В рамках модернизации системы профессионального образования должен быть обеспечен переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации, выявления и постановки проблем, создания нового знания, направленного на их решение, поиска и обработки информации. В связи с этим представляется актуальным внедрения акмеологического подхода с целью обеспечения педагогических условий для эффективного формирования профессионально-творческих умений и адаптации системы образования для формирования системы непрерывного образования. Социальная потребность научного обеспечения непрерывности образования (преодоления разрыва) – как общекультурного, так и профессионального – создает предпосылки для внедрения акмеологии, изучающей профессионализм и творчество зрелого человека. Система образования, а профессиональное образование в особенности, неразрывно связаны с той социально-экономической формацией, в рамках которой она существует. Для устранения, преодоления, ликвидации этого разрыва должны интенсивно внедряться новые методы обучения, использующие достижения науки – психологии, педагогики, кибернетики, программирования [1]. В рамках требований рынка труда необходима концепция формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров, предпосылками разработки которой являются особенности инженерного образования (смена образовательной парадигмы, внедрение компетентностного подхода в инженерное образование, введение Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), положения профессиональных стандартов, сложившиеся противоречия, результаты и опыт педагогических исследований в области совершенствования содержания, форм и методов инженерного образования); изменяющаяся структура, содержание и характер инженерной деятельности; возрастные особенности студентов инженерных вузов; исторические предпосылки, учитывающие опыт подготовки к профессиональной деятельности.
Концепция формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров в контексте акмеологического подхода определяет формирование профессионально-творческих умений как основу построения инновационной дидактики инженерного вуза, в рамках развивающейся национальной системы квалификаций, позволяет реализовать требования ФГОС ВПО по формированию комплекса профессиональных, специальных, общекультурных компетенций.
В концепции должны быть решены следующие задачи: организована развивающая акмеологическая среда, являющаяся обязательным условием для решения задачи инновационной дидактики инженерного вуза, ориентированной на формирования профессионально-творческих умений у студентов инженерных вузов; обоснована необходимость учета требований работодателей, положений профессиональных стандартов на основе формирования системы партнерства с базовыми предприятиями.
Постоянно актуализирует и разрабатывает доктрину инженерного образования, участвует в разработке образовательных стандартов Ассоциация инженерного образования России (АИОР), которая занимается вопросом создания условий для наиболее эффективной реализации творческого потенциала личности в интересах развития инженерного образования и научно-технического прогресса.
Анализ последних достижений
Многие ученые рассматривали проблему непрерывного профессионального образования, устранения разрывов между образованием, наукой и производством (П.С. Чубик, В.С. Севостьянов. М.Г. Минин, И.А. Сафьянников). Исследованием профессионально-творческого развития личности в рамках акмеологического подхода занимались (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.А. Бодалев, А.К. Маркова, М.В. Колотилова, Е.А. Шмелёва, И.Н. Семенов, А.П. Сытников и др.
Цель исследования
Методологическим основанием развития профессионализма в условиях реализации ФГОС ВО является акмеологический подход к формированию профессионально-творческих умений у будущих инженеров. Поэтому цель данной статьи обоснование необходимости и подтверждение эффективности акмеологического подхода в формировании профессионально-творческих умений у будущих инженеров с целью улучшения профессиональной подготовки.
Изложение основного материала
Важность данных способностей подтверждается требованиями профессиональными организациями ряда европейских стран под руководством FEANI к профессиональным и личностным компетенциям выпускников инженерных программ: личностные компетенции (способность эффективно работать индивидуально и как член команды, использовать различные методы эффективной коммуникации в профессиональной среде и социуме в целом; осведомленность в вопросах законодательства в области ответственности за инженерные решения; приверженность профессиональной этике, ответственности и нормам инженерной практики). Проанализировав современные требования к подготовке инженера, выделили основные противоречия (табл. 1).
Таблица 1
Анализ современных требований к подготовке инженера и противоречий
Современные требования к подготовке инженера и противоречия |
Специфика подготовки будущих инженеров |
Формирование социально значимых качеств личности. Противоречие между: требованиями к будущим инженерам как социально активной, инициативной, конкурентоспособной личности и недостаточным наполнением содержания его общей и профессиональной подготовки |
Подбор профессионального учебного материала дает возможность трансформировать учебно-познавательную деятельность в профессиональную; стать специалистом, владеющим современными технологиями |
Применение новых методик, акме-технологий. Противоречие между наличными профессионально-творческими умениями и отсутствием навыка их применением в решении инженерных задач |
Подготовка и проведение комплекса творческих заданий для решения инженерных задач; интеграция знаний, умений и навыков |
Изменение образовательной парадигмы, переход к личностно-созидательной. Противоречие между потребностью в инженерах с профессионально-творческими умениями и отсутствием учебно-методических пособий |
Системное соединение разных видов учебно-познавательной деятельности, создание акмеологической среды, учитывая адаптационный период |
Качественно новое управление будущим возможно только при действии закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе, что обеспечивает именно акмеологический подход [2]. Необходимость формирования профессионально-творческих умений с целью улучшения профессиональной подготовки будущих инженером в высшем учебном заведении очевидна, поскольку, как отмечено в концепции модернизации российского образования на период до 2020 г., «основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования [3], что предполагает творческую самореализацию в профессии.
Научные работники образовательной организации обязаны: формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки; развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности [4]. ФГОС ВПО отмечено, что вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия для всестороннего развития личности [5].
Применение акмеологического подхода выступает как средство и условие формирования личности компетентного инженера, т.е. формирование будущего инженера с профессионально-творческими умениями. Высшая школа призвана обеспечить такие условия, в которых возможное перевоплощение личностно-общественных целей в действенный внутренний стимул профессионально-творческого становления будущего инженера, условия, инструментом создания которых является акмеологическая среда. Проанализировав аспекты акмеологического подхода, определили взаимосвязь между ними
Акмеологический подход к проблеме профессионализма существенно отличается от других подходов тем, что акмеологический подход к исследуемой проблеме даёт возможность по-новому осмыслить понимание сущности профессиональной компетентности, активного саморазвития, продуктивной реализации творческого потенциала в профессиональной деятельности и достижении «акме» профессионального развития. Задача акмеологического подхода, в отличие от других подходов, состоит в том, чтобы сформировать «творцов своего жизненного пути» именно за счет развития этих определенных личностных качеств, раскрытия и реализации личностного потенциала.
Основанием при рассмотрении соотношения акмеологического подхода к проблеме профессионализма является принцип развития. В отличие от психологии, где развитие личности рассматривается преимущественно в определенных пределах, акмеологический подход рассматривает развитие на протяжении всей жизни человека. В силу этого он опирается психологические концепции личности, которые связывали и развитие, и самую сущность личности с масштабом времени и пространства всего жизненного пути личности.
Аналогом акмеологического подхода к личности оказывается теория К. Роджерса, поскольку он рассматривает индивида в его развитии и взаимодействии с реальностью, «руководствующегося» врожденными тенденциями организма к развитию своих возможностей, обеспечивающими его усложнение и сохранение. Проанализировав основные аспекты акмеологии, психологии и педагогики в рамках исследования развития личности, данные представлены в табл. 2.
Таблица 2
Сравнение акмеологии, психологии и педагогики в рамках исследования развития личности
Акмеология |
Психология |
Педагогика |
Изучает индивидуальные и личностные особенности под углом зрения оптимизации процессов развития, как продвижение личности к вершинам зрелости |
Развитие, обучение и воспитание рассматриваются как совершенствование |
Исследует процессы развития |
Учитывает закономерности, выявленные психологией, чтобы развитие личности осуществлялось целенаправленно, сочетая обучение, научение и развитие личности |
Выявляет закономерности, чтобы развитие личности осуществлялось стихийно-эмпирически |
Включает практику развития и совершенствования личности в качестве центральной научной задачи |
Целью не столько получение личностью знаний, но совершенствование её самой, её профессионально-творческих способностей, навыков и умений |
Цель – выявление закономерностей, способствующих обучению |
Цель – получение личностью знаний |
Адекватно понятие индивида в его природном и биологическом качестве (под биологическим качеством индивида имеется в виду организм, пол, возраст, здоровье и т.д.). Личность как субъект достигает высшего уровня развития, который не имеет стандартного для всех людей значения, и высшего уровня своего развития, который «измеряется» возможностями ее индивидуальности |
Понятие личности в психологии и педагогике определяется в контексте понятий «индивид», «индивидуальность», «субъект». В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект-субъектного отношения наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. |
Необходимо научить будущих инженеров добывать знания и стремиться к ним, при этом развивая их как личность. Становление личности профессионала определяется формированием сложных психических систем регуляции деятельности и формированием особенностей поведения. Каждая профессия влияет на развитие похожих черт личности, её установок, мотивационной сферы и соответствующей системы ценностей. Как утверждает К. Роджерс, единственный способ не мешать тенденции актуализации и развития личности человека – это дать ему, безусловно, позитивное внимание, т.е. человека любят и принимают без критики и оговорок [5].
Акмеология учитывает не только прогрессивные, потенциальные возможности при определении развития личности, но и его регрессивные варианты и диагностирует наличное состояние личности с целью его оптимизации самой личностью; рассматривает понятия психологической, духовной, профессиональной культуры, раскрывающие наиболее совершенные способы жизнедеятельности личности. Однако если в культурологии акцент преимущественно ставится на сущность культуры и ее влияние на общество, массы и отдельную личность, то акмеология определяет сами механизмы культурного развития личности. Развиваясь и совершенствуясь, личность не просто усваивает культуру, но и сама начинает развивать эту культуру, опираясь на высший уровень возможностей. И здесь она опять выступает как субъект нового качества и уровня.
Таким образом, акмеологический подход – обобщающий метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности. Данный подход исследует систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста, и является развитием профессиограммы и психограммы.
С точки зрения акмеологического подхода речь идет не о достижении субъектом общественно приемлемого качества труда, а о предпосылках, условиях и факторах, способствующих достижению высокого уровня профессионализма, о прогнозах и путях, способах развития личности. Практика акмеологических исследований показала, что этот метод дает надежные результаты. Сущность понятий «профессионализм», «уровень профессионализма», «акмеографическое описание профессионализма» в рамках акмеологии занесены в табл. 3.
Таблица 3
Основные особенности акмеологического подхода
Понятие |
Сущность понятий в рамках акмеологии |
Профессионализм |
Комплексный феномен, включающий владение профессиональными навыками и способами действия, опыт творческой деятельности в профессии, личностной самореализации и творческих мотивов |
Уровень профессионализма |
Количественные и качественные показатели навыков, опыта, мотивов |
Акмеографическое описание профессионализма |
Базируется на концепции профессионализма деятельности и личности, описывая с выделением уровней следующие компоненты: повышение профессиональной компетентности; совершенствование профессиональных навыков и умений; освоение новых способов принятия эффективных решений; высокопродуктивных алгоритмов и технологий решения профессиональных задач; технических средств деятельности. |
Основными методами, применяемыми для акмеографических описаний, являются экспертные опросы и оценки, собеседования со специалистами, анализ документов, профессиографические описания, результаты сравнительного анализа, психологическое тестирование, анализ динамических изменений в личностно-профессиональном развитии.
Акмеограмма является основой для индивидуального личностно-профессионального развития, определяя стартовые условия субъекта, направленные на достижение высокого профессионализма, достижения «акме».
Изучение и анализ философской, педагогической, психологической, акмеологической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме, анализ учебных планов и программ технических вузов позволил определить противоречия между современными требованиями к будущим инженерам как социально активной, инициативной, конкурентоспособной, профессионально подготовленной личности и недостаточным наполнением содержания его общей и профессиональной подготовки; между потребностью современного общества в инженерах с профессионально-творческими умениями и отсутствием спецкурса для осуществления такой подготовки в практике работы вуза; наличием значительного объема теоретических средств и отсутствием методических знаний и умений их эффективного применения в инженерной деятельности.
По результатам анкетирования большинство опрошенных не умеют решать творческие инженерные задачи, не имеют навыков применения профессионально-творческих умений (60 %), и только 20 % опрошенных считают, что имеют высокий уровень сформированности профессионально-творческих умений.
С целью определения состояния сформированности профессионально-творческих умений у будущих инженеров наблюдали за работой студентов технических специальностей СевГУ, посещали открытые уроки, внеурочные занятия, конференции. По результатам наблюдения студенты недостаточно ознакомлены с возможными способами применения профессионально-творческих умений в решении инженерных задач. Анализ программ профилирующих дисциплин и наблюдений показал, что требуется изменение содержания учебного материала для формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров. Доказано, что комплекс упражнений, нестандартные методы работы, срезы представляют собой основу для формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров, так как интегрируют возможности для развития показателей профессионально-творческих умений.
Такие результаты исследования свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности профессионально-творческих умений у будущих инженеров с одной стороны, и необходимость сформированности данных умений с другой стороны, подтверждают наше предположение об актуальности внедрения модели формирования профессионально-творческих умений с целью улучшения профессиональной подготовки будущих инженером в вузе.
Отмеченные выше характеристики показателей профессионализма нашли отражение в разработанной нами диагностической программе изучения уровней сформированности профессионально-творческих умений в вузе [6], которая служит инструментом исходной диагностики, оценки её динамики и результатов после формирующего эксперимента.
В начале эксперимента проведено исходную диагностику уровня сформированности профессионально-творческих умений у будущего инженера по каждому из показателей. Для осуществления проведенной диагностики использовались методы: методика «Интеллектуальная лабильность», тест «Корректурная проба» (Оценка устойчивости внимания), Тест «Креативность» (Автор Н. Вишнякова), методика изучения быстроты мышления, тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления, тест «Логичность умозаключений, методика «Компасы», тест «Практик и логик», тест «Способность к генерированию идей», тест К. Изарда, методика Ю.М. Орлова, тест С.А. Будасси на самооценку, методика диагностики личности на мотивацию к успеху и к избеганию неудач Т. Элерса.
Выводы
Диагностические результаты анкетирования убедительно свидетельствуют о необходимости разработки спецкурса с целью формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров, что определяет их профессионализм. Анализ учебных планов и программ технических вузов указал на то, что студенты, в основном, получают теоретическую подготовку вместо методической, под которой понимается умение применять профессионально-творческих умений в решении инженерных изобретательских задач.
Заключение
В заключении отметим, что использование акмеологического подхода позволяет предложить механизм проектирования, создания собственной профессиональной личностной деятельности. Это целеустремленный процесс, благодаря которому осознаются перспективы профессионализма, что определяется запасом приобретённых знаний, умений и навыков, которые характеризуют личность как субъекта деятельности. Суть акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования целостности субъекта, который проходит степень зрелости, когда его индивидуальные, личностные и субъективно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, чтобы способствовать достижению высших уровней [7]. Конечный результат применения акмеологического подхода – стойкая способность к самостоятельному выбору, профессионализму, самосовершенствованию, самореализации в переменчивых социо-культурных условиях.