C сентября 2011 года вся отечественная начальная школа перешла на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, ориентированного на развитие личности младших школьников на основе освоения целостной системы универсальных учебных действий, составляющих основу умения самостоятельно учиться.
Сегодня образовательный процесс в начальной школе строится через создание «ситуации включения» и «прослеживание условий прохождения данного знания» учащимися в деятельности, самостоятельно или во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса. В этой связи процесс обучения из простой трансляции знаний, характерной для традиционной системы обучения, превратился в механизм осмысленного деятельностного учения, благоприятствующего достижению личностных образовательных результатов и получению младшим школьником целостного опыта решения различных жизненных задач.
Достижение младшими школьниками личностных результатов в обучении зависит от степени развития их универсальных учебных действий. Поэтому одной из основных задач учителя в период начального обучения ребенка в школе становится формирование учебной самостоятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Подчеркнем, что все учебные предметы начальной школы обладают потенциальными предпосылками для личностного развития младших школьников. Реализации данного потенциала существенно способствуют задания и упражнения, составляющие содержательное наполнение учебников.
Прекрасными возможностями для личностного развития младших школьников на основе формирования обощепознавательных действий учащихся, предполагающих умение извлекать и запоминать информацию, интерпретировать и использовать её как во время учебы, так и при решении жизненных задач, обладают уроки русского языка.
Учебный предмет «Русский язык» занимает важное место в системе предметов начальной школы.
Русский язык – основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности.
Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.
Личностное развитие младших школьник на уроках русского языка происходит в процессе усвоения новых понятий, при выполнении в этих целях разнообразных упражнений (выделить части слова, образовать новые слова с помощью приставки, суффикса и т.д.) и творческих заданий; при работе с текстами, данными в учебниках, в презентациях, при написании сочинений и изложений и т.д.
Упражнения с синонимами и антонимами не только обогащают словарный запас школьников, но и способствуют привитию им любви к художественному слову, умение быть интересным собеседником.
Разнообразие формулировок в заданиях способствует развитию остроты ума и гибкости мышления, требует от ученика предельной внимательности и собранности.
Приведём примеры заданий по русскому языку, способствующие личностному развитию младших школьников.
Планируемые личностные результаты включают умение анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих. С этой целью используются упражнения со «Словарём настроений»: найти слова с проверяемыми безударными гласными (воспевающее, весёлое, прославляющее, сердитое, смешное, таинственное и др.); выписать слова с непроверяемыми безударными гласными (капризное, мечтательное, печальное, тревожное и др.).
В начале каждого урока учитель приветствует учащихся, создаёт мотивацию к учебной деятельности, приглашает познавать тайны русского языка, делать открытия. На минутке чистописания школьники прописывают соединения букв и повторяют названия месяцев (ая//аф//ам//аа// и т.д.), дней недели (оп//ов//ос//оч и т.д.), цветов радуги (ек//ео//еж//ез// и т.д.).
Умение проявлять интерес к изучению языка формируется при разгадывании лингвистических загадок: 1. Назовите слово, в котором звуков в два раза больше, чем букв (Я, ЕЁ). 2. Я в реке и в озере, а в океане меня нет. Я в арбузе и огурце, а в дыне меня нет (буква Р). 3. Какие два местоимения приносят много хлопот автолюбителям? (Я-МЫ).
Важно сформировать у школьников положительное отношение к процессу познания, научить проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. С этой целью используются творческие домашние задания: сочинить сказку или стихотворение о новом грамматическом понятии или орфографическом правиле. Например: Безударные гласные – их пять – в корне нужно проверять. Ставь под ударение, чтоб не было сомнения.
Суффикс -арь-, -ист-, -тель-, -чик-, -ник- труженик известный.
Дворник, лётчик, пекарь, тракторист – деятель отменный.
И строитель, и банкир, модельер, и доменщик.
Вы любите их, друзья, они помогут вам выбрать профессию, чтоб жизнь была хороша!
В процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями (горох, кастрюля, директор, сверкать и др.) школьникам предлагается создавать творческие книжки с заданиями: отгадай ребус, разгадай кроссворд, отгадай загадки, отгадай зашифрованное слово, прочитай, что обозначает слово, прочитай об истории происхождения слова, подбери ассоциативный образ для запоминания: берёза – белая, лимон – кислый, корабль – море, мебель – ель), укажи, с какими словами сочетается данное слово, подбери однокоренные слова, укажи, что обозначают устойчивые сочетания слов, подбери синонимы, подбери антонимы. прочитай текст. Что ты узнал о…? – познавательный текст с обязательным указанием литературного источника, из какого художественного произведения этот отрывок? Укажи автора.
Изготовление такой творческой книжки потребует от школьника применения его способностей, поможет организовать совместную деятельность с одноклассниками, с друзьями, с родителями, научит пользоваться справочной литературой, словарями: толковым, этимологическим, синонимов и антонимов и др.; расширит кругозор учащихся, разовьёт смекалку, находчивость, воспитает самостоятельность и ответственность.
Для усвоения грамматических понятий и орфографических правил организуется работа с учебно-научным текстом в парах. Школьники учатся формулировать вопросы и грамотно отвечать на них. 1. Какие гласные нужно проверять? Почему их нужно проверять? Как проверить безударные гласные в корне слова? Каким должно быть проверочное слово для безударных гласных? 2. На какие вопросы отвечают глаголы в форме настоящего времени? Если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?, то в форме какого времени этот глагол? Какое действие обозначает глагол в настоящем времени?
Работа в парах учит применять правила сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику.
Несомненно, уроки русского языка оказывают положительное влияние на личностное развитие младших школьников, позволяют учащимся приобрести целостный опыт решения различных жизненных задач; усвоить систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, осознанно относиться к учебе, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.