Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ACMEOLOGY CREATIVE EDUCATION

Shpilkin Yu.I. 1
1 South Kazakhstan State Pedagogical Institute
In this paper we consider the problem of acmeological of creativity manifestation of the students. Theoretical and practical analysis of the issues of diagnostics and the development of creative abilities of the students are given.
creativity
creative thinking
acme
conformism
non-conformism.

Акмеология заявила о себе в конце восьмидесятых и начале девяностых годов прошлого века. Само понятие «акме» в Древней Греции обозначало расцвет творчества в 35 – 40 лет. Это наука, возникла на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня этого развития. Высшая ступень зрелости, ее вершина – «акме» – это многомерное состояние человека, охватывающее определенный период его развития, характеризующее, насколько он состоялся как гражданин, специалист своего дела, как личность. По древнегречески «быть в акме» означает быть «в полном цвете (цветущая пора), на высшей ступени развития». Предметом в широком понимании – объективные и субъективные факторы, содействующие или препятствующие прогрессивному развитию зрелой личности, те условия, при которых взрослый человек может достичь самого высокого уровня продуктивности в своей профессиональной деятельности, творчестве, отношениях, развитии.

Мировоззренческие науки, исследующие развитие и самосовершенствование человека, полноту его самореализации в жизни, деятельности и творчестве по сути своего содержания являются такими же древними, как само научное знание. Ведь поиски путей самореализации личности, раскрытия ее потенциала осуществлялись практически всегда. Специфика исторического развития идеи акмеологии о самосовершенствовании, рефлексии и мудрости человека определились в творчестве В. Соловьева, Н. Лосского, П. Флоренского, И. Ильина. В современной России после длительного периода недооценки роли личности в обществе и истории признается ее статус не только как значимой составляющей общества, но и как важного фактора его прогрессивного развития. Сегодня перед личностью встают сложные проблемы, для которых не существует готовых решений. Личность должна проявлять себя не только как высококвалифицированный профессионал, но и как человек, способный мыслить и действовать, развиваясь в условиях большой неопределенности, противоречий и риска. Иными словами, должен формироваться тип, противоположный пассивному исполнителю. Данная общественная ситуация стала своеобразным социальным заказом для развития акмеологии как науки о ценности личности, о ее совершенствовании и способности высоко эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, жить полноценной жизнью.

Казахстанские миллиардеры, так называемая «евразийская тройка»: Александр Машкевич, Алижан Ибрагимов и Фаттах Шодиев вошли в бизнес в начале акме – в 35 лет. Ровесники еврей и два узбека родом из Киргизии свою активную трудовую деятельность начинали в Казахстане в 1989 году. К этому времени они имели высшее образование, а Машкевич даже ученую степень. Филолог, зоотехник и журналист за неполных 20 лет стали миллиардерами, владельцами заводов, яхт, пароходов, да еще и докторами наук. К сожалению, новоявленные казахстанские олигархи не замечены в активных благотворительных акциях. Пример российского олигарха Романа Абрамовича, купившего футбольную команду и 100 метровую яхту, побудил Алижана Ибрагимова на такие же приобретения.

В то время как есть другие примеры, например, российский олигарх Алишер Усманов широко известен как меценат. Усманов уделяет большое внимание развитию спорта на российском и мировом уровне, является членом советов по подготовке и проведению Олимпийских игр, президентом Международной федерации фехтования, только в прошлом году пожертвовал на благотворительность около 200 миллионов долларов и каждый год размер его пожертвований растет. Усманов охотно покровительствует и культуре. Одним из наиболее значимых вкладов в этой области стало финансирование выставки художников-прерафаэлитов в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. В частности, благодаря Усманову Пушкинский музей получил известную картину Франса Хальса Старшего «Святой Марк». По оценке экспертов, этот дар стал самым крупным приобретением российских музеев за 100 лет. В этом году в Забайкалье с его помощью приобретено более 50 машин, предназначенных для обеспечения населения края скорой и неотложной медицинской помощью, а также спецтехники, предназначенную лесопожарным формированиям региона.

В Красноярске на встрече со студентами, Ричард Флорида, американский социолог, автор знаменитой теории, получившей развитие в книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» заверил собравшимся, что именно они являются будущим креативным классом. Обладающий креативностью человек обычно отличается высоким интеллектуальным уровнем. Предлагая новую классовую систему, Ричард Флорида говорит о том, что ядром экономического, политического, социального развития сегодня является креативный класс, который в свою очередь так же делится на подклассы. Например, суперкреативный – инженеры, ученые, поэты, художники, архитекторы, редакторы, деятели культуры и т.д.

Все чаще к этой группе примыкают работники сферы высоких технологий, финансов, права, здравоохранения и управления бизнесом. Самое важное, по мнению Флориды, что основным инструментом развития всех сфер жизни становится креативность. Большинство из современных студентов вузов, по мнению Флориды, являются будущими представителями креативного класса. Ведь, например, трудиться им придется, используя скорее свою голову, нежели руки и ноги. К тому же за всю свою жизнь им придется сменить десятки мест работы, городов, возможно, и стран проживания в поисках подходящих условий, причем не только финансовых. Как известно, развитие познавательных психичесих процессов в период ранней взрослости (20-40 лет) носит неравномерный гетерохронный характер.

Так, развитие психофизиологических функций продолжается на начальной стадии периода ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам. Затем развитие сенсорно-перцептивных характеристик стабилизируется. Однако в наше время многим молодым людям единственно неповторимую жизнь заменил виртуальный мир. Примитивное потребление информации и карикатурных зрелищ поработило людей, забирая часы, дни и годы и так короткой их жизни у экранов. Артур Кларк писал, что эпитафия современному человечеству будет гласить: «Тем, кого боги хотят уничтожить, они дают телевизор» [2]. Влияние телевидения начинается в утробе матери. Телевидение начинает влиять на ребенка, большинство звуков ему еще не понятны, но его мама так часто смотрит телевизор, что постепенно звуки телевизора становятся родными. Человек еще не успел появиться на свет, а уже попадает под влияние телевидения. Управлять человеком, его желаниями, поступками оказалось очень просто, достаточно ежедневно крутить перед ним эту сформированную реальность. Несомненно, телевидение иногда несет и что-то полезное, но львиная доля телеэфира отводится на то, что бы пугать, щекотать нервы, побуждать ненависть и возмущение, настраивать против «плохих парней» и настраивать на сторону «хороших», и вообще развлекать зрителя всеми доступными средствами.

Влияние телевидения сводится как раз к тому, чтобы выжимать эмоции из зрителя и как можно чаще, а не будет эмоций, то зрителю наскучит телевизор и он его может выключить. А что случается, если человек выпадает из-под телевизионного влияния? Правильно он начинает смотреть по сторонам и видеть, что реальность совсем другая. Более того, Флорида обнаружил, что представили креативного класса, занимающие «ключевые позиции в промышленности, средствах массовой информации и государственных структурах, а также в сфере искусств и популярной культуры, фактически не подозревают о собственном существовании и потому не в состоянии сознательно диктовать тот или иной курс обществу, которым он в значительной мере руководит» [14, c. 12].

Об этом с огромным беспокойством говорили духовные лидеры нашей планеты – ученые, писатели, музыканты, главы религиозных духовных конфессий осенью 2010 года на Духовном Форуме, который проходил в Астане. Участники Форума приводили ужасающие факты, которые свидетельствуют, что цивилизации на нашей планете еще нет. До сих пор каждый день на планете от голода умирает 26000 человек. Известно, что логика жизни капиталократии – накопление собственности противоречит логике развития разума. Однако из сокровищ мудрости, собираемых с древности, наши современники создали обычное развлечение для детей, преобразив их в бесконечные компьютерные стрелялки в стиле «экшн», которые заменили занимательные книжки, фильмы и мультфильмы. Образование сегодня и в ЕГЭ, и в ЕНТ почему-то оценивается не способностью мышления осознать приобретенные знания и создать новые, а различными тестами, которые проверяется способность памяти человека, обычное повторение уже известной информации. Телепередачи типа «Дом-2» или «Давай поженимся» рассчитаны на сексуально озабоченную молодежь не отличающуюся особой нравственностью. И даже лучшие из них такие телепередачи как «Умники и умнички» или «Что? Где? Когда?», или «Поле чудес» основаны на информации уже давно доступной в библиотеках и в Интернете. Необходимо же развивать с детства потребность размышления, чтобы способствовать прогрессу разума цивилизации.

Традиционно креативность личности в психоло-педагогических исследованиях отечественных и зарубежных авторов рассматривается как универсальная познавательная способность, как рациональность, независимость суждения в принятии решений, как компонент умственной одаренности и когнитивной интуиции. Теоретическими основаниями изучения креативности являются:

- положения гуманистической психологии о самоактуализации как о стремлении человека наиболее полно реализовать себя в пространствах бытия – основной побудительной актуальности творчества и креативности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Мей и др.);

- исследования психологии творчества и креативности (Дж.Гильфорд, Е. Торренс, С. Медник, Р. Стеренберг, Д. Богоявленская, Я. Пономарев, В. Дружинин и др.);

- положения о мотивационных составляющих творчества и креативности (Л. Ермолаева-Томина, Е. Ильин, Н. Аболина и др.). Однако, Аболина считает, что единой теории креативности до сих пор не существует, как и нет всеми признанных методик, диагностирующих данное качество личности [1, c. 12].

Исследователи проблем креативности и акмеологии в первую очередь, уделяют внимание следующим вопросам образования и науки:

- проблемы становления, развитие и совершенствования акмеологии профессионального образования;

- актуальные проблемы акмеологии, в том числе: педагогической акмеологии, управленческой акмеологии, военной акмеологии и др.;

- ценностно-смысловые аспекты акмеологии педагогического профессионализма;

- проблемы развития креативности личности;

- современные педагогические технологии акмеологии и креативности.

Решающая роль в формировании зрелого субъекта принадлежит, социальным, политическим, нравственным, духовным факторам общества, в котором живет и развивается человек. Этим объясняется широкий временной диапазон, в котором возможно обнаружить наступление зрелости – от 35 лет и до самой смерти. Люди, которых отличает потребность в деятельности, ответственности, творчестве, открытости и справедливости принято называть «самоактуализующимися» (А. Маслоу). При этой следует иметь ввиду, что самоактуализации достигает лишь тот, чьи биологические потребности удовлетворены, у кого есть жилье, работа, семья, уважение. Личный смысл жизни и система ценностей, самоотношений, самооценок созревают по мере того, как индивид убеждается в их личной эффективности. Они могут меняться и усложняться в течение всей жизни. Самоактуализация предполагает взаимосвязь креативности и других компонентов личности. Это такие компоненты как мотивация, самооценка и уровень притязаний, культурно-нравственное развитие, толерантность, работоспособность и нонконформизм. Следует подчеркнуть, что именно креативность является одной из важнейших характеристик самоактуализации.

Мотивация достижений в акмеологии определяется успешностью обучения в школе, в вузе, в профессиональной деятельности. Креативность определяется такими мотивационными достижениями как успешность выполняемого дела и верой в свои способности. Для адекватного использования имеющихся знаний часто необходимо применять и другие способности. Более того часто люди одного уровня знаний и интеллектуальных способностей достигают различных результатов в их деятельности. Существенную роль здесь может сыграть так называемая мотивация избегания неудачи. Такие люди проявляют большую неуверенность в себе, подтолкнет выбрать более легкий путь решения задачи, что добавляет негативных эмоций, которые и определят возможность неудачи. На уровень креативности положительно влияют сочетание высокой самооценки и высокий уровень притязаний. Поэтому очень важно поддерживать самооценку и уровень притязаний на высоком уровне, что позволит личности максимально реализоваться, проявив свой творческий потенциал. В полной мере развивать свою креативность человеку не позволяет либо слишком высокая, либо слишком низкая самооценка, поэтому не следует оценивать креативность только по результатам отдельных творческих достижений или неудач.

Культурно-нравственный уровень развития личности является составной частью ее креативности в достижении акмеологической состоятельности. Именно уровень культуры определяет возрастание креативности в период акмеологической зрелости. В связи с этим весьма спорной является современная западная концепция мультикультурализма, которая сформировалась в результате дискуссий между коммунитаристами (А. Макинтайр, Ч. Тейлор, М. Вальтцер) и сторонниками концепций справедливости (Дж. Ролс). Центральной темой в этих дискуссиях был вопрос о том, окажутся ли либеральные принципы и ценности достаточно «нейтральными» по отношению к множеству культурных различий. Эта концепция противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. Предполагается, что мультикультурализм – является одним из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения. Однако в реальности картина мультикультурализма далека от благости.

Смена политических режимов в странах Ближнего Востока вооруженным путем США и их союзниками вызвали миграцию населения в страны Западной Европы. Потоки беженцев из разоренных Ирака, Ливии, Сирии, имеющих иную культуру, не желают ассимиляции. Более того, некоторые мигранты во втором-третьем поколении, вместе со смертниками, прибывшими с беженцами, осуществляют бессмысленные по своей жестокости кровопролитные теракты. Взаимопроникновения и гармонизации культур не происходит. Прозвучали резкие заявления лидеров Франции, Германии и Великобритании о провале политики мультикультурализма в Европе. Под вопросом оказывается и проблема развития толерантности, проявления гибкости в выборе целей и способов их достижения, расширения коммуникативных качеств.

Повышенная работоспособность отличает креативную личность в период достижения «акме». Важным фактором максимального самовыражения личности является умение планировать и расходовать свою жизненную энергию, доводить начатое дело до конца. Сотрудница National Laboratory Astana Назарбаев Университета Дамель Мектепбаева признана лучшим молодым ученым Казахстана 2015 года. Она уже несколько лет изучает раковые клетки и разрабатывает новый вид лечения. Заняться исследованием столь сложного заболевания, было креативным желанием Дамель. «Мне всегда говорят, почему ты взялась за эту тему. Я говорю – я берусь за это не потому, что это легко, а потому что это тяжело. Мне нравятся такие темы. Рак – это один из страшнейших страхов на планете. Поэтому, почему бы не взяться за это. Это серьезная проблема. И надо браться за что-то очень тяжелое, я считаю. И это неинтересно – браться за какие-то легкие цели. Цели должны быть большие», – говорит она.

Возможно ли это в условиях роста безработицы? Например, в Испании в этом году уровень безработицы среди молодежи составляет 40%. А если и удается получить работу, то зарплата настолько мизерная, что на нее не проживешь. У молодежи складывается впечатление, что система работает против них или просто их выталкивает на обочину жизни. И общество не может предложить им никакой перспективы. Финансовый кризис только усугубляет положение. Все видят, что для спасения банков нашлись миллиарды, а для помощи молодым людям не находится средств.

Притязания либерализма быть концепцией справедливости «вообще» не согласуются с фактическим существованием культурного плюрализма, а попытки обоснования коммунитаристами идеи нравственности в небольших локальных общностях привели к осознанию необходимости перехода от политики «включения» индивидуальных и групповых различий в более широкие структуры, к «политике признания» их права на существование в качестве других.

Плюрализация социокультурной жизни европейских обществ на основе западных культурных ценностей и рациональности зачастую рассматривается как возможный общепризнанный стандарт и ценность в мировом масштабе, что нередко переходит в конформизм – некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, приспособление к нему, отказ от выработки собственной позиции, пассивное следование преобладающему образу мыслей и типу поведения, общесоциальным или групповым стандартам и стереотипам. В романах Кафки «Процесс» и «Замок», пьесах Эжена Ионеско «Лысая певица», «Носорог» и других изображается мир, «сошедший с ума», «крах реальности», постмодернистского абсурдизма. Героя романа «Процесс» арестовывают, не называя причины, приглашают в суд, он пытается выяснить причину своего ареста, но никак не может добиться правды от окружающей его бюрократии. Автор современного романа «Покорность» Мишель Уэльбек в жанре антиутопия рассказывает о победе на президентских выборах во Франции кандидата-мусульманина и тех переменах, которые происходят при этом в обществе. Коренные французы: ректор университета имеет трех жен и главный герой – профессор медиевист постепенно соглашается принять ислам. В такой ситуации девальвации ценностей актуальной становится проблема нонконформизма, готовность индивида отстаивать свою личную позицию в тех случаях, когда она противоречит позиции большинства. У творческих личностей данное качество проявляется по-разному: в уединении, либо в открытом противостоянии господствующим общественным нормам поведения. Возникает необходимость синтеза аксиологического и акмеологического подходов в системе профессиональной подготовке педагогических кадров.

Методология профессионального образования, прежде всего, обусловлена общественной и государственной потребностью в подготовке креативных специалистов. Однако в России наблюдается тенденция, что около 60-70% выпускников государственных вузов не идут работать по специальности, что свидетельствует об отсутствии мониторинга потребностей в специалистах определенных профессий и квалификации. С другой стороны, работодатели отмечают низкий уровень профессионального образования выпускников вузов, не отвечающий профессиональным стандартам, а также отсутствие таких стандартов доя подготовки педагогов для колледжей. По мнению исследователей необходимо «четкое понимание и деление педагогического образования на общепедагогическое и профессионально-педагогическое» [11, c. 84].

В этой связи исследователи анализируют условия реализации компетентностного подхода в системе профессионального образования. Основной задачей, стоящей перед вузами, становится подготовка выпускников, обладающих динамическим набором знаний, умений, навыков, моделей поведения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) по различным направлениям подготовки специалистов. С этой целью сторонники креактивной активизации студентов предлагают применение модульных технологий в учебном процессе. По сути дела речь идет о блоке информации, совокупности учебных дисциплин, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей, при этом «Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля, а цель модульного обучения заключается в содействии развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала» [16, c. 312]. Таким образом, модульная структура позволяет исключить дублирование, усилить междисциплинарные связи, повысить креативность будущих специалистов.

Профессионализм и компетентность в труде педагога необходимо рассматривать в русле синтеза двух подходов – акмеологического и аксиологического. Первый в современной системе профессионального образования состоит в том, чтобы обеспечить усиление профессиональной мотивации, стимулирование реализации творческого потенциала, выявление и плодотворное использование личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности педагога. Второй позволяет выявить ценностно-смысловые ориентиры, как отдельного педагога, так и социально-профессиональной группы с последующей экстрополяцией на современные проблемы образования и воспитания. Так, возрастает актуальность аксиологического подхода к деятельности, в основе которого лежит выявление ценностей, являющихся смыслообразующими для руководителей образовательных организаций. С этой точки зрения в литературе анализируются классификации ценностей, предложенные Платоном, Аристотелем, Д. Юмом, И Кантом, В. Франклом, Г. Риккертом, Н. Лосским и другими мыслителями. Обосновывается иерархическая классификация ценностей управленческой деятельности на первом, низшем, уровне которой находятся ресурсные ценности, на втором – значимые для достижения ее целей, процессуальные ценности, на третьем – ценности труда, его эффективности и результативности, на четвертом, высшем уровне – ценности человека, общества и организации. [3, c. 43]. Предлагается экстраполировать результаты на деятельность образовательных организаций, а также вывод о том, что ценностные диапазоны имеют значительные колебания, которые определяются – культурными и средовыми особенностями, что делает их значимыми для руководителей различных образовательных организаций. Эти различия приводят к разным оценкам роли природной среды в жизни общества, роли социальных институтов власти, прав и свобод личности, роли традиций и новаторства в процессе развития социальных организаций.

В период глобального экономического кризиса возрождается к жизни исторический евразийский императив: необходимость интеграции, взаимодействия народов и государств, связанных культурно-историческими, цивилизационными связями. Но взаимодействия уже на новой, экономической и политической основе, современной евразийской идее. Единственно приемлемую формулу существования многонационального мирового сообщества можно емко выразить словами евразийца П. Савицкого: «Своя идеология и безразлично, свои или чужие – техника и эмпирические знания» [9, с. 21]. Осмысление многовекового опыта взаимодействия евразийских народов с учетом реалий и императивов третьего тысячелетия содержанием, которого является сосуществование и конкурентная борьба между цивилизациями даст возможность если не определить конкретные меры выхода из кризиса, то не делать ошибок, углубляющих его.

Интеграционная концепция евразийских народов вокруг осознанной евразийской идеи способна противостоять гегемонистским устремлениям западной (американской) цивилизации, объявляющей различные регионы мира сферой своих жизненных интересов, воздействующей на принятие важнейших политических и экономических решений. Евразийские ценности такие как многонациональная общность и притяжение народов друг к другу, собственные ценностно-нормативные механизмы, национальные традиции, мультилинейность социально-исторического процесса, параллельное сосуществование и развитие различных культурно-исторических систем (цивилизаций), каждая из которых имеет свою логику развития, свою культурную доминанту, собственные ценности и приоритеты – все это определяет современную евразийскую идею.

Евразийская цивилизация как культурно-историческая система накопила опыт взаимодействия народов установления разнообразных форм взаимосвязей: пространственных связей по освоению природно-ландшафтной среды, адаптации к своему «месторазвитию»; временных связей по передаче от поколения к поколению навыков, ценностей, установок, культурных традиций; социальных связей, укрепляющих общность и «комплиментарность» или взаимопритяжение евразийских этносов. Столетиями складывалась евразийская аффилиация – потребность человека в теплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми [8]. Тем не менее, представляется не всегда оправданным как с теоретической, так и практической точки зрения попытки некоторых неоевразийцев идти на любые компромиссы с адептами учений, далеких от сути евразийской идеи. Наиболее приемлемой формой взаимоотношений религией будет экуменизм не только христианских конфессий, но и с исламом, и буддизмом. Вероятно, неслучайно новым понтификом избран представитель Латинской Америки – аргентинец. Но и он не в состоянии что-либо противопоставить возрастающему противостоянию между культурами Запада и Востока.

В условиях, когда возрастает поток в Европу представителей восточной исламской культуры, возникает угроза утраты христианских ценностей и важнейшую из них – совесть, которая: «по своему строению, – по словам философа Ивана Ильина, – есть акт иррациональной духовности, слагающийся из любви к Совершенству и из воли к совершенству: любовь дает видение и порыв, воля дает энергию действия и дисциплину выполнения». [6, с. 56]. В целях поддержания идеи экуменизма Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, запрещающий признавать экстремистскими материалами содержание и цитаты из Библии, Корана, Танаха и Ганджура. В документе подчеркивается, что в целях обеспечения равного уважения к мировым традиционным религиям законопроектом предлагается установить, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, составляющие духовную основу упомянутых религий, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами. В то же время решение о преподавании в школе с 2010 года предмета «Основы православной культуры» является спорным, в связи с тем, что изучение культуры только одной какой-либо конфессии в многоэтнической и полирелигиозной стране является ошибкой. И дело даже в стереотипе распространенном среди части учителей о том, христианство это религия «печальная», а верующие к ней обращаются лишь в «тяжелой жизненной ситуации». Например, в крупнейшем регионе Урала – Свердловской области из 663 религиозных организаций 30% представлены не православными. Это и католики, и протестанты, и мусульмане, и буддисты, и кришнаиты, и других всего 199 организаций. Поэтому только введение основ православной культуры вряд ли позволит обрести детям региона душевного равновесия. Различение добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого, пробудить тягу к классической литературе возможно только через изучение основ экуминизма мировых религий.

Толерантность и интолерантность в социологии и этнопсихологии понимаются как эмерджентные (атрибутивные) свойства системы социального действия, ее обобщенные характеристики, которые, в свою очередь также включают в себя необходимую атрибутику, имеющую выражение в структуре социального действия. Необходимо заметить, что толерантность, интолерантность следует понимать как идеально-типические понятия, так как составляющие систему социального действия атрибуты не могут быть по своему качеству только толерантными или только интолерантными.

Наиболее точное в современной отечественной педагогике трактовка толерантности, у Б.З. Вульфова. Это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами. Основа толерантности и возможное пространство ее динамики, по мнению Б.З. Вульфова, лежат и действуют, прежде всего, в опыте личности. Поэтому и воспитание толерантности – это, с педагогической точки зрения, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были. При этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создаст эмоционально-интеллектуальное нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения. [4, с. 12].

В последнее время в мире усилились межэтнические, религиозно-экстремистские настроения. Эта проблема актуальна как для современной России, так и для Казахстана и других многонациональных, многоконфессиональных, поликультурных стран. Прежде всего, представители различных этносов опасаются вероятности ущемления «национального достоинства». Этот страх варьируется от индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявлений ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации). Некоторым образом такие опасения могут рассматриваться проявлением чрезмерной защитной реакцией на подлинные или мнимые угрозы со стороны представителей иных этносов.

Тем не менее, обладатель любой культуры забывает при этом, что он как человек должен относиться к другому человеку, так как хотел бы чтобы другой относился к нему. Обратное понимание приводит к усилению агрессивности, распространению – в обществе – шовинистических и фашистских идей. И как следствие легко могут возникнуть кровопролитные войны, террористические акции. Последние события, связанные с крушением российского самолета в Египте, гибель более 100 человек в Париже, это проявление терроризма, своеобразный показатель нравственной патологии политической культуры.

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе «Многокультурное образование» выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

I. Обучение толерантности.

Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

II. Изучение и поддержка другой культуры.

Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.

III. Уважение культурных различий.

Cтановление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

IV. Утверждение культурных различий.

Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпиость – значит признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

Ментальность евразийской цивилизации представляет собой совокупность наиболее устойчивых и продолжающихся во многих поколениях осознанных или неосознанных архетипов народов Евразии, подсознательной взаимной комлиментарности, символов (святынь, идеалов, ценностей, принципов), а также объединяющих их мировоззренческих установок. Когда речь идет о глобализации, имеют в виду, что технологические, экономические, технические, организационно-управленческие процессы приобретают некие стандартизированные, приемлемые для обеспечения более полного сотрудничества общие черты и характеристики. Попытки уравнять и в одном ключе рассматривать цивилизацию, как и глобализацию, не могут не вызывать вполне обоснованный протест и возражение. Тем более что глобализация в сфере культуры несет в себе ярко выраженный оттенок вестернизации, европеизации и даже американизации. В этой ситуации происходит вольное или невольное навязывание ценностей одной цивилизации другой. А это в принципе глубоко ошибочно. Противоестественно. А значит и неприемлемо. Цивилизация по сравнению с глобализацией имеет прямо противоположные ориентиры, направленные на сближение, но не на отождествление, на поддержание схожих черт и характеристик, но предполагающих сохранение их уникальности и значимости для всего человечества.

Цивилизация нацелена на понимание, взаимодействие, сотрудничество, признание другой (иной) стороной право сохранять и развивать свои уникальные черты. Именно уважение, признание за другими особенных и специфических признаков позволяет достичь истинного расцвета человеческого многообразия. А этого можно достичь посредством решения проблем в рамках концепции глокализации, которая органически соединяет в себе общие и особенные черты развития народов и их цивилизаций. Понятие глокализация состоит из двух слов: глобализация и локализация – это такое соединение проблем глобализации и учета национальных, региональных и других особенностей, которое позволяет соединять воедино и общие, и специфические требования. [12].

Запуск Таможенного союза оказался знаменательным событием. «Это самое лучшее интеграционное объединение, которого мы достигли за 20 лет после развала Советского Союза, – заявил Н. Назарбаев, – Мы с вами полны желания, чтобы это было притягательным для всех нас» [10]. Он рассказал, что товарооборот двух стран увеличился на 30% и вышел на докризисный уровень. Примерно такие же цифры с Белоруссией. По нашему мнению наступает момент, когда от констатации факта актуальности исследования, проблемы ментальности народов евразийского пространства, необходимо переходить к детальному изучению особенностей, путей сближения ментальности народов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Социологические опросы стабильно подтверждают сохранение в Казахстане (несмотря на все коллизии суверенизации, проявлений этнонационализма и межнациональных напряжений) достаточно высокого уровня взаимной комплиментарности основных этносов. Чувства симпатии к русским испытывают 60% казахов, соответственно симпатизируют казахам 47% русских. Несколько более «прохладное» отношение русских к казахам социологи объясняют политическими причинами. В то же время в Казахстане, как и в России, доля желающих войти в состав объединенной Европы (11%) оказалась меньше, чем доля отдавших предпочтение союзу России, Белоруссии, Украины и Казахстана (около 13%) и заметно меньше доли желающих жить во вновь объединенном СССР (свыше 18%). [13]. Правда, среди сторонников двух последних вариантов преобладают лица среднего и старшего возрастов, а процент молодежи по сравнению с «европейской» перспективой, напротив, снижается, примерно, в 2 раза. Большая же часть россиян (почти 40%) хотели бы жить в своей стране, ни с кем не объединяясь [7, с. 110–114.].

Однако потребность в объединении на личностном уровне есть. Выпускник кафедры архитектуры и градостроительства Вологодского ГТУ Михаил Приемышев разработал программу «Креативный класс», испытав тем самым новую образовательную методику на себе. Цель «Креативного класса» ― научить будущих архитекторов придумывать идеи и выражать мысли в архитектурном макете, инсталляции и презентации, графический дизайн ― сквозь призму архитектурно-проектных разработок. Как признался сам Михаил, эту идею он развивал с дипломного проекта: «Если обычно будущие архитекторы придумывали проект какого-то сооружения или пространства, то я сделал уклон в сторону методологии, подвергнув критическим исследованиям парадигмы архитектурной практики и образования». Студентка Мария Вернер так оценивает новый подход: «Мне понравился нестандартный подход к постановке занятий. Миша импровизировал на ходу, и это отличалось от других пар, на которых нам бывает очень скучно. Понравилось делать проекты в группах (мы поняли, что до этого плохо умели работать в группах). Не хватило лишь одной вещи ― нам не давали выступать и презентовать свои идеи, потому что мы еще очень плохо умеем говорить на публику» [5].

Социолог отмечает, что итоги проведенного анализа обучения российской молодежи за рубежом можно свидетельствовать, что такая практика становится достаточно распространенной и это может служить признаком происходящих процессов глобализации образования. Можно ожидать, что в будущем по мере развития в соответствии с Болонским соглашением процессов интеграции России в единое европейское образовательное пространство практика обучения за рубежом (благодаря, в частности, программам академической мобильности) станет достаточно типичным этапом образовательной траектории человека [15, с. 239]. Это положительная сторона Болонского процесса. Но как показывает социологический опрос, если молодой специалист возвращается в родной город, то чаще всего работу ищет не на отечественном предприятии, а в иностранной фирме. Круг замкнулся. На средства налогоплательщиков или на средства родителей будущего специалиста отправляют за границу учиться, а, вернувшись, он, работая на иностранной фирме, помогает выкачивать из родного отечества доходы для зарубежных партнеров. Такова конечная цель пресловутой глобализации.

Евразийская ментальность в условиях глобализации создает наиболее приемлемую толерантность между народами Евразии. В настоящее время человечество стоит перед дилеммой: либо все государства к концу переходного периода примут идею сохранения Земной цивилизация, либо цивилизации исчезнут вне зависимости от государств, этносов и классов. Таким образом, ноосфера – это сфера разума и духа. А разум как высшее проявление мыслительной, интеллектуальной способности человека и дух как высшее проявление его психической способности составляют органическое единство. Анализ всемирно-исторических событий ХХ века показывает, что период протекания их, с достижением исторической цели, составляет примерно 15 и не более 20 лет. Тенденция стремительного сжатия социального времени позволяет предположить, что основы управления ноосферной цивилизацией необходимо заложить в течение 15–20 лет XXI века. А это задачи, стоящие перед новым креативным классом и может служить признаком происходящих процессов глобализации образования.

Футурологи все чаще пишут, что наступает земная ноосферная цивилизация – это новая научно и духовно организованная Земная цивилизация, функционирующая в условиях ограниченных возможностей Земли будет востребован акмеологический ресурс, способный создать во Вселенной уникальную планету разума и духа, которая в будущем вступит во взаимодействия с внеземными цивилизациями как космическими собратьями. Земная ноосферная цивилизация должна сменить Земную современную цивилизацию. Понятие ноосфера (от греч. noos – разум и сфера), новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом, а В.И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.