Процессы глобализации и информатизации как наиболее значимые характеристики XXI века не могут не влиять на систему образования. Сегодня происходит много аспектное сближение стран и народов, становление единого взаимозависимого, поликультурного мира. Увеличивающая мобильность, как реальная, так и виртуальная, усиливает необходимость успешной культурной адаптации и эффективной коммуникации, что, в свою очередь, вносит изменение в требования.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движение в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умение ставить и решать задачи для разрешение возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, самоопределении, повседневной жизни.
Основу методологии в воспитании и в обучении подрастающих, рассмотрены так же в работах А.С. Макаренко, П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского и многих других видных педагогов. Для развития интерактивного метода в Кыргызстане большой вклад внесли немало ученые, такие, как И.Б. Бекбоев, С.К. Калдыбаев, О. Саалаев, И.А. Ниязовская, Т.М. Сияев, Б.М. Биймурсаева и др.
В работе О. Саалаева «Методы интерактивного обучение» представлены и даны общирные понятие о методике. Он считает, что «интерактивный метод – это взаимодействие учителя и ученика. И это значительная часть этой методики». Так же его методике рассматривается качество образование улучшается. Например, остановимся на основных из них:
- Дискусии – 50%
- В практических работах – 70%
- В обучении друг – друга – 90% [3].
А в книге профессора С. Байгазиева «Методика интерактивного обучение», он отмечает, основные направление и цели обучение. А так же роль учителя в обучении [1].
В работе Б.М. Биймурсаевой рассмотрены некоторые эстетические элементы в обучении в курсах математики и в высших образовательных заведениях. Она считает, что в воспитании студентов чувствовать красоту математики в решении примеров и доказательств теорем можно передать через простые эстетические примеры. Эстетическое образование в геометрии можно использовать национальные особенности, как, например, юрта, шырдак, принадлежности юрты и т.д. В таких занятиях обучают национальным традициям кыргызов и прикладные особенности с применением элементов юрты [2].
Слово «интерактивный» образовано от слово «interaction» (англ.), где «inter» – взаимный, «act» – действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение. Интерактивное обучение – это специальная форма организационной познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действие других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым «арсеналом» интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе. Основными характеристиками применение современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся [4].
В обучении интерактивного метода разработаны разные виды и принципы для развития этого метода. В настоящее время интерактивный метод в ВУЗах распространяется в быстром темпе и с это связан развитием новых технологий, новых навыков, но при этом рассматривается все возможные улучшение условий. Для этого ВУЗы оснащается новыми информационными технологиями; компьютерами, проекторами, Интернет ресурсами, электронными учебниками и т. д. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован, чтобы развивать деятельность учащихся с помощью новых технологий, новых навыков. Значит, инновационные технологии имеют важную значимость в развитии.
Понятие «информационная технология» базируется на понятии «технология». Наиболее распространенным является определение, зафиксированное в различных энциклопедиях и словарях: «Технология (от греч techno – искусство, мастерство, умения) – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния свойств, формы сырья, материала, осуществляемых в процессе производства продукции». Информационная технология – это совокупность средств и методов их применения для целенаправленного изменения свойств информации, определяемого содержанием решаемой задачи или проблемы». Интерактивные технологии применяют приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным, качественно осваивать учебный материал и включать мотивационную сферу студента.
По результатам педагогических исследований можно судить об эффективности использования компьютерных технологий при ознакомлении учащихся с новым учебным материалом, на этапе закрепления изученного материала, в процессе формирования умений и навыков и применении их на практике, при контроле знаний. Применять компьютерные технологии может только учитель, обладающий достаточным уровнем методических знаний и умений. Практическое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно только при наличии позитивного отношения педагогов и учащихся к вопросу применения компьютера.
На практике применяются три вида речевого интерактивного взаимодействия учащихся: 1) сотрудничество учащихся в выработке единой цели; 2) комбинирование информации, известной разным участникам; 3) передача информации от одного участника к другому (возможны задания типа «выполнение инструкций»). В опытном обучении интерактивному взаимодействию на уроках математики мы использовали задания, предполагающие «информационное неравенство». Данные задания могут принимать различные формы: обнаружить различия с помощью вопросов, восполнить недостаток информации, у одного есть информация, которой нет у другого – восполнить, у обучаемых имеются разные убеждения – нужно выработать единое мнение, имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и сопоставить.
Приведем список методов, отвечающих целям и задачам интерактивного обучения математики: творческие задания, ролевые и образовательные игры, соревнования, конкурсы, спектакли, представления, разминки, ПОПС – формула, проектный метод, компьютерные презентации, дебаты, дискуссия, аквариум, разрешение проблем, мозговой штурм, тренинги, кластер [5].
«Метод кейсов» (англ. Casemethod, кейс-метод, кейс-стади, case -study, метод конкретных ситуаций) – техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.
«ПОПС – формула» (позиция – обоснование – пример – следствие). Она помогает учащимся прояснить свои мысли, а также сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. ПОПС-формула учит кратко излагать свою мысль и не отклоняться от темы [5].
В стратегии Критического мышления так же рассматривается некоторые интерактивные методы, как, кластер,синквейн, сравнительная диаграмма, пазл и т.д. В зависимости от содержания учебного материала , уровня подготовки группы испльзуется различные методы обучения.
Кластер (англ. Cluster – пучок, гроздь) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами.
В методике кластер – это карта понятий, которая позволяет студентам свободно размышлять над какой – то темой, дает возможность оценить свои знания и представления об ищзучаемом объекте, помогает развивать память.
Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Каковы этапы работы при составлении кластера?
1-й этап – посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
2-й этап – студенты записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Записывается все, что называют учащиеся, ничего не отсеивается
3-й этап – осуществляется систематизация. После чтения учебника, объяснения преподавателя студенты начинают анализировать и систематизировать изученный материал. Хаотичные записи слов-ассоциаций объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. Ненужное, ошибочное зачеркивается.
4-й этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Визуально посмотрим кластер на тему «Квадратные уравнения» (рисунок).
Составлять кластер можно и при самостоятельном чтении учебного материала. Это позволяет осмыслить прочитанное, а учитель имеет возможность по составленному кластеру определить верность установления причинно-следственных связей и, при необходимости, оказать индивидуальную помощь учащимся.
Использовать кластер возможно и на стадии контроля, предложив учащимся заполнить уже подготовленные учителем схемы-связи по контролируемому материалу. Заполнение такого кластера требует от ученика четкого изложения фактов и основных положений изученного материала.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Кластер на тему «Квадратные уравнения»
– Первая строка – одно ключевое слово (понятие), определяющее содержание сенквейна.
– Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
– Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.
– Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор выказывает свое отношение.
– Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Составление синквейна требует от студента в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу, и возможно на уроках по любому предмету. Примерно составили синквейн на тему «Функция»:
1. Функция.
2. Рациональная, четная, (нечетная).
3. Возрастает (убывает), имеет область определения, имеет производную.
4. Рациональная функция непрерывна в каждой точке области определения.
5. График.
Возможно, синквейны по математике не всегда отличаются изяществом и полным соответствием требованиям французского пятистишия, но их создание поддерживает высокий уровень познавательного интереса и способствует умственной активности студента.
Сравнительная диаграмма – универсальный метод активизации студентов в учебной деятельности, позволяющий им научиться находить общее и различное в изучаемых объектах, научиться находить параметры, по которым можно провести подробный анализ двух-трех рассматриваемых понятий (моделей).
Пазл (англ. puzzle – загадка, головоломка) – известная детская игра по сбору картинок из неровных частей.
Выполнение заданий по этому методу построено на основе игры. В учебной практике изучаемый (или контролируемый) материал частями записан на отдельных карточках, но в каждой карточке должна быть информация к поиску следующей. Студент должен собрать все карточки по указанному преподователем материалу.
На занятиях математики его можно использовать при работе с формулами, при решении уравнений и задач. Метод «пазл» способствует формированию внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию.
Учебный «пазл» можно составлять со студентами на любой стадии изучения материала, в любой возрастной группе. Это может быть индивидуальная или коллективная работа [6].
Итак, интерактивный метод – это взаимодействие студента и преподавателя, их совместная работа, творческие деятельности и процесс взаимодействия. Начало истории развития и использования интерактивных методов обучения приходится на 20-е годы XX века, а в Кыргызстане с 1997 года. С этого момента использовались многие технологии интерактивного метода, мы привели некоторые из них, которые в настоящее время значительно применяются, но в то же время, говорить это предел развития интерактивного метода не объективно, так, как всегда технологии обновляется и поэтому, с каждый раз меняется методы обучения. Из этого можно сделать вывод, что преподаватель как универсальный обладатель направления должен обладать всеми новейшими методами.