Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE INTERRELATION OF PSYCHOLOGICAL PARAMETERS OF BACHELOR’S DEGREE WITH THEIR STAGE OF ADAPTATION TO THE PROCESS OF EDUCATION

Chrishtop V.V. 1 Lencher O.S. 1 Kormilitsyna N.K. 2 Sutyagina E.S. 2
1 FSBEI HE “Ivanovo State Medical Academy” of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation
2 Ivanovo State University
This study investigates the interrelation between psychological and physiological adaptation to educational process at the bachelor students of 1-4 courses. The degree of psychological adaptation is determined by a test on stress-sensetive of Y. ShCherbatyh and test Spielberg Hanina, which evaluates situational anxiety.. Physiological adaptation was investigated by measuring the blood pressure, heart rate, respiratory rate and pulse pressure calculation. All tests and measurements were performed twice: at rest and immediately prior to the exam. Previously it is shown that physiological adaptation strategies for students fall into four groups. It has been found that groups of students are characterized not balanced adrenal and noradrenal manifestations from the reactions of the cardiovascular system, there is a high anxiety during exam stress.
psychological adaptation
the level of situational anxiety
bachelor
types of physiological adaptation.

Введение

Установлено, что физиологические параметры человека тесно связаны с психологическими показателями его личности. Подтверждение данному феномену можно найти при проведении исследований на группах людей разного возраста [10,13, 15].

Студенты являются своеобразной социальной группой, часто подвергающейся стрессу, под действием которого проявляется взаимосвязь психологических и физиологических составляющих объекта. Особенно сильное воздействие на организм и психику студента оказывает экзаменационный стресс [9, 12]. Очевидно, что в процессе обучения у студентов происходит адаптация физиологических параметров к стрессорным воздействиям, сопутствующим образовательному процессу, и прослеживается появление элементов социальной адаптации, наличие которой необходимо для дальнейшей профессиональной и общественной деятельности [7, 11]. В связи с этим представляет интерес исследование возникновения психологической адаптированности у учащихся высших учебных заведений для более детального изучения адаптации студента.

Несомненно, исследование данных параметров должно проводиться в динамике, для сравнения результатов адаптации студентов с разной экспозицией изучаемого фактора – временем обучения в вузе.

Ранее были выявлены альтернативные стратегии адаптации студентов, которые условно можно разделить на 4 группы: А – бакалавры, обладающие «незавершенной адаптацией», Г – бакалавры, обладающие «завершенной адаптацией», а также 2 промежуточных типа: Б – «адреналовый» и В – «норадреналовый» [6].

В настоящее время, представляются актуальными исследования, которые проводятся на студентах-бакалаврах, что связано со сменой модели высшего образования в Российской Федерации, и утратой современности данных аналогичных исследований, которые проводились на студентах, обучающихся по программе «Специалитет».

Цель работы – выявить взаимосвязь психологической и физиологической адаптаций студентов, проходящих образовательную программу «Бакалавриат».

Материалы и методы исследования

В исследовании принимали участие 151 студент, которые обучались по программе «Бакалавриат» на 1, 2, 3 и 4 курсах биолого-химического факультета Ивановского государственного университета. От учащихся получено добровольное письменное согласие на участие в исследованиях. В течение учебного семестра, во время практических занятий однократно оценены артериальное систолическое и артериальное диастолическое давления, частота сокращений сердца и частота дыхательных движений грудкой клетки. Помимо этого рассчитано пульсовое давление. Кроме того, вышеуказанные показатели определены перед первым экзаменом во время зимней сессии. Ранее на основании полученных данных, определены взаимосвязь степени адаптированности студента со стажем его обучения и 4 стратегии адаптации к учебному процессу [6, 7].

Для выявления психологической адаптации во время учебного семестра студенты обследованы с помощью теста Ю. В. Щербатых, определяющего стрессочувствительность, [17] и теста Спилберга-Ханина, который оценивает ситуативную тревожность. В целях изучения динамики психической напряженности бакалавров, вышеуказанные тесты проводились непосредственно перед первым экзаменом во время зимней сессии. И в течение учебного семестра. Все студенты по каждому из тестов оказались разделены на три группы, соответствующие уровням: низкому, среднему и высокому.

Для последующего анализа, первичные данные о психологическом состоянии студентов представлены в процентах и обработаны при помощи пакета статистических программ Statistica 6. Определены средние значения результатов тестов для студентов всех курсов обучения и каждой кластерной группы, ошибка среднего. Достоверность отличия средних значений рассчитывалась при помощи Критерий согласия Пирсона. Различия считались достоверными для уровня значимости ?=0,05. Рассчитаны коэффициенты ранговой корреляции Кендела.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате проведенных исследований установлено, что с ростом курса обучения происходит рост доли студентов с высокой стрессоустойчивостью и снижение доли студентов с низкой стрессоустойчивостью, при этом доля студентов со средней стрессоустойчивостью фактически не меняется. Аналогичные результаты показывает и тест Спилберга-Ханинна: доля лиц с высокой ситуативной тревожностью снижается, а доля лиц с низкой соответственно возрастает. Эти результаты представлены в таблице 1. Однако, из результатов теста не выявлено очевидных закономерностей в динамике ситуативной тревожности регистрируемой перед экзаменом.

Для выявления взаимосвязей между психологическими тестами и изучаемыми физиологическими параметрами изучалось распределение лиц с разным уровнем стрессочувствительности в каждой из групп, альтернативных состояний параметров сердечно-сосудистой системы, отдельно (табл. 2).

Таблица 1

Средние значения результатов тестов (в процентах)

Курсы

Тесты

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

Тест Ю.В. Щербатых

Н

10%

15%

4%

0%

С

62%

62%

74%

62%

В

28%

23%

22%

38%

Средний балл

70

61

73

76

Тест Спилберга-Ханина

(во время учебного семестра)

Н

0

2

4

5

С

5

23

17

43

В

95

74

78

52

Средний балл

61,6

52,6

57,3

51,5

Тест Спилберга-Ханина

(перед экзаменом)

Н

10

21

9

5

С

40

40

39

38

В

50

38

52

57

Средний балл

44,3

40,9

47

45

Таблица 2

Соотношение студентов разных кластеров по уровням стрессоустойчивости во время учебного семестра (в процентах)

Кластеры

Уровни

А

незавершенная адаптация

Г

завершенная адаптация

Б

адреналовый

В

норадреналовый

Низкий

5*

4*

16*

15*

Средний

76*

69*

53*

54*

Высокий

19*

27*

32*

31*

ИТОГО

100

100

100

100

Примечание* – отличия групп Б и В по сравнению с группами А и Г – достоверны.

Таблица 3

Соотношение студентов разных кластеров по уровням ситуативной тревожности (в процентах)

Кластеры

Уровни

А

незавершенная адаптация

Г

завершенная адаптация

Б

адреналовый

В

норадреналовый

С

Э

С

Э

С

Э

С

Э

Низкий

11

4*

14

4*

8*

0*

23

0*

Средний

43

15*

33*

29*

45

11*

42

12*

Высокий

46

81*

53*

67*

47

89*

35*

88*

ИТОГО

100

100

100

100

100

100

100

100

Примечание* – отличия групп Б и В по сравнению с группами А и Г – достоверны.

В результате была выявлена более высокая доля студентов с низкой и высокой стрессочувствительностью среди представителей адреналового и норадреналого типа реагирования на стрессовую ситуацию.

Аналогичная таблица была построена для студентов для результатовтеста Спилберга-Ханина, во время учебного семестра и перед экзаменом (табл. 3).

Для всех кластеров характерно снижение доли студентов с низким уровнем тревожности перед экзаменом, однако для кластеров Б и В это снижение более значимо (8% и 23% против 7% и 10% для кластеров А и Г), также характерен рост численности студентов с высоким уровнем тревожности на 42% и 53% для кластеров Б и В, против 35% и 14% для кластеров А и Г. Также обращает на себя внимание что, не только прирост, но и сами значения уровня ситуативной тревожности у бакалавров кластеров Б и В перед экзаменом достоверно ниже, чем у студентов кластеров А и Г (0% и 0%, и 4% и 4%, соответственно).

Обсуждение результатов

Известно, что во время обучения в вузе происходит адаптация студентов к стрессу, который хотя и сопровождает их во время семинарских занятий, однако более выражен во время экзаменационных сессий. Формированиефизиологической адаптации происходит благодаря систематическому воздействию стрессорных факторов на организм бакалавра [1, 2], в то время как психологическая и социальная основаны на жизненном опыте студента и частично на его физиологической адаптированности [3]. В нашем исследовании показано, что существует обратно пропорциональная связь между стажем обучения бакалавра и результатами его тестов, то есть с увеличением курса обучения в среднем возрастаетстепень психологической адаптации.

Тест Ю.В. Щербатых, определяет их уровень стрессочувствительности, что представляет обратный показатель стрессоустойчивости. Стрессоуствойчивость, в свою очередь, представляет собой совокупность личностных качеств, которые позволяют человеку переносить значительные эмоциональные, интеллектуальные и волевые нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности [5]. В комплексе с определением ситуативной тревожности этот метод является важным компонентом изучения психологической адаптированности студента, потому что именно с помощью этого теста явно прослеживается динамика тревожности под действием стресса и без него [4]. Для этого, тест ситуативной тревожности Спилберга-Ханина студенты проходили дважды: во время практических занятий учебного семестра и непосредственно перед экзаменом.

Полученные нами данные согласуются с данными других авторов [16], которые выделяют несколько типов личностей (личность типа А, типа В, типа Т), что так же увязывается с выбросом гормонов надпочечников адреналина и норадреналина.

Вместе с тем в ряде исследований процентном соотношению катехоламинов в крови уделяется важное значение в адаптации, так Усков С.В. рассматривает психофизиологическую норму для спортсмена как стабильное (стресс-лимитирующее) стрессовое состояние с преобладанием норадреналина над адреналином в процентном соотношении состава крови [14].

Таким образом, представляется актуальным выявление психофизиологических коррелятов адаптации к стрессовым условиям на основе изучения системных катехоламиновых эффектов адаптации студентов, проходящих образовательную программу «Бакалавриат».

Заключение

Таким образом, обнаружено, чтос увеличением курса обучения растет уровень психологической адаптации, который находится во взаимозависимости с состоянием физиологической адаптации.

Примечания

АДС – артериальное систолическое давление,

АДД – артериальное диастолическое давление,

ЧСС – частота сердечных сокращений,

ЧД – частота дыхания,

ПД – пульсовое давление.