Образовательный процесс как объект педагогического исследования и проектирования интегрирует (объединяет) целевой, содержательный и технологический компоненты, а также педагогическую деятельность преподавателей и учебную деятельность обучающихся. В свою очередь, каждый его компонент как совокупность взаимосвязанных элементов также выступает в качестве сложной интегральной системы. Например, в целях обучения интегрируются компетенции, знания, умения и навыки, задачи воспитания и развития личности обучающегося; в содержании обучения – учебные элементы и различные виды деятельности обучающихся; в технологии образовательного процесса – различные методы, средства и формы обучения.
Одним из перспективных интеграционных процессов в системе образование является соединение учебной и исследовательской деятельности учащихся.
Актуальность проблемы интеграции учебной и исследовательской деятельности, направленной на развитие творческого потенциала учащихся обусловлена тем, что необходимо: подготовить обучающихся к решению проблем в их жизнедеятельности в настоящем и будущем времени; реализовать требования образовательных стандартов нового поколения, обеспечить в учебно-воспитательном процессе не только формирование знаний, умений, но и развитие личности.
Необходимо отметить, что методология и методика организации учебной деятельности учащихся в педагогике разработаны достаточно хорошо. То же самое можно сказать относительно научно-исследовательской деятельности ученых (гносеология).
Исследование понимается как один из универсальных способов познания действительности, который способствует развитию личности. М.Ф. Шкляр отмечает: «Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов» [4, с. 56].
Учебное исследование учащегося, так же, как и исследование, проводимое ученым, неизбежно включает следующие элементы:
– выделение и постановку проблемы, выбор темы исследования;
– определение целей и задач исследования;
– выработку гипотез;
– выявление и систематизация подходов к решению проблемы; выбор методов исследования;
– разработка методики проведения исследования.
– поиск и предложение возможных вариантов решения; выбор гипотезы;
– сбор материала путем изучения литературы, наблюдений, эксперимента (при необходимости), применения других методов;
– анализ и обобщение полученных данных;
– подготовку и защиту итогового продукта (доклад, отчет, проект и др.).
Что касается интеграции учебной и исследовательской деятельности учащихся, то эта проблема пока находится на стадии разработки. В педагогике эти виды деятельности чаще всего рассматриваются отдельно. Задача состоит в том, чтобы учебную и исследовательскую деятельность совместить (интегрировать), определить цели, содержание и методы организации учебно-исследовательской деятельности.
Исследовательский подход к обучению направлен на развитие у учащихся умений и навыков научного поиска, на формирование и развитие творческих способностей (креативности). Исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления человека к самостоятельному изучению окружающего мира. При исследовательском обучении учебный процесс осуществляется на основе самостоятельного поиска учащимся новых познавательных ориентиров. Это позволяет добиться того, что обучение предполагает не только усвоение новой информации, но и организацию творческой деятельности учащихся. В психологическом плане учебно-познавательная деятельность обучающегося при определенных условиях приближается к исследовательской деятельности ученого. Разница в том, что учащийся в процессе обучения добывает знания, являющиеся новыми субъективно (для него), а ученый добывает новые знания путем исследований в соответствующей отрасли науки (для общества).
Учебно-исследовательскую деятельность можно определить как совместную творческую работу преподавателя и учащихся по поиску неизвестного, в процессе которой осуществляется трансляция культурных ценностей. Результатом учебно-исследовательской деятельности является формирование системы знаний, умений, а также развитие личности каждого учащегося.
Что касается целей интеграции учебно-исследовательской деятельности, то во главу угла ставится задача развития творческого потенциала личности учащихся. Прежние требования к их компетенциям в соответствии с ФГОС и образовательными программами становятся компонентом творческого потенциала личности. В этой связи возникает задача определения структуры творческого потенциала личности.
Творчество как вид деятельности и творческий потенциал как совокупность свойств личности связаны со всей ее психологической структурой: направленностью (мотивационной сферой), опытом (компетентностью), особенностями процессов восприятия, памяти и мышления (познавательной сферой), индивидуально-психологическими особенностями человека и другими свойствами личности.
Творческий потенциал личности в психологии рассматривается в узком и широком смыслах. В узком смысле – это творческие способности, и прежде всего способность к воображению и креативному мышлению, в широком смысле – это еще и особенности личности, способствующие реализации творческих способностей: мотивы, некоторые эмоциональные и волевые качества, уровень компетентности. В данной работе мы будем придерживаться второму смыслу рассматриваемого понятия.
Под творческими способностями понимают характеристики, которые позволяют продуктивно осваивать деятельность, направленную на получение результатов, обладающих новизной.
С точки зрения В.Д. Шадрикова [5]. одаренность выступает как интегральное проявление способностей в конкретной деятельности. Особое внимание он уделяет понятию «духовные способности», считая их интегральным проявлением интеллекта и духовности личности.
Одаренность и талант многие авторы считают синонимами. Одаренность (талант) – это предельная сосредоточенность, собранность, целеустремленность, умноженное на громадное трудолюбие, высокая работоспособность, устойчивая мотивация, профессиональная компетентность. Талант – это склонность к бесконечному труду, способность к полной самоотдаче; высокая концентрация внимания.
Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность. Познавательная потребность ребенка находит выражение в форме поисковой исследовательской активности, направленно на обнаружение нового.
В ФГОС высшего и среднего профессионального образования предписано, что выпускники должны владеть способностью к самообразованию, к научно-исследовательской работе в своей области профессиональной деятельности, к творческой самореализации. Однако образовательная практика показывает, что вследствие использования репродуктивных методов обучения молодые специалисты часто не владеют знаниями, умениями и способностями, необходимыми для научно-исследовательской деятельности.
Учитывая эти и другие факторы, можно сделать вывод о том, что учебно-исследовательская деятельность должна стать одним из основных видов деятельности учащихся. Отсюда возникает задача их специального обучения научно-исследовательской деятельности, а затем органически интегрировать ее в образовательный процесс. Для решения этой задачи разработана и реализуется учебная программа курса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» [1]. В учебной программе предусмотрено изучение таких тем, как: методология исследования; структура и этапы исследования; методы исследования; обоснование актуальности избранной темы, определение исходных научных позиций; содержание и логика исследовательской работы; обработка и оформление результатов исследование. Разумеется, при построении и реализации данного курса нужно учесть особенности будущей профессии студентов (направления подготовки).
Одна из таких программ, предназначенных для обучения студентов педагогического вуза, приведена в книге А.С. Обухова.[2]. Программа рассчитана на 100 часов учебной работы, из них 72 ч. – аудиторных занятий. Она включает пять разделов: 1) феноменология исследовательской деятельности; 2) психологические основы исследовательского подхода к обучению; 3) психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся; 4) формы и методы организации исследовательской деятельности учащихся; 5) методы развития исследовательских способностей.
Актуальной становится проблема обучения школьников старшего возраста исследовательской деятельности. В этой связи возникает задача построения учебной программы по основам организации исследовательской деятельности. Для обучения учащихся методологии учебно-исследовательской деятельности и исследовательским действиям необходимо организовать специальные занятия. А.И. Савенковым [3] разработана и экспериментально апробирована программа специального тренинга по развитию исследовательских способностей учащихся.
Содержание образования должно отвечать задачам развития интеллектуально-творческого потенциала личности учащегося. В традиционной системе обучения в качестве содержания образования выступает учебная информация, подлежащая усвоению, а также способы действий по применению усвоенных знаний. При исследовательском подходе в основу содержания обучения закладываются не только знания и умения, но и серия проблемных задач, в процессе решения которых у учащихся развиваются творческие способности.
Предметом творческой деятельности учащегося (содержанием обучения) выступает та или иная область науки, искусства или практики, к которой он проявляет интерес и склонности. Как правило, при обучении учащихся к какому-либо виду художественной деятельности (искусства) используются соответствующие учебные программы и пособия. При изучении основ наук в общеобразовательной школе или в профессиональном образовательном учреждении творческий компонент содержания обучения должны составлять учебные и научные проблемы, а также ориентировочная основа деятельности по их решению.
Следующей задачей является разработка и внедрение технологии обучения, предусматривающей вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность. Организовать такую деятельность при изучении каждой дисциплины не реально и не нужно. На мой взгляд, предметом исследования должна стать та или иная сторона будущей профессиональной деятельности обучающихся или теоретические основы технологии и организации производства. Например, для студентов, обучающихся по педагогической специальности, предметом исследования становится тот или иной компонент педагогического процесса (цели, содержание, технологии и т.д.). Кроме того, выбор темы исследования зависит и от научного интереса учащегося. Формы организации учебно-исследовательской деятельности студентов могут быть их участие в научно-исследовательской работе, проводимой преподавателями на кафедре, самостоятельная исследовательская работа, научные кружки, семинары, конференции, экспедиции, и т.д.
В отечественной педагогике разработано множество методов вовлечения учащихся в поисковую деятельность. Сюда относятся: методы проблемного и развивающего обучения, эвристические методы решения проблем, технологии игрового и контекстного обучения, научные методы (методы самой науки), проектное обучение и др. Задача состоит в том, чтобы учителя школ и преподаватели профессиональных учебных заведений освоили эти методы и использовали в своей педагогической деятельности. В этом плане велика роль методических советов и предметно-цикловых комиссий учебных заведений, методических конференций и семинаров, научно-методическая работа преподавателей, их самообразование, подготовка и защита диссертаций.
Для организации исследовательского обучения учащихся в школе целесообразно создать классы-лаборатории по учебным предметам. Такие классы созданы и используются во многих школах, профессиональных лицеях и колледжах России. Современный колледж или вуз трудно представить без лабораторий по естественнонаучным, обще профессиональным и специальным дисциплинам. Организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся оказывается очень эффективной в условиях, когда решение образовательных задач осуществляется преимущественно путем создания специальной развивающей среды, в которой учащийся находил бы стимулы для самообучения и развития. Отсюда и основные требования, выступавшие в качестве ориентиров: опираться на собственный опыт учащегося, обучать в действии, побуждать его к наблюдению и экспериментированию, чередовать индивидуальную и коллективную работу, направленную на решение учебных проблем.
Заслуживает внимания преподавателей в русле рассматриваемой проблемы разработка и внедрение интегративной технологии обучения, т.е. такой технологии, которая бы обладала большинством признаков и характеристик различных технологий. Исходя из такого понимания сущности интегративной технологии обучения, можно предположить, что ей должны быть присущи следующие свойства (признаки):
Интегративность. Как было отмечено выше, образовательный процесс в целом и его компоненты (цели, содержание, методы и др.) обладают интегративностью.
Модульность, которая выступает важнейшей характеристикой рассматриваемой технологии обучения.
Проблемность. Реализация методов проблемного обучения предполагает выдвижение проблемных вопросов и задач, создание проблемных ситуаций, организацию поисковой деятельности обучающихся по их решению.
Личностно-ориентированный подход, предполагающий организацию образовательного процесса в соответствии с потребностями, интересами и способностями студентов с учетом требований социума к профессиональному, интеллектуальному и нравственному уровню развития личности будущего специалиста; осознание самоценности каждой личности, ее уникальности; ориентация на развитие и саморазвитие личностных свойств студента.
Профессиональная направленность обучения. Содержание всех дисциплин, кроме гуманитарных, должно быть увязано с профессиональной деятельностью специалистов (или с ее ориентировочной основой – представлением о предмете, целях и задачах, средствах и т.д.).
Активность и самостоятельность учащихся. Обучающий выступает как подлинно активный субъект учебно-познавательной деятельности, в которой происходит обучение методам добывания знаний (а не только знаниям), т.е. методологии научно-познавательной деятельности.
Системность. Системность рассматриваемой технологии обучения связана с системным характером образовательного процесса, начиная со студента или преподавателя как сложной системы соматических, психологических, социальных, мировоззренческих и других свойств. Содержание обучения представляет собой сложную систему гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, обще профессиональных и специальных дисциплин. В свою очередь, содержание каждой дисциплины включает множество учебных элементов, структурированных по определенной системе.
Сочетание индивидуальной и коллективной форм учебной деятельности. Она должна быть направлена на решение учебных задач и проблем, вытекающих из содержания изучаемой дисциплины.
Возможность доступа к различным источникам информации: электронным библиотекам, базам данных, виртуальным лабораторным практикумам и др.
Исследовательская деятельность учащихся в школе не обязательно должна быть связана с той или иной дисциплиной. Ребятам будет интересным познание окружающего мира, например, изучение истории родного края, окружающей природы, лесов, водных ресурсов, полезных ископаемых и других вопросов. Перед учащимися могут быть поставлены и задачи познания окружающего их пространства: географических условий (рельефа, почвы, водоемов), климатических условий в разное время года, растительного и животного мира. Разумеется, эти вопросы могут быть раскрыты при изучении соответствующих учебных предметов. В данном случае речь идет о том, чтобы они самостоятельно познавали окружающий мир. Учащихся могут интересовать и вопросы экономики родного края, уровень жизни населения, состояние здоровья людей, проблемы экологии и многое другое.
Познание окружающей среды и уровня жизни населения предполагает также изучение состояния дорог, жилых зданий, хозяйственных строений, орудий труда, средств передвижения, качества пищи, одежды, обуви и других материальных ценностей. Кроме того, предметом исследования могут быть и духовные ценности: уровень образования и культуры, различных слоев населения, особенности различных религий, творчество писателей и деятелей искусства. Сюда же относятся: биография известных людей, специалистов, изучение генеалогии своей семьи, традиций, обрядов, праздников, определение значения образования для подрастающего поколения, семьи, труда в жизни человека: изучение причин преступности и девиантных проявлений в поведении современной молодежи.
Для развития личности учащихся, кроме научно-исследовательской деятельности, необходимо организовать экскурсии в музеи (не только посмотреть экспозиции, но и изучать их; например, интересоваться творческой биографией художника), в деревню (для городских школьников) или в город (для сельчан). В этом плане полезно организовать множество других мероприятий: художественную самостоятельность, литературные вечера, спортивные соревнования, диспуты и многое другое. Идея о том, чтобы учащиеся занимались не только учебой, но и другими делами. Чем разнообразнее совместная деятельность учащихся (учебная, учебно-исследовательская, организаторская, коммуникативная, игровая и др.), тем интереснее школьная или студенческая жизнь и выше творческая активность учащихся.
Учебно-исследовательская деятельность школьников или студентов должна быть организована на системной основе. В масштабе школы должна быть разработана одна или несколько исследовательских программ, включающих методологию и методику исследования, фамилии конкретных исполнителей и руководителя, сроки исполнения и т.д.
Для диагностики уровня развития творческих способностей учащихся при изучении различных учебных предметов, на мой взгляд, необходимо разработать и предложить для выполнения творческие задания, соответствующие содержанию изучаемого предмета; например, нестандартные задачи по математике, физике, химии и другим предметам, творческие проекты с использованием знаний по нескольким предметам (интегрированные задания), творческие практические задания на конструирование и изготовление, творческие работы, связанные с садоводством, с аграрным хозяйством и многое другое. В принципе любая работа может содержать творческий элемент (новая задача, новый подход или метод, новый продукт). При выдаче таких творческих заданий необходимо учесть индивидуально-психологические и возрастные особенности учащихся, их интересы и склонности; т.е. нужен индивидуальный подход.
При этом критерием оценки креативности личности являются новизна и оригинальность продукта творческой деятельности учащегося (рисунок, стихотворение, способ решения нестандартной задачи, доклад, статья, проект, изготовленная вещь, принятое решение по той или иной проблеме, отчет по учебно-исследовательской работе и т.д.). Для повышения объективности оценки уровня креативности личности на основе этого критерия целесообразно использовать метод экспертных оценок [6].
Таким образом, учебно-исследовательская деятельность учащихся является эффективной образовательной технологией, направленной на развитие творческих способностей учащихся, на повышение эффективности и качества образования.
Новая технология обучения, направленная на воспитание и развитие личности студента, на формирование профессиональной и гуманитарной компетентности будущих специалистов, предъявляет к преподавателям новые требования. Если раньше преподаватель выступал в роли передатчика учебной информации и контролера ее усвоения студентами, то теперь он – проектировщик технологии обучения, призванный разрабатывать и определять цели, содержание, методы, средства и формы организации образовательного процесса. Он как организатор учебно-познавательной деятельности студентов (менеджер) выполняет функции ее планирования, организации, контроля и мотивации.