Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION STUDENTS IN THE DISCIPLINE BIOINFORMATICS AND DIAGNOSTICS PERFORMANCE OF THIS TECHNOLOGY

Mihalchenko D.V. 1 Zhidovinov A.V. 1 Chumakov V.I. 1
1 Volgograd State Medical University of Health Ministry of Russia
Telecommunication Technologies – a transfer of information using electronic means of communication. Currently, they are based on computer technology. The development of telecommunications is mostly in three areas: industrial, technology and application. Industrial direction is connected with services to provide remote telephone service, satellite communication and other communication services offered by major telecommunications companies. The technological trend is associated with the scientific development of new technologies, for example, before the connection was based on the analog sound wave transmission system, and now the data transmission system are converted to digital. For telecommunication technologies play an important role in economic information systems: to support current operations, management, strategic tasks large and small companies.
communications technology
medical education
Google survey
bioinformatics

Телекоммуникационные технологии – это процесс передачи информации с использованием электронных видов связи. В настоящее время они основываются на компьютерных технологиях. Развитие телекоммуникаций идет в основном в трех направлениях: промышленном, технологическом и прикладном. Промышленное направление связано с услугами по обеспечению удаленного телефонного сервиса, коммуникационных спутников и другими услугами связи, предлагаемыми крупными телекоммуникационными компаниями. Технологическое направление связано с научной разработкой новых технологий, например, ранее связь базировалась на аналоговой волновой системе передачи звука, а теперь системы передачи информации превращаются в цифровые. Прикладные направления применения телекоммуникационных технологий создают новые возможности для различных сфер человеческой деятельности. Так, телекоммуникационные технологии играют важную роль в экономических информационных системах: в поддержке текущих операций, управлении, решении стратегических задач крупных и мелких компаний [1,2,3,4].

Телекоммуникационные технологии играют ключевую роль в формировании информационного общества и определяют темпы и качество его построения. Понятие «телекоммуникационные технологии построения сетей передачи информации» возникло лишь в середине XX века, но уже к концу его мы наблюдаем проникновение этих технологий во все сферы человеческой деятельности. Сети передачи информации совершили колоссальный скачок от телеграфных и телефонных сетей первой трети ХХ века к интегральным цифровым сетям передачи всех видов информации (речь, данные, видео). К факторам, определившим прогресс в этой сфере, в первую очередь следует отнести развитие микроэлектронной индустрии и вычислительной техники, а также последние успехи в технологии световодных систем. Телекоммуникационные технологии развивались параллельно и взаимоувязано с возможностями каналов связи (от аналоговых к высокоскоростным цифровым волоконно-оптическим линиям связи) и компьютеризацией общества [5,6,7,8].

Современные телекоммуникационные технологии основаны на использовании информационных сетей. Эти технологии характеризуются не только применением компьютеров, но и активным вовлечением в информационный процесс конечных пользователей-непрофессионалов, возможностью для рядового пользователя доступа к общим ресурсам компьютерных сетей [9,10].

В практике образования, говоря о телекоммуникациях, чаще имеют в виду передачу, прием, обработку и хранение информации компьютерными средствами, либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи. Это компьютерные телекоммуникации [11,12].

Инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают несколько форм:

• электронную почту,

• электронную конференцсвязь,

• видеоконференцсвязь,

• Интернет.

Эти средства позволяют преподавателям и обучаемым совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении [13,14].

«Образовательный веб-квест – (webquest) – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» [15,16].

Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).

Этапы работы над квестом

1. Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1–4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

2. Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели – создания сайта [17,18]

4. Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования [19,20,21].

О критериях оценки веб-квеста

Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата [22,23,24,25] Bernie Dodge (http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:

• исследовательской и творческой работы,

• качества аргументации, оригинальности работы,

• навыков работы в микрогруппе,

• устного выступления,

• мультимедийной презентации,

• письменного текста и т.п.

Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух) [26,27,28].

Пример веб-квеста, проводимого в курсе дисциплины «Биоинформатика»

Тема: «Моделирование третичной структуры белка».

Цель: Анализ третичной структуры белка человека, взятой из банка данных экспериментальных моделей PDB [29].

Задание 1

В базе данных UniProtKB [ссылка 1] (рис. 1) найти наилучшую 3D-модель белка человека, учитывая три критерия:

1. Разрешение (Resolution) должно быть меньше 2,5 (A).

2. Цепь (Chain) должна состоять из макромолекулы (А) или макромолекулы с лигандом (А\В).

3. Длина цепи (Positions) должна быть наибольшей.

Задание 2

В банке данных экспериментальных моделей PDB [ссылка 2] скачать наилучшую модель (рис. 2).

mih1.tif

Рис. 1

mih2.tif

Рис. 2

Задание 3

Для одного из лигандов найти сайт связывания (рис. 3).

Задание 4.

В разделе ProtScale [ссылка 3] для модели белка построить график липофильности и посчитать количество пиков (рис. 4).

Задание 5.

По результатам исследования заполнить табл. 1.

Пример заполнения таблицы (табл. 2).

mih3.tif

Рис. 3

mih4.tif

Рис. 4

Таблица 1

Результаты анализа модели белка

1

Название белка

 

2

Название наилучшей 3D-модели белка

 

3

Название лиганда в комплексе с белком

 

4

Количество специфических связываний (перечень аминокислот)

 

5

Количество не специфических связываний (перечень аминокислот)

 

6

Количество пиков липофильности

 

Таблица 2

Результаты анализа модели белка

1

Название белка

DPP-10

2

Название наилучшей 3D-модели белка

4wjl

3

Название лиганда в комплексе с белком

NAG

4

Количество специфических связываний (перечень аминокислот)

1 (Asn 111)

5

Количество не специфических связываний (перечень аминокислот)

3 (Phe 513, Tyr 512, Glu 109)

6

Количество пиков липофильности

7

Для оценки эффективности внедренной технологии – веб-квеста, был выбран педагогический эксперимент. Целью любого педагогического эксперимента является эмпирическое подтверждение или опровержение гипотезы исследования и/или справедливости теоретических результатов, то есть обоснование того, что предлагаемое педагогическое воздействие более эффективно (или, возможно, наоборот – менее эффективно). Для этого, как минимум, необходимо показать, что, будучи примененным к тому же объекту, оно дает другие результаты, чем применение традиционных педагогических воздействий. Для этого выделяется экспериментальная группа, которая сравнивается с контрольной группой [30].

Таким образом, имеется экспериментальная группа N, и контрольная группа M, состоящие из 12 человек. Измерение заключается в определении уровня знаний путем проведения теста, включающего 20 вопросов. Измерения производились в порядковой шкале, то есть были выделены три уровня знаний (L = 3): низкий (число правильных ответов (k) меньше либо равно 12), средний (12<k?17) и высокий (k>17) [15]. Пример верхних границ диапазонов представлены в табл. 3.

Для определения эффективности технологии, было решено внедрить ее только в экспериментальную группу. Результаты измерений уровня знаний в контрольной и экспериментальной группах представлены в табл. 4.

Таблица 3

Переход от шкалы отношений к порядковой шкале

Уровень знаний

Максимальное число правильно решенных задач

Низкий

12

Средний

17

Высокий

20

Таблица 4

Результаты измерений уровня знаний в контрольной и экспериментальной группах

Уровень знаний

Контрольная группа, без применения технологии

(чел.)

Экспериментальная группа, с применением технологии (чел.)

Низкий

5

1

Средний

7

7

Высокий

0

4

Из таблицы видно, что благодаря технологии уровень знаний соответствующий высокому (>17) вырос в четыре раза, а уровень знаний соответствующий низкому (?12) упал в пять раз.

Однако необходимо определить достоверность совпадений и различий для экспериментальных данных. Для это используем критерий однородности ?2, эмпирическое значение которого вычисляется по формуле (1) [31]

form002.wmf. (1)

Для рассматриваемого нами числового примера (L=3, N=12, M=12), а также используя табл. 4, получили значение ?2 равное:

form003.wmf.

Сравнивая полученное значение с критическим для уровня значимости 0,05, получаем, что form004.wmf, следовательно, достоверность различий характеристик экспериментальной и контрольной групп составляет 95 %.

В результате эксперимента, можно сделать вывод, что внедренная технология – веб-квест, позволяет с высокой достоверностью повысить уровень знаний студентов, изучающих дисциплину биоинформатика. В качестве оценки эффективности внедренной технологии – гугл-опроса, было решено также провести педагогический эксперимент, с использованием порядковой шкалы [15].

Для этого также использовались экспериментальная группа, состоящая из 12 человек (N = 12), и контрольная группа, состоящая из 12 человек (M = 12), и измерение заключалось в определении уровня знаний путем проведения итогового теста, включающего 30 задач. Расчеты проводились в шкале отношений. Примем, что характеристикой учащегося является число правильных ответов. Результаты измерений уровня знаний в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента приведены в табл. 5.

Эксперимент заключался в том, что сначала группы прошли тест просто по итогам прослушанных лекций, а затем после внедрения технологии [32,33].

Таблица 5

Результаты измерений уровня знаний в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента

Контрольная группа (число правильно решенных задач до начала эксперимента)

Экспериментальная группа (число правильно решенных задач до начала эксперимента)

Контрольная группа (число правильно

решенных задач после окончания эксперимента)

Экспериментальная

группа (число правильно решенных задач после окончания эксперимента)

26

28

22

26

17

24

28

29

14

28

23

27

23

18

20

26

21

23

28

25

26

20

20

30

24

13

21

25

22

29

17

27

24

22

28

26

26

16

24

29

18

21

28

25

15

25

21

26

Для данных, измеренных в шкале отношений, для проверки гипотезы о совпадении характеристик двух групп целесообразно использование критерия Вилкоксона-Манна-Уитни.

Критерий Вилкоксона-Манна-Уитни является «тонким» (но и более трудоемким) – он позволяет проверять гипотезу о том, что две выборки «одинаковы» (в том числе, что совпадают их средние, дисперсии и все другие показатели). Он оперирует не с абсолютными значениями элементов двух выборок, а с результатами их парных сравнений.

Определения достоверности совпадений и различий для экспериментальных данных, измеренных в шкале отношений, с помощью критерия Вилкоксона-Манна-Уитни заключается начала в сравнении сначала числа правильно решенных задач в контрольной и экспериментальной группе до начала эксперимента. В табл. 6 приведены результаты сравнения [34].

Таблица 6

Вычисление эмпирического значения критерия Манна-Уитни в контрольной и экспериментальной группах до эксперимента

Номер члена

экспериментальной группы

i

Число задач,

правильно решенных i-м членом экспериментальной

группы до начала

эксперимента

xi

Число членов

контрольной

группы, правильно решивших > число

задач, чем i-й член экспериментальной группы

ai + bi / 2

Номер члена контрольной группы j

Число задач,

правильно решенных j-м

членом контрольной группы

до начала эксперимента

yj

1

28

0

1

26

2

24

4

2

17

3

28

0

3

14

4

18

8,5

4

23

5

23

5,5

5

21

6

20

8

6

26

7

13

12

7

24

8

29

0

8

22

9

22

6,5

9

24

10

16

10

10

26

11

21

7,5

11

18

12

25

3

12

15

По результатам таблицы можно рассчитать критерий Вилкоксона-Манна-Уитни согласно формуле (2)

form005.wmf. (2)

Так как эмпирическое значение критерия form006.wmf меньше критического, следовательно, характеристики сравниваемых выборок совпадают с уровнем значимости 0,05.

Теперь аналогичным образом (построив таблицу, аналогичную таблице 6, и вычислив эмпирическое значение критерия Вилкоксона) сравним числа правильно решенных задач в контрольной и экспериментальной группе после окончания эксперимента. Результаты сравнения приведены в табл. 7.

Таблица 7

Вычисление эмпирического значения критерия Манна-Уитни в контрольной и экспериментальной группах после эксперимента

Номер члена

экспер. группы

i

Число задач,

правильно решенных i-м членом экспер.

группы после начала

эксперимента

xi

Число членов

контрольной

группы, правильно решивших > число

задач, чем i-й член экспер. группы

ai + bi / 2

Номер члена

контрольной

группы

j

Число задач,

правильно решенных j-м членом контрольной группы после начала эксперимента

yj

1

26

4

1

22

2

29

0

2

28

3

27

4

3

23

4

26

4

4

20

5

25

4

5

28

6

30

0

6

20

7

25

4

7

21

8

27

4

8

17

9

26

4

9

28

10

29

0

10

24

11

25

4

11

28

12

26

4

12

21

В этом случае эмпирическое значение критерия form007.wmf, больше критического, следовательно, достоверность различий сравниваемых выборок составляет 95 %.

По результатам тестирования можно построить график, показывающий в процентах результаты сравнения контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента (рис. 5).

mih5.tif

Рис. 5. Результаты измерений уровня знаний в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента

Таким образом, мы можем с большой достоверностью отметить эффективность предложенной технологии, поскольку процент высокого уровня знаний вырос в контрольной группе с 0 % до 33,3, а в экспериментальной с 16,7 % до 25 %. При этом процент низкого уровня знаний снизился в контрольной и экспериментальной группах на 25 %. Это позволяет говорить о том, что внедренная технология оказывает положительный эффект при ведении дисциплины биоинформатика.

Таким образом, применение телекоммуникационных технологий в образовании обладают рядом достоинств по сравнению с традиционным обучением:

– допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

– допускает возможность постоянного обновления;

– имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;

– допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;

– допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;

– устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах [34,35]

Каждый преподаватель, используя телекоммуникационные технологии в обучении в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для преподавателя – работа, а для его студентов – обучение станут радостнее и увлекательнее. Не следует забывать об утомляемости учащихся однообразной учебной деятельностью. Необходимо уметь не только чередовать виды учебных заданий, но и управлять эмоциональным фоном занятия. Телекоммуникационные технологии предоставляют нам для этого очень хорошие возможности.

В результате выполненной работы можно сделать вывод, что предложенные технологии, такие как, мультимедийная презентация, веб-квест и гугл-опрос активизируют процесс преподавания, повышают интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, а также позволяют достичь большей глубины понимания учебного материала.