Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

PROBLEM OF FAMILIARIZING OF PRESCHOOL CHILDREN TO READING AND THEIR LITERARY DEVELOPMENT

Agzamova S.A. 1
1 Kindergarten-nursery №1 «Balapan»
The paper proposes a system for introducing preschoolers to the reading and development of their literary development. The proposed system is implemented in the work of preschool institutions in the experiment, and showed its effectiveness. The process of familiarizing of preschool children to reading is based on use in the classroom and in their free time in productive active activities preschoolers with the content of a literary work. Constant communication with the workbook develops creative abilities of children. These abilities are implemented in role-playing games based on the literary subjects of staging and dramatization, expressive reading poems, drawing and other performing activities.
reading
children’s literature
methods
literary development
preschool age

Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникают устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями.

Процесс приобщения дошкольников к чтению происходит на основе использования на занятиях и в свободное время продуктивных активных форм деятельности дошкольников с содержанием литературного произведения. Цель таких занятий состоит в следующем: не только вызвать у ребенка интерес к художественной литературе, которая помогает формировать нравственные чувства и оценки, развивает его воображение и эмоциональный мир, но и воспитать грамотного читателя.

Система работы по реализации данной цели должна включать следующее:

• следование принципу индивидуального и дифференцированного подхода в организации читательской деятельности дошкольников;

• обеспечение читательской деятельности детей разнообразными типами творческих и игровых заданий (тесты, викторины, словесное и графическое рисование и т.п.);

• организация самостоятельной читательской деятельности детей в детском саду и дома;

• использование эффективных активных приемов работы с текстом художественного произведения в процессе формирования читательских умений дошкольников в организованной учебной деятельности дошкольников; (обучение пересказу, характеристика героя произведения, составление рассказа на основе прочитанного и т.д.);

• осуществление систематического контроля читательской деятельности детей;

• просвещение родителей по организации читательской деятельности в семье.

В основе системы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой лежат эстетический принцип в сочетании с принципами системности, доступности, преемственности и перспективности. Такой подход позволяет реализовать проблему литературного развития и формирования читательской деятельности дошкольников, совершенствовать такие виды речевой деятельности дошкольника как слушание, говорение и чтение (не в буквальном смысле), а также способствуют глубокому знакомству дошкольников с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, развитию нравственных и эстетических чувства дошкольника. Одновременно предоставляются широкие возможности для интеграции общего и дополнительного образования при организации самостоятельной работы дошкольников в условиях организованной учебной деятельности и в рамках самостоятельной деятельности, развития литературно-творческих способностей дошкольников.

В процессе реализации нашей системы литературного образования ребенок получает первоначальные научные знаний о литературе как виде искусства, вырабатывает систему ценностей в области литературы как искусства, овладевает умениями, необходимыми для общения с литературой как видом искусства, и умениями, необходимыми для осмысления литературных явлений, а также развивает свои творческие литературные способности [3].

Содержание системы работы по приобщению дошкольников к чтению и формированию читательской деятельности включает:

1. Расширение круга чтения и культурного поля ребенка, формирование осознанной мотивации чтения (когнитивный и эстетический компоненты).

2. Развитие воображения и мышления в процессе читательской и литературно-творческой деятельности.

3. Формирование системы читательских умений, необходимой для полноценного общения с художественным произведением, умения вести беседу о прочитанном и, как следствие, развитие связной речи.

4. Формирование основ оценочной деятельности,

5. Формирование основ системы нравственных и эстетических ценностей [4].

В процессе реализации системы работы по приобщению дошкольников к чтению и формированию читательской деятельности необходимо органично сочетать словесные, наглядные и практические приемы работы с литературным произведением. Педагог должен стремится к тому, чтобы дети восприняли настроение произведения, осознали отличие стихотворной речи от прозаической, обратили внимание на образность, ритмичность стихотворений, поэтичность картины, раскрытой автором, к характерам героев.

Словесные методические приемы ознакомления с художественной литературой наиболее действенны, когда осуществляются в единстве с наглядными и практическими. Они способствуют большей глубине художественного впечатления. Знакомя детей с произведениями писателей, поэтов, целесообразно показать их портреты, кратко сказать о жизни и особенностях их творчества, рассмотреть тематические иллюстрации, картины к рассказам, сказкам [4].

Педагог может использовать также прослушивание грампластинок с записью чтения мастеров художественного слова, инсценировок по мотивам сказок.

С самого начала работы с детьми воспитатель уделяет существенное внимание задачам формирования у них эмоционально-осознанного отношения к прослушанному художественному произведению. Он активно поддерживает высказывания детей, связанные с сюжетом художественного произведения и оценкой действий героев: стремится развивать умение сопереживать, чувствовать характер произведения (грустный, лирический, веселый, торжественный).

Постепенно задачи усложняются. Акцентируется внимание на многообразии тем, сюжетов, отражающих жизненные явления, на взаимосвязи окружающей действительности и художественных образов; подбираются соответствующие произведения. Например, сказки, в которых раскрываются различные взаимоотношения между персонажами, эмоциональные переходы в их переживаниях, в смене изображаемых картин и литературы.

Процесс приобщения дошкольников к чтению и становления их литературного развития можно представить следующими блоками.

1. Ознакомление с художественной литературой. Предусматриваются развитие эмоциональной сферы ребенка, усвоение морально-этических норм. Виды работ: чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые драматизации.

2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности. Предлагаеся знакомить детей со средствами выразительности (эпитет, сравнение и т.д.), звуковой стороной речи. С этой целью рекомендуется проводить такие формы работы, как беседа о прочитанном, описание картинок, персонажей произведений (причем в старшем дошкольном возрасте предлагается отмечать не только наглядные признаки – форму, цвет, – но и не наглядные – грустный, веселый), дидактические словесные игры, пересказы, выразительное чтение, заучивание, драматизация, сочинение новых сказок.

3. Построение наглядных моделей при пересказе, сочинении новых произведений, драматизации. При разработке системы учитывалось, что опыт творческой деятельности дошкольники получают не только в процессе чтения и анализа произведения, но и в ходе создания собственных текстов. При этом речевые умения формируются на базе читательских умений. Литературный материал рекомендуется отбирать в соответствии с принципом усложнения и соответствия календарно-тематическому подходу.

Работа над книгой, по сути, начинается со старшего дошкольного возраста, когда детям предлагается воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые свойства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение, усиление и др.), осознавать некоторые виды комического в произведениях, проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении [5].

Ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования является опыт творческой деятельности, воплощающийся в системе читательских и речевых умений, которыми овладевает ребенок. К адекватному освоению авторской идеи приводит только установление связи между всеми элементами произведения. Это умение – синтез всех перечисленных читательских умений, которые представлены в системе от более простых, базовых – к более сложным, синтетическим.

Как известно, в основе читательской деятельности ребенка лежит умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью в произведении. Без этого умения невозможно воссоздать образы и картины, описанные художником слова. Отчетливое представление об образах приводит к необходимости понять их, осмыслить связи между ними, понять причины конфликта. Это вызывает сопереживание, появление читательской оценки, которая сравнивается с авторской. Таким образом происходит постижение идеи произведения.. Осознание идеи приводит читателя к необходимости по-новому взглянуть и на язык произведения, и на его композицию, и на образы, т.е. усилит эстетические переживания. Однако ребенок не становится грамотным читателем с первых занятий. Чтобы все читательские умения проявлялись комплексно, им сначала ребенка нужно научить.

Поэтому на занятиях ребенок должен работать с произведениями, которые интересны детям, доступны по идейному содержанию, содержат яркий художественный элемент, способствующий выражению авторского отношения к изображаемому. С этой целью подбирается детские произведения, с яркостью их художественной формы и несложностью идейного содержания. В процессе наблюдений за особенностями конкретных произведений формируются начальные литературоведческие и речеведческие знания и умения. От детей не нужно требовать словесного воспроизведения полученных сведений, все выводы педагог формулирует сам в доступной детям форме. Важно, чтобы представления накапливались в определенной системе, чтобы наблюдение за каждым отдельным элементом текста обогащало представление о произведении как художественном целом. И еще важно научить ребенка-дошкольника операциям, которые совершает читатель в процессе эмоционального и понятийного освоения текста, т.е. элементарным приемам анализа. Приемы анализа – это одновременно и средство постижения художественного произведения, поэтому выбор приема определяется: особенностями художественного текста; задачей, которую необходимо решить при анализе; его доступностью для ребенка [6].

Важен и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру (эмоционально-оценочная деятельность), поскольку приобрести опыт, приобщиться к духовным ценностям можно только через сопереживание героям и автору. Необходимо так строить изучение произведения, чтобы оно затрагивало душу ребенка, чтобы идея была не только осознана читателем, но и пережита им.

Предлагаемая система работы по приобщению дошкольников к чтению и становлению их литературного развития реализована в работе дошкольных учреждений в рамках эксперимента и показала свою эффективность. У детей отмечается проявление интереса к художественной литературе. Они стали более эмоционально воспринимать содержание литературных произведений; научились оценивать поступки героев; с легкостью узнают и характеризуют три литературных жанра (сказка, рассказ, стихотворение). Дошкольники усваивают последовательность развития сюжета; могут без особых затруднений передавать свое отношение к содержанию рассказываемых произведений. Они научились более эмоционально, логично, сохраняя последовательность сюжета пересказывать произведение, воспроизводя образные слова и выражения, характеризующие героев, диалогическую речь. Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев, рассказать о переживаниях, связанных с прочитанным, пересказать сюжет понравившейся книги, прочесть любимое стихотворение. Постоянное общение с книгой развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах исполнительской деятельности.

Следовательно, предложенная нами система по приобщению дошкольников к чтению и становлению их литературного развития дошкольников оказалась продуктивной, доказала свою эффективность.