Одной из важных задач преподавателя высшей школы является организация образовательной среды, в которой становится возможным достижение образовательных результатов студента, сформулированных как ключевые компетенции. Важно уметь спланировать и организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес и желание учиться, заниматься научно-исследовательской деятельностью, ставить задачи, формулировать вопросы и идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Таким образом, когда приоритетные позиции занимает достижение высокого уровня познавательной деятельности студентов, их высокой мотивации, целенаправленности, дифференциации и более высокого развития их творческих способностей, закономерным становится обращение к современным образовательным педагогическим технологиям.
Педагогическая технология – это системный метод сознания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [2]. Педагогические технологии включают в себя процессы обучения, воспитания и развития. Процесс разработки педагогической технологии предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения.
В настоящее время одним из основных моментов при переходе на уровневую систему высшего образования, является введение компетентностного подхода к оценке качества результатов образования, положенного в основу разработки федеральных государственных образовательных стандартов. С переходом к федеральным государственным образовательным стандартам «ФГОС ВО 3++», снижением количества аудиторных часов и увеличением часов на самостоятельную работу студента, укрупнением потоков студентов изменяются методы изучения дисциплин [1, 4, 5]. В такой ситуации все чаще находят применение активные методы обучения. Во-первых, это связано с изменением концепции образования (переход на практическую составляющую дисциплин), во-вторых – интенсивностью изменения работ в различных сферах деятельности. Преподаватель сегодня должен владеть всем имеющимся инструментарием методов обучения. Особое внимание уделяется целостной личности студента, который желает получить знания и стремиться к максимальной реализации своих возможностей на практике.
Творчество, исследовательский поиск – базовые понятия, которые должны лежать в основе каждого лекционного, лабораторного или практического занятия. Разнообразные средства технического обучения помогают разнообразить содержание образования. В практике обучения в вузе до недавнего времени практически не использовались учебные игры. Современная методика преподавания в вузе сегодня делает упор на активизацию всего учебного процесса посредством игровой деятельности. Так, мультимедиа позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов. Это способствует повышению эффективности обучения, а именно улучшению усвоения учебного материала, формированию практической направленности знаний обучаемых, улучшению поведенческого, эмоционального, повышению информационной культуры студентов, развитию познавательной и творческой активности студентов.
Но, сама по себе, ни одна высокоэффективная образовательная технология не может гарантировать успех в обучении студентов. Главным является симбиоз образовательных технологий и личности педагога. Современный педагог высшей школы сегодня является в большей степени организатором самостоятельной активной познавательной деятельности студента, компетентным консультантом и его помощником. Такая роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от современного педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.
В настоящее время отмечается низкий уровень фундаментальных знаний у абитуриентов, что связано с сокращением удельного веса физики в школьной программе. Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает выделять на самостоятельную работу студентов от 50 до 90% от общего количества часов, выделяемых на изучение данной дисциплины [3, 6, 7]. Основной проблемой преподавания физики в вузе является достаточно серьезное уменьшение числа часов аудиторных занятий, увеличение числа часов на самостоятельную работу студентов при низкой мотивации к обучению и плохой самоорганизации, сложности теоретического материала, укрупнения потоков студентов, что требует от преподавателей поиска новых подходов к обучению, способствующих повышению качества усвоения дисциплины.
Одним из таких подходов является использование принципа наглядности в обучении. Наличие и использование различных форм наглядных представлений создает возможность их обсуждения, развития визуального мышления, повышения познавательной деятельности, усиливает интерактивный характер образовательного процесса. Благодаря использованию различных наглядных пособий активизируется внимание студентов, повышается их интерес к учебе, возрастает степень успеваемости, результаты обучения улучшаются. Наглядные пособия позволяют лучше понять и осознать теоретический материал. Человек считает, что понимает какой-то процесс или явление, если может построить его зрительную модель в виде рисунков, иллюстраций, диаграмм, схем, видео, анимации, мультимедийных модельных сценариев, экскурсии, лабораторно-практические работы.
Технологию наглядного обучения условно можно подразделить на две группы: методы иллюстраций и демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстративных пособий: плакатов, макетов, зарисовок на доске. Метод демонстраций обычно связан с показом приборов, проведением опытов и экспериментов, технических установок, механизмов, показ учебных фильмов. Учебные фильмы отличает большой объем рассматриваемого материала, грамотная разработка сценария, дозированное информационное наполнение и логически последовательный показ кадров. Плакаты позволяют повысить эффективность преподавания технических дисциплин за счет использования принципов наглядности в обучении.
В настоящее время на кафедре фундаментальной и прикладной физики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова применяются комплекты учебно-наглядных пособий. Такие комплекты включают в себя тщательно проработанный и структурированный материал по всему курсу данной дисциплины, мультимедийные презентации лекций, модели механизмов, макеты для лекций, практических занятий, лабораторные установки.
Деятельность преподавателя приобретает консультационно-творческий характер, с целью развития учебной и научно-исследовательской деятельности студентов по двум направлениям: теоретико-методологическому и конкретному использованию научных знаний в решении прикладных задач.
С целью повышения качества и оптимизации учебного процесса кафедрой фундаментальной и прикладной физики разработаны и успешно реализуются дистанционные образовательные модули по программам высшего образования по дисциплине «Физика» на платформе поддержки электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Sakai Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова. Эти модули оснащены материалами, содержание которых соответствует ФГОС ВО. Конфигурация модулей имеет файловую структуру, содержит материалы для обязательного теоретического изучения, презентации лекций с анимационными моделями; графические, аудио и видео материалы, задания для обязательного практического выполнения, интерактивные тренажеры, глоссарий, тестовые задания по разделам.
Рис. 1. Структура модуля. Тексты и презентации лекций
Рис. 2. Презентация лекции «Правила Кирхгофа»
Рис. 3. Тесты по некоторым разделам физики
Однако изучение исключительно в дистанционной форме обучения высшей математики, физики, теоретической механики и других технических дисциплин считаем неэффективным и нецелесообразным. Так, при самостоятельном дистанционном изучении лекционного материала по физике у студентов, как правило, возникают трудности с понимание математической записи физических законов, пониманием сущности изучаемых процессов и явлений. В связи с этим при проведении практических и лабораторных занятий большая часть времени занятия будет отводиться на объяснение теоретического материала, т.к. лекционный материал студентами самостоятельно не изучается на необходимом и достаточном уровне. Отметим, что в настоящее время ведущие вузы страны дистанционное обучение физике используют только для студентов, обучающихся в удаленных подразделениях вуза, либо при изучении спецкурсов. Считаем, что элементы дистанционного обучения физике студентов технических направлений подготовки могут использоваться только в качестве дополнительной поддержки дисциплины, как дополнение к очному обучению. Дистанционное образование не всегда может гарантировать надлежащее качество подготовки бакалавра, специалиста. При такой форме обучения отсутствуют аудиторные занятия (лекции, практические и лабораторные работы, проводимые совместно и под контролем преподавателя), нет контакта с преподавателем, неадекватность оценочной системы. Считаем, что дистанционная форма обучения неприемлема в медицине и в сферах, предполагающих повышенную ответственность специалистов.
В настоящее время в учебном процессе высшей школы преобладает наличие исследовательской деятельности студентов и творческого процесса решения ими учебных задач. Деятельность преподавателя приобретает консультационно-творческий характер с целью развития учебной и научно-исследовательской деятельности студентов технических направлений подготовки по двум направлениям: теоретико-методологическому и конкретному использованию научных знаний в решении прикладных задач. Использование перечисленных технологий позволяет повысить практическую, компетентностную направленность обучения.