Актуальность исследования. Динамичные изменения в жизни современного общества, произошедшие под влиянием социально-экономических факторов, свидетельствуют о том, что в настоящее время проблемы репутации, общественного мнения о конкретной организации и, следовательно, формирование и управление ее привлекательным образом получают все более широкий резонанс в сфере образования, в средствах массовой информации, на уровне межличностного общения сотрудников образовательного учреждения (ОУ), учащихся и их родителей. Формирование положительного имиджа ОУ и его поддержание влияет не только на усиление конкурентоспособности и перспективности ОУ, но и в целом позволяет свидетельствовать об уровне развития образования в регионе и стране, что в значительной мере сказывается на имидже российского образования.
На сегодняшний день активно применяются различные PR-технологии, способствующие установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между ОУ и обществом. Прогрессивное развитие рынка в сфере информационных технологий стремительно привносит ноу-хау средства в существующие PR-технологии, предоставляя образовательному учреждению возможность выйти на более высокий и качественный уровень по формированию своего имиджа, используя широкий спектр новых информационных технологий (НИТ). С помощью НИТ имиджевая информация создается на более профессиональном уровне с применением графики, звука, анимации, видеоизображений и других возможностей различных программных средств и НИТ, направленных на её позитивное психологическое восприятие в массовом сознании людей, а также распространение среди общественности в сети Интернет, расширяя круг потенциальных потребителей образовательных услуг.
Создание позитивного имиджа образовательного учреждения в первую очередь возложено на его персонал, особенно на ту его часть, которая непосредственно вступает в тесный контакт с реальными и потенциальными потребителями образовательных услуг - учителя. Но умеет ли сегодняшний учитель использовать средства НИТ в целях формирования имиджа ОУ, обладает ли достаточным профессионализмом, чтобы успешно решить эту задачу? Государственным образовательным стандартом ВПО РФ не предусмотрено изучение будущим учителем дисциплин, отражающих теоретические и практические навыки рассматриваемого процесса. Данная проблема вызвала спрос на учителей, способных эффективно и профессионально применять возможности НИТ в создании положительного имиджа ОУ.
Нормативной основой для решения данной проблемы выступают: Закон Российской Федерации «Об образовании»; «Национальная доктрина образования до 2025 года»; «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)».
Анализ научной литературы показал, что к настоящему времени накоплен определенный объем знаний, необходимый для постановки и решения проблемы подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ. Так, общетеоретические аспекты подготовки будущего учителя раскрываются в исследованиях О.А. Абдуллиной, А.А. Вербицкого, Ф.Н. Гоноболина, Л.В. Даринского, С.Б. Елканова, В.И. Загвязинского, И.Ф. Исаева, Т.К. Клименко, Н.В. Кузьминой, Л.Н. Куликовой, Б.Т. Лихачева, И.П. Селезневой, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, Е.Н. Шиянова, А.И. Щербакова и др.
В результате научных изысканий зарубежных (П. Берд, Ф. Буари, С. Блэк, Л. Браун, К. Боулдинг, Д. Бурстин, К. Спенсер, Б. Сэм, Э. Сэмпсон, Дж. Честара, Дж. Ягер и др.) и отечественных (Е.Н. Богданов, Э.А. Галумов, А.В. Гармонова, Г.Г. Поченцов, Е.Б. Перелыгина, А.Ю. Панасюк, И.А. Федоров, А.П. Федоркина, В.М. Шепель и др.) ученых сегодня активно развивается новая наука – имиджелогия, в рамках которой рассматриваются вопросы сущности и содержания различных видов имиджа (имиджа руководителя, имиджа личности, имиджа политика, корпоративного имиджа, профессионального имиджа и т.д.), закономерности, принципы и механизмы его возникновения и формирования.
Для нас принципиальное значение имели работы, в которых рассматриваются:
• имидж образовательного учреждения (Е.А. Александров, Е.И. Зуева, Е.А. Измайлова, Н.А. Кадочников, Е.Б. Карпов, Р.В. Козьякова, И.Р. Лазаренко, П.С. Лернер, В.М. Лизинский, Е.А. Петров, М.С. Пискунов, Т.Н. Пискунова, В.Л. Раковских, А.А. Родионов, М.В. Томилова, А.В. Щербаков и др.);
• имидж организации (Д.А. Горбаткина, И.Ю. Никольская, Е.А. Ободкова, Е.А. Петров, В.М. Шепель и др.);
• имидж учителя (Т.А. Бусыгина, М.Р. Варданян, А.А. Деркач, М.А. Дегтярёва, И.П. Казаченко, О.А. Куревина, А.А. Калюжный, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.В. Павленко, О.И. Попова, А.А. Реан и др.);
• имидж руководителя образовательного учреждения (Л. Малыхина, Е. Медреш, В. Метаева, В. Паутов, Л. Перминова, Е. Руднев и др.);
• теоретические аспекты формирования имиджа (зарубежные ученые: С. Ван-Райл, Дж. Грегори, Дж. Даттон, Г. Даулинг, Б. Джи, Ф. Котлер, Р. Кристиан, Ч. Фомбрун, А. Эллвуд; отечественные: И.В. Алешина, А.А. Калюжный, Т.Е. Климова, А.А. Крупанин, В.П. Попков, Г.Г. Почепцов, А.П. Ситников, Г.Л. Тульчинский и др.);
• подготовка студентов к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности (А.А. Абдукадыров, М.И. Жалдак, А.Ю. Кравцова, И.В. Марусева, С.А. Удалов и др.);
• психолого-педагогические особенности использования новых информационных технологий в учебном процессе (А.Г. Гейн, А.П. Ершов, М.П. Лапчик, В.М. Монахов, A. Dillon, R. Gagne, D. Jonassen и др.);
• совершенствование образовательного процесса в вузе с использованием новых информационных технологий (А.В. Андреев, Я.А. Ваграменко, А.Г. Гейн, Б.С. Гершунский, Л.И. Долинер, М.П. Лапчик, Д.Ш. Матрос, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Э.Г. Скибицкий и др.);
• особенности обучения информатике и информационным технологиям в вузе (Е.В. Баранова, Ю.С. Брановский, Л.И. Долинер, Э.И. Кузнецов, А.В. Могилев, Н.И. Пак и др.).
Несмотря на то, что в теоретических исследованиях имеется ряд интересных наработок, мы вынуждены констатировать, что проблема подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ пока не стала предметом специального исследования.
Вышеизложенное позволяет говорить о наличии противоречий между:
• потребностью общества, государства, образовательных учреждений в учителях, способных продуктивно использовать НИТ в формировании имиджа ОУ, и невозможностью в полной мере удовлетворить данную потребность из-за недостаточного уровня готовности выпускников - будущих учителей – к практической реализации данной потребности;
• потребностью практики в теоретическом обосновании и методическом обеспечении процесса подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке.
Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании принципов, содержания, методов, средств и технологий подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ.
Принимая во внимание изложенное выше, мы констатируем важность и актуальность поставленной проблемы в социально-практическом и теоретико-методическом аспектах и формулируем тему диссертационной работы следующим образом: «Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения».
Объект исследования - профессиональная подготовка будущего учителя в вузе.
Предмет исследования - педагогическое обеспечение подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения.
Цель исследования – разработать и экспериментально проверить модель подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения будет более эффективной, если:
• методологической основой решения проблемы будут выступать системный, интегративный, контекстный и объектный подходы, причем первый следует задействовать преимущественно при разработке модели данного процесса, остальные – при ее использовании;
• разработанная модель будет отражать взаимосвязь подструктур-блоков управления, педагогических условий, процессуального и результативного, а ее реализация осуществляться на принципах междисциплинарной интеграции, контекстности, проблемности, конструктивного взаимодействия, сотворчества, гибкости, объектности, динамичности, обратной связи;
• эффективное функционирование данной модели будет определяться комплексом педагогических условий, предусматривающим:
– междисциплинарную интеграцию при подготовке будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения;
– погружение будущего учителя в проектную деятельность по использованию НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения;
– электронную поддержку подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1) изучить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат исследования;
2) выделить, определить взаимосвязь и содержание подструктур-блоков модели подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения;
3) экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного ее функционирования;
4) разработать научно-методическое обеспечение процесса подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения.
Теоретико-методологическая база исследования выстроена с учетом положений, отражающих методологию и методику проведения научных исследований (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.М. Новиков и др.), педагогического эксперимента и мониторинга (Г.В. Воробьев, В.А. Кальней, Т.Е. Климова, Д.Ш. Матрос, А.И. Майоров, А.Я. Найн и др.).
В исследовании использовались следующие подходы, теории, концепции:
• системный (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько и др.), контекстный (А.А. Вербицкий, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Суркова, О.К. Тихомирова и др.), интегративный (М.Н. Берулава, Э.Н. Гусинский, И.Д. Зверев, В.Н. Келбакиани, Ю.А. Самарин, Г.Н. Сериков, Н.М. Яковлева и др.) и объектный (Г. Буч, Е.И. Горбунова, А.В. Манцивода, В.С. Тархов и др.) подходы;
• исследования в области разработки активных методов обучения и организации самостоятельной работы студентов (А.А. Вербицкий, В.Н. Кругликов, И.Я. Лернер и др.);
• теория деятельности, личности и ее развития (Л.И. Анцыферова, В.А. Беликов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Г.В. Суходольский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
• теория профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, А.Г. Гостев, Е.Ф. Зеер, О.В. Лешер, А.Н. Сергеев, Н.Я. Сайгушев и др.);
• теоретические основы имиджелогии (Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин, А.А. Калюжный, Т.Е. Климова, А.Ю. Панасюк, Е.А. Петрова, Е.Б. Перелыгина, Г.Г. Почепцов, И.А. Федоров, В.М. Шепель и др.);
• теория педагогического проектирования (М.П. Горчакова-Сибирская, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, Л.М. Кустов, Н.О. Яковлева и др.);
• философские исследования в области использования современных информационных технологий (Т.П. Воронина, Б.С. Гершунский, О.В. Долженко, Б.П. Кашицин, О.И. Молчанова, Л.И. Ракитов и др.);
• работы, отражающие различные аспекты использования в образовательном процессе новых информационных технологий (Я.А. Ваграменко, Е.П. Велихов, А.Л. Денисова, М.П. Лапчик, В.Г. Разумовский, Н.К. Солопова и др.);
• исследования в области методологии, теории и практики информатизации образования (Г.А. Бордовский, А. Борк, Я.А. Ваграменко, Е.П. Велихов, Л.И. Долинер, А.П. Ершов, В.А. Извозчиков, И.В. Роберт и др.).
Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили логику, этапы и методы исследования, которое проводилось в три этапа.
На первом этапе осуществлялось изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования в научной литературе и педагогической практике. Это позволило определить исходные позиции исследования, разработать понятийный аппарат, сформулировать гипотезу исследования и наметить его задачи. В эти же сроки был проведен констатирующий эксперимент, осуществлен сбор и анализ эмпирического материала. Основные методы этапа: теоретические (анализ, обобщение, систематизация, проектирование); эмпирические (наблюдение, тестирование, беседа, констатирующий эксперимент); методы математической статистики.
На втором этапе уточнялось содержание компонентов модели подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ, разрабатывалось научно-методическое обеспечение данного процесса, экспериментально определялся комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели, анализировался ход и результаты формирующего эксперимента. Основные методы этапа: теоретические (обобщение, систематизация); эмпирические (методы наблюдения, диагностики и самодиагностики, экспертной оценки, формирующий эксперимент); методы математической статистики, компьютерной обработки данных и наглядного представления результатов.
На третьем этапе анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных результатов. По результатам диссертационного исследования было подготовлено и внедрено в практику учебно-методическое пособие «НИТ в формировании имиджа ОУ». Основные методы этапа: теоретические (обобщение и систематизация материала), методы наглядного представления результатов.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• на уровне уточнения: уточнены понятия «имидж образовательного учреждения», «использование НИТ в формировании имиджа ОУ», «готовность будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ»; компоненты имиджа образовательного учреждения и их содержание; принципы организации процесса формирования данной готовности;
• на уровне дополнения: раскрыто содержание структуры готовности будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ, представленной как совокупность взаимосвязанных компонентов: мотивационного, когнитивного и деятельностного; установлена взаимосвязь между педагогическими условиями и динамикой готовности будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ;
• на уровне преобразования разработаны: модель подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ, включающая взаимосвязанные блоки: управления, педагогических условий, процессуального и результативного; научно-методическое обеспечение данного процесса, включающее методику реализации комплекса педагогических условий, дидактический и оценочно-критериальный инструментарий.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• обоснована продуктивность решения проблемы подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ с позиций системного, интегративного, контекстного и объектного подходов, что открывает возможность дальнейшего развития теории по использованию НИТ в формировании имиджа ОУ при подготовке будущего учителя;
• расширено терминологическое поле проблемы за счет уточнения понятий («имидж образовательного учреждения», «использование НИТ в формировании имиджа ОУ», «готовность будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ») и уточнены принципы подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ (междисциплинарной интеграции, контекстности, проблемности, конструктивного взаимодействия, сотворчества, гибкости, объектности, динамичности, обратной связи), что способствует упорядочиванию теоретических оснований исследуемой проблемы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработаны:
• методика реализации комплекса педагогических условий, расширяющая индивидуальную базу знаний и умений будущего учителя по использованию НИТ в формировании имиджа ОУ;
• дидактический инструментарий, включающий: программу спецкурса «Использованию НИТ в формировании имиджа ОУ», учебно-методическое пособие «НИТ в формировании имиджа ОУ», дидактические материалы (программы семинарских и практических занятий, задания, упражнения);
• оценочно-критериальный инструментарий, позволяющий определять эффективность подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ, включающий критерии, показатели, диагностические материалы и методы математической статистики.
Материалы исследования могут использоваться при модернизации действующих учебных планов и программ подготовки будущих учителей разных специальностей, в системе повышения профессиональной квалификации учителей и практике работы различных образовательных учреждений при составлении программ, пособий, дидактических материалов и создании спецсеминаров [1].
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены совокупностью выбранных методологических, теоретических и технологических позиций, применением комплекса методов, адекватных предмету, задачам и этапам исследования, обоснованием валидности используемых методов, дублированием методов при решении задач исследования, репрезентативностью объема выборки, количественным и качественным анализом экспериментальных данных, подтверждением гипотезы исследования [2].