Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание и понимание такого аспекта обучения, как мотивация учебной деятельности и пути ее формирования.
В формировании учебной мотивации несомненно особо значимым является интерес. Интерес ребенка к конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения по данному предмету. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития познавательных функций и важных умений. Причем интерес ребенка к новому становится мотивом исследовательской деятельности, той, которую Жан Пиаже называет «активным экспериментированием и обнаружением новых возможностей»[1].
Проблема мотивации младшего школьника к учебной деятельности как в отечественной, так и в зарубежной психологии представлена достаточно широко. Этому вопросу отводится большое место, рассматриваются различные аспекты: мотивация учебной деятельности (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Савина), развитие потребностно-мотивационной сферы (Г.Н. Генинг, А.О. Прохоров), особенности мотивации в младшем школьном возрасте (А.А. Волочков, Б.А. Вяткин, Н.П. Локалова). Кроме того, рассматриваются факторы, под влиянием которых формируется и изменяется система отношений личности (А. Кроник, Е. Кроник).
Мотивацию определяют как процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности.
Мотивация обучения – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребёнка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду [7].
Дети младшего школьного возраста отличаются повышенной восприимчивостью, впечатлительностью, хорошей обучаемостью, импульсивностью и реактивностью.
Существует несколько способов, с помощью которых можно повысить интерес к обучению. Учитель должен владеть различными способами и приёмами работы с классом, чтобы из огромного их числа извлечь то самое важное, что в наивысшей мере способствовало бы достижению конечного результата:
• новизна;
• разнообразие;
• занимательность;
• увлекательность;
• использование ярких художественных средств;
• образность;
• игра;
• удивление;
• поиск;
• парадоксальность.
Результат обучения, его воспитывающая и развивающая роль зависит от структуры учебной деятельности, из каких учебных действий она состоит, как соотносятся между собой эти действия. Отношение детей к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова её структура и характер.
Использование теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для повышения мотивации обучения младших школьников на уроках литературного чтения – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования, при этом служит средством формирования успешности обучения младших школьников. Данная технология предполагает реализацию дифференцированного и индивидуального подхода. Благодаря этому каждый ребенок выполняет задание на своем уровне развития, а значит чувствует себя комфортно и развивается в соответствии со своими возможностями.
Теория решения изобретательских задач – научная технология творчества, направленная на сознательное управление подсознательными процессами. Автором этой теории является Г.С. Альтшуллер, который вместе с коллегами в 1946 году разработал эту теорию. ТРИЗ – это не наука, а совокупность идей. Знания и идеи, входящие в ТРИЗ, можно отнести к специфическому искусству, такое мнение высказал В.Е. Манакер [1, с. 38].
Приемы и технологии ТРИЗ позволяют оптимизировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения, повысить интерес к занятиям и к самому процессу мышления. Данные приемы и технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют активному усвоению материала, ставят ребенка на более активную позицию по отношению к учебе, а это и есть мотивация обучения. Дети любят предметы, на которых можно много фантазировать. Литературное чтение является именно таким предметом, который представляет огромное поле действия для ребячьей фантазии. Дети охотно выполняют неординарные задачи [6].
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога при использовании методов ТРИЗ систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения [5].
Учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учеников, чтобы содержание конкретного урока удовлетворяло их потребностям. Прежде всего, учебный материал должен отвечать познавательным потребностям детей. Содержание материала должно быть вполне доступным, оно должно исходить из имеющихся у детей знаний и опираться на жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным [4]. В ходе учения школьник должен быть доволен результатом своей деятельности. Например, при объяснительно-иллюстративном типе обучения, когда перед учениками ставятся готовые цели или знания сообщаются в готовом виде, можно наблюдать «свертывание» активности и действенности самого ученика. Постоянная неудовлетворенность побуждений к учению также снижает действенность мотивов самих учащихся. Следовательно, оптимальный путь подбора учебного материала состоит в разумном сочетании ситуаций неудовлетворенности побуждений, приводящих к потенциально активному состоянию готовности к учебной деятельности, с удовлетворенностью других побуждений, формирующих действенные мотивы учения и создающих его положительный эмоциональный фон. Новое в знаниях должно показывать не только ограниченность прошлого знания, но и знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения. Только при этом условии у обучающихся возникнет и разовьется личностная потребность в научном познании мира.
В рамках теории решения изобретательских задач разработана методика прогнозирования будущего результата. Она предназначена для решения проблем, связанных с выработкой конкретных творческих решений, прогнозирования развития существующих и разрабатываемых систем, обеспечения повышения качества творческого мышления.
Чтобы повысить уровень интереса к предмету, необходимо подобрать ряд таких заданий с использованием технологии ТРИЗ, которые помогут повысить мотивацию младших школьников к уроку литературное чтение, а также разовьют логику, сообразительность и находчивость [5].
Игра «Да-нет». Ученику предлагается задумать персонажа, название произведения, изученное ранее на уроке. Остальные учащиеся задают ему вопросы, на которые ведущий может ответить только: «Да», «Нет», «И да, и нет». Последний вариант ответа наиболее интересен, так как выявляет противоречие, которое может привести к вероятному ответу. Данная игра помогает развитию умения четко ставить вопросы для получения нужной информации.
Письмо с «окнами». Данная методика подойдёт для контроля усвоения знаний на уроке, а также в качестве проверки домашней работы с заданным произведением. Учитель предлагает детям письмо от литературного героя, в котором часть информации утрачена. И вместо нее стоят «окна». Младшим школьникам необходимо восстановить понятия. В качестве примера приведем письмо Деда Мороза из произведения Е.Пермяка «Волшебные краски»:
Здравствуйте дети! Один раз в сто лет я приношу в подарок …(семь) волшебных красок. Ими можно нарисовать все, что захочешь, и нарисованное … (оживет). Но приношу я их самому … (доброму) ребенку. Поэтому я очень долго проверяю … (сердца) детей.
Игра «Третий лишний». После изучения произведения детям предлагается, найди и вычеркнуть лишнее слово, в предложенном списке. Например, игра по рассказу В. Драгунского «Друг детства» (цикл «Денискины рассказы»):
• Папа, мама, сестра;
• Актер, боксер, капитан;
• Машина, самолет, медвежонок.
Для развития интереса к изучению литературного чтения можно предложить учащимся составить ТРИЗ-загадки по изученным произведениям. Целесообразнее использовать ТРИЗ-загадки двух видов: по описанию героев и по действиям героев. Обычно такая работа проходит живо; составлять ТРИЗ-загадки можно как на уроке, так и предложить ребятам в качестве домашнего задания.
Алгоритм составления загадок:
По описанию героев
1. Выбрать объект
2. Заполнить таблицу
какой? (объект) что (кто) такое же?
3. Соединив записанное словами но не, прочитать загадку
Пример
Это беззаботный коротышка. Любит одевать яркие канареечные брюки, голубую шляпу, оранжевую рубаху и зеленый галстук. Но он не клоун. (Незнайка)
По действиям героев
1. Выбрать объект
2. Заполнить таблицу
что делает? кто (что) делает так же?
(объект)
3. Соединив записанное словами но не, прочитать загадку
Пример
Она плыла на листке лилии. Летела в лапках майского жука. Холодным осенним днем плелась, завернутая в сухой листочек по пустынному полю. Весной улетела с ласточкой в теплые края. Но это не путешественник. (Дюймовочка)
Прием «Раскадровка». При чтении сказки дети рисуют диафильм или комиксы – схематичное изображение событий. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета.
Прием «Создай паспорт». После прочтения произведения детям предлагается составить характеристику произведения, указав название, автора произведения, персонажей. Или составить паспорт героя, указав возраст, место жительства, родственников (если такие имеются), друзей.
Прием «Составление изобретательских задач».
Перед героями детских литературных произведений очень часто встают проблемы, к которым необходимо найти решения. При чтении текста учитель предлагает детям самостоятельно придумать решения. А затем сравнить с решением героев. Например, при изучении древнегреческих мифов учитель может начать работу следующим образом: «Давным-давно в Древней Греции жил отважный герой Персей. Приказал ему однажды царь принести во дворец голову Медузы Горгоны. Взял Персей меч и отправился в дорогу. Не знал он, что Медуза – страшное чудовище. Голова у нее человеческая, а вместо волос змеи ядовитые. Прекрасно лицо Медузы, но кто взглянет на него – превратится в камень. Подарил бог Гермес Персею крылатые сандалии, а богиня Афина дала ему сверкающий как зеркало щит. Обрадовался Персей таким подаркам, но как с их помощью справится с Медузой? Ведь смотреть на нее нельзя, а если не смотреть – как сражаться?»
Предложенные задания способствуют не только повышению мотивации обучения, но и активизации познавательной деятельности младших школьников.