Проблема самореализации
Так как проблема самореализации носит междисциплинарный статус, существует множество точек зрения на данный феномен. До сих пор исследователи не пришли к единой точке зрения: одни продолжают считать самореализацию явлением, обусловленным присущей природе человека быть самоактуализирующейся личностью (О.Г. Кливер, И.В. Костерина), другие, отрицают такую предопределенность (Е.А. Коломиец, Л.В. Овчаренко), третьи считают самореализацию формой, в которой осуществляется самовыражение и самоактуализация человека (И.Б. Дерманова, Т.В. Луговская). Термин «самореализация» не имеет четкого и однозначного определения и в разных источниках интерпретируется по-разному. Кроме того, в теории развития личности наблюдается употребление в общем контексте двух терминов: «самореализация» и «самоактуализация». Данные термины часто употребляются в исследовании проблем жизненного пути человека, его личностного становления. Однако разные исследователи либо разделяют эти понятия, например, рассматривая самоактуализацию как наивысший этап раскрытия всех своих возможностей и способностей, а самореализацию как механизм развития личности (Т.А. Бурова, Е.Е. Вахромов, С. Кудинов, Т.В. Луговская, Л.В. Овчаренко), либо считают данные понятия синонимичными (И.В. Костакова, С.Д. Максименко, И.С. Морозова, Н.А. Никашина).
Теория самореализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в западной психологии и описывается в работах таких исследователей, как А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Юнг. В центре внимания гуманистической психологии находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста. Теория самореализации предлагается в качестве метода решения этой проблемы. Основополагающей для гуманистического направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самореализации является необходимым фактором полноценного развития человека. Таким образом, согласно представителям гуманистического направления, самореализация личности имеет социально детерминированный характер.
У А. Маслоу и К. Роджерса термин «самореализация» не используется, а используется термин «самоактуализация» в качестве его синонима. В трудах А. Маслоу и К. Роджерса самоактуализация рассматривается как осознанное стремление человека к реализации своих потенциалов и одновременно как механизм и процесс развития личности.
Вместе с позитивной точкой зрения на природу человека, К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией к актуализации. Она представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и раскрывать личность» [43]. Наиболее важным аспектом тенденций к актуализации, по мнению К. Роджерса, является стремление человека к самоактуализации. Тенденция к самоактуализации – это процесс осуществления человеком на протяжении всей его жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью.
А. Маслоу исследовал самоактуализацию в рамках иерархии человеческих потребностей. Он утверждал, что все человеческие потребности можно представить в виде иерархической структуры, начиная с физиологических потребностей – в воздухе, пище и воде. Затем идут четыре уровня психологических потребностей – в безопасности, любви, уважении и самоактуализации. Появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Соответственно, самоактуализация является последней и наивысшей стадией в иерархии потребностей человека [24]. В одной из своих работ А. Маслоу определяет самоактуализацию как стремление человека к тому, чтобы стать тем, кем он способен стать, тенденцию актуализировать то, что содержится в его внутреннем потенциале. Ученый также считал, что самоактуализация освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических проблем жизни, но при этом мы имеем дело не с отсутствием проблем, а с движением от ненастоящих проблем к настоящим. А. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора, а отказ человека от усилий по реализации своих возможностей чреват возникновением патологии: нервными или психическими расстройствами, соматическими заболеваниям или деградацией. Таким образом, самоактуализация, по А. Маслоу, является процессом, заключающимся в реализации человеком своего внутреннего потенциала, заложенного в нем первоначально. Такой процесс является естественным проявлением человека, жизненной необходимостью и условием полноценности человеческого существования.
В рамках понимания самоактуализирующейся личности К. Роджерсом и А. Маслоу можем сделать вывод: самоактуализирующаяся личность определяется как тип личности, для которой характерно стремление к самосовершенствованию, к полноценному общению, реализации своего потенциала, достижению всего того, что она хочет в жизни и творчестве.
Такие исследователи, как Э. Фромм и Г. Олпорт, отмечают, что именно стремление к самореализации представляет огромную ценность, так как является показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. В свою очередь, гармоничное развитие человека и реализация его личностного потенциала становятся все более необходимым для нормального функционирования и прогресса общества.
Следует отметить, что авторы гуманистического направления не дают точного определения терминам «самоактуализация» и «самореализация» и ограничиваются философским подходом, утверждая, что человек сам творит свою жизнь, ставит перед собой цели и определяет пути их достижения.
В философии проблеме самореализации присваивается особый методологический статус. С одной стороны, самореализация выступает как объяснительный принцип, отражающий универсальное основание бытия человека в мире, который он создает сам; с другой – как предмет конкретного исследования, целью которого является формирование образа «целостного человека». В философии существуют такие подходы к пониманию самореализации личности человека: «самореализация как средство развития сознания, самосознания, самопознания»; «самореализация как реализация потребностей в самостабилизации»; «идея человека как «автора самого себя»; «самореализация как частное проявление самодвижения материи»; «самореализация как основной путь движения человека к личностной зрелости и одна из существенных его потребностей»; «самореализация как естественный путь самотворчества»; «самореализация как функция человека, долг перед самим собой и человечеством» [19].
В отечественной психологии существует ряд исследований, посвященных самореализации и самоактуализации, из них работы А.М. Кириченко, М.И. Ситниковой, С.А. Мульковой, Е.Е. Вахромова, С. Кудинова, Т.А. Буровой, Г.М. Зараковского, М.С. Иванова, М.С. Яницкого, И.В. Золотухиной, Э.В. Галажинского, В.Е. Клочко, А.А. Мишина. Однако все они неоднозначны в своих подходах к проблеме самореализации и не дают достаточно полной картины интересующего нас понятия.
Ученые М.С. Иванов и М.С. Яницкий [13] выделяют два основных направления в теориях самореализации: биологизаторские теории (З. Фрейд и другие) и теории роста (У. Дембер, Ж. Пиаже, Р. Уайт и другие). В биологизаторских теориях понятие самореализации используется в значении адаптации в результате реализации человеком своих возможностей и способностей. Личности здесь отводится пассивная позиция, она не стремится к развитию и осуществлению своих потенций, это происходит само собой в процессе жизни. В теориях роста, развития и достижения человек, наоборот, понимается как активный, деятельный субъект, стремящийся к развитию тех или иных качеств. Поэтому в данном направлении исследований важное место занимает проблема мотивации деятельности. Самореализация здесь, в свою очередь, выступает как самостоятельное и сложное психическое явление, не сводимое к адаптации и являющееся функцией сознания.
В.Е. Клочко отмечает, что самореализация поднимается на уровень сверхадаптивной активности человека, но полагает при этом, что существует культурно-исторический диапазон, внутри которого осуществляется переход от самореализации как сопутствующего явления к самореализации как осознанному способу существования личности [16]. Следовательно, самореализация – это осознанный процесс, требующий от человека волевых усилий, активности и целеустремленности.
Современное представление о самореализации разработано в основном в русле второго направления. Именно поэтому, говоря о процессе самореализации, важно уделить особое внимание его мотивационному компоненту, а также специфике деятельности, в которой будет осуществляться самореализация.
При всем многообразии теорий, подходов и взглядов на феномен самореализации личности, позиции различных исследователей объединяет понимание стремления к самореализации как ведущей движущей силы личности.
Исследователи процесса и феномена самореализации в социогуманитарных дисциплинах (Д.А. Леонтьев, Р.А. Зобов, Л.Е. Климова, Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов, Л.А. Коростылева, М.С. Иванов и др.) отмечают в своих определениях связь самореализации с творчеством. Например, Д.А. Леонтьев связывает проблему самореализации с вопросами о происхождении, сущности и характере творческих сил человека. Он понимает творческую самореализацию как одну из ведущих движущих сил развитой личности, побуждающих и направляющих ее в деятельности [23]. Понятие «самореализация» Л.А. Коростылевой понимается в контексте совместной деятельности как «осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом» [20].
Некоторые современные исследователи в области психологии (Л.А. Коростылева, Р.А. Зобов, И.Г. Сощенко, А.Ю. Фимин и др.) указывают на обусловленность самореализации общением с другими людьми и, таким образом, обращают особое внимание на социальный аспект проблемы самореализации. М.С. Иванов и М.С. Яницкий, разрабатывая модель напряжений самореализации, считают, что стремление к самореализации выступает как генерализованная потребность и одновременно как техническая переменная, представляющая собой сумму всех актуальных потребностей человека. Процесс самореализации определяется авторами как «последовательность достижения результатов деятельности, причем как объективных, имеющих социальную значимость, так и индивидуальных, имеющих субъективно осознаваемую значимость» [13, с. 22]. Таким образом, самореализация направлена не только на удовлетворение личностных потребностей самого человека, но и на общее благо общества, в котором он живет и трудится.
По мнению Э.В. Галажинского, самореализация предстает как специфическая форма, в которой проявляется самоорганизация личности как открытой психологической системы [10, с. 132.]. Особое внимание привлекает к себе понятие «открытость», которое можно отнести к основным характеристикам самореализующейся личности, стремящейся к взаимодействию с другими людьми и готовой к получению нового жизненного опыта и знаний в результате этого взаимодействия.
Авторы О.О. Богатырева и Т.Д. Марцинковская [3] рассматривают профессиональную и личностную самореализацию, а также описывают их взаимосвязь. Исследователи также отмечают, что направленность на предметную, деловую сферу является важным показателем гармоничного сочетания карьерного роста (который отождествляется с профессиональной самореализацией) и обретения человеком смысла жизни.
Л.С. Выготским было объединено понятие «самореализация» с понятием «жизнь» и определено как стремление зрелого человека во внешнем плане «осуществить свои личные цели, страсти и интересы только в непосредственном соприкосновении с миром» [9, с. 128.].
Самореализацию можно рассматривать также в рамках синергетической парадигмы. Применение принципов синергетики в психологических исследованиях с каждым годом представляет все больший интерес. Это объясняется тем, что личность является сложной самоорганизующейся системой, пути развития которой непредсказуемы. И синергетика, по мнению некоторых ученых, дает нам возможность понять, как способствовать собственным тенденциям развития личности человека. Как считают Л.С. Подымова и Л.Н. Макарова, «синергетика позволяет рассмотреть категории случая и выбора в виде возможности самореализации» [33, с. 90].
Б.Ф. Чечет интерпретирует возникновение потребности в самореализации и процесс самореализации как синергетические феномены и предлагает новое определение самореализации личности, основанное на синергетическом подходе: «Самореализация – это жизнь, построенная по ключевым моментам индивидуально сформированной картины мира, репрезентирующей сущность личности. Феномен самореализации связывает сущность личности, её жизнедеятельность и окружающий её мир. Это – сложный и противоречивый процесс, связанный с рядом внутренних состояний, чувств, оценок, выражаемый метафорой «состоявшаяся жизнь». Противоположные состояния, когда личности не удаётся осуществить себя, отражены в понятиях «фрустрация», или «отчуждение» [44]. «Картину мира» автор понимает как синоним понятия «мировоззрение».
С позиции синергетического подхода, самореализующаяся личность – это открытая, самостоятельная система, зависимая от внешних и внутренних условий, а также способная принимать различные направления своего развития. Данные закономерности представляют возможность определить и спрогнозировать реально осуществимые варианты и стратегии осуществления профессионального развития педагога. В рамках синергетической парадигмы можно также исследовать как прогрессивные модели самореализации, так и регрессивные, например, профессионально-личностные деформации педагога, когда процесс самореализации обретает неустойчивый и неконструктивный характер. Это может быть причиной либо выбора неверного профессионального пути, либо неадекватностью представлений о себе и своей профессии, либо преобладания каких-либо отрицательных индивидуальных качеств и неспособностью контролировать их, либо отсутствия условий, обеспечивающих профессиональную и личностную самореализацию педагога.
Еще одной проблемой самореализации является ее уровневая природа.
Ученые М.С. Иванов и М.С. Яницкий в системе уровней самореализации личности выделяют три основных уровня: уровень актуальной самореализации, уровень потенциальной самореализации и уровень актуальных целей [13, с. 22]. Данные уровни рассматриваются авторами в рамках модели напряжений самореализации. Под напряжением здесь понимается расхождение между желаемым и действительным, актуальным и потенциальным, создающее побуждение к действию. Таким образом, уровни самореализации связаны с различными противоречиями, возникающими в сознании личности. Именно противоречия являются главным стимулом на пути к саморазвитию и самореализации.
Л.А. Коростылевой [21] были выделены четыре уровня самореализации личности: примитивно-исполнительский, индивидуально-исполнительский, уровень реализации ролей и норм в социуме, уровень смысложизненной и ценностной реализации. Для лиц с самым низким – примитивно-исполнительским уровнем самореализации – характерен внешне и внутренне простой (инфантильный) жизненный мир. Потребности таких людей сводятся к витальным, гедонистическим, а поведение характеризуется непродуктивными действиями, не направленными на самореализацию своей личности. Индивидуально-исполнительский уровень самореализации соответствует внутренне простому и внешне сложному жизненному миру человека, где в основном удовлетворяются отсроченные потребности витального плана. Реализация ролей и норм в социуме осуществляется на фоне внутренне сложного и внешне простого мира человека посредством ценностного переживания, когда субъекту достаточно осуществить выбор или принять решение, а его реализация гарантирована легкостью внешнего мира. И наконец, высший уровень самореализации соотносится с внутренне и внешне сложным творческим жизненным миром, а главная внутренняя необходимость субъекта этого мира – воплощение индивидуального замысла своей жизни в целом.
Э.В. Галажинский, проанализировав типологию Л.А. Коростылевой, отметил, что в данной типологии нет дифференциации понятий степени самореализации и ее уровня. По его мнению, степень указывает на полноту самореализации, а уровень – на ее качество. Вследствие этого, автор предлагает разработать новую модель уровней самореализации и при определении основных критериев проявления самореализации исходит из представления о том, что «в основе детерминации самореализации личности лежат процессы производства психологических новообразований общесистемного порядка, порождение которых определяет характер и форму открытости системы во внешнюю среду» [10, с. 132.]. Среди таких новообразований особое внимание Э.В. Галажинский уделяет смыслам, констатирующим факт соответствия определенных секторов жизненного мира человека его потребностям и ценностям, которые констатируют соответствие этих секторов возможностям человека.
Изучив множество источников, выделим основные подходы в рамках теорий саморазвития, самореализации и самоактуализации личности:
1. Экзистенциальный подход. Самореализация (самоактуализация) – стремление познать смысл жизни и сущность своего «Я»; это естественное разворачивание заложенных в индивиде потенций.
2. Философский (гуманистическое направление). Самореализация (самоактуализация) – залог полноценного и гармоничного развития личности, важна для блага общества и всего человечества. Имеет социально детерминированный характер.
3. Синергетический. Самореализующаяся личность – система, характеризующаяся открытостью, самостоятельностью, способностью принимать различные направления своего развития.
4. Субъектный. Самореализация выступает как процесс, состояние и свойство субъекта; заключается в построении субъектом пути своей собственной жизни.
5. Функционально-уровневый. Самореализация рассматривается на различных уровнях. Степень и качество самореализации можно оценить.
6. Динамический. Самореализация зависит от характера активности личности и от ее способности организовать и направить события в желаемом направлении.
7. Аксиологический. Самореализация – реализация личностью высших целей, основанных на высших идеалах и ценностях.
8. Деятельностный. Самореализация – осуществление своих возможностей посредством деятельности, труда.
9. Творческий. Саморазвитие личности происходит через творческую самореализацию. Творческая самореализация – процесс осуществления творческих замыслов, позволяющий личности максимально реализовать свои способности и потенциал.
10. Полисистемный. Самореализация – единство ценностно-смысловых, мотивационно-потребностных, инструментальных, эмоционально-волевых, рефлексивно-оценочных характеристик человека.
Понятие «самореализация»
Обратимся к определению понятия «самореализация». Как уже было отмечено нами ранее, в современной науке понятие «самореализация» довольно размыто и до сих пор не имеет четкого определения. Вероятно, это связано с наличием большого количества различных научных школ и подходов к изучению личности и ее развития. Кроме того, термин «самореализация» часто употребляется наряду с термином «самоактуализация», многие авторы используют оба понятия как синонимы.
Термин «самоактуализация» впервые был использован нейрофизиологом Куртом Гольдштейном, специализировавшимся на лечении последствий черепно-мозговых травм. На первом этапе в клинической практике он понимал под «самоактуализацией» активацию неких внутренних ресурсов организма, до травмы не проявлявших себя, результатом действия которых является способность организма к реорганизации, восстановлению свойств личности после перенесенного ранения или травмы. Он считал, что любой организм, и в особенности человеческий, стремится к актуализации тех возможностей, которые заложены в нем от природы. Процесс выявления этих возможностей он рассматривал в качестве основного мотива и цели человеческой жизни. В более поздних работах К. Гольдштейн перемещает акценты с биологической актуализации на сущностную реализацию человека. Существование индивида отождествляется с реализацией его сущности, а невозможность самоактуализации предстает одновременно как причина и как главное следствие душевных недугов.
В Современном словаре по общественным наукам находим: «Самоактуализация – это стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей» [41, с. 379]. В Словаре по образованию и педагогике термин «самоактуализация» означает «...стремление человека к наиболее полному развитию своих качеств, способностей, потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала, путь к полноценной, внутренне богатой жизни» [34, с. 53]. Такое же определение представлено и в Современном словаре по педагогике [38]. Таким образом, в данных источниках прослеживается общее понимание термина самоактуализация с К. Гольдштейном, А. Маслоу и К. Роджерсом.
В Словаре конфликтолога А.Я. Анцупова [1] находим: «Самоактуализация (от позднелат. actualis – действительный, настоящий) – желание стать всем, чем возможно». Здесь представлено определение в психологическом аспекте и сделан акцент на то, что отсутствие возможностей самоактуализации является одной из скрытых глубинных причин конфликтов. Создание условий для самоактуализации ребенка в семье и школе, взрослого на работе и в обществе выступает важной предпосылкой профилактики многих видов конфликтов.
Итак, в различных областях науки термин «самоактуализация» используется и интерпретируется примерно одинаково, обозначая стремление человека к актуализации своего внутреннего потенциала.
Е.Е. Вахромов [8] выделяет следующие особенности деятельности человека, направленной на самоактуализацию:
- объект, на который направлена деятельность и субъект этой деятельности совпадают (действие направлено на самого себя);
- эта деятельность сопровождается конкретными, описуемыми результатами в реальности и изменениями в субъекте деятельности, попадающими под определение «развитие», «рост»;
- хотя эта деятельность и выглядит самодостаточной, основанной исключительно на внутреннем потенциале, «самости» – достижение требуемых изменений в реальности и себе не может быть достигнуто вне «ситуации», без опосредования «другими»;
- хотя в этой деятельности человек использует свои задатки и способности, тесно связанные с наследственными факторами, социальные и средовые факторы определяют результаты этой деятельности в большей степени, чем наследственные;
- эта деятельность предполагает самотрансцендирование: ни одна из целей не может считаться окончательной, конечной.
Термин «самоактуализация» тесно связан с такими понятиями, как: саморазвитие, самосовершенствование, самовоспитание, самопознание, самообразование, самоосуществление и самовыражение.
Изучив определения вышеперечисленных терминов в различных словарях по педагогике и психологии [18; 34; 35; 36; 37; 38], дадим их общее понимание:
Саморазвитие – это активное развитие человеком самого себя в направлениях, определенных врожденными особенностями и способностями; обогащение способностей и качеств человека в ходе целесообразной деятельности и присвоения социального опыта. Носит в основном стихийный характер.
Самосовершенствование – осознанный процесс развития личности, в результате которого формируются и развиваются личностные качества и способности. Происходит вследствие соотнесения поступков с выработанным идеалом, сопровождается переоценкой себя.
Самовоспитание – это сознательная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных личностных качеств, преодоление своих недостатков в соответствии с имеющимися идеалами и ценностями. Мотивом самовоспитания выступает недовольство собой и несоответствие себя своим идеалам. Возникает вследствие самоанализа. Эффективно при адекватной самооценке и соответствии реальным способностям и возможностям человека.
Самопознание – познание человеком самого себя. Включает в себя следующие процессы: развитие познавательных способностей, накопление материала для познания, изменение личности. Самопознание есть фактор саморазвития и самосовершенствования человека.
Самообразование – форма индивидуальной учебной деятельности человека, направленная на приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи обучающего. Возможно при следующих условиях: видение жизненного смысла в учении, сознательная постановка целей самообразования, способность к самостоятельному мышлению, самоорганизация, самоконтроль. Является необходимой составляющей саморазвития.
Самовыражение – выражение своей индивидуальности, оригинальности и самобытности в каком-либо виде деятельности с целью проявить себя.
Самоосуществление – «процесс исполнения экзистенции… это воплощение человеком всех своих сущностных сил в свое существование с целью обретения значимости себя, уверенности в себе и в своей жизни; это конечный результат всех усилий, потенций, стремлений, воплощаемых в жизнь» [28].
Большинство из перечисленных понятий давно используются в отечественной педагогике и психологии, за исключением термина «самореализация», который часто используется в качестве синонима термина «самоактуализация». Возникает проблема терминологической неопределенности, что приводит к затруднению формирования единого научного аппарата в теории самореализации. Действительно ли понятия «самореализация» и «самоактуализация» имеют одинаковое значение во всех исследованиях? И оправдано ли отождествление данных понятий в современной науке?
У исследователей Т.А. Буровой и Г.М. Зараковского находим: «Стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих потенциальных возможностей и способностей называют самоактуализацией, а стремление к их претворению в жизненной практике – самореализацией» [7]. Исследователь Н.В. Овчаренко, проанализировав исследования авторов И.Б. Дермановой, О.Г. Кливер и Т.В. Луговской, интерпретирует понятия следующим образом: «Самоактуализация – это развертывание личностного потенциала, который отображает родовую сущность и индивидуальные особенности человека в виде определенного идеала, и соответственно актуализируется потенциал, будущее; этот процесс своими истоками имеет внутренний мир человека, его сущность, основывается на духовных ценностях… Самореализация – это процесс воплощения личностью своих имеющихся способностей в жизнь с целью самоутверждения…» [30, с. 143]. Автор также отмечает, что процесс самореализации может происходить в эгоцентрическом направлении. В Большом толковом социологическом словаре находим: «Самореализация (self-actualization) – реализация потенциала личности» [5, с. 178]. То есть, здесь речь идет о деятельной стороне процесса самореализации, так как понятие означает практический аспект деятельности на внешнем плане, поступки и действия, направленные на выполнение жизненного плана. В Педагогическом энциклопедическом словаре самореализация – «одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности» [31, с. 253]. Здесь имеем дело с ожидаемым результатом воспитания личности, который включает в себя удовлетворение личностных амбиций человека, его образование, соответствующее служебное положение, творческую состоятельность и прочее. Однако, с точки зрения интересов общества, человек может считать себя реализованным только в том случае, если его планы имеют общественно полезную направленность, ведь личность с ярко выраженным антисоциальным поведением так же может считать себя реализованной, однако в данном случае самореализация будет отрицательно направленной. В таком случае, в данном понимании речь идет о самореализации, направленной на общественное благо в результате продуктивной деятельности самореализующегося человека.
Вышеперечисленные исследования показывают одну из позиций в отношении различия понятий «самореализация» и «самоактуализация» в современной науке. Эта позиция рассматривает самоактуализацию как стремление человека к выявлению и развитию своих потенциальных возможностей; означает процесс развития личности на когнитивном уровне. Самореализация понимается как результат осмысления и выявления личностью своих возможностей, реализация их в жизненной практике.
Существует и другой подход к размежеванию понятий «самореализация» и «самоактуализация». Современный исследователь В Словаре по образованию и педагогике самореализация означает «наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей» [34, с. 53]. С.И. Кудинов дает следующее определение: «...самореализация – это совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза» [22]. Данное определение имеет что-то общее с взглядом Е.Е. Вахромова. Оба они понимают самореализацию как процесс внутренний, включающий в себя результат осмысления личностью собственных возможностей. Е.Е. Вахромов считает, что самоактуализация «...имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus – поступок), имеющую вещественный результат...», а «самореализация» означает мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого)» [8]. Прежде чем совершить акт самоактуализации, человеку необходимо сознательно поставить перед собой цели и выработать стратегию их достижения. Именно постановка целей и выработка необходимой стратегии происходят в процессе самореализации. По мнению Е.Е. Вахромова, самоактуализация и самореализация оказываются двумя неразрывными сторонами одного процесса, который включает в себя развитие и рост. И результатом такого роста является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал.
Уточним соотношение между понятиями «актуализация» и «реализация». Реализация (realization), в истолковании Новейшего англо-русского, русско-английского словаря [29], – это, прежде всего, осознание, понимание, т.е. мыслительная (когнитивная) деятельность. А термин «актуализация» (actualization) имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus – поступок), имеющую вещественный результат. Таким образом, согласно данному анализу, понятие «самореализация» может означать мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую работу, осуществляемую на внутреннем плане, а самоактуализация – работу на внешнем плане, процесс выполнения задуманного, осуществления спланированной деятельности. Тогда самореализация проявляется в построении, корректировке и перестройке человеком концепции личностного развития, картины мира и жизненного плана, осознании им результатов своей деятельности. Побуждением к реализации своих возможностей для человека, вероятно, служат противоречия между образом жизни и образом мысли.
Итак, наблюдаются две основные позиции авторов в понимании терминов «самоактуализация» и «самореализация»:
- Первая позиция: Самореализация – результат осмысления и выявления личностью своих возможностей, реализация этих возможностей в жизненной практике; самоактуализация – желание, стремление личности к выявлению и развитию своих потенциальных возможностей.
- Вторая позиция: Самореализация – деятельность на когнитивном уровне, мыслительный процесс, осознание и понимание личностью своих возможностей; самоактуализация – деятельность как процесс, трата сил, имеющая практический, вещественный результат.
Уточним определение термина в рамках нашего исследования: самореализация – это процесс выявления, осмысления и осуществления человеком своих возможностей, раскрытие внутреннего потенциала личности в какой-либо сфере ее жизнедеятельности, либо в жизни в целом. При этом большое значение имеет мотивационная сфера личности, в связи с тем, что самореализующийся человек всегда имеет актуальную потребность в самореализации, а процесс самореализации возможен только в результате усилий, основывающихся на стремлениях, желаниях и воле человека.
Профессиональная самореализация педагога
Следующей интересующей нас проблемой выступает степень разработанности понятия «профессиональная самореализация педагога».
Термин «профессиональная самореализация» в разных исследованиях интерпретируется по-разному, но общее понимание данного термина в психологии и педагогике заключается в следующих формулировках:
- это реализация себя в профессии;
- это интегральная динамическая характеристика субъекта труда, отражающая процесс и результат осуществления им в профессиональной деятельности своей индивидуальности, трансляции своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы (психолог Е.А. Гаврилова);
- это один из аспектов личностной самореализации, происходящей в контексте профессиональной деятельности.
Самореализация педагога отличается от самореализации другого профессионала специфическими видами деятельности, которую выполняет педагог:
1. Образовательная (проведение лекционной и других видов работ с целью образования и воспитания (учеников, студентов).
2. Методическая (разработка учебных программ, подготовка методической копилки (разработка конспектов занятий, сбор методического материала), составление и оформление методических рекомендаций для других педагогов, ведение другой методической документации).
3. Организационная (организация аудиторной и самостоятельной учебной деятельности обучающихся (воспитанников, учеников, студентов), организация своего рабочего времени и др.).
4. Рефлексивно-творческая (самооценка, оценивание себя со стороны других, оценка результатов своей педагогической деятельности, педагогическое планирование и проектирование, понимание чувств и мыслей других людей, взгляд на событие или явление со стороны другого человека; творческое отношение к педагогической деятельности, креативность).
5. Коммуникативная (взаимодействие с обучающимися, их родителями, коллегами по работе, научным сообществом, руководством).
6. Научно-исследовательская (осуществление научно-педагогического исследования, внедрение результатов исследования в педагогическую науку и практику, управление научно-исследовательской деятельностью обучающихся, участие в научных мероприятиях и др.).
7. Инновационная (участие в инновационных проектах, разработка новых методик в области преподаваемых дисциплин, поиск новых, более эффективных способов и приемов преподавания и др.).
Данные виды деятельности требуют немалых затрат сил и энергии. Это связано, прежде всего, с необходимостью одновременного использования целого ряда соответствующих знаний и умений в условиях сложного и динамичного образовательного процесса, эффективность которого целиком и полностью зависит от самого педагога.
С наиболее серьезными трудностями в овладении всеми перечисленными видами деятельности сталкиваются начинающие педагоги, которые неизбежно проходят длительный процесс первичной адаптации. При этом они переживают не только профессиональные и дидактические трудности, но и социально-психологические. Это связано с недостаточностью педагогического опыта и методической подготовки, страхом перед аудиторией, коммуникативными трудностями, отсутствием достаточного уровня знаний в предметной области, неумением правильно оформлять и вести документацию. Таким образом, начинающий педагог, выступая организатором учебной деятельности, вынужден длительное время включаться в специфику такой разнонаправленной работы. Чтобы успешно справляться с возникающими затруднениями, начинающему педагогу необходимы знания планирования и организации деятельности, информационные знания и умения, коммуникативные навыки и многое другое. Данные вопросы лежат в области теории профессиональной самореализации.
Вопросами самореализации педагога занимались не многие авторы (И.В. Золотухина, А.М. Кириченко, А.А. Мишин, С.А. Мулькова, М.И. Ситникова, В.Б. Чупина), в то время, как саморазвитию и самореализации личности школьников, студентов, специалистов в различных областях деятельности, таких, как бизнес и других, посвящено немало исследований. Вероятно, поэтому до сих пор нет точного определения термина «профессиональная самореализация педагога». Проблема профессиональной самореализации педагога все еще остается неразработанной. Остаются незатронутыми вопросы самореализации педагога в отдельных видах деятельности, например, в научно-исследовательской деятельности, требующей особого внимания в связи со сложностью и многогранностью данного процесса.
В своей работе, посвященной проблеме самореализации личности преподавателя в педагогическом общении, С.А. Мулькова пишет: «Самореализация – это высшая стадия развития зрелой личности, осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества с другими людьми, путем осознания и постоянного преодоления внутренних и внешних противоречий для полного раскрытия своих сил и способностей, при котором личность становится субъектом своего развития» [27, с. 31]. Говоря о педагоге, автор выдвигает положение о том, что личностная самореализация влияет на профессиональную успешность педагога, однако неоднозначно определяет ее. Способность к самореализации, по ее мнению, отражается на особенностях педагогического общения.
А.М. Кириченко рассматривает проблему профессиональной самореализации учителя и предлагает такое определение: «Профессиональная самореализация учителя – это совокупность проявления индивидуальных профессионально-личностных качеств и свойств педагога, вследствие чего он воспроизводит себя в своей сущности в многомерной педагогической и социальной деятельности» [15, с. 10]. Основными характеристиками данного процесса автор выделяет репродуктивность и творчество, широту или ограниченность проявления в системе образования и обществе в целом. Существенными показателями эффективности профессиональной самореализации являются достижения учащихся в учебе, удовлетворенность учителем ходом воспроизведения и развития своих индивидуальных профессиональных и личностных качеств, а также успешность стратегий профессиональной деятельности.
Свой вклад в развитие теории самореализации преподавателя внесла М.И. Ситникова. В одном из своих исследований она пытается разобраться в понятии «профессионально-педагогическая самореализация преподавателя высшей школы» на основе использования родовидовой цепочки, включающей в себя понятия «самореализация личности», «профессиональная самореализация личности», «профессионально-педагогическая самореализация преподавателя вуза». В связи с тем, что одним из видов профессиональной самореализации вузовского преподавателя является его профессионально-педагогическая самореализация, данный термин определяется как «индивидуальный процесс и результат целенаправленного, осознанного осуществления возможностей развития Я-профессионального в педагогической деятельности посредством рефлексивно-творческих усилий на основе свободного, диалогического взаимодействия преподавателя с культурно-образовательной средой вуза» [40, с. 17]. Согласно определению, можно заключить, что важным аспектом в самореализации личности преподавателя является осуществление им рефлексивной и творческой деятельности, предполагающей не только его взаимодействие с самим собой, но и с окружающей его средой.
Также М.И. Ситникова вводит понятие «ситуативной самореализации», которая является единицей профессиональной самореализации преподавателя и характеризуется прерывностью в рамках пространства и времени. Ряд таких ситуативных самореализаций способствует наиболее полному развертыванию потенциальных возможностей самореализации преподавателя.
Существует также ряд исследований, посвященных деятельности педагога, но в своем большинстве они рассматривают проблемы адаптации, психолого-педагогической подготовки, формирования профессионализма в обучении, развития творческих способностей, формирования отдельных компетенций педагога и другие частные аспекты. Однако, согласно нашей позиции, при формировании готовности педагога к профессиональной самореализации, необходим учет всех составляющих педагогической деятельности и сторон личности педагога. Это доказывает рассмотренный нами ранее полисистемный подход к проблеме самореализации.
На основании нашего исследования мы сформулировали свое определение понятия: профессиональная самореализация педагога – это процесс выявления, осмысления и осуществления педагогом своих потенциальных позитивных профессиональных возможностей, включающий в себя:
– внутреннюю мотивацию педагогической деятельности;
– целенаправленность профессиональной деятельности;
– целенаправленность процессов саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самовоспитания;
– осуществление педагогом научно-исследовательской деятельности на основе научно-исследовательских знаний и умений;
– педагогическую рефлексию, анализ и оценку педагогом результатов собственной деятельности;
– планирование дальнейшего процесса самореализации на основе полученных результатов, корректировки целей, задач и способов планируемых действий.
Профессиональная самореализация педагога посредством научно-исследовательской деятельности
Научно-исследовательская деятельность выступает сегодня неотъемлемой частью деятельности школ, вузов и других учебных заведений. Исследователи в области педагогики считают, что «учебный процесс оказывается эффективным только в случае обеспечения его наиболее способными и активными в научных исследованиях преподавателями» [2]. Преподаватель не должен из года в год излагать студентам один и тот же материал. Любой курс, читаемый им, должен непрерывно обогащаться наукой. Поэтому каждый преподаватель должен постоянно следить за развитием науки в своей области преподавания, обобщать ее богатейший опыт, учитывать запросы общества.
В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ, одной из основных задач вуза является «развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе». В связи с этим, роль преподавателя состоит не только в развитии и передаче студентам научных знаний, но и в формировании у студентов умений и навыков собственной научной деятельности.
В Профессиональном стандарте педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от сентября 2015 г. № 608н, в разделе 3.8 к должностям (профессиям) «старший преподаватель», «преподаватель», «ассистент», помимо прочих, прописаны такие требования к опыту практической работы, как «систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)», а также требования к старшему преподавателю: «стаж научно-педагогической работы не менее трех лет, при наличие ученой степени (звания) – без предъявления требований к стажу работы». В Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» № 544н, утвержденном Министерством труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года (с изм. от 25.12.2014), в разделе 3.1.1. к необходимым умениям педагога в рамках общепедагогической деятельности относится организация различных видов внеурочной деятельности, в том числе учебно-исследовательской. Далее в разделе 3.1.2. к трудовым действиям педагога по воспитательной деятельности относится «развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей». Таким образом, современный педагог должен уметь не только организовать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся, но и сформировать у своих воспитанников познавательный интерес и желание к изучению предметов и явлений окружающего мира. Способность организовать деятельность учащихся зависит не только от общепедагогических умений учителя, но и от умений его собственной исследовательской деятельности. Учитель должен сам владеть теми компетенциями, которым он обучает своих учеников. В связи с этим, исследовательская компетенция должна выступать необходимым условием профессиональной самореализации как преподавателя вуза, так и учителя.
Успешность научно-исследовательской деятельности педагога основывается на комплексе личностных свойств, отношений, талантов, внутренней мотивации, чувстве профессиональной принадлежности, социальной значимости и удовлетворенности результатами своего труда.
Обращение к информационным технологиям, проектной деятельности, руководство научно-исследовательской деятельностью обучаемых, овладение современными средствами в педагогической деятельности, разработка новых методик обучения – все это способно обеспечить более успешную профессиональную самореализацию в том случае, если педагог имеет представление о различных видах своей профессиональной деятельности, владеет соответствующими компетенциями. Но, как правило, большинство педагогов испытывают затруднения в овладении необходимым количеством профессиональных знаний и умений. Поэтому возникает необходимость в формировании готовности педагога использовать в своей работе все инновационные направления. Мы видим решение этой задачи во включении педагога в научно-исследовательскую деятельность.
Вопросы целостного становления личности педагога в научно-педагогической деятельности, связанные с повышением его активности в профессии, с формированием у него стремления и готовности к профессионально-личностному росту и развитию своего научно-педагогического потенциала, требуют своего решения и системного анализа процессов самореализации субъекта научно-педагогической деятельности.
Современному педагогу необходимо уметь сочетать в своей работе педагогическую и научно-исследовательскую деятельность. Это сложная задача, ведь оба названных вида деятельности имеют разную специфику и требуют определенных способностей, знаний и умений. Таким образом, одной из важных задач выступает установление рационального соотношения между преподавательской и исследовательской деятельностью.
Единство педагогической и научной работы преподавателя рассматривается в исследованиях Р.Н. Абдеева, А.В. Барабанщикова, Г.А. Белова, Т.Б. Гребенюк, З.Ф. Есаревой, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, М.И. Ситниковой, Л.Н. Макаровой.
Общие проблемы логики и методологии научного исследования рассмотрены в трудах И.Г. Безуглова, В.Ф. Беркова, П.В. Копнина, В.В. Лебединского, А.И. Ракитова, В.С. Степина, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина, А.В. Юревич и других. Методологические аспекты педагогической науки исследовали В.И. Андреев, М.Н. Берулава, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, М.А. Данилов, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Б.Г. Лихачев, Н.Д. Никандров, А.М. Новиков, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин, А.В. Усова и другие.
В педагогической литературе обстоятельно рассмотрены требования к научно-педагогическому исследованию; опубликованы монографии, учебные пособия и методические рекомендации по подготовке докторских и кандидатских диссертаций (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, А.И. Кочетов, В.В. Краевский, Ф.А. Кузин, Н.В. Кузьмина, В.С. Леднев, А.М. Новиков, В.М. Полонский, Я. Скалкова, М.Н. Скаткин), курсовых и дипломных работ по педагогике (С.И. Брызгалова, В.И. Журавлев, Н.А. Сорокина).
Анализ научно-исследовательской деятельности показывает, что человек реализует в ней такие качества, как самостоятельность и организованность, интеллект и познавательные способности, компетентность и профессионализм, и целый ряд других, не менее важных качеств. Научное исследование представляет собой тяжелый труд и является деятельностью, включающей в себя две стороны: творческую и организационную. Известно, что научная деятельность относится к творческой, однако особая сложность ее заключается в том, что, наряду с бессознательными процессами, в работе ученого огромную роль играют целенаправленность и осознанность выполняемых им действий в процессе исследования. Организованность и целеустремленность – характерные особенности научного исследования, от которых зависит его качество и эффективность.
Педагогическая научно-исследовательская деятельность основывается на фактах, допускающих их эмпирическую проверку, характеризуется целенаправленностью, систематичностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов. Это всегда сложная, целенаправленная аналитико-синтетическая деятельность, имеющая поэтапный характер. Педагог-исследователь выполняет ряд задач, включающих в себя внедрение результатов научно-исследовательской деятельности в образовательный процесс; организацию научно-исследовательской деятельности обучающихся; разработку лабораторных практикумов, базирующихся на современных научных достижениях; информирование студентов при проведении практик о научных достижениях кафедр и подразделений; разработку индивидуальных лабораторных работ и научно-исследовательских заданий обучающимся; использование своей интеллектуальной собственности при организации учебно-научной работы обучающихся. Крайне важно отметить, что, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, педагог не только выполняет вышеперечисленные задачи, но и приобретает огромный потенциал для собственного развития и самореализации.
По мнению И.Н. Гвоздковой, преподаватель-исследователь должен уметь: проектировать педагогическое исследование; осуществлять исследовательскую деятельность; владеть методами педагогического исследования; анализировать результаты исследовательской деятельности; вести необходимую документацию по вопросам исследовательской деятельности [11]. Для осуществления такой деятельности преподавателю необходимо обладать определенными качествами личности: интересом к исследовательской деятельности, активной исследовательской позицией, убежденностью в социальной значимости исследовательской деятельности, критичностью мышления, коммуникативностью, стремлением к самосовершенствованию и работоспособностью.
Среди исследовательских умений ученый-педагог С.И. Брызгалова [6] выделяет научно-информационные, методологические, теоретические, эмпирические, письменно-речевые и коммуникативно-речевые умения.
К научно-исследовательским знаниям педагога относятся: знание основ научно-исследовательской деятельности; знание научной терминологии; знание планирования, техники, методов и способов организации научной деятельности; знание принципов научно-исследовательской деятельности; знание опыта исследовательской деятельности других людей; знание методов и приемов получения и обработки информации; знание информационных технологий; знание исследуемых проблем; знание целей и задач научного исследования; знание этапов научной деятельности; знание требований к оформлению результатов исследования; знание критериев оценки результатов исследования.
Мы считаем, что научно-исследовательская деятельность выступает одним из условий профессиональной самореализации педагога. В свою очередь, к условиям самореализации педагога в процессе научно-исследовательской деятельности мы отнесем:
- осознание педагогом потребности в осуществлении научно-исследовательской деятельности;
- осознание и принятие педагогом ценностной основы педагогической и научно-исследовательской деятельности, а также необходимости их интеграции в процессе профессиональной деятельности;
- получение педагогом необходимых знаний и умений в области научно-педагогического исследования;
- осуществление педагогом научно-исследовательской деятельности, а также ее практическая направленность на учебно-воспитательный процесс;
- готовность педагога к профессиональной самореализации в процессе научно-исследовательской деятельности.
На основе изученной литературы, мы уточнили определение понятия «научно-исследовательская деятельность педагога»:
Научно-исследовательская деятельность педагога – один из видов профессиональной деятельности педагога, требующий от педагога владения методами и средствами педагогического исследования, предполагающий определенный набор личностных качеств, способностей и компетенций педагога, связанный с проектированием и осуществлением педагогического исследования, а также включающий в себя другие виды работ, таких как анализ результатов исследовательской деятельности и их внедрение (в образовательный процесс, в педагогическую науку и практику), ведение необходимой документации по вопросам исследовательской деятельности, подготовку научных публикаций по теме исследования, разработку научно-исследовательских заданий обучающимся, участие в проектной деятельности и научных мероприятиях.
Факторы и условия профессиональной самореализации педагога
Обратимся к другим факторам и условиям профессиональной самореализации педагога.
Процесс самореализации является трудоемким и длительным, может протекать в течение всей жизни человека. При этом большое значение имеет то, в какой среде находится самореализующаяся личность, и каковы особенности ее деятельности и характера.
Последние исследования указывают на то, что существует ряд особенностей самореализации, включающих в себя различные ее уровни и степени, и достижение той или иной степени самореализации возможно при наличии определенных факторов и условий, являющихся основаниями и предпосылками для ее возникновения.
С.А. Мульковой были выделены следующие условия самореализации личности: активность (преобразование); осознание целей самореализации, жизненных целей как высшего смысла жизни, жизненных ориентаций, мотивов поведения; осмысленность (рефлексия); позитивное отношение к деятельности; творчество; способность к саморазвитию, самоопределению, самовоспитанию; позитивная «Я-концепция»; адекватная самооценка и уровень притязаний [27]. Данная точка зрения рассматривает личностно-психологический аспект рассматриваемой нами проблемы.
У М.И. Ситниковой [40] мы находим психолого-педагогические условия самореализации преподавателя, под которыми понимаются свойства личности и педагогические явления, способствующие формированию культуры профессионально-педагогической самореализации. К таким условиям относятся: сформированность механизма осознанного продуктивного профессионального самопознания; диалогическое взаимодействие преподавателя с Я-профессиональным и культурно-образовательной средой вуза; свободный выбор альтернативных путей и способов самореализации; креативность в педагогической деятельности; индивидуальный стиль самореализации; способность к саморегуляции и рефлексии.
Согласно полисистемной модели самореализации личности С.И. Кудинова, к основным условиям самореализации личности относятся не только социальные и психологические, но и педагогические, психоэкологические и психофизиологические условия [22]. Психоэкологические условия связаны с влиянием экологических факторов на психику человека, таких как повышенный фон радиации, загрязнение воздуха, некачественная питьевая вода, неблагоприятный температурный режим и другие. Вследствие таких факторов, у человека может проявляться агрессивное поведение, снижение жизненного тонуса, психологической активности, проявление депрессии и других негативных процессов, отрицательно влияющих на самореализацию личности. К психологическим условиям, способствующим, по мнению ученого, успешности самореализации личности, относятся психические познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния. Наибольшую значимость для С.И. Кудинова представляют анатомо-физиологические особенности, являющиеся предпосылкой для успешной самореализации человека в какой-либо сфере, а также особенности свойств нервной системы и свойства темперамента. Педагогические условия формируются в системе воспитания и обучения и являются системообразующими основами самореализации личности. В систему социальных условий входят различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности.
Таким образом, говоря о самореализации личности педагога, необходимо принять во внимание все перечисленные факторы и условия, влияющие не только на психологическое состояние личности, но и на ее общее благополучие, в том числе физическое здоровье.
Большой интерес представляет рефлексия как фактор, побуждающий к профессионально-педагогической активности педагога. По мнению многих ученых, рефлексия входит в экзистенциальную сферу человека и является движущей силой на пути профессионального и личностного развития. Педагогическая рефлексия направлена на осмысление преподавателем себя самого и своей педагогической деятельности.
Н.В. Клюева, исследуя социально-психологическое обеспечение деятельности педагога, считает, что одним из перспективных подходов к такому обеспечению является ценностно-рефлексивный подход. Суть подхода заключается в создании «условий для самоисследования, понимания и формирования педагогом ценностно-смысловых оснований профессионально-педагогической деятельности, конструирования им целей и задач профессиональной деятельности и методов их достижения, а также реализации на уровне поведения тех ценностей, которые лежат в основе его деятельности в образовательном учреждении как социальной организации» [17, с. 14].
Понятие «рефлексия» зародилось в философском знании, затем постепенно перешло и в науку. С тех пор история накопила множество определений данного термина. Понимание рефлексии в рамках одной науки зачастую принимает разные формы. Исследования рефлексии осуществлялись советскими психологами Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, педагогами И.Ф. Исаевым, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластениным.
Как отмечает Е.В. Пискунова [32], существует два подхода в трактовке рефлексивных процессов в отечественной литературе: рефлексивный анализ сознания, ведущий к разъяснению значений объектов, и их конструирование; рефлексия как понимание смысла межличностного общения. В соответствии с этими подходами выделяют следующие рефлексивные процессы: самопонимание и понимание другого, самооценка и оценка другого, самоинтерпретация и интерпретация другого.
Типы рефлексии также выделяют по временному признаку: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия [42]. Ситуативная рефлексия обеспечивает самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации и происходит во время обдумывания субъектом своей текущей деятельности. Ретроспективная рефлексия представляет собой анализ уже выполненной деятельности и свершившихся событий. Перспективная рефлексия связана с анализом предстоящей деятельности и поведения, с планированием и прогнозированием вероятных исходов.
Данными типами рефлексии обладает далеко не каждый педагог, тогда как в идеальном представлении преподаватель-профессионал должен быть способен осуществлять рефлексию на различных уровнях.
Таким образом, рефлексия представляет собой достаточно сложный процесс, требующий определенного набора знаний, способностей и умений. Кроме того, рефлексия связана с различными видами деятельности. К примеру, Е.В. Пискунова [32] выделяет рефлексивно-проектную деятельность педагога, которая включает в себя не только осознание цели педагогической деятельности и рефлексивный анализ ситуации, но и выбор, проектирование и конструирование средств педагогической деятельности на основе рефлексии на адекватность этих средств поставленной цели, а также реализацию проекта и рефлексию на различение проекта и реализации. Данный процесс, безусловно, является важной составляющей педагогического проектирования и, как следствие, выступает одним из показателей высокого профессионализма педагога.
Важное место занимает творческий подход педагога к своей деятельности. Ведь именно в результате творческих усилий возможен выход на абсолютно новый уровень понимания – уровень рефлексии, что в свою очередь является залогом формирования творческого мышления педагога. К примеру, И.Н. Семенов видит рефлексию как системообразующий фактор творческого мышления, обеспечивающий смысловую организацию, саморегуляцию, а также самореализацию и саморазвитие личности [42, с. 235].
Творческое мышление дает возможность педагогу в процессе самореализации выходить за рамки обычного, дает возможность для новых начинаний, позволяет преодолеть ограниченность своих взглядов и возникающих противоречий. Именно творческое мышление способствует подлинному личностному росту и высокому уровню самореализации.
Рефлексия и творчество неразрывно связаны с ценностными ориентациями педагога. К примеру, рефлексия позволяет педагогу не только осознанно относиться к своему делу, но и развивать и формировать его ценностно-смысловые аспекты и превращать их в предмет практического преобразования. В свою очередь, ценностно-смысловая сфера также является важным фактором и условием развития рефлексии и творческих способностей.
Эффективность педагогической деятельности обусловлена ценностными ориентациями личности педагога. Индивидуальный выбор ценностей во многом определяет направленность личности на саморазвитие, самосовершенствование и самореализацию.
Большой вклад в разработку теоретического и прикладного знания в области ценностей, установок и идеалов личности внесли такие зарубежные ученые, как Э. Дюркгейм, Ф. Знанецкий, Г. Олпорт, Г. Риккерт, У. Томас и др.; отечественные ученые А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, Б.Д. Парыгин, В.А. Ядов и др. Педагогические ценности описаны в работах К.Ш. Ахиярова, Н. Зотовой, Н.В. Клюевой, С.А. Мульковой, В.А. Сластенина.
Л.И. Божович в структуре направленности личности выделяет три группы доминирующих мотивов: гуманистический, личные и деловые. При этом личная направленность характеризуется автором как следствие воспитательных ошибок [4]. Однако в современном мире личные мотивы человека выступают в совершенно ином свете и рассматриваются уже не так однозначно. Наряду с процессами демократизации всех сфер общества все большее значение начинают приобретать ценности, направленные на самореализацию личности.
Л.М. Митина [26] считает, что направленность человека на самого себя имеет не только эгоистический контекст, но и выступает как стремление к самореализации, самосовершенствованию и саморазвитию в интересах других людей. Таким образом, ценностная направленность личности на самореализацию приобретает важное значение в том случае, когда цели самореализации имеют общественно полезные мотивы и социальную пользу.
Большинство исследований ценностей, проведенных в отечественной психологии, в большей степени носят социологический характер. Среди наиболее значимых ценностей для развития и деятельности человека выделяют любовь, совесть, духовность, развитый интеллект, отношение к труду, богатство личности.
Однако существует необходимость выделения педагогических ценностей, которые служат ориентирами социальной и профессиональной активности педагога. Также следует отметить, что общие и профессионально-педагогические ценностные ориентации невозможно рассматривать как отдельно существующие феномены. Педагог должен понимать соотношение общечеловеческих ценностей с целями и задачами педагогической деятельности.
Н. Зотова [12] выделяет среди педагогических ценностей такие, как творческий характер деятельности, в том числе возможность творческой самореализации, любовь педагога к профессии, совесть, ценность личности, гуманистический подход, ценностное отношение к культуре, природе, жизни и деятельности, ценностное отношение к мыслям, знаниям и опыту другого человека.
Таким образом, проанализировав состояние проблемы факторов и условий профессиональной самореализации педагога в существующей теории, мы выяснили, что рассмотренные источники не дают дастаточно полной картины данного аспекта теории. Никто из авторов не указывает на научно-исследовательскую деятельность как условие профессиональной самореализации педагога. В связи с этим мы поставили перед собой задачу представить факторы и условия профессиональной самореализации педагога в виде схемы (рис. 1), а также усовершенствовать данную модель на основании проведенного исследования. К условиям профессиональной самореализации педагога, согласно нашему исследованию, необходимо отнести научно-исследовательскую деятельность, выступающую необходимым звеном в профессиональном развитии и совершенствовании современного педагога.
Модель профессиональной самореализации педагога посредством научно-исследовательской деятельности
На факторах и условиях выстраивается интересующая нас модель (рис. 2). Компонентный состав модели описывает самореализацию как процесс. Мы выделили три основных блока в структуре профессиональной самореализации педагога посредством научно-исследовательской деятельности: мотивационно-целевой, деятельностно-рефлексивный и аналитический.
Мотивационно-целевой блок
Включает в себя формирование потребностей, связанных с осознанием педагогом своей уникальности в профессиональной и научно-исследовательской деятельности, осознанием важности научно-исследовательской деятельности в профессиональной и личностной самореализации. Данный блок также включает в себя формирование целей научно-исследовательской деятельности, осознание ее ценностей, формирование мотивов, обеспечивающих профессиональную самореализацию педагога посредством научно-исследовательской деятельности.
Рис. 1. Факторы и условия профессиональной самореализации педагога
Формирование мотивационно-ценностного компонента профессиональной самореализации педагога может происходить в связи со следующими противоречиями:
- между существующей ситуацией профессионального развития и необходимостью дальнейшего совершенствования своего профессионального опыта;
- между отсутствием профессиональных достижений и стремлением к самоэффективности и успеху;
- между желанием принести пользу обществу и отсутствием достаточного вклада в его развитие и другими.
Рис. 2. Модель профессиональной самореализации педагога посредством научно-исследовательской деятельности
Исходя из существующих в науке определений, мотивация как процесс – это совокупность механизмов, обеспечивающих побуждение к конкретной деятельности и определяющих ее направление и способы ее осуществления. Со структурных позиций мотивацию рассматривают как совокупность факторов или мотивов, с учетом которых происходит формирование намерения и принятие решения. Ученые выделяют разные мотивы, побуждающие человека к осуществлению трудовой деятельности. Эти мотивы можно разделить на группы. Е.П. Ильин приводит три группы мотивов, связанных с трудовой деятельностью:
– побуждения общественного характера (осознание необходимости приносить пользу обществу, желание оказывать помощь другим людям, общественная установка на необходимость трудовой деятельности, нежелание прослыть тунеядцем);
– получение определенных материальных благ (зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей);
– удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации, а также удовлетворение потребности в общественном признании, в уважении со стороны других [14, с. 270].
Последняя группа мотивов является следствием того, что человек в своей деятельности является не только потребителем, но и созидателем, и мотивы, связанные с побуждением человека к самореализации, являются высшими мотивами человеческой деятельности, так как именно они способны привести наше общество к прогрессу, привнести в нашу жизнь что-то новое, более совершенное.
Важным моментом в трудовой деятельности человека является наличие факторов, способствующих укреплению и упрочнению мотивов.
Еще одной важной составляющей мотивационного блока профессиональной самореализации педагога выступает целеполагание, выступающее основой для любого плана действий и результатом осознанных намерений в области профессионального развития. В формировании педагогом целей своей профессиональной самореализации важную роль играют основы целеполагания, существующие в современной науке. Любая деятельность человека начинается с постановки целей и задач. Цель – это предположительный результат действия либо совокупности действий. В педагогике существует множество педагогических целей. В процессе самореализации педагог должен уметь ставить не только педагогические, но и коммуникативные, организационные, исследовательские цели, а также цели саморазвития, самообразования и самосовершенствования. Цель выступает системообразующим элементом любой деятельности. Постановка целей и задач в процессе профессионального развития и совершенствования человека свидетельствует о сознательном процессе самореализации личности, а также о потребности человека в личностном росте, стремлении к повышению уровня жизни, достижению успеха во всех сферах жизни и деятельности. Для того чтобы процесс профессиональной самореализации был наиболее эффективен, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами постановки целей и задач в своей деятельности:
- цель должна быть реальной, осознанной и конкретной;
- необходимо четко представлять себе возможные и желаемые результаты при достижении поставленной цели;
- при постановке цели нужно обозначить достигаемый результат, продумать и обозначить пути его достижения;
- нужно сформулировать для себя ряд задач, которые необходимо выполнять поэтапно на пути достижения цели;
- цель должна быть согласована с другими (личными, семейными, профессиональными, коллективными) планами;
- рекомендуется зафиксировать поставленную цель и задачи письменно;
- важно определить способы и условия, обозначить средства, необходимые для достижения цели;
- необходимо продумать и поставить перед собой сроки реализации цели;
- должны быть определены критерии успешного выполнения поставленных задач;
- важным аспектом является прогнозирование всех возможных затруднений и неудач на пути достижения цели, а также определение способов их решения и разработка мер по решению возможных проблем;
- следует прислушиваться к чувствам в момент определения цели, сомнения могут свидетельствовать о неправильно выбранной цели;
- необходимо определить приоритеты целей, а также спланировать возможные альтернативы в случае неудачи;
- необходимо учитывать перемены, которые могут произойти в жизни и деятельности после достижения цели;
- важно ясно представить себе, какие положительные стороны будет иметь достижение цели, и какие, возможно, отрицательные; необходимо все тщательно взвесить;
- необходимо различать понятия «цель» и «желание»;
- планируйте только те цели, которых вы сможете достичь самостоятельно;
- важно подумать о пользе достигаемой цели не только для себя, но и для других людей;
- необходимо осознавать, что достижение цели зависит только от собственных усилий и возможностей, поэтому очень важно постоянно стремиться к развитию и совершенствованию своей личности на пути к желаемым результатам.
Деятельностно-рефлексивный блок
На данной ступени процесса самореализации происходит реализация педагогом поставленных целей и задач, а также осуществление рефлексии в процессе профессиональной и научно-исследовательской деятельности.
Рефлексия придает деятельности педагога определенную осмысленность, позволяет развивать ценностно-смысловые аспекты своего дела, побуждает к профессиональной активности, обеспечивает самоконтроль, грамотный анализ выполненной деятельности и эффективное планирование предстоящей работы.
Под рефлексией педагога понимаются два основных процесса:
- способность педагога познать, понять, интерпретировать и оценить самого себя и свою деятельность;
- способность педагога выяснить понимание себя другими людьми.
В процессе рефлексии происходит оценка педагогом результатов собственной деятельности и поведения, научно-исследовательских и других профессиональных успехов, корректируются цели и средства достижения поставленных целей и задач.
Важным элементом деятельностно-рефлексивного блока модели выступает научно-исследовательская деятельность педагога. Она является сложноорганизованным процессом и включает в себя следующие виды деятельности:
– постановка научной проблемы и ее исследование;
– участие в научных мероприятиях;
– участие в проектной деятельности;
– разработка методик в ходе научного исследования;
– подготовка научных публикаций по теме исследования;
– внедрение результатов исследования в педагогическую науку и практику;
– управление научно-исследовательской деятельностью обучающихся.
Осуществление данных видов деятельности требует наличия у педагога интеллектуальных, творческих способностей, организационных и научно-исследовательских умений, осуществления рефлексии на всех этапах научно-исследовательской работы. В ходе научно-исследовательской деятельности педагогу необходимо непрерывно работать над собой, своими личностными и профессиональными качествами, стремиться к приобретению нового опыта во многих сферах жизнедеятельности, заниматься саморазвитием, самообразованием, не останавливаться на достигнутом, принимать как положительный, так и отрицательный опыт как стимулы для дальнейшего самосовершенствования, пользоваться здоровьесберегающими технологиями.
К видам научно-исследовательской деятельности педагога относятся:
- поисково-исследовательская деятельность;
- внедренческо-исследовательская деятельность;
- инновационная деятельность;
- опытно-экспериментальная работа.
Педагогу необходимо уметь сочетать в своей работе разные виды деятельности. В таком случае его профессиональная самореализация будет проходить наиболее эффективно.
Аналитический блок
Его главными составляющими выступают анализ, оценка педагогом личных результатов и достижений профессиональной и научно-исследовательской деятельности, а также планирование дальнейшей деятельности с учетом полученных результатов и возможной корректировки плана действий. Важными компонентами данного процесса являются самоанализ и самооценка.
Под самоанализом педагога в процессе осуществления профессиональной самореализации мы понимаем анализ педагогом результатов собственной деятельности, направленной на:
- образовательную деятельность;
- организационную деятельность;
- коммуникативную деятельность;
- развитие и совершенствование своих профессиональных качеств;
- выполнение научно-исследовательской деятельности.
Самооценка является фактором эффективности деятельности и развития личности человека. С самооценкой связаны такие качества личности, как самокритичность и требовательность к себе. Осознание человеком своей успешности в том или ином виде деятельности происходит в результате самооценки. По мнению многих ученых, самооценка влияет также на познавательное развитие человека. Психологи выделяют две основные функции самооценки: регуляторную (решение задач выбора) и защитную (чувство стабильности и независимости личности).
По нашему мнению, важную роль в формировании самооценки педагога играют его достижения в педагогической и научно-исследовательской деятельности. В процессе осуществления профессиональной самореализации самооценка педагога может быть адекватной, либо неадекватной реальным достижениям в профессиональной деятельности. Адекватность самооценки педагога реальным достижениям в профессиональной деятельности можно проверить с помощью соответствующих методик.
Итак, самооценка педагога – это оценка педагогом себя в педагогической и научно-исследовательской деятельности, своих профессиональных и научно-исследовательских качеств, возможностей и достижений, осознание степени своей ценности в профессии.
Заключение
Самореализация человека может происходить в различных сферах жизни: семейной, профессиональной, творческой и других. Однако успешность и эффективность самореализации обуславливается гармоничным сочетанием и взаимосвязью всех сфер. Очевидно, что говорить о самореализованной личности нецелесообразно, поскольку мы не рассматриваем самореализацию как свершившийся процесс, а рассматриваем личность, находящуюся в процессе своей самореализации.
Отдельное внимание ученые уделяют мотивационному компоненту самореализации, который мы включили в модель профессиональной самореализации педагога. Процесс самореализации является осознанным, высоко мотивированным, целенаправленным, охватывающим всю жизнь человека.
Человек как субъект самореализации обладает следующими личностными характеристиками: целеустремленность, активность, стремление к саморазвитию, успешность деятельности, творческий подход к деятельности, общественная польза результатов деятельности, самодостаточность, организованность, открытость новому опыту, гибкость, коммуникативные навыки и умения, самостоятельность, наличие собственной позиции и индивидуального замысла в деятельности и жизни.
Объективной потребностью образования и всего общества является профессиональная самореализация педагога. Несмотря на сложность и важность педагогической профессии, сегодня в российском образовательном пространстве социальный статус педагога все еще не соответствует его реальной роли и тому вкладу, который совершает педагог, изо дня в день выполняющий множество функций: образовательную, методическую, воспитательную, организационную, исследовательскую, инновационную и другие. Это происходит по многим причинам, в том числе и потому, что значительная часть педагогов не показывает достаточного профессионализма: читая один и тот же материал, педагоги заметно не проявляют энтузиазма к тому, чему учат своих подопечных, перестают творчески относится к своей деятельности и закрыты для получения нового опыта. Кроме того, обучая самостоятельному поиску информации и научно-исследовательской деятельности, педагоги зачастую сами не владеют соответствующими знаниями и умениями в данной области работы.
Необходимость сочетания педагогом педагогической и научно-исследовательской деятельности приводит к определенным затруднениям. Однако сам процесс научно-исследовательской деятельности побуждает педагога к повышению уровня своего профессионального и научного потенциала, развитию общепедагогических и предметных компетенций, открывает новые возможности для самореализации. Таким образом, одним из важнейших факторов профессиональной самореализации педагога должно выступать рациональное сочетание педагогической и научно-исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская деятельность рассматривается нами как важнейшее условие профессионального развития педагога и включена в программу формирования готовности педагога к профессиональной самореализации.