Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF FORMING OF COMPETENCE OF THE MASTER

Zhizhin K.S. 1
1 Don state technical university
The author of the publication considers that at the moment an urgent problem of modern higher education a question of competence forming future specialists. The era of the market relations regards «human capital» as of paramount importance as a basis of economic development of society.From economic line items – it is very important aspect of self-determination of the personality who graduated. It has basic value in studying of representations of masters (rather new form of education for the Russian higher school) about own competence and factors of its forming of Public Educational Institution of Higher Professional Training.
master
androgogichesky and economic problems of the higher education

Актуальной проблемой современного высшего профессионального образования является вопрос о формировании компетенции/компетентности будущих специалистов. Эпоха рыночных отношений во главу угла ставит «человеческий капитал», как основу экономического развития социума.

С экономических позиций – это очень важный аспект самоопределения личности, получившей высшее образование. Он имеет принципиальное значение в изучении представлений именно магистров (сравнительно новой формы обучения для российской высшей школы) о собственной компетентности и факторах её формирования в ГОУ ВПО. Дело в том, что именно магистратура – это первая из моделей, можно сказать – проводник последующей глобальной экономической парадигмы образовательного процесса, формирования личности специалиста технического профиля. Готового не только к сугубо практической, но, и к педагогической и научной карьере в ГОУ ВПО. Социально-экономический базис будущего специалиста в любом случае не повредит, позволяя индивидууму гораздо шире и конформистски воспринимать реалии жизни, противостоять сложностям, неизбежно встречающимся на пути профессионала.

Учитывая это, в нашем исследовании была поставлена цель: подвергнуть анализу сущность представлений магистров о формировании их компетентности, и тех методических приёмах, условиях, факторах её формирования, которые культивируются в конкретном ГОУ ВПО.

В период с 2014 по 2016. проводился опрос магистров (20 чел.) кафедры пожарной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях ДГТУ. Специально разработанный опросник включал в себя открытые вопросы о содержании социально-эконоического понятия «компетентность будущего специалиста с высшим образованием». Анализ определений, данных респондентами, показал, что магистры «компетентность» отождествляют чаще с одним, реже с двумя-тремя положениями.

Характеристики понятия «компетентность» будущего специалиста распадались на следующие кластеры:

Компетентность как качество профессиональной деятельности. Профессионализм, оперативная способность ориентироваться в профессиональной деятельности, чувство уверенности в себе, принадлежность к узкопрофессиональной когорте, любовь к своему избранному направлению, уверенное осознание социально-экономической конъюнктуры профессиональной деятельности, способность реализовать себя в любом направлении своей специальности, изначальные профессиональная направленность, мышление, этика.

Компетентность как система знаний, умений, навыков. Знания, умение наладить интертипные контакты в коллективе, группе, знания в области профессиональной деятельности, свободное владение своими и смежными профессиональными навыками, глубокие знания социально-экономических основ профессиональной деятельности, умения применять знания на практике в эвристическом ключе, умение дифференцировать социально-экономические общественные процессы, навыки самообразования.

Компетентность как социально-психологическое качество. Стремление к самосовершенствованию, к карьерному и профессиональному росту, эрудиция, экономическая и правовая грамотность, культура общая и культура чувств, профессиональная мобильность, эмпатия и соблюдение этических норм, мировоззренческие и ценностные ориентации, энтузиазм, интеллигентность, способность отстоять личную позицию, социальная состоятельность и практичность

Компетентность как умение решать социально-экономические проблемы. Качественное решение проблем: практических, профессиональных, технических, умение ставить и решать проблемные цели и задачи.

Результаты эксперимента показали, что в содержание понятия «компетентность будущего специалиста с высшим образованием» магистры вкладывают разные значения, разные смыслы. Понятие «компетентность» в сознании большинства из них размыто, неструктурированно, и. соответственно, не может выступать ясно представляемым результатом (целью) их профессиональной деятельности.

Этот момент, отраженный в нашем исследовании, показывает, что отсутствие четко поставленных целей в работе магистра, является своеобразным слепком методологических просчетов ГОУ ВПО. И нуждается в существенной коррекции с позиций требований Болонской декларации, поскольку, как отмечал ещё Я.А. Коменский почти 300 лет назад, репродуктивная педагогическая деятельность является основным недостатком и тромозом в рыночных отношениях в линейке понятий: спрос и предложение.

Дисбаланс рейтинга популярности специальности и гарантии трудоустройства показывает, что магистры слабо ориентированы с экономических позиций в перспективе последующего трудоустройства.

Диагностично же сформулированная продуктивная социально-экономическая образовательная цель как раз и предполагает возможность однозначного заключения о степени её реализации. Критериями диагностично поставленных целей считается точное и четкое описание формируемого личностного качества, наличие методик объективного и однозначного выявления диагностируемого качества, а также существование шкалы оценки уровня развития данного качества.

В результате нашего исследования стало очевидным, что диагностика уровня развития компетентности магистров по меньшей мере, затруднена, в отдельных случаях совсем не возможна, именно в тех рамках, какие устанавливает практика подготовки этой категории обучаемых с позиции социально-экономических потребностей общества.

В этой связи принципы преподавания в магистратуре, как в ГОУ ВПО, так и на рабочих местах в пожарно-спасательных частях (ПСЧ) при прохождении практики на сегодняшний день требуют коррекции. Главная проблема в том, что, во-первых, практикуемый до сих пор принцип группового обучения (главным образом в учебном заведении) совершенно нивелирует психологические особенности обучаемого, как взрослого индивида, а на рабочем месте специалисту ПСЧ, куратору магистра, даже порой при высокой квалификации профессионала, по статусу совершенно не вменяется в обязанности проявлять педагогические способности.

Эта не до конца разрешенная ситуация создает много сложностей на этапе обучения в магистратуре, весьма специфического по своей сути образовательного пространства обучения будущего пожарного. Особенно травматичен этот недоучет в социально-экономическом и дидактико-психологическом планах, так как личность магистра, как индивида, существенно отличается от студента даже старшего курса ГОУ ВПО.

Пренебрежение законами социально-экономического развития общества, законами адндрогогики на данном образовательном пространстве в общении с магистрами создает трудности и в начале их профессиональной деятельности спустя некоторое время. Особенно выражено оно в первые три – четыре года карьеры дипломированного магистра. Провоцирует это факт того, что компетентность у магистров, как будущих специалистов, формируется хаотично, в отрыве от социально-экономических новаций, культивируемых в обществе на текущий момент, вне определенной целенаправленной и последовательной организации педагогического процесса, которая, казалось бы, создана и подкреплена ФГОС в масштабах ГОУ ВПО и по идее должна активно проявляться.

Есть еще одно несоответствие желаемого и действительного: в большинстве официальных документов сказано, что должен быть сформирован социальный заказ на подготовку магистров по специальностям для последующей их работы в той же системе ГПС РФ. Однако нигде нет четкой социально-экономической регламентации профессиональной оценки форм деятельности этих специалистов. Если, к примеру, человек окончил магистрату , то где и кем с такой подготовкой сможет работать на какой экономической основе оценки его труда? Каков объем, специфика и социально-экономическая и правовая подоплека его труда? Надо в обязательном порядке устранить возникший парадокс: с одной стороны, магистр должен учиться пожарному делу, с другой (по статусу, который сегодня ему определен), он не смеет этого осуществить в силу условностей производственной практики, да ,тем более, если ПСЧ , ко всему прочему, не имеет лицензии на право тушения пожара.

Не стоит ли придать магистру, как это сделано во многих странах мира в отношении резидентуры, статус пожарного-стажера. Безусловно, необходим строгий контроль усвоения магистром в полном объеме всех практических навыков и умений [1,2].

И только после практического установления уровней качественности этих навыков и умений, а не по формальным признакам, отраженным в дневнике практики, как это практикуется до сего времени, он может быть допущен до итоговой аттестации. Подписав Болонскую декларацию, наша страна приняла на себя вполне определенные обязательства по реформированию ГОУ ВПО. Однако предстоящие изменения не должны понизить уровень отечественной системы образования, между прочим, высоко оцененного в прежние годы (так называемого развитого социализма) в большинстве стран мирового сообщества. Многие наши специалисты, подготовленные в этот период, до сих пор работают в университетах, научных учреждениях и центрах, ведущих лабораториях мира [3,4].

Задача современного этапа развития отечественных ГОУ ВПО в том, чтобы организовать оценку знаний и умений магистров, коль мы копируем зарубежную систему кредитов, так, чтобы она совпала с программами и учебными планами, разработанными в соответствии с отечественными государственными образовательными стандартами (ФГОС), была бы объективной и комплексной, отражающей в полной мере понятие истинной компетентности молодого специалиста [3].