Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей и подростков. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени обучающихся. Данный период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это место, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного влияния улиц. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена вся работа летнего лагеря.
В целях реализации мероприятий по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей в 2013–2015 годах в КБР был утвержден план дислокации лагерей с дневным пребыванием детей на 2015 г. Руководителям органов управления образованием муниципальных районов и ГО республики рекомендовано организовать работу лагерей дневного пребывания на базе вверенных образовательных учреждений в период школьных каникул.
Кроме того, руководителям необходимо представлять в Минобрнауки КБР реестр лагерей с дневным пребыванием, акты комиссий по приемке лагерей за 5 дней до начала функционирования лагерей, а также сводный отчет об использовании денежных средств. В плане мероприятий по реализации положения об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей, указаны: наименование мероприятий; исполнители; сроки исполнения. В план дислокации лагерей с дневным пребыванием детей на 2015 г. были включены 10 районов и 3 ГО, где будут располагаться дневные лагери.[1]
Продемонстрируем данные, подтверждающие актуальность необходимости организации детских пришкольных лагерей. Стоимость одного койко-дня пребывания в детских санаторно-оздоровительных учреждениях КБР 827 руб. в сутки. Стоимость в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях 591 руб. в сутки. Совершив несложный математический расчет, мы получим сумму 19841 руб., которую необходимо оплатить родителям за пребывание в детском санатории с продолжительностью отдыха в 24 дня. Учитывая среднюю заработную по региону в 17000 руб. в месяц, напрашивается вывод, что для многих семей это просто нереальная сумма.
Стоимость набора продуктов питания в лагерях с дневным пребыванием с организацией двух разового питания составила 182 рубля в день. Следовательно, за 21 день (количество рабочих дней в дневном лагере) пребывания в таком лагере родители оплатят 3822 руб. Но в этом случае питание, предоставляемое детям, весьма скромное, а основная задача лагеря – обеспечить полноценное сбалансированное питание для детей.
На организацию отдыха в лагерях с дневным пребыванием детей из республиканского бюджета КБР выделено 6 млн рублей. Понятно, что эта сумма не может покрыть потребности всех детей, проживающих на территории всей Республики. Приоритетом являются дети из многодетных, малообеспеченных и неполных семей. Отсюда вывод, что дети из благополучных семей с невысоким доходом остаются вне зоны внимания властей. Последнее может привести к тому, что неорганизованные дети в период летних каникул могут попасть в нежелательные референтные группы.
Численность детей, охваченных отдыхом и оздоровлением в 2015 г. около 14 тыс. детей, из них 8500 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В КБР в 2015 г. функционировало 40 лагерей дневного пребывания. В них отдохнуло более 2 300 учеников в возрасте от 6 до 14 лет. За пределами республики в санаториях КМВ отдохнули 680 детей. На побережье Черного моря отдохнули 311 детей, из которых 281 ребенок отдохнул в Абхазии.
В КБР проживает на сегодняшний день 194,9 тыс. детей в возрасте от 0 до 16 лет, из них 90,3 тыс. человек – в возрасте от 0 до 6 лет и 104,6 тыс. человек – в возрасте от 7 до 16 лет.
Всего в КБР функционируют 112 детских оздоровительных учреждений. За последние годы перестали работать и принимать на оздоровление детей детские лагеря такие как «Коммунальник», «Кара-Су», «Черек», «Адыл-Су», «Тополек», санатории «Нарзан», «Терек», санаторий-профилакторий «Электрон», туристические базы «Чегем», «Башиль», «Голубые озера» (не приняла детей в 1 и 2 смену 2015 года).
В 2015 году были обнаружены 165 нарушений санитарных правил в детских лагерях, что на 52 нарушения больше, чем в 2014-м году. 22 нарушения были выявлены у поставщиков продуктов питания.
За 7 месяцев 2015 года в КБР зарегистрировано 31 ДТП с участием детей и подростков, в которых погибших нет. Ранения получили 32 человека.
За 7 месяцев предыдущего 2014 года произошло 35 ДТП с участием детей и подростков, в которых погибли 6 человек и было ранено 32 человека.
Подростковая преступность тоже настораживает: 220 случаев в 2014 году, в 2015 году их зафиксировано 162.
В КБР в 2014 году состояли на учете 321 ребенок, а в 2015 году на учет поставлены 228 детей.
Рис. 1. Количество детей, отдохнувших в КБР
Рис. 2. Разновидности девиантного поведения детей
Необходимость организации досуга ребенка подтверждается увеличением сегмента детей с разновидностями девиантного поведения.
Подростки неуправляемого типа представляют собой источник повышенной опасности в плане возможности совершения насильственного действия в отношении других обучающихся. Поэтому классному руководителю и администрации школы рекомендуется устанавливать за ними особый контроль как во время пребывания в школе, так и во вне учебное время, а также осуществлять специальные профилактические мероприятия. Летний лагерь является идеальным социальным пространством, где можно контролировать и корректировать поведение ребенка.
Мы видим из представленного графика, что в КБР высок уровень количества детей с нарушениями норм поведения, что требует особого внимания.
Итак, из выше представленной статистики мы наблюдаем сокращение количества детских лагерей за последние годы, незанятость детей в летнее время, невозможность родителей обеспечить полноценный отдых детей из за низкого семейного дохода, увеличение заболеваемости детей, волнующий уровень преступности, попадание детей в ДТП во время каникул.
Через организованный досуг на базе пришкольных лагерей можно добиться снижения преступности, повышения интереса ребенка к различным видам деятельности, адекватному восприятию окружающей действительности.
Досуг следует рассматривать как сложное социальное явление, включающее: отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. Цель досуговой деятельности – найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности, раскрыть его творческий потенциал в правильно организованной досуговой деятельности. Досуг детей по содержанию делится на ряд групп. Организация пришкольных лагерей с разнообразными формами досуговой деятельности способна:
Рис. 3. Дети, с нарушениями норм поведения
- Обеспечить сохранение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации программы (в том числе отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма).
- Уменьшить количество фактов детско-подростковой безнадзорности и правонарушений.
- Уменьшить процент детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками.
- Восстановить психические и физические силы ребенка
- Увеличить количество детей, посещающих спортивные секции, кружки по интересам, творческие объединения.
Досуг – это одна их форм детской жизнедеятельности. Содержание досуга – это совокупность элементов детских увлечений, интересов, хобби. К структурным элементам содержания досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическая деятельность, спорт, театр, музыка, туризм, коллекционирование и т.д. Наука раскрывает приблизительно более сорока главных составляющих элементов досуга. Каждый элемент имеет свои формы, вариации, модели.
В современных исследованиях досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее: отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. Цель педагогов – найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности, раскрыть его творческий потенциал в правильно организованной досуговой деятельности. Досуг детей по содержанию делится на ряд групп.
Первая группа связана с восстановлением различных сил ребенка. К ней необходимо отнести прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры. Движение формирует важнейшие качества личности, такие как выносливость, сила, быстрота, ловкость Ярким примером служит организация и проведение конкурса «Безопасное колесо», олимпиады «Дорожная азбука».
Немаловажную роль играют физкультминутки, которые можно проводить в лагере. К спортивным развлечениям, реализуемых в лагере можно отнести: бег, велосипед, спортивное ориентирование на местности, соревнования по технике пешеходного туризма. Все они пользуются огромной популярностью у детей и подростков.
Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. К ней можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, проведение мастер-классов, уроков ораторского мастерства. Данная группа досуга стимулирует познавательную активность детей, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения детей.
Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, активной творческой деятельностью. К данному содержанию досуга можно отнести научно-исследовательскую деятельность, художественно-театральную, спортивно-игровую, трудовую, прикладную деятельность. Включение детей в эту группу досуга развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее самоактуализации в творческой деятельности.
Дети с большим энтузиазмом будут посещать занятия творческих объединений по декоративно прикладному направлению. Обучающиеся осваивают основы лоскутного шитья, бисероплетения, миниатюрной живописи, лепки из соленого теста, традиционной глиняной игрушки, вязания на спицах и крючком, изобразительного творчества, креативного конструирования из различных материалов. Педагоги с помощью своего мастерства смогут пробудить детскую фантазию, развить творческие способности у детей и подростков, выявляя подлинно одаренных воспитанников.
Четвертая группа досуговой деятельности реализует потребность в общении. К данной группе необходимо отнести вечера встреч, танцы, дискотеки, «вечеринки», творческие объединения, клубы, кружки. Общение с другими детьми развивает коммуникативные умения, формирует у ребенка способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям.
Мы предполагаем, что целенаправленная организация досуговой деятельности будет способствовать целостному развитию детей и подростков, их успешной социализации, раскрытию индивидуализации и творческого потенциала.