Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АТТРАКЦИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Сафонов М.А. 1
1 Детский технопарк «Кванториум» ГАУ ДО «Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр»
Один из ведущих факторов успешности образования и воспитания – формирование аттрактивной среды для обучающихся. Создание и развитие подобной среды является одной из важнейших задач педагога, реализация которой зависит от его личностных аттрактивных качеств. Аттракция вместе с фасцинацией и ассертивностью образует комплекс приемов привлечения обучающихся к индивидуальной и коллективной образовательной деятельности. Фасцинация включает артистические технологии, касающиеся подачи материала, организации взаимодействия с обучающимися, в том числе в форме сценирования образовательного процесса. Ассертивность в данном контексте – формирование у обучающихся навыков саморегуляции и самоорганизации. Аттрактивные качества педагога могут быть объединены в несколько кластеров: «Профессионализм» (общепрофессиональные и профессиональные компетенции, hard skills); «Лидер-организатор» (организация индивидуальной и коллективной деятельности); «Аттракция цели» (генерация идей и фасилитация); «Коммуникация» (фасцинация, ассертивность, аффилиация). Дополнительное образование имеет больше возможностей для формирования аттрактивной среды, в связи с изначальной свободой выбора кружка, наставника, учебной программы. Опросы, проведенные среди обучающихся Детского технопарка «Кванториум» (г. Оренбург), показали, что для большинства респондентов значение личностных качеств педагога сочетается с интересом к предмету. Для определения компонентного состава аттрактивности личности педагога был предложен тест, включавший следующие характеристики: эмоциональность, физическая привлекательность, стиль общения, профессионализм (эрудированность), применение современных методов обучения, интерес к предмету. Ведущими факторами оказались интерес обучающегося к предмету, профессионализм педагога и применяемый стиль общения. В отношении педагога дополнительного образования существенно выше оказалась значимость эмоционального фона и применение им современных образовательных технологий. Таким образом, аттрактивные характеристики педагога являются основой создания аттрактивной комфортной коммуникативной среды в коллективе, формирования ценностных ориентаций обучающихся в сфере научной и практической деятельности, формирования условий для свободной самореализации обучающихся.
дополнительное образование
наставник
аттракция
аттрактивная среда
фасцинация
аффилиация
1. Шалаев В.П. Синергетическая теория творчества (опыт философского анализа) // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. 2017. № 2 (203). С. 46–50.
2. Вербина Г.Г. Факторы, формирующие аттракцию // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63–2. С. 305–308.
3. Грива О.В. Межличностная аттракция и ее детерминирующие факторы // Современная психология. 2014. С. 23–25.
4. Шадричева А.И. Психологические аспекты межличностной аттракции юношеского возраста // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 12. С. 297–300.
5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие. М.: Академия, 2012. 192 с.
6. Панфилова А.П. Теория и практика общения. М.: Академия, 2007. 288 с.
7. Сепиашвили Е.Н. Элементы фасцинации в работе вожатого детского оздоровительного лагеря // Проблемы современной организации и содержания профессионального образования: мониторинг качества. 2013. С. 291–293.
8. Ширшов В.Д. Педагогическая фасцинация // Педагогика. 2006. № 9. С. 29–34.
9. Батчаева Н.А. Педагогическое общение в контексте психологических и социальных конфликтов // Педагогические науки. 2010. № 4. С. 14–19.
10. Загвязинский В.А. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
11. Булатова О.С. Педагогический артистизм. М.: Академия, 2001. 240 с.
12. Михайлова А.О. Управление развитием творческой активности школьников // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. научн.-практ. конф., Оренбург: ОГУ, 2019. С. 4800–4807.
13. Вульфов Б.З., Иванов В.Д., Меняев А.Ф. Педагогика: учебное пособие для бакалавров / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Изд. «Юрайт». 2013. 724 с.
14. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. Ростов н/Д.: Изд. «Март», 2010. 256 с.
15. Ковалева Н.Б. Психолого-педагогические условия трансляции ценности образования и освоения индивидуальной образовательной траектории подростками // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. С. 64–71.
16. Лиханова Н.В., Рязанов И.А. Правильное построение взаимоотношений обучающегося с педагогом в дополнительном образовании // Вопросы педагогики. 2020. № 2–1. С. 122–128.
17. Дудина М.Н. Ассертивное поведение в этико-педагогическом дискурсе // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2014. № 4 (132). С. 163–172.
18. Степанова И.А., Донгаузер Е.В. Толерантность как профессиональное свойство личности педагога // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. № 3. С. 175–185.
19. Антропова М.А. Типы потребности аффилиации и их диагностика // Современная наука: проблемы и перспективы: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Душанбе 12 мая 2018 г. Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки», 2018. С. 177–180.
20. Буунк Б.П. Аффилиация, аттракция и близкие отношения // Перспективы социальной психологии. М., 2001. С. 372–397.
21. Гребенникова О.В. Потребность в аффилиации у современных подростков // Психология обучения. 2017. № 8. С. 40–52.
22. Першина О.П. Актуальность формирования мотивации аффилиации учащихся 10–12 лет в системе дополнительного образования // Глобальный научный потенциал. 2016. № 2. С. 18–21.
23. Гайфуллина Н.Г. Влияние психологического климата в учебном коллективе на успешность обучения старшеклассников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59–3. С. 438–441.
24. Ширяев Е.А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 30. № 14 (235). С. 168–173.
PEDAGOGICAL ATTRACTION IN ADDITIONAL EDUCATION

Safonov M.A. 1
1 Children’s Technopark «Quantorium» GAU DO «Orenburg regional children and youth multidisciplinary center»

Abstract:
One of the leading factors in the success of education is the formation of an attractive environment for pupils. Creating and developing such an environment is one of the most important tasks of a teacher, the implementation of which depends on his personal attractive qualities. Attraction together with fascination and assertiveness forms a complex of techniques for attracting pupils to individual and collective educational activities. Fascination includes artistic technologies related to the presentation of material, the organization of interaction with pupils, including in the form of staging of the educational process. Assertiveness in this context is the formation of pupil’ skills of self-regulation and self-organization. Attractive qualities of a teacher can be combined into several clusters: «Professionalism» (common and professional competencies, hard skills);» Leader-organizer «(organization of individual and collective activities); «Goal Attraction» (generation of ideas and facilitation); «Communication» (fascination, assertiveness, affiliation). Additional education has more opportunities for creating an attractive environment, due to the initial freedom of choice of the community, mentor, and education programm. Surveys conducted among pupils of the Children’s Technopark «Quantorium» (Orenburg) showed that for the majority of respondents, the value of personal qualities of the teacher is combined with interest in the subject. To determine the component composition of the teacher’s personality attractiveness, a test was proposed that included the following characteristics: emotionality, physical attractiveness, communication style, professionalism (erudition), the use of modern teaching methods, and interest to the subject. The leading factors were the pupil’s interest in the subject, the teacher’s professionalism and used style of communication. In relation to the teacher of additional education, the importance of the emotional background and the use of modern educational technologies was significantly higher. Thus, the attractive characteristics of the teacher are the basis for creating an attractive comfortable communicative environment in the team, the formation of value orientations of pupils in the field of scientific and practical activities, the formation of conditions for free self-realization of pupils.

Keywords:
additional education
mentor
attraction
attraction environment
fascination
affiliation

Один из основных факторов успешного обучения – наличие устойчивых мотивов к получению знаний, освоению умений и формированию навыков. Эти мотивы могут быть очень разными, но их проявлением является интерес обучающегося. Каковы же причины появления этого интереса? Каким образом, при помощи каких инструментов или методов можно развить этот интерес?

В процессе формирования мотивации к обучению ученик опирается на группу некоторых понятий, объектов, явлений, ощущений, которые привлекают его, делают интересной ту или иную деятельность. Эти условия/объекты можно обозначить как аттракторы. В широком смысле аттракторы – активные устойчивые центры потенциальных путей эволюции системы, способные притягивать и организовывать окружающую среду [1, с. 47].

В зоологии понятие аттрактивности подразумевает наличие определенных веществ – информационных агентов, которые привлекают животных. Но понятие «аттракция» вошло и в глоссарий современной психологии и педагогики: аттракция – процесс и результат формирования привлекательности какого-либо человека для восприятия.

Цель исследования: оценить компоненты аттрактивности педагога дополнительного образования как основу создания аттрактивной среды обучающихся.

Материалы и методы исследования

Проанализированы источники информации о роли аттрактивности в педагогической деятельности, а также проведено тестирование, опрошены 36 обучающихся Детского технопарка «Кванториум» (г. Оренбург). Возраст респондентов – 12–15 лет.

Результаты исследования и их обсуждение

Разные авторы выделяют различные типы аттракции: психологическую (свойство объекта привлекать внимание, вызывать интерес), социально-психологическую (свойство вызывать к себе симпатию и доверие у других людей), физическую (внешняя привлекательность как фактор, влияющий на умы и поведение людей) [2, с. 306]. Иногда говорят о внешней и внутренней формах аттракции [3, с. 23] или выделяют более частные аспекты аттракции [4, с. 298].

В отношении педагога, его аттрактивные качества – не только личностные факторы его успешности в жизни и в профессиональной деятельности; они определяют его функциональность, направленную на формирование аттрактивной среды. В биологии аналогом «аттрактивности среды» является понятие «экологического преферендума» – совокупности условий среды, комфортных для живого существа. В образовательном процессе аттрактивная среда – комплекс условий обучения и воспитания, комфортных и вследствие этого привлекательных для обучающихся.

Формирование аттрактивной среды во многом зависит от сложившегося у наставника стиля действий. Выбор определенного стиля (авторитарный, демократический, либеральный) является прерогативой самого педагога; стиль формируется исходя из его личностных качеств. По этой причине изменение установившегося педагогического стиля под влиянием внешних факторов (например, из-за требований руководства) не имеет смысла. Для молодого педагога, начинающего свою профессиональную деятельность, очень важно определиться со своим «педагогическим почерком» путем сравнения эффективности применения разных стилей для обучающихся и для самого наставника.

Наряду с аттракцией к числу актуальных софт-компетенций (soft skills) в деловой сфере относят также фасцинацию и ассертивность [5, с. 112; 6, с. 146]. Фасцинация –специально организованное вербальное воздействие на поведение человека с целью формирования доверия и повышения эффективности воздействия информации [7, с. 292; 8, с. 30]. Эффективность фасцинации определяется комплексом признаков: приятный тембр голоса, контакт глаз, улыбка, доброжелательный взгляд и слова для уменьшения потерь значимой информации при восприятии сообщения и создания о себе хорошего впечатления [9, с. 17].

Во многом эффективность фасцинации определяется комплексом личностных черт, которые можно обобщенно назвать артистизмом, свойственным не только людям творческих профессий, но и педагогическим работникам.

В.И. Загвязинский [10, с. 72] отмечал, что артистизм – это особый стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог, изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся «здесь и сейчас»; это игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы.

Артистизм раскрывает внутренний мира педагога, демонстрирует умение решать задачи, проектировать будущее, представляя его в образах, используя фантазию и интуицию, гармонически сочетая логическое и эстетическое [11, с. 114].

Чаще всего артистизм соотносится с деятельностью работников культуры, но у актеров и режиссеров, с одной стороны, и педагогов – с другой, есть ряд общих черт в этом плане [12, с. 4805]:

- целевое воздействие человека на человека и вызов определенного отражения у партнера;

- публичность действия, его регламентированность во времени, динамичность результата, общность переживаний партнеров диалога;

- коллективный характер творчества;

– анализ материала, определение проблем, противоречий; рождение замысла; воплощение, анализ результата, корректировка;

- этапность работы над уроком (ролью);

- наличие элементов работы, не поддающихся автоматизации; присутствие интуиции, чутья, вдохновения.

Наивысшая ступень артистического мастерства – умение «идти не по маршруту», остроумно решать сложные проблемы, импровизировать, обращаясь к юмору в ответ на неординарную и непредсказуемую педагогическую ситуацию [13, с. 361; 14, с. 154].

Педагог выступает на занятии не только в качестве актера; в первую очередь – он режиссер, который способен не только следовать созданному сценарию, но и быть готовым к экспромту, если его применение позволит достичь более выраженных результатов обучения. Такой подход в мыследеятельностной педагогике обозначается как педагогическое сценирование, когда единицами образовательного процесса становятся ситуации учения-обучения, а не структурные элементы урока, как при обычном планировании [15, с. 68; 16, с. 126].

Еще один из современных трендов софт-компетенций – ассертивность: способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Продуктивное выражение ассертивного поведения – умение договариваться и приходить к согласию с окружающими, причем не только с пользой для самих себя [17, с. 169]. Ассертивность подразумевает уверенное поведение, способность защищать свои цели, уважая права других [18, с. 177]. Ассертивное поведение, которое особенно высоко ценится в деловых кругах, так как является важным фактором успешности ведения переговоров, подразумевает прямое и уверенное описание своих позиций и отсутствие манипуляций собеседником.

Дополнительное образование представляет обучающемуся более широкую возможность выбора среды реализации своих личностных стремлений и потребностей. Учащийся имеет возможность свободного выбора направленности творческого объединения и даже выбора педагога (наставника).

В основном образовании формирование индивидуального образовательного заказа от обучающегося регламентируется ФГОС, учебными планами и программами отдельных дисциплин и другими нормативно-правовыми документами. Программы деятельности творческих объединений в системе дополнительного образования, являются ли они авторскими или нет, несут на себе значительный «отпечаток личности» педагога, его знаний, умений, навыков, его предпочтений.

Выбор учащимися педагога-предметника или классного руководителя в школах, лицеях, гимназиях возможен, но, как правило, лишь теоретически, так как возникают проблемы профессиональной этики, кадрового обеспечения, изменения учебной нагрузки педагогов и т.п.

В дополнительном образовании выбор наставника – результат личного решения обучающегося; школьник может выбрать или поменять наставника, основываясь на собственной оценке деятельности творческого объединения. Таким образом, наполняемость групп творческого объединения является прекрасным, измеримым показателем эффективности наставника и, в определенной мере, показателем сформированности аттрактивной среды для обучающихся.

Рассматривая личностные и профессиональные черты педагога через призму аттрактивности, мы выделили несколько кластеров аттракторов по специфике воздействий на обучающегося:

Кластер «Профессионализм»:

- знания, навыки, умения педагога (специализированные, профессиональные компетенции, hard skills);

- общепрофессиональные компетенции (научный, профессиональный кругозор);

- умение обучать (разъяснение, сопровождение деятельности, гибкая индивидуально-дифференцированная система трансляции данных).

Кластер «Лидер-организатор»:

- организация работы в микрогруппах (проектная деятельность);

- организация работ по подготовке индивидуальных исследовательских проектов обучающихся;

- руководство коллективом в определенном авторском стиле.

Кластер «Аттракция цели»:

- способность генерировать новые идеи, новое видение;

- умение «нарисовать перспективу», сориентировать учащихся на работу «на будущее», векторизовать действия учащихся на перспективные, амбициозные, даже футуристические проекты («педагог-мотиватор»);

- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Кластер «Коммуникация»:

- демонстрируемый стиль общения;

- выражение личного отношения к партнеру в процессе общения;

- учет эмоционального состояния обучающегося;

- аффилиация (учет имеющихся аффилиаций и формирование новой аффилиации).

Отдельно остановимся на понятии «аффилиация», которое представляет собой потребность быть в обществе, в создании доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Аффилиация проявляется в стремлении быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать помощь членам сообщества и принимать помощь других [19, с. 178]. По сути, уровень аффилиации – это уровень потребности пребывания в коллективе. Развитие навыков коллективной деятельности, в том числе поддержание коллективного психологического комфорта, развитие ассертивного поведения – одна из важных задач, стоящих перед педагогом. Естественно, что обучающиеся имеют исходно разный уровень аффилиации, который сложился в результате опыта взаимоотношений в семье, взаимодействия с одноклассниками и т.д. [20, с. 394]. Однако развитие аффилиации, особенно в подростковом возрасте, – один из перспективных путей социализации ребенка.

При этом нужно учитывать, что в среде, в которой живет подросток, имеется значительное количество аттракторов – сообществ негативной, асоциальной направленности, и крайне важно предложить учащемуся здоровую альтернативу – коллектив единомышленников, в котором он может чувствовать себя комфортно и где он сможет накопить положительный опыт эффективного и уважительного взаимодействия для достижения как общих, так и своих личных целей [21, с. 42; 22, с. 19].

Исходя из опыта многих педагогов [23, с. 4; 24, с. 34], для подростков, особенно в рамках внешкольной деятельности, значимой причиной активного посещения занятий является наличие коллектива единомышленников. С первых занятий начинают возникать определенные связи внутри группы, и педагог должен уделять особое внимание именно этим начальным этапам формирования коллектива, корректируя возникающие потенциальные конфликты и управляя общественным мнением группы, поддерживая одних и удерживая других. При корректной работе педагога роли в коллективе будут достаточно быстро распределены и начнут возникать свои интересные события, о которых ребята будут с удовольствием вспоминать. Из них, возможно, вырастут определенные традиции и в итоге определенная система взаимоотношений и система ценностей. Такой коллектив интересен не только для тех учащихся, которые входят в него изначально, – многие новички с удовольствием вливаются в коллектив, имеющий свою структуру и определенную «традиционность». Разумеется, «погружение» новичка в среду коллектива должно контролироваться педагогом.

Для выяснения значимости вклада предложенных выше кластеров в формирование аттрактивной среды для обучающихся, нами было проведены опросы. Целью первого опроса было выяснение корреляции личностных качеств педагога с интересом к преподаваемой им школьной дисциплине (в данном случае были выбраны естественнонаучные дисциплины – биология, химия). Учащимся надо было выбрать одно из утверждений:

1. «Мне нравятся и предмет, и педагог».

2. «Мне нравится педагог, но я равнодушен к предмету».

3. «Мне не нравится педагог, но нравится предмет».

4. «Мне не нравятся ни педагог, ни предмет».

Как видно из приведенного графика (рис. 1), большинство учащихся равнодушны и к предмету, и к личности педагога. Однако на втором месте по количеству ответов – вариант, при котором личностные качества педагога сочетаются с интересом к предмету. Для 14 % респондентов большее значение имеет личность педагога, чем преподаваемый им предмет.

safonov1.tif

Рис. 1. Отношение респондентов к педагогу и изучаемому предмету ( %)

Таким образом, половина опрошенных показала положительную личностную мотивацию в отношении работы педагога-предметника и собственно предмета.

Поскольку определение «нравится – не нравится» очень субъективно и не дает полного представления о причинах аттрактивности или неприятия учителя обучающимися, мы провели второе тестирование. Обучающимся было предложено оценить некоторые характеристики, определяющие аттрактивность педагогов основной школы и педагогов дополнительного образования (с выбором любого количества ответов):

- эмоциональность;

- физическая привлекательность;

- стиль общения;

- профессионализм (эрудированность);

- применение современных методов обучения;

- интересен предмет.

Результаты опроса показали, что наиболее привлекательным, значимым для обучающихся является сам предмет, который преподает педагог (рис. 2).

safonov2.tif

Рис. 2. Значение личностных качеств педагога как элементов аттрактивности (ДО – педагог дополнительного образования, школа – школьный учитель)

Этот компонент аттрактивности сочетается с профессионализмом учителя (имеется в виду свободное владение предметом в сочетании с общей эрудицией) и применяемым стилем общения. В определенной мере эти три кластера аттрактивности связаны, так как интерес к предмету может быть инспирирован извне (родителями, окружением), но часто причина этого интереса – любовь педагога к предмету, умение его подавать эффективно, формируя эмоционально положительный фон занятий.

Стиль общения в определенной мере связан с эмоциональностью педагога, но значимость этого показателя для учащихся оказалась ниже – вероятно потому, что излишние эмоции на занятиях не всегда приводят к положительному результату.

Последнее место по значимости в качестве аттрактивного качества занимает физическая привлекательность педагога; однако более 20 % респондентов указали, что внешний вид педагога для них имеет значение. В той же позиции находится и значение для обучающихся использования педагогом современных методов обучения (проблемное обучение, проектный подход, интерактивные технологии, технологии эдьютейнмента и др.). Эти методы активизируют познавательную активность учащихся, но, судя по результатам теста, не являются важнейшим компонентом аттрактивности занятий педагога.

Интересный результат получился при сравнении аттрактивных качеств педагога школьного и педагога дополнительного образования. Во-первых, активность ответов на вопросы в отношении педагогов дополнительного образования была выше на 30 %. В целом ведущие факторы аттрактивности остались теми же; существенно выше значимость эмоционального фона, создаваемого наставником, а также применение им современных образовательных технологий. Что касается последнего показателя, необходимо уточнить, что в опросе принимали участие учащиеся детского технопарка «Кванториум» («Биоквантум»), который обеспечен высокотехнологичным оборудованием, и новые образовательные технологии постоянно применяются на занятиях кванторианцев.

Заключение

Таким образом, по мнению обучающихся, аттрактивность педагога школы и педагога дополнительного образования складывается из схожих компонентов: обучающимся нравятся педагоги, знающие свой предмет, обладающие широким кругозором и создающие эффективные коммуникативные условия. В дополнительном образовании вклад этих факторов в аттрактивность педагога еще выше и они сочетаются с требованиями к положительному эмоциональному фону.

Таким образом, педагог, как аттрактор для обучающихся, должен обладать определенным комплексом универсальных и профессиональных личностных качеств, которые делают его ориентиром, лидером для обучающихся, обеспечивая эффективную реализацию широкого круга образовательных и воспитательных задач. Это залог создания комфортной коммуникативной среды в коллективе, формирования ценностных ориентаций обучающихся в сфере научной и практической деятельности, формирования условий для свободной самореализации учеников. По большому счету, «аттрактивный» педагог в первую очередь формирует среду для обучения, мотивируя учащихся на личностно-ориентированное, актуализированное изучение предмета, а формирование конкретных, устойчивых знаний является вторичным; оно возникает как следствие достижения педагогом «средообразующих» задач.


Библиографическая ссылка

Сафонов М.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АТТРАКЦИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 4. – С. 41-46;
URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2310 (дата обращения: 26.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074