Введение
В настоящее время в медицинских учебных заведениях имеет место приоритетность внедрения инновационных образовательных технологий в образовательный процесс. Их использование является основой непрерывного самообразования и самообучения на протяжении всей жизни.
Разработки оптимальных методов обучения должны гарантировать формирование у интернов более глубоких знаний, которые позволят им качественно выполнять профессиональную деятельность врача общей практики. Известно, что обучение в группе способствует лучшему освоению и пониманию учебного материала. Поэтому основой большинства новых образовательных технологий являются принципы активного обучения в сотрудничестве. Они ориентированы на более широкое взаимодействие интернов не только с преподавателем, но и друг с другом. Одной из таких инновационных педагогических технологий является командно-ориентированное обучение – TBL (tеам based learning) [2].
Командное обучение – это образовательная стратегия, разработанная в условиях бизнес-школы в начале 1990-х гг. доктором Микаэльсеном, который хотел воплотить в жизнь преимущества обучения в малых группах при большом количестве учащихся в классе. В настоящее время интерес к командному методу обучения растет и среди преподавателей медицинских вузов. Согласно данной методике, малые группы студентов взаимодействуют как команды, применяя содержание предмета к решению простых и сложных проблем и используя обратную связь с преподавателем как с экспертом по данному предмету. Важнейшей задачей учебного процесса является развитие у обучающихся способности самостоятельно мыслить, что в медицине называется клиническим мышлением [11].
На кафедре общей врачебной практики №3, сестринского дела с курсом нейрохирургии Карагандинского государственного медицинского университета проходят обучение интерны 6 и 7 курса специальности «Общая медицина» по трём основным дисциплинам: «Общая врачебная практика», «Внутренние болезни», «Акушерство и гинекология». Также на нашей кафедре преподается дисциплина «Доказательная медицина» для резидентов, обучающихся по различным специальностям.
Одной из важнейших задач медицинского образования является подготовка специалиста – врача общей практики (семейного врача), владеющего профессиональными и общими компетенциями для успешной работы в системе ПМСП, и приблизить интерна во время обучения как можно ближе к реальным условиям рабочего места врача общей практики.
На сегодняшний день практически невозможно представить врача общей практики, работающего изолированно от узких специалистов, социальных работников, всей системы ПМСП. Он постоянно находится в условиях работы целой команды, что и определяет особую значимость использования метода командного обучения в интернатуре.Также врач общей практики является специалистом, который в своей практике ежедневно сталкивается с весьма разнообразными заболеваниями, что и явилось необходимостью внедрения в образовательный процесс междисциплинарных практических занятий и семинаров. Ведя приём пациентов, врачу общей практики, за достаточно короткий промежуток времени, необходимо определить проблему больного, провести осмотр и составить дальнейший план ведения пациента. В связи с этим врач должен быстро и четко сформулировать перед собой поставленный вопрос, уметь распознать и определить симптоматику пациента, назначить мероприятия по обследованию и лечению согласно источникам, основанных на доказательствах.
Материалы и методы исследования
Ранее нами была разработана схема проведения занятий с использованием инновационных методов обучения. Данная схема проведения занятия состоит из 7 этапов:
1. Этап 1. Предварительное распределение заданий;
2. Этап 2. Индивидуальное решение тестовых вопросов (претест);
3. Этап 3. Работа всей аудитории с преподавателем;
4. Этап 4. Формирование команд и работа в малых группах;
5. Этап 5. Защита проекта;
6. Этап 6. Индивидуальное решение тестовых вопросов (посттест);
7. Этап 7. Подведение итогов занятия, формирование итоговой оценки знаний.
В качестве примера мы решили взять одно из занятий, проводимых на нашей кафедре, согласно рабочей программе дисциплины «Общая врачебная практика», а именно заболевания мочеполовой системы, такие как тубулоинтерстициальный нефрит, пиелонефрит, включив в него элементы доказательной медицины.
Предварительно мы пригласили на занятие 2 параллельные группы интернов 6 курса, состоящие из 6 человек. Все интерны получили список рассматриваемых вопросов с перечнем целей обучения, список литературы и перечень заданий.
Результаты исследования и их обсуждение
Вначале нашего занятия интерны получили индивидуальный тестовый опросник, состоящий из 20 тестовых вопросов с пятью вариантами ответов. Данный тест включает в себя 10 вопросов, касающихся заболеваний почек и 10 вопросов по основам доказательной медицины. Для выполнения этого задания мы выделили интернам 15 минут. За каждый правильный ответ интерн получал 5 баллов/процентов.
Далее мы провели работу со всей аудиторией. Дали пояснения интернам в отношении понятий, с которыми им пришлось столкнуться во время решения тестовых вопросов. После чего интернам в краткой форме были продемонстрированы два лекционных материала в виде презентаций. Первая лекция включала в себя такие разделы, как анатомия и физиология почек, основные клинические симптомы и синдромы при тубулоинтерстициальном нефрите и пиелонефрите, принципы опроса, осмотра и обследования почечного больного, нормативно-правовая база, т.е. протокола диагностики и лечения, используемые при данной нозологии. Вторая лекция включала в себя краткий обучающий материал по правильности составления клинического вопроса и работе с разработанным нами опросником по экспертизе протоколов диагностики и лечения. На весь третий этап нами было выделено 40 минут.
После акцентирования внимания интернов на более значимых понятиях, определениях, которые в последующем будут полезны для выполнения командного задания, мы сформировали две команды путем вытягивания листков, на которых был указан номер команды (1 и 2). Каждая команда получила одну ситуационнуюзадачу, и протокол диагностики и лечения по тубулоинтерстициальному нефриту либо пиелонефриту.
Задание №1. Группам необходимо составить клинический вопрос согласно принципу PICO.
Пример задачи №1
Задача: Пациент с болью в поясничной области обратился к Вам с вопросом, какой метод исследования лучше выбрать – УЗИ почек или биопсия почек? Он слышал, что биопсия почек более точный и информативный метод обследования.
Пример задачи №2
Задача: Пациент с болью в поясничной области обратился к Вам с вопросом, что ему лучше принимать – кетанов или диклофенак? Он слышал, что у обезболивающих препаратов есть побочные действия со стороны желудочно-кишечного тракта, и хотел бы знать, какое лекарство безопаснее.
К задаче мы прилагали интернам таблицу для выполнения этого задания. Таблица включала в себя 5 пунктов, которые необходимо правильно составить, согласно принципам формирования клинического вопроса по PICO.
За каждый правильный ответ по первым четырем пунктам команда получала 10 баллов/процентов. За пятый пункт 20 баллов/процентов, правильно ответив на него.
Задание №2. Интернам предлагается провести экспертизу протокола диагностики и лечения по заболеванию, используя опросник, составленный сотрудниками нашей кафедры. За основу нашего опросника взят опросник по экспертизе и аттестации руководств «AGREE».
В опроснике отражены 10 пунктов, по которым интерны должны провести оценку протокола диагностики и лечения. Например: Пункт № 10 «В протоколе диагностики и лечения приведены индикаторы эффективности лечения», далее представлена шкала от 4 до 1 балла, где интерн может «Совершенно согласиться» или «Совершенно НЕ согласиться» с наличием и правильностью оформления данного пункта в протоколе диагностики и лечения. Также к данному опроснику прилагается бланк со сводной таблицей и отведенным местом для записи комментариев. В сводной таблице команда производит суммарный подсчет баллов полученных в ходе анализа протокола. Все свои заметки, комментарии, предложения, которые необходимо будет озвучить во время последующего доклада о проделанной работе, команда вносит в раздел «Комментарии».
За выполнение задания №2 команда получала 20 баллов/процентов.
На выполнение этого этапа мы выделили 60 минут. Также по завершении подготовки ответа на задания команды должны сформировать краткий отчет о проделанной работе и выбрать участника, который изложит отчет.
Далее участники, выбранные командами, кратко и четко излагали проделанную работу и озвучивали свой ответ на задание. Каждому участнику отводилось 20 минут на доклад. В ходе доклада команды дискуссировали, обсуждали полученные результаты, пересматривали свой ответа и обсуждали его с преподавателем. По окончании этого этапа выставлялась оценка за предоставленный доклад. Максимально возможная оценка за данное задание составляла 20 баллов/процентов, и формировалась из следующих критериев:
1. доклад отражает цель, задачи, ход работы и полученные результаты;
2. выступающий свободно владеет содержанием, ясно и грамотно излагает материал;
3. выступающий свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории;
4. выступающий точно укладывается в рамки регламента (20 минут).
По завершении дискуссии участники возвращались на свои места, на этом завершалась командная работа групп. Интерны вновь получали индивидуальный тестовый опросник, который включал в себя те же вопросы, которые были предоставлены для решения в начале занятия. Для выполнения этого задания также выделялось 15 минут, и оценка проводилась по аналогичной схеме.
В конце занятия мы подводили итоги и рассчитывали итоговые оценки, используя разработанный намичек-лист для преподавателя. По завершении озвучивали интернам их сильные и слабые стороны, на которые необходимо обратить внимание при подготовке к последующим занятиям. Для улучшения качества преподавания в конце занятия мы предлагаем интернам оставить отзыв и рекомендации по проведению занятий данным способом.
Чек-лист для преподавателя включает следующие разделы:
• Бланк оценки тестовых вопросов, который заполняется индивидуально на каждого участника команды и отражает результат выполнения этапа №2.
• Бланк оценки задания по формированию клинического вопроса PICO, заполняется один на команду, отражает количество заработанных балов командойна этапе №4, задание №1.
• Бланк оценки задания по экспертизе протокола диагностики и лечения, также заполняется один на команду, отражает количество заработанных балов командой на этапе №4, задание №2. Данный бланк оформлен достаточно просто и не составляет трудности для преподавателя оценить команды, включает в себя всего два критерия оценивания «Выполнено» и «Не выполнено».
• Бланк оценки доклада, заполняется один на команду, отражает количество заработанных балов командой на этапе №5. Включает в себя критерии оценки доклада, описанных ранее и количество возможных заработанных баллов, где по каждому пункту, выполненному полностью, команда получает 5 баллов, по пункту, выполненному не полностью – 3 балла, по не выполненному пункту команда баллов не получает.
• Бланк, в котором отражена сводная таблица, заполняется один на команду, отражает количество заработанных балов командой за выполнение всех заданий.
• Бланк расчета индивидуальной оценки, заполняется соответственно индивидуально на каждого участника команды.
Итоговую индивидуальную оценку мы формировали следующим образом:
______баллов(-а)*80/100 |
+ |
______баллов(-а)*20/100 |
= |
______баллов(-а) |
(ИТОГО ПО КОМАНДЕ) |
(ПОСТТЕСТ) |
(ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА) |
Для анализа усвоения полученных знаний, мы использовали метод подсчета разницы между претестом и посттестом. Данный метод позволяет нам оценить эффективность восприятия, усвоения и применения знаний, полученных во время занятия.
Выводы
Таким образом, выполнение командной работы во время занятий позволяет интернам активно участвовать в процессах получения знаний и опыта, взаимодействовать с учебным окружением, развивать клиническое мышление, а также творчески подходить к выполнению поставленной задачи.
К концу занятия интерн будет способен:
1. Определить ведущие симптомы и синдромы при тубулоинтерстициальном нефрите и пиелонефрите, принципы опроса, осмотра и обследования почечного больного;
2. Сформировать четкий клинический вопрос по принципу PICO;
3. Использовать протокол диагностики и лечения по выбранной нозологии;
4. Определить необходимый перечень диагностических и лечебных процедур для пациента, с применением уровней доказательства;
5. Четко излагать пациенту информацию, полученную в ходе обследования.
Внедряя метод TBL в образовательный процесс интернов, путем расширения изучения данным способом перечня часто встречающихся заболеваний в ежедневной деятельности врача общей практики, мы способствуем формированию навыков, которые, безусловно, будут полезны будущим врачами на рабочем месте.