Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE «PROBLEMS AND PROSPECTS OF FORMING PEDAGOGICAL CULTURE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE PROFESSIONAL STANDARDS OF THE TEACHER»

Abramovskyh N.V. 1 Tolmacheva V.V. 1
1 Surgut state pedagogical university
The article describes the content aspects held 23–24 September 2016 on the basis of the Surgut State Pedagogical University, the All-Russian scientific-practical conference. The conference took place at a time when the priority of the state policy in the field of vocational education is the preparation of the future teacher as an active, socially responsible personality with a sense of patriotism and aware of its role in the socio-economic modernization of the Russian society. Obtained of the conference, its participants analyzed discussed problems and prospects of modernization of teacher education in the framework of the implementation of the Professional teacher standards. Particular attention is paid to the analysis of performances of participants. The conference reviewed the reports on various subjects, covering issues of innovative training of future students, highlight the field problems in the implementation of the Professional teacher standards.
professional teacher standards
pedagogical culture
professional training of teachers

23–24 сентября 2016 года на базе Сургутского государственного педагогического университета состоялась научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации Профессионального стандарта педагога». Конференция проводилась при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №16–16–86503.

Для участия в конференции были приглашены научные работники, преподаватели вузов, докторанты, аспиранты, студенты, занимающиеся научно-исследовательской работой, специалисты органов управления образованием, руководители и педагоги образовательных организаций. Более 150 человек прошли регистрацию и приняли активное участие в ее работе. В число участников вошли научные и педагогические работники, руководители образовательных организаций, специалисты органов управления образованием из 8 субъектов Российской Федерации, 35 вузов России, представители академического сообщества из Белоруссии, Казахстана, Украины.

Программа конференции предусматривала выступления ученых, занимающихся разработкой проблем профессионального образования, специалистов, осуществляющих подготовку педагогических кадров в условиях реализации Профессионального стандарта педагога, педагогов-практиков, реализующих инновационные технологии образования, докторантов, аспирантов и студентов, а также других специалистов, интересующихся проблемой внедрения Профессионального стандарта педагога.

Участники конференции обсудили опыт работы вузов по внедрению основных положений Профессионального стандарта педагога. Первый день конференции проходил в формате пленарного заседания и работы пяти круглых столов. В рамках пленарного заседания участникам были представлены доклады различной тематики, охватывающие вопросы инновационной подготовки будущих студентов, выделения поля проблем в реализации положений Профессионального стандарта педагога. Так, в выступлении Томазовой Анны Николаевны, заместителя директора департамента образования Администрации города Сургута, освещались вопросы обеспечения непрерывного профессионального роста молодых специалистов в муниципальной системе образования Сургута. Особое внимание Анна Николаевна обратила на проблемы, с которыми сталкиваются молодые педагоги при адаптации к профессиональной деятельности, выделила эффективные технологии поддержки молодых специалистов в этот трудный для них период. Привлекло внимание присутствующих на конференции и эмоциональное выступление Емельяновой Ирины Евгеньевны, доктора педагогических наук, доцента, заведующего базовой кафедрой педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО «Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». Она продемонстрировала опыт практической деятельности по реализации технологий включения магистрантов в исследовательскую работу, поддержки инициатив педагогов в реализации собственных проектов на базовых кафедрах университета. Яркова Татьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социального образования, Тобольский педагогический институт им. Д.И.Менделеева (филиал) ТюмГУ в г.Тобольске представила доклад по теме: «Проблемные поля в подготовке современного учителя в условиях реализации Профессионального стандарта педагога». Опираясь на позиции отечественных и зарубежных ученых в трактовке понятия качества образования, докладчик выделила факторы, обеспечивающие стабильное развитие профессионального образования и определила некоторые возможности по решению проблем, возникающих у преподавателей вузов при реализации требований Профессионального стандарта педагога. Обоснованное продолжение затронутых вопросов прозвучало в докладе Носовой Людмилы Николаевны, проректора по инновационной деятельности БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет», кандидата психологических наук, доцента. В рамках обсуждения вопросов конференции Людмила Николаевна сделала акцент на технологиях и условиях саморазвития педагога, подкрепив теоретические посылки примерами опыта работы Сургутского государственного педагогического университета, который является базовой площадкой по реализации предлагаемых изменений в Федеральный образовательный стандарт высшего образования.

Работа конференции продолжилась после обеда. Руководителями круглых столов к обсуждению предлагался широкий спектр направлений, раскрывающих многогранность теории и практики применения положений Профессионального стандарта педагога в образовательной среде. Например, участники круглого стола «Методики и технологии реализации компетентностно-деятельностного подхода при обучении студентов ВУЗов» в режиме дискуссии обсудили проблемы, обозначенные на пленарном заседании. Руководителем круглого стала – Абрамовских Натальей Викторовной, доктором педагогических наук, профессором кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» было предложено рассмотреть следующие вопросы: содержание и преемственность образовательных программ на различных уровнях образования; социальное партнерство как ресурс профессиональной подготовки будущего педагога; духовно-нравственное развитие и воспитание будущих педагогов; развитие профессиональной компетентности студентов педагогических вузов в условиях реализации положений Профессионального стандарта педагога; воспитательные ресурсы учебных занятий в повышении профессиональной культуры будущих педагогов. Заявленные для обсуждения вопросы рассматривались участниками круглого стола в контексте основных положений Профессионального стандарта педагога. Так как среди участников были преподаватели из разных вузов, то всем был интересен опыт коллег по внедрению требований Профессионального стандарта педагога. Особое внимание в выступлении Верхотуровой Юлии Анатольевны, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики, Уральского государственного педагогического университета уделено реализации деятельностного подхода к содержанию профессиональной переподготовки педагогов системы раннего развития детей. Бинарное выступление Каратаевой Натальи Александровны, кандидата педагогических наук, доцента ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» и Крежевских Ольги Валерьевны, кандидата педагогических наук, доцента ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» позволило слушателям развернуть дискуссию в поле организации взаимодействия между различными организациями системы образования. Сыртланова Нэлли Шамильевна, кандидат педагогических наук, доцент, БГПУ им. М.Акмуллы поддержала своих коллег в актуальности решения вопросов сетевого взаимодействия и поделилась опытом работы своего коллектива по применению проектной деятельности, направленной на поддержку студенческих инициатив. Эффективный опыт взаимодействия с вузом представили практические работники Ратикова Ирина Николаевна, зам. директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СШ №38, г. Сургут и Карловская Наталья Павловна, начальник отдела координационной работы и методического обеспечения Муниципального казенного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования». Все участники круглого стола отметили: проведение дискуссий в рамках научно-практических конференций необходимо и крайне полезно, так как способствует профессиональному и личностному росту преподавателей, педагогов и руководителей, заставляет по-новому взглянуть на свою работу, дает толчок к творчеству, позволяет познакомиться с эффективным опытом.

Работа одного из круглых столов была посвящена рассмотрению ключевых педагогических подходов к реализации современных технологий в системе общего образования. Руководители заседания – Толмачева Вера Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» «Сургутский государственный педагогический университет» и Запольская Елена Леонидовна, директор, МБОУ НШ Перспектива, кандидат педагогических наук – отметили несомненную важность освоения и применения современных психолого-педагогические технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной школьной среде.

Заявленные для рассмотрения доклады представляли опыт педагогов образовательных организаций по реализации основных положений профессионального стандарта педагога в практике работы. Так, Стерхов Алексей Алексеевич, методист, председатель научно-методического совета гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца, г. Сургут представил опыт использования системно-деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании православных обучающихся, представив наработки педагогов православной гимназии. Продолжая раскрывать аспекты воспитательной функции, Чуранова Олеся Владимировна, начальник отдела психолого-педагогической консультации и коррекции Муниципального казенного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» представила опыт реализации проекта «Школьные службы медиации (примирения) в общеобразовательных организациях», вызвав интерес у педагогических работник других образовательных организаций.

Обращаясь к закономерностям и принципам построения и функционирования образовательных систем Запольская Елена Леонидовна, директор, МБОУ НШ Перспектива, кандидат педагогических наук представила опыт проектного управления развитием современной начальной школы, детально отразив собственные разработки и всего педагогического коллектива школы.

В продолжение разговора Белоцицко Наталья Александровна, учитель английского языка МБОУ НШ Перспектива, Янкова Елена Валериевна, учитель английского языка МБОУ НШ Перспектива в своем докладе отразили умение работать с различными категориями детей как приоритет профессионального стандарта педагога.

Во все времена актуальной являются тема воспитания гражданина-патриота. Опыт формирования у обучающихся гражданской ответственности и правосознания во внеурочной деятельности представила Вакилова Гузель Азуатовна, учитель истории МБОУ СОШ №13.

Особо интересен был доклад молодого педагога Матийчук Юлии Александровны, учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №13 с докладом, отражающим особенности использования проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка. Яркой точкой в секционном заседании стало выступление Подлесной Натальи Викторовны, педагога, МБОУ лицей №3 с достаточно редкой, но весьма актуальной проблемой современной начальной школы использования сленга в школьных СМИ.

Участники круглого стола отметили, что обсуждаемые темы нуждаются в дальнейшей проработке и могут служить основанием для запроса на их научно-методическую разработку педагогам высшей школы.

Участниками круглого стола «Возможности совершенствования современных образовательных методик для различных типов школ и образовательных организаций» (руководители Синебрюхова Вера Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» и Карпова Людмила Леонидовна, заместитель директора по внеклассной внешкольной воспитательной работе МБОУ НШ Перспектива) были рассмотрены актуальные для выбранного направления вопросы. Так, Колосовой Алёной Игоревной, экспертом Муниципального казенного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» значительное внимание было уделено рассмотрению современных подходов к оценке психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях деятельности психолого-медико-педагогической комиссии». В своем выступлении докладчик акцентировал внимание аудитории на опыте деятельности ПМПК при департаменте образования администрации г. Сургута. В выступлении Карповой Людмилы Леонидовны, заместителя директора по внеклассной внешкольной воспитательной работе МБОУ НШ «Перспектива» было обращено внимание на событийный подход как одной из эффективной технологии взаимодействия семьи и школы. Докладчиком был представлен собственный опыт организации деятельности всех участников образовательного процесса при реализации авторского инновационного проекта «Улица без разделительной полосы» или «Перспективный-Я!». Не менее актуальным и привлекательным для слушателей стал опыт Котомановой Леси Дмитриевны, педагога-психолога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №13 о проективных методах работы с детьми младшего школьного возраста в качестве средств психокоррекции, личной терапии и развития воображения. Важно отметить, что выступающей был представлен не только описательный опыт, но и необходимый диагностический материал, который активно используется в практической деятельности педагога психолога. В выступлении Сероокой Оксаны Евгеньевны, учителя МБОУ НШ Перспектива на тему «Судьба России – в руках учителя» была затронута личность учителя, раскрыты характеристики его не только профессиональных качеств, но и личностных. Суждения докладчика были аргументированы убедительными фактами из своей профессиональной жизни и жизни своих близких и коллег. Таким образом, в рамках круглого стола были рассмотрены проблемы, имеющие непосредственное отношение к современным преобразованиям, реализующим в последние годы в системе образования в нашей стране, и позволяющим обратить внимание на деятельность педагога с учетом требований профессионального стандарта. Участниками было отмечено, что взаимодействие всех целевых групп системы образования – учителя, педагоги-психологи, преподаватели высшей школы, студенты, позволит всестороннее рассмотрение проблем процесса совершенствования современных образовательных методик для различных типов школ и образовательных организаций и обеспечит динамику его результатов.

Участники круглого стола «Проблемы и перспективы внедрения профессионального стандарта педагога в сфере дошкольного образования» обозначили, что новый статус российской системы дошкольного образования как первого уровня общего образования требуют от педагогического сообщества осмысления произошедших перемен и приведения образовательного процесса в организации в соответствии федеральными требованиями. Руководители круглого стола – Зырянова Светлана Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» и Белик Яна Николаевна, кандидат педагогических наук, заведующий МБДОУ №40 «Снегурочка» г. Сургута подчеркнули, что Профессиональный стандарт педагога является своевременным и необходимым документом для системы образования. Педагог дошкольного образования как центральная фигура образовательного процесса в современных условиях должен обладать такими компетенциями как: работа с одаренными детьми; работа в условиях реализации программ инклюзивного образования; владение современными информационно-коммуникативными технологиями, знание и использование социальных сетей; определение зоны ближайшего развития ребенка, разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития детей и др.

В выступлениях участники круглого стола поднимали следующие вопросы: проблемы внедрения Профессионального стандарта педагога в ДОО, Профессиональный стандарт как средство управления повышением квалификации современного педагога, совершенствование развивающей деятельности педагога ДОО в рамках внедрения Профессионального стандарта, профессионализм воспитателя как одно из важнейших условий построения системы качественного дошкольного образования в контексте ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога, реализация приоритетных направлений в образовании ХМАО-Югры: поддержка и развитие детской одаренности в системе дошкольного образования; поддержка исследовательской активности ребенка и развитие исследовательских способностей детей через проектную деятельность и др.

Заявленные для обсуждения вопросы рассматривались участниками круглого стола в контексте основных положений Профессионального стандарта педагога. Среди участников круглого стола были педагоги-практики и преподаватели из разных вузов. Особое внимание в выступлении Лашковой Лии Луттовны, доктора педагогических наук, профессора кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» было уделено проблеме проектирования эффективной образовательной среды дошкольной образовательной организации, что позволило слушателям развернуть дискуссию в плане организации взаимодействия СурГПУ с дошкольными образовательными организациями г. Сургута. Выступление Петрухиной Татьяны Александровны, заведующего МБДОУ №3 «Эрудит» г. Сургута было направлено на освещение проблем внедрения Профессионального стандарта педагога, с которыми сталкиваются практические работники дошкольных образовательных организаций. К ним Татьяна Александровна отнесла проблему соответствия образования педагогов требованиям стандарта, проблему обучения педагогов работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Белик Яна Николаевна, кандидат педагогических наук, заведующий МБДОУ №40 «Снегурочка» г. Сургута и Крутякова Татьяна Ивановна, заведующий МБДОУ №43 «Лесная сказка» г. Сургута осветили опыт работы дошкольной образовательной организации по организации педагогической деятельности в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога. Петрова Светлана Ивановна, заместитель заведующего по УВР МБДОУ №40 «Снегурочка» г. Сургута подчеркнула, что Профессиональный стандарт педагога является средством управления повышением квалификации современного педагога дошкольного образования и обозначила это на примере реализации проекта внутрифирменного обучения в ДОО «Профессионал». Особое внимание привлекло выступление музыкального руководителя МБДОУ №25 «Родничок» г. Сургута Ферзалиевой Анжелы Тельмановны, которая обозначила проблему педагогического сопровождения детей с признаками музыкальной одаренности в дошкольной образовательной организации. Педагог акцентировала внимание на таком положении Профессионального стандарта педагога, как участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и дошкольного возраста. Эффективный опыт по организации проектной деятельности в ДОО в условиях реализации Профессионального стандарта педагога раскрыла Макаренко Елена Викторовна, старший воспитатель МБДОУ №77 «Бусинка» г. Сургута. Каратаева Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» и Крежевских Ольга Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» особое внимание обратили на технологию оценки результативности, эффективности и качества работы педагога дошкольного образования.

По итогам работы круглого стола были выдвинуты следующие предложения: содействовать повышению профессионального уровня, педагогической компетентности, психолого-педагогических знаний педагогических работников дошкольных образовательных организаций за счет курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации и, в том числе, за счет сформированных управленческих команд; с целью диссеминации конструктивного опыта внедрения Профессионального стандарта педагога продолжить регулярную организацию семинаров, круглых столов, конференций, совещаний по проблемам дошкольного образования с привлечением педагогов из других регионов России.

В рамках конференции 24 сентября 2016 г. осуществлялось проведение форума молодых ученых, работа которого строилась в формате круглых столов, где обсуждались результаты исследований бакалавров, магистрантов, аспирантов, обучающихся по педагогическому направлению профессиональной подготовки. Были представлены сообщения по актуальным проблемам работы образовательных организаций: внедрение метапредметного подхода в образовании, поддержка одаренных детей через различные виды деятельности в дошкольном и начальном образовании, применение образовательной робототехники, проектных задач в педагогическом процессе и другие. Участники круглых столов активно делились результатами выполненных научных исследований, обсудили практический опыт реализации новых подходов в системе образования, в том числе позволяющий решать задачи индивидуализации образовательного процесса в школе и дошкольных образовательных организациях, организовывать педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, то есть реализовывать функции, являющиеся основой эффективной деятельности педагога в соответствии с положениями Профессионального стандарта.

В рамках работы Форума молодых ученых был организован круглый стол «Профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества образования» (Руководитель: Алексеева Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»). В работе круглого стола приняли участие магистранты первого и второго года обучения (педагогическое образование, направленность «Инновационная начальная школа»), студенты 4 и 2 курсов бакалавриата, направленность «Начальное образование». Всего 30 человек.

Выступления магистрантов и студентов 4 курса имели большой воспитательный эффект, т.к. студенты видели результаты своего труда, что вызывало стремление трудиться еще больше и получать серьезные научные результаты, которые могла бы оценить общественность.

Докладчики продемонстрировали высокую информационную культуру, как в представлении презентационных материалов по теме выступления, так и в общении со слушателями. Магистранты, отвечая на вопросы по своим докладам, делились опытом, который они получили не только во время обучения в магистратуре, но и во время работы в качестве учителей начальной школы (все магистранты второго и первого года обучения являются действующими учителями).

Особенно заинтересовали доклады Каменской Ирины Витальевны («Читательский дневник как средство формирования умений смыслового восприятия текста у детей младшего школьного возраста»), Мамедовой Алии Телман кызы («Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста к техническим видам деятельности на уроке технологии посредством образовательной робототехники»), Ильиных Виктории Сергеевны (Театрализация на уроках по литературному чтению как условие формирования у детей младшего школьного возраста умения интерпретировать художественные тексты), Пермикиной Ольги Владимировны («Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе декоративного рисования»), Мухаметяновой Дианы Маратовны («Использование творческих заданий при формировании читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения»). В данных докладах были представлены не только результаты исследований, но и продукты творческой деятельности детей младшего школьного возраста.

Студенты 2 и 4 курсов получили большой опыт в проектировании своих научно-исследовательских работ, необходимый для написания курсовых работ и выпускной квалификационной работы, и в умении их представлять. Тематика представленных докладов наглядно отражала компетентностные требования к профессиональной деятельности учителя начальных классов.

Второй Круглый стол был посвящен проблемам педагогического сопровождении ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности. Руководила работой данного Круглого стола Шанц Евгения Альфридовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования. Результаты своих исследований представили студенты и магистранты СурГПУ (Дорохова А.С., Доронина В.Н., Гаджиева Э.М., Елтошкина А.А., Саадова О.Л. и др.). Особенно интересными были выступления практических работников (Запольских Г.М. – воспитатель МБДОУ №63 «Катюша» г. Сургут, Шинкарева К.В. – воспитатель МБДОУ №75 «Лебедушка» г. Сургут, Филатова В.И.– воспитатель МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова» г. Сургут, Котельник Н.И. – воспитатель МБДОУ №74 «Филиппок» г. Сургут), которые раскрыли в своих докладах особенности организации педагогического процесса по различным актуальным проблемам дошкольного образования. Слушатели Круглого стола (37 человек) проявили большую заинтересованность в обсуждении прослушанных докладов.

На базе данного Круглого стола был проведен мастер-класс Покшиной А.А. и Талиповой Ю.Р. (МБДОУ №56 «Искорка») на тему: «Лепбук как интерактивная форма взаимодействия педагога, родителей и детей в образовательной деятельности». Практическими работниками была обоснована актуальность данной совместной формы работы субъектов образовательного процесса. А затем слушатели имели возможность самостоятельного изготовления и презентации «наколенной книги». Студенты и магистранты отметили большую практическую значимость данного мастер-класса для своей профессиональной деятельности.

Для интеграции науки и практики в рамках конференции проведены творческие мастерские, мастер-классы, демонстрация инновационного опыта педагогов образовательных организаций городов Сургута, Челябинска, Шадринска. Так, участники мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога в профессиональной деятельности» (ведущий Епанчинцева Наталья Михайловна, руководитель Шадринского межмуниципального информационно-методического центра ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий») после самодиагностики уровня тревожности с помощью проективного теста «Стирка», активно включились в предложенные упражнения, направленные на развитие умений поддерживать коммуникацию в профессиональной деятельности, находить выход из конфликтных ситуаций. Работа шла в подгруппах, где участники «помогали» уставшему педагогу, расцвечивали красками и цветными карандашами его облик, а потом представляли результат своей творческой деятельности на обсуждение всей группе. Были предложены упражнения: игра «Винегрет», проективный тест «Лошадка или какой Вы работник?», релаксационное упражнение с использованием метафорических ассоциативных карт «Сад моей души», просмотр мультфильма и его обсуждение, упражнение «Моя аффирмация», направленное на саморегуляцию, поддержку эмоционального благополучия педагога, рефлексия. Педагоги и студенты, принимавшие участие в мастер-классе, отметили необходимость такой работы для поддержки высокой работоспособности своей деятельности, сохранения психического здоровья, раскрытия своей индивидуальности и выразили благодарность ведущему мастер-класса.

Бирюкова Алеся Александровна, учитель начальных классов МБОУ НШ «Перспектива» г. Сургут, ведущая творческой лаборатории «Применение деятельностного подхода в начальном общем образовании», продемонстрировала студентам стендовый урок по русскому языку для 2 класса. В ходе работы творческой лаборатории отрабатывалась структура урока на основе деятельностного подхода. Алеся Александровна показала, как организовать познавательную деятельность обучающихся на уроке русского языка через разнообразные активные методы обучения. Особый интерес у собравшихся вызвали разнообразные приемы организации деятельности школьников. Все присутствующие не только являлись слушателями, но и были активными участниками лаборатории – выполняли задания, проектировали возможные варианты выполнения заданий, организации обратной связи. В ходе представления стендового урока ведущая показала, как можно при рассмотрении темы «Парные согласные на конце слова» использовать ресурсы информационно-образовательной среды образовательной организации, как технические (интерактивная доска), так и информационные (электронные образовательные ресурсы). Особый интерес у присутствовавших вызвало использование дифференцированных домашних заданий по русскому языку. Чтобы присутствующие, как бакалавры, так и магистранты, поняли, почему на уроке был использован тот или иной прием (техника), ведущая творческой лаборатории представила каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями, задачами и результатами. Такой подход, как отметили присутствующие, дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого обучающегося в течение всего урока на каждом этапе. Педагоги и студенты, принимавшие участие в творческой лаборатории, отметили необходимость таких встреч с учителями и выразили пожелание познакомиться с тем, как организуется деятельностный подход в реальных условиях.

В работе творческой лаборатории «Естественно-экспериментальные задачи в образовательном процессе ДОО И НОО» Емельяновой Ирины Евгеньевны, доктора педагогических наук, доцента, заведующей базовой кафедры педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет приняли активное участие магистранты направленности «Дошкольное образование». Ирина Евгеньевна в деятельностном подходе познакомила магистрантов с технологиями ТРИЗ. Все методы и приемы ТРИЗ-технологии, пропущенные через призму собственного опыта, были основаны на пяти принципах педагогической деятельности: свободы выбора, обратной связи, открытости, деятельности, идеальности. Опуская подробности концептуального строения технологии, участникам мероприятия хотелось сразу перенести ее на педагогическую практику. Каждому магистранту был предоставлен выбор проведения интересных и результативных форм исследовательской деятельности с детьми, включающих разные варианты решения изобретательских задач.

По результатам совместной работы участники конференции выработали следующие рекомендации:

Организаторам конференции:

– активизировать работу по обобщению накопленного в ХМАО-Югре опыта модернизации системы профессионального педагогического образования, предусмотрев подготовку по результатам этой работы печатного (электронного) издания;

– с целью диссеминации конструктивного опыта реализации ФГОС ВО и внедрения Профессионального стандарта педагога продолжить регулярную организацию семинаров, круглых столов, конференций, совещаний по проблемам профессионального педагогического образования.

Организациям профессионального образования, осуществляющим подготовку будущих педагогов:

– продолжить работу по реализации основных положений Профессионального стандарта педагога, «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» в аспекте единства образовательной деятельности;

– активнее разрабатывать программы (планы) профориентационной работы, дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы с целью содействия профессиональному самоопределению обучающихся, формированию и развитию у них основ педагогической культуры;

– усилить роль научных исследований и инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов в обеспечении качества подготовки специалистов в вузах;

– предусмотреть возможность разработки и реализации курсов по выбору, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса в организациях профессионального образования, направленных на формирование у будущих выпускников культуры педагогической деятельности, развитие профессионального самосознания будущих педагогов;

– актуализировать использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий, в организации профессиональной подготовки будущих педагогов;

– совершенствовать работу по государственно-общественному управлению и социальному партнерству организаций профессионального образования, эффективно использовать возможности сетевого взаимодействия (в том числе на базе ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций) при реализации профессиональных образовательных программ, разработать методическое обеспечение сетевых форм реализации таких программ;

– развивать взаимодействие с органами местного самоуправления, центрами занятости населения, работодателями и общественными объединениями с целью поддержки трудоустройства выпускников, их адаптации на рабочем месте и профессионального роста;

– укреплять материально-техническую базу, обеспечивающую эффективную реализацию программ профессиональной подготовки будущих педагогов.

Институтам развития образования и учреждениям дополнительного профессионального образования:

– предусмотреть возможность организации и проведения курсов повышения квалификации по разработке и реализации адаптированных программ;

– расширить спектр образовательных услуг по повышению квалификации руководящих и педагогических работников, осуществляющих воспитательную деятельность;

– расширить возможности в изучении, обобщении и распространении положительного педагогического опыта по организации воспитательной деятельности обучающихся, в том числе опыта апробации ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего образования на базе региональных экспериментальных и стажировочных площадок;

– институтам развития образования необходимо скорректировать существующие программы и методики подготовки педагогических кадров на основе большей интерактивности, практико-ориентированности, соответствия современным требованиям ФГОС и Профессионального стандарта педагога;

– обратить внимание на то, чтобы в программах подготовки педагогов был сделан акцент на рефлексии собственной деятельности и научном обосновании эффективности выбранных методов, чтобы педагогам было понятно, чему и как учить детей, как можно повлиять на формирование мышления;

– предусмотреть регулярное проведение учебных курсов, семинаров, консультаций и мастер-классов по развитию педагогической культуры специалистов ОУ с учетом требований Профессионального стандарта педагога.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект «Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации Профессионального стандарта педагога», №16–16–86503.