуса этих общественных организаций, обеспечивающих их участие в решении проблем высшего образования, формировании перечня платных образовательных услуг, определении направлений профориентационной деятельности, решении кадровых вопросов, организации общественного контроля за расходованием внебюджетных средств учреждения и др., обеспечит реальный механизм действенного общественного участия в развитии образования и будет является подлинным подкреплением принципа демократического характера.
Третий уровень предполагает передачу полномочий по оценке деятельности системы высшего образования вневедомственным структурам, в которых должны участвовать независимые эксперты. Кроме того, особенно важно, чтобы в состав групп независимых экспертов включались иностранные специалисты, так как основной задачей системы высшего образования является вхождение в мировое образовательное пространство.
В результате реализации модели полисубъектного управления системой высшего образования будут осуществлены следующие преобразования в управлении системой высшего образования направленные: на социально-личностную ориентацию высшего образования, гармонически сочетающую государственные, общественные и личностные цели и ценности; на опережающее развитие высшего образования в социально-экономической сфере, опирающееся на социальное партнерство, ответственность государства и общественных органов управления; на органичную связь высшего образования и современного производства; на приоритетность решения в системе высшего образования задач обеспечения высокого качества профессиональной подготовки, общекультурного и личностного развития студентов на основе как традиционных, так и современных инновационных образовательных технологий.
Реализация модели полисубъектного управления системой высшего образования может развиваться по следующим направлениям: совершенствование законодательной базы для активизации участия бизнес-структур в подготовке кадров; участие личностей и общества в работе национального и отраслевых советов по развитию системы высшего образования; участие личностей и общества в сертификации навыков и компетенции по международным требованиям; участие личностей и общества в отраслевых советах по разработке национальной квалификационной системы, профессиональных стандартов, квалификационных требований к специальностям высшего образования.
Реформирование национальной экономики оказало существенное влияние на изменение системы образования России. Этот сложный социально-экономический комплекс за последние 25 лет, по-прежнему находясь в условиях государственного регулирования, стал адаптироваться к рыночной среде и рыночной конкуренции.
Аналитическая оценка тенденций за период с 1990 г. и современного состояния высшего образования РФ подтверждает следующее. При устойчивой динамике общего сокращения числа образовательных учреждений более чем на четверть, количество высших учебных заведений России увеличилось более чем в 2,2 раза. При этом отмечен резкий рост числе негосударственных ВУЗов (более чем в 2,4 раза) при незначительном изменении количества государственных (в 1,3 раза).
Аналогичная тенденция прослеживается и по количеству обучающихся: если суммарная численность учащихся по стране сократилась примерно на 13 %, то темп роста численности студентов высших учебных заведений превысил 2,5 раза. И это при условии, что общая численность учащихся всех ступеней систем образования в расчете на 10000 человек населения уменьшилась почти на 10 %.
Динамично изменяется и количество преподавательского состава. численность профессорско-преподавательского состава ВУЗов при общем росте порядка на 60 %, по государственным ВУЗам составляет около 45 %, негосударственных – более 2,5 раза.
Для сравнения отметим, что общая численность учителей дневных общеобразовательных школ, преподавателей средних учебных заведений и ВУЗов сократилась за исследуемый период более чем на 15 %.
Отмечая положительные изменения в системе высшего образования, укажем также на некоторые негативные тенденции. В частности, кризисная ситуация в экономике России способствовала существенному снижению объемов финансирования образования. При отсутствии необходимого бюджетного финансирования потребности образовательных учреждений, многие из них стали увеличивать долю платного обучения. Резко возросшее количество негосударственных ВУЗов способствовало значительному снижению качества образовательного процесса и уровня подготовки специалистов.
При сохраняющейся тенденции старения педагогических кадров не достаточно эффективно проводится работа по привлечению молодых педагогов и ученых по причине низкого уровня заработной платы и слабой социальной защищенности. Вместе с тем, данные статистики показывают на рост среди преподавателей количества лиц, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук, что является положительной тенденцией.
Отметим еще одну характерную особенность современного высшего образования России – его уклон в сторону подготовки студентов социально-гуманитарных и экономических специальностей. Если в 1990 г. технические специальности получали более 40 % обучающихся, то в настоящее время примерно такая же доля приходится на подготовку будущих экономистов и менеджеров. При этом, зачастую обучением таких кадров занимаются технические и отраслевые ВУЗы, в некоторых из которых отсутствует сложившаяся научная экономическая школа. Кроме того, в последнее время для многих государственных ВУЗов характерна тенденция снижения количества трудоустроенных выпускников, а также увеличение количества специалистов, работающих не по специальности.
Анализируя сложившуюся ситуацию в российском образовании вследствие допущенных в процессе его реформирования ошибок, выделим ключевые направления повышения его качества и конкурентоспособности: необходимость учета позитивного российского и зарубежного опыта организации образования, повышение роли государства в системном руководстве образованием всех уровней; обеспечение социальных и экономических гарантий для поднятия статуса педагога; усиления связи образования с наукой, культурой и экономикой, обеспечение воспитательной направленности образования; гарантия права на получение качественного образования гражданам не зависимо от их социального статуса и места проживания.
Только системное реформирование образования в РФ обеспечит гарантию получения населением страны знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, и станет основой повышения качества жизни граждан России.
На региональном уровне предлагаем внедрение механизма содействия трудоустройству выпускников и карьерного руководства студентами посредством: создания и развития в организациях образования структур по профессиональному карьерному руководству и содействию трудоустройству обучающихся; создания в органах занятости совместно с высшими учебными заведениями базы данных выпускников в разрезе специальностей; обмена информацией между органами занятости и организациями высшего образования о вакансиях на рынке труда и использования механизмов обеспечения занятости (направление на работу, трудоустройство на социальное рабочее место, молодежная практика и др.); организации совместно с работодателями производственной практики на конкретном рабочем месте с последующим трудоустройством выпускников; проведения совместно с органами занятости мониторинга трудоустройства выпускников высших учебных заведений.
Предложенная модель взаимодействия субъектов управления различного уровня обеспечит открытость системы высшего образования как государственно-общественной системы; переход к взаимной ответственности, к расширению участия и усилению роли всех субъектов образовательной политики в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в системе высшего образования, а так же оптимальное функционирование и развитие системы высшего образования.
Все эти преобразования необходимо учитывать при разработке стратегических программ развития управления системой высшего образования, для реализации которых потребуется непрерывное изучение, анализ и оценка разнообразной информации, прогноз изменений в управлении системой высшего образования, внесение необходимой коррекции в разработку плана последующих управленческих действий.
Международное сотрудничество вузов, развиваясь, меняет свои формы и виды деятельности, накапливая потенциал для решения триединой задачи: достижения такого уровня высшего образования, который соответствовал бы потребностям современного международного социума, выравнивания уровня национальных образовательных систем, подготовки квалифицированных кадров для национальной экономики.
В качестве успешного примера организации международного сотрудничества следует привести опыт казахского гуманитарно-юридического университета, который проводит обучение по программе высшего послевузовского бизнес-образования, позволяющего получить степень магистра и доктора Делового Администрирования. Выпускники могут получить доступное и качественное образование для лидеров и топ менеджеров, что позволяет им эффективно управлять преобразованиями в организациях как Казахстанского, так и международного масштаба. Учебный план программы МВА основан на формате ведущих зарубежных и отечественных бизнес-школ и объединяет в себе теоретические концепции, ситуационные исследования и практические навыки. Конкурентоспособным преимуществом МВА Казахского гуманитарно – юридического университета при подготовке специалистов является ориентация на европейское качество и стандарты обучения с учетом особенностей казахстанского бизнеса.
Обучение проводится с применением новых информационных технологий, включая интерактивные методы обучения, онлайн конференции с зарубежными партнерами. К подготовке специалистов привлечены лучшие зарубежные лекторы, известные профессионалы в своей сфере деятельности, работающие в реальном бизнесе, занимающие руководящие позиции и государственные деятели различных развитых стран. В частности, за прошедший период к занятиям были привлечены руководитель японской консультационной компании; директор юридической компании «Leon@Riemer»из США; профессор университета Феникс, профессор-специалист фонда Фулбрайт Госдепартамента США; преподаватель Университета Королевы Марии из Великобритании; профессора Высшей школы экономики РФ; руководитель Центра современных учебных технологий московской международной высшей школы «МИРБИС» и другие лучшие зарубежные лекторы.
Кроме того, в Центр МВА к проведению занятий привлекаются ведущие отечественные лекторы и топ менеджеры. В частности, со слушателями работали директор консалтинговой компании ТОО «MarketingPartners»; президент АО «Центр международных программ»; региональный консультант организации экономического сотрудничества и развития; Глава филиала BluegreenHoldingsLtd (нефтесервисная компания); директор НИИ государства и права КазГЮУ и другие руководители и ученые.
Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав позволяет готовить менеджеров высшего уровня, профессионалов, мыслящих масштабно, системно, на государственной уровне, обладающих знаниями и навыками для управления на внутреннем и внешнем рынках.
Объективный и динамично развивающийся процесс интернационализации высшего образования со временем приобретает черты качественно нового этапа – интеграции. По своему содержанию интеграция представляет собой всемерное сближение различных национальных образовательных систем, которые, взаимодополняя друг друга, превращают высшее образование в мощную мировую социальную систему. Конечная цель этого процесса-трансформация национальных образовательных систем в интернациональные, но с сохранением национальных, исторических, культурных и языковых особенностей и компонентов образования для каждой страны.
В условиях формирования общего образовательного пространства странами-участниками этого процесса создается некая интегрированная, или концептуальная модель высшего образования. Она не должна игнорировать национальные компоненты образования, в то же время не следует допускать его национальной замкнутости [17]. Интегрированная модель высшего образования должна обеспечить баланс между национальными особенностями и межнациональной общностью с тем, чтобы преодолеть как узконациональный характер, так и всемерную унификацию образовательных систем. Следовательно, интегрированная модель не является механической совокупностью действующих национальных моделей, а в концентрированной форме отражает все позитивные и приемлемые для всех стран параметры образовательных систем [18]. Иначе говоря, она должна обобщить общие компоненты, элементы и принципы организации образования, которые не вызывают разногласий у стран-участников общего образовательного пространства.
Естественно, эти общие принципы должны быть прогрессивными и обеспечить развитие высшей школы в соответствии с приоритетами и стратегическими целями государств-участников, формирование опережающей системы высшего образования, исходя из мировых реалий и тенденций.
Наиболее общими требованиями при этом являются повышение качества, обеспечение доступности и эффективности высшего образования. Особое значение приобретает создание условий для территориальной, социальной и академической мобильности учащейся молодежи.
Не менее важно, чтобы высшая школа как важнейший социальный сектор общества превратилась в привлекательную и открытую сферу для инвестиций. Это во многом зависит от инновационного характера образовательной сферы, от уровня интеграции научной, образовательной и производственной деятельности. Только таким образом можно обеспечить высокую конкурентоспособность высшей школы, чтобы она способствовала продвижению своей страны на международном рынке труда и новейших технологий, стала ведущим элементом современной геополитики и средством успешной реализации экономической стратегии государств [19].
Вузы Центральной Азии, которые раньше посредством кооперированной подготовки обеспечивали кадрами весь регион, и сейчас поддерживают между собой тесные контакты в научно-образовательной деятельности. Именно в центральноазиатском регионе наиболее успешно решаются вопросы формирования общего рынка товаров, капитала и труда.
Вторым логическим этапом интеграции высшего образования должно стать завершение формирования единого (общего) образовательного пространства в странах СНГ. Эта интеграция оправданна еще и потому, что страны СНГ, Евразийского экономического союза составляют сейчас мощный международный союз и совместно решают многие экономические, социальные, научно-технические, оборонные и экологические проблемы, формируют общие таможенные процедуры и пространства, общий рынок. В таком случае нельзя механически отделить от них образовательный сектор.
Необходимо заметить, что образовательная интеграция является составной частью общегосударственной интеграционной политики. Экономическая интеграция автоматически предполагает интеграцию кадрового обеспечения этого процесса. Таковой была идея и Болонской декларации, которую одобрили и подписали страны, составляющие мощный экономический и политический блок международного сообщества [20, 21].
Процесс интеграции высшего образования должен быть последовательным и логичным и пройти следующие этапы: интеграции высшего образования в странах центральноазиатского региона; формирования единого (общего) образовательного пространства в странах СНГ и Евразийского экономического союза; коллективного присоединения в Болонской декларации, позволяющего нейтрализовать трицательные последствия индивидуального присоединения к ней, и совместного сохранения многих положительных моментов нашей общей образовательной системы, обеспечив тем самым создание сбалансированной мощной евразийской системы высшегообразования.
В условиях экономической, социальной интеграции и университеты могут объединяться между собой или с производственными компаниями, корпорациями и научно-технологическими парками. Вполне возможно появление корпоративных вузов, обслуживающих крупные хозяйственные объединения, корпорации, холдинги, транснациональные компании и оказывающих им комплекс образовательных, исследовательских, консультативных и других видов услуг. Реформирование образования в республике происходит в рамках каждого учебного заведения преимущественно изолированно и в собственной среде. Существующие региональные советы ректоров, состоящие только из вузовских руководителей, являются рекомендательными органами и мало что вносят в демократизацию системы образования. Следовательно, в Казахстане и России необходимо проводить активную работу по созданию новых общественных институтов и повышению статуса существующих в сфере высшего образования.
Выводы
1. Уточнение приоритетных стратегических направлений в развитии системы высшего образования позволяет определить вектор его концептуальных преобразований. Изменение ориентиров, принципов и условий, способов и форм реформирования высшего образования позволит обеспечить конституционное право на получение качественного образования гражданам. Это в свою очередь, даст им возможность реализовать свой образовательный потенциал как ключевой фактор инновационного развития экономики Республики Казахстан и Российской Федерации.
2. В современных условиях основной задачей образования является разработка национальной модели высшего образования. Основой национальной модели являются государственные, национальные и языковые компоненты, которые должны найти четкое отражение в государственной политике образования.
Проведенные исследования показали, что для создания новых общественных институтов рекомендуется следующее: включать в состав вузовских (следовательно, и факультетских) Ученых советов представителей предприятий и организаций, учреждений науки и культуры, которые являются потребителями выпускников этих вузов или факультетов, крупных организаторов производства и отрасли, создать во всех вузах Советы попечителей и обеспечить их активную деятельность: кроме образовательного и воспитательного процессов, они окажут финансовую поддержку и будут способствовать укреплению учебно-материальной, научно-исследовательской базы высших учебных заведений. Немаловажен статус региональных Советов ректоров, расширяя состав представителями производства, местной исполнительной и представительной власти, руководителями предприятий и организаций, НИИ и других учреждений.
Следует объединить усилия вузов центральноазиатского региона и органов государственного управления образованием с тем, чтобы состыковать национальные законы и нормативные акты в области образования, обеспечить общность принципов государственной политики образования, согласовать подходы к государственным образовательным стандартам всех уровней и нормативным срокам обучения, вопросам государственной аттестации и аккредитации, признания документов об образовании, ученых степеней и званий.
3. Опыт реализации модели полисубъектного управления системой высшего образования обеспечат преобразования в управлении системой высшего образования направленные: на социально-личностную ориентацию высшего образования, гармонически сочетающую государственные, общественные и личностные цели и ценности; на опережающее развитие высшего образования в социально-экономической сфере, опирающееся на социальное партнерство, ответственность государства и общественных органов управления; на органичную связь высшего образования и современного производства; на приоритетность решения в системе высшего образования задач обеспечения высокого качества профессиональной подготовки, общекультурного и личностного развития студентов на основе как традиционных, так и современных инновационных образовательных технологий.