Современное образование включает разработку и внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, для повышения интенсивности, качества, уровня мотивации, процесса познания и мышления обучающихся. Цели обучения в современной среде образования предусматривают не только усвоение знаний, но и общее развитие учащихся. Для этого разрабатываются все новые технологии: программированного обучения, поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Замков, Д.Б. Эльконин), лич-ностно ориентированного обучения (В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, В.П. Зинченко, И.С. Якиманская), а также ряд инновационных направлений, таких как витагенное обучение (А.С. Белкин), гуманный прагматизм, основанный на антропном принципе (В.Д. Семенов), этическая педагогика (М.Н. Дудина) и др. [1,2].
Однако, несмотря на то, что в образовательных учреждениях существуют творчески работающие педагоги, новые направления в технологии образовательного процесса порой медленно реализуются в массовой практике, из-за восприятия учебного материала в процессе обучения, которое отстает от живой практики и жизненного опыта обучающихся. Поэтому, необходимо организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность становится успешной, а знания востребованными, и один из вариантов решения этой задачи заключается в появлении практико-ориентированного подхода к обучению.
Практико-ориентированное обучение обучающихся выполняет в педагогическом процессе следующие функции: методической цели, где преподаватель как главное направление при отборе и проектировании содержания занятия; критерия педагогической ценности при разработке методики проведения занятия; мотивации учения студентов; критерия обученности.
Практико-ориентированное обучение формирует следующий практический опыт: сопоставление, оценка явлений, процессов, выявление причинно-следственных связей, постановка задач, потребность в дальнейшем пополнении предметных знаний. Все это реализуется с помощью практики как источника, предмета и средство познания, при комплексном подходе к анализу фактов. В рамках практико-ориентированного подхода значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса обучающегося и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала; в процессе взаимодействия в системе «педагог – обучающийся» постоянно действуют каналы обратной связи; система развивает интерес обучающегося к творчеству, позволяет им познать радость творческой деятельности [3].
Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется формирование позитивного отношения, интереса обучающегося к изучаемому материалу. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность обучающегося становится успешной, а знания востребованными.
Особенностью практико-ориентированного обучения химии является выполнение большого по объему эксперимента. Специфика предложенного подхода к проведению эксперимента состоит в том, что введение обучающихся в ситуацию познавательного поиска начинается с прочтения названия опытов, где происходит столкновение с проблемой и выведена роль знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности. От осознания проблемы, определенной в названии опытов, обучающиеся в процессе проведения лабораторного эксперимента переходят к сбору и анализу данных, проверке выдвинутых ими предположений. Важнейшей характеристикой деятельности обучающихся на практико-ориентированном учебном занятии является стремление самостоятельно добывать знания в процессе решения проблем и овладевать навыками практической деятельности в ходе проведения химического эксперимента и обобщения полученных результатов [4].
Формируемые в процессе практико-ориентированного обучения химии навыки, состоящие из простых и совмещенных приемов деятельности, направлены на интеллектуальное развитие обучающихся и воспитание у них потребительской культуры. Развитие и закрепление навыков осуществляется с помощью химического эксперимента, в ходе которого обучающиеся пытаются объяснить явления окружающего мира и проверить большую часть фактического материала на практике.
Лабораторный практикум по химическим дисциплинам в высшей школе основан на дидактическом принципе связи теории с практикой и выполняет следующие функции в учебном процессе: усвоение материала на более глубоком уровне; развитие мышления и творческой активности; овладение современными экспериментальными методами науки.
С одной стороны, практико-ориентированный подход обучения дает основы химических знаний, необходимых в повседневной жизни, тем направлениям, которые не выберут профессию, связанную с химией. С другой стороны, данный курс закладывает фундамент для дальнейшего совершенствования химического образования, как на уровне среднего профессионального образования, в частности, специальности Технология продукции общественного питания, так и на уровне высшего образования направления бакалавриата Технология продукции и организация общественного питания и реализует тоже концентрический принцип построения учебного материала.
В процессе практико-ориентированного обучения химии деятельность педагога направлена на организацию поиска и приобретения новых знаний, формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем, воспитание потребительской культуры обучающихся. Учебный процесс в рамках практико-ориентированного обучения связан с формированием внутренних мотивов учения, функционированием знаний в мышлении и использованием их в практической деятельности.
Практико-ориентированное обучение химии основывается на принципах мотивационного обеспечения учебного процесса, проблемности, наглядности, доступности, прочности, связи обучения с практикой, сознательности и активности обучающихся в обучении. Таким образом, при организации практико-ориентированного процессов обучения химии, педагоги руководствуются разными целями и принципами, что влияет на формирование содержания учебного материала.
Однако в рамках практико-ориентированного обучения химии содержание выполняет ряд дополнительных специфических функций:
- средство управления личным опытом и самообразованием обучающихся и педагогов (организация поиска новых знаний в практико-ориентированном педагогическом процессе с использованием различных средств и методов обучения, позволяет овладеть методологией самостоятельного применения накопленных знаний и получить новые знания в процессе собственной деятельности);
- средство реализации социальной функции в обучении, необходимой всем для гармонизации отношений со средой и позволяющей ориентироваться в жизненных нестандартных ситуациях (в результате широкого использования в обучении жизненных, мотивационно-проблемных ситуаций, учебно-познавательных задач, отображающих практический смысл изучения данной предметной темы, педагог вовлекает обучающихся в процесс активного усвоения, а они учатся тому, что необходимо сделать, чтобы оградить себя и своих близких от воздействия опасных веществ и факторов в повседневной жизни) [5].
Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность обучающихся становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению.
Использование инноваций в обучении химии идет в ногу современными подходами в остальных областях образования, но предметный потенциал метода проекта еще до конца не раскрыт, поэтому придают большое значение теоретической части программы, а рекомендованные для проведения практические работы либо используются для подтверждения теории, либо выполняют по определенному алгоритму, не имеющими ничего общего с реальными жизненными явлениями. Для того, чтобы моделирование химических процессов стало на самом деле познавательным, оно должно быть развернуто и направлено в первую очередь на практическую взаимосвязь с окружающим миром. Поэтому организацию проектов обучающихся можно считать одним из эффективных методов обучения в преподавании химии.
Получение образования это формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, имеющие место в федеральных государственных образовательных стандартах, определяющие современное качество содержания образования, а также средство дифференциации и индивидуализации обучения позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавая условия для обучения в соответствии с их профессиональными интересами, намерениями в отношении продолжения образования.