Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

О МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КАК НЕОБХОДИМОМ УСЛОВИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Веремчук А.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»
Статья посвящена исследованию специфики мотивации студентов к обучению в высших учебных заведениях. Рассматриваются понятия «мотив» и «мотивация» и их роль в процессе обучения в вузе. Мотивация является главной движущей силой в профессионально личностном становлении будущего профессионала. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией. Автор пытается дать характеристику двум факторам, которые, по его мнению, влияют на повышение качества обучения: выбор будущей профессии молодого человека и непосредственно образовательная среда учебного заведения, в которой формируются профессиональные компетенции и профессиональное становление молодых людей. В публикации особое внимание обращается на социально-психологические и возрастные характеристики студентов, выделены психолого-педагогические факторы, влияющие на развитие мотивационных установок студентов к учебной деятельности: интересы, склонности, способности личности. Показана трансформация мотивов учебной деятельности студентов на протяжении их обучения в вузе. Также прописаны педагогические условия, необходимые для более успешной мотивации студентов к учебной деятельности. Предлагаются рекомендации для преподавателей с целью повышения учебной мотивации – использование современных форм, технологий, активных методов и др.
мотивация
мотивы
профессиональная деятельность
обучение в вузе
выбор профессии
образовательная среда
преподаватель
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ, 2008. 672 с.
2. Новая философская энциклопедия: В 4 т. 2-е изд., испр. и допол. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд; Науч.-ред. совет.: В.С. Степин [и др.]. М.: Мысль, 2010 // Электронная библиотека ИФ РАН. [Электронный ресурс]. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH7c502311983e879124187c (дата обращения: 08.04.2020).
3. Клепцова Е.Ю., Рубцова Д.О. Проблемы мотивации студентов вуза // Концепт. 2016. Т. 32. С. 60–66. [Электронный ресурс]. URL: http://ekoncept.ru/2016/56665.htm (дата обращения: 08.04.2020).
4. Доронина Н.Н., Ткачев В.Н. Сравнительный анализ учебной мотивации студентов вуза // «Научные ведомости Серия Гуманитарные науки. 2014. № 20 (191). Выпуск 23. С. 219.
5. Зеер Ф.Э. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
6. Крылова М.Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов ВУЗа // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 86–95.
7. Птицына Е.В., Останина С.А. Особенности использования педагогических технологий в системе высшего образования // Вестн. Вятского гос. гуманитар. ун-та. 2015. № 10. С. 141–146.
8. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 160–163.
9. Столяренко A.M. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 423 с.

Современная система российского образования претерпела существенные изменения: интеграция в мировое образовательное пространство, внедрение концепции непрерывного образования, смена ведущей образовательной парадигмы, перемены в структуре и содержании образования, развитие новой методологии образования и т.д. Данные процессы как формы проявления новых социально-экономических условий выдвигают новые требования к уровню образованности и развитию личности будущих специалистов, за счет которых формируется интеллектуальный потенциал государства. В связи с этим требуется уделить внимание проблеме мотивации учебной деятельности студента.

Цель исследования: изучить мотивацию личности студента, выявить психолого-педагогические факторы активизации мотивационных установок студентов к учебной деятельности и проследить динамику изменения мотиваций студентов в процессе их учебы.

Материалы и методы исследования

Для реализации поставленной цели были использованы методы: анализ, синтез психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, актуализация, систематизация и обобщение информации, а также метод включенного наблюдения.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенное исследование позволило выявить психолого-педагогические факторы учебной мотивации студентов и обозначить рекомендации для преподавателей, нацеленные на повышение учебной мотивации студентов, такие как использование современных форм, технологий, активных методов и др.

В современных условиях одной из важнейших задач современной педагогики является создание условий, при которых учащиеся за короткие сроки могли бы освоить максимальное количество знаний и уметь их творчески применять в решении практических проблем. Сегодня система образования должна прививать молодым людям, стоящим на пороге новых реалий, стремление к знаниям, непрерывному самообразованию, освоению профессиональных навыков, способствовать формированию устремлений, связанных с желанием достижения жизненного успеха и соответствующего социального положения.

Интерес к учебе – важнейший фактор, стимулирующий активизацию учебного процесса и влияющий на повышение когнитивных способностей обучающихся. В связи с этим создание условий для мотивации студентов к познавательной и учебной деятельности – одна из важнейших проблем современной педагогики высшей школы.

Мотивация включает целый спектр личностных качеств, определяющих не только успешность обучения, но и общую социализацию молодых людей, формирование у них мировоззренческих позиций, нравственно-ценностных ориентиров, реализующихся как в профессии, так и в саморазвитии.

Понятие «мотивация» берет свое происхождение от латинского слова movere – «двигать». А. Шопенгауэр в начале XIX столетия написал статью «Четыре принципа достаточной причины», где ввел данное понятие в научный оборот [1].

В современной педагогике, а также психологии нет единого подхода к сущности, природе, структуре мотивации. Проблему мотивации рассматривали многие ученые: З. Фрейд, Д. Уотсон, Э. Толмен, И.П. Павлов (поведенческая концепция мотивации); К. Голдштейн, А. Маслоу, К.Р. Роджерс, А. Адлер («Теория роста», или «Гуманистическая психология»); М. Босс, А.Н. Леонтьев, Ж. Нюттен, Д.Н. Узнадзе (ситуационно-динамическая мотивация); Х. Хекхаузен, Ю. Куль, Ю. Бекман, Э. Деси и Р. Райан (личностная мотивация). Также интересны работы по мотивации В.Г. Асеева, Е.П. Ильина, В.И. Ковалева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.К. Маркова и др.

Сегодня под мотивацией понимают «внутреннее побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении» [2]. В основе мотивации лежат мотивы – то есть стремление, определенные интересы, желания, цели, потребности, идеалы, в которых молодые люди осуществляют свой выбор в области своего поведения, принятия решения, оценки своей деятельности. Говоря об учебной мотивации, надо иметь в виду конкретные побуждения к познавательной деятельности, усвоение новых профессиональных научных знаний и применение их на практике.

Студенческий период – очень важный период становления и формирования личности, в котором происходит интенсивное интеллектуальное развитие, формируются навыки и умения будущей профессии, складываются ценностные ориентации и установки на дальнейшую жизнь. Студенты – это молодые люди, полные оптимизма, стремящиеся как можно скорее проявить свои способности и таланты.

Задача, цель высших учебных заведений – сформировать мотивацию к обучению, создать такие условия, в которых студент будет учиться с охотой, где он будет получать удовлетворение от самого процесса обучения, будет активен и инициативен.

Что же лежит в основе мотивации? Что заставляет молодого человека изучать что-либо, осваивать новые дисциплины, темы, тратя при этом большое количество личного времени?

Стимулом к учебно-образовательной деятельности является желание утвердить себя как личность, добиться успеха, получить признание со стороны общества, быть самостоятельным, компетентным, востребованным, осознавать практическую значимость знаний. Поступив в вуз, молодой человек рассчитывает приобрести профессиональные знания, высшее образование и диплом квалифицированного специалиста.

В основе учебной активности лежит целый комплекс мотивов, которые могут дополнять друг друга, переплетаться, некоторые могут выступать в качестве ведущих, а остальные – второстепенными. Большую роль в становлении мотивации оказывают социально-психологические особенности молодых людей: их интересы, отношение к жизни, прошлый опыт, межличностные отношения, их окружение и, конечно же, юношеский максимализм.

Самым важным фактором, обуславливающим успешность профессионально-личностного становления будущего специалиста, является выбор будущей профессии. От правильного и продуманного выбора профессии зависит судьба человека, это очень сложный и ответственный момент в жизни молодого человека. Все начинается с цели: кем стать, какого уровня достичь, где получить необходимые знания и умения, выбор места учебы и т.д. Цели всегда должны быть конкретными и реалистическими, например: быть фармацевтом, врачом-хирургом, режиссером телевизионных программ, быть кинооператором. Главными мотивами в выборе будущей профессии являются: мотив самореализации, мотив карьеры, уважения, мотив общения, мотив стабильности и мотив заработка. Мотивация делает человека целенаправленным.

Большое значение для профессиональной мотивации к будущей профессии имеют интересы, склонности и способности личности. Человек добьется успеха в том виде деятельности, которая ему будет интересна. В интересе проявляются мотивы, такие как жажда знаний, расширение кругозора, преодоление трудностей. Склонность – это желание человека заниматься конкретным видом деятельности, стремиться не только к результату, но и получать удовольствие от него. Но одного интереса и склонности к конкретному виду деятельности недостаточно, нужно еще чтобы и получалось. А для этого нужны определённые способности. Способности – это быстрое приобретение личностью профессиональных умений, навыков, ведущих к успешности выполнения какой-либо деятельности

Итак, ведущим мотивом поступления в вуз является интерес к профессии. Насколько будет высока мотивация овладения будущей профессией, настолько эффективнее будет осуществляться учебный процесс. Если учащийся подошел к выбору своей будущей профессии осознанно и считает ее для себя личностно и общественно значимой, то продуктивнее будет проходить процесс обучения и выше будет мотивация и стимул к накоплению знаний и к самостоятельной профессиональной деятельности. Это первый и самый важный этап мотивации учебной деятельности студентов.

Профессиональное становление студентов осуществляется в рамках учебной деятельности вузов. Интересны исследования трансформации мотивов студентов на протяжении их обучения в вузе.

Исходя из опыта преподавательской деятельности, можно отметить, что студенты-первокурсники имеют высокий уровень профессиональных и учебных мотивов, а вот на 2 и 3 курсах снижается интенсивность всех мотивационных компонентов учения студентов, на последних курсах происходит рост степени осознания и объединения различных форм мотивов учения [3]. К концу обучения не все студенты удовлетворены собственным выбором. Отмечается снижение ориентации на познание учебной деятельности в жизни обучающихся. Причин этому может быть несколько: отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы, возрастание объема и сложности материала, дефицит свободного времени, непонимание цели и значения учебы, сомнения в возможности трудоустройства по специальности и др. Например, в монографии В.А. Гордашникова и А.Я. Осина указывается, что «сильные» студенты отличаются друг от друга, но не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивации [4]. Именно внутренняя мотивация позволяет более сильным студентам осваивать профессию на самом высоком уровне, и они стремятся приобрести полноценные знания, умения и навыки. А для слабых студентов важна больше внешняя мотивация (общение с другими людьми, получение одобрения от окружающих, получение стипендии), а не профессиональная. Однако, по мнению Ф.Э. Зеера, несмотря на то что незадолго до окончания вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии становится положительным. Причем снижение удовлетворенности он связывает с уровнем преподавания в конкретном вузе [5].

Итак, первым выводом, ведущим к успешной учебной деятельности, является мотивация к будущей профессии: это познавательные и профессиональные мотивы, которые могут иметь свою трансформацию от курса к курсу.

Второй важный момент, влияющий на успешность учебной деятельности в вузе – непосредственно образовательная среда учебного заведения, в которой формируются профессиональные компетенции и профессиональное становление молодых людей. Являясь системообразующим началом, образовательная среда выполняет в вузе самые разнообразные функции: образовательную, развивающую, деятельностную, гуманистическую и др. Вуз должен стимулировать активность обучающихся в их профессиональном и личностном развитии и саморазвитии. Вуз должен содействовать раскрытию интересов и способностей учащихся, стимулировать взаимодействие между студентами и преподавателями, развивать сотрудничество между студентами, стимулировать активное обучение.

В качестве способов воздействия в образовательном процессе на мотивацию учения играют мотивы: мотив достижения (цели, успеха, самореализации), социальные мотивы (быть полезным обществу, чувство ответственности, моральный долг) и мотив общения (продуктивное сотрудничество, создание полноценного эмоционального фона в общении). На учебную мотивацию напрямую влияют формы организации образовательного процесса, специфика учебного предмета, стиль педагогической деятельности преподавателя и другие факторы психологического и педагогического характера.

Одним из важных приоритетных условий профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе должна быть подготовка студента к самообразовательной деятельности. Для этого образовательный процесс должен ориентироваться на формирование у обучаемых мобильности, способности к самостоятельной работе и умения адаптироваться к новым информационным и образовательным технологиям.

Таким образом, задача высшего учебного заведения – создать максимально благоприятные, комфортные условия для всестороннего профессионального развития личности и построения на этой основе базиса для успешной карьеры и самоидентификации. При создании таких условий всегда отмечается высокий уровень мотивации и проявление активности студентов в учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности. В целях обеспечения эффективности такой образовательной среды необходимо использовать системный подход, в котором будет выражена высокая потребность в получении знаний у студентов и профессиональная готовность преподавателей к инновациям в преподавательской деятельности.

Для повышения мотивации в учебе со стороны педагогов можно указать несколько рекомендаций.

1. Преподаватель обязан убедить своих учеников в востребованности и важности преподаваемого предмета и его практического применения в их будущей профессии. Главное, стимулировать студентов на результат, открыть для них широкие возможности практического использования знания. Как пишет Крылова М.Н., «преподавателю, чтобы мотивировать обучающегося на успешное обучение профессии, необходимо доказывать и показывать на практических примерах, что знания, умения, навыки и компетенции, сформированные на его дисциплине, действительно будут нужны в его будущей профессиональной деятельности, тем самым постоянно стимулируя интерес к изучению дисциплины» [6].

2. Преподавателям необходимо овладеть современными формами и технологиями проведения занятий. Лекции не должны быть монотонными, скучными, с сухим изложением фактов, а должны быть интересными, в виде живой беседы и диалогов. Занятия должны быть наполнены различными по уровню сложности заданиями и кейсами, играми, тестами, креативными техниками и многими другими приемами, потому что они формируют необходимые для профессии умения и навыки. Надо уметь выбрать именно ту технологию обучения, которая в данной ситуации наиболее целесообразна, и, главное, обеспечить высокую действенность ее реализации в работе со студентами [7]. Это позволит студентам оказаться в среде будущей профессии. В таких интегрированных занятиях будут проявляться интерес, инициатива, творческий подход и успех в результатах учебной деятельности.

3. В процессе обучения использовать активные и интерактивные методы, способствующие повышению активности и высокой мотивированности участников образовательного процесса. К таким методам мотивации в вузе можно отнести: проектный метод, кейс-задания, «мозговой штурм», дебаты, круглые столы, ролевые и деловые игры, проблемные лекции и семинары, конференции, тренинги, анализ конкретных ситуаций, моделирование, интервью, дискуссии и др. Данные методы способствуют развитию коммуникативных, организаторских, творческих способностей учащихся, умению находить свой подход к решению задачи, формируют навыки самостоятельной работы и независимость собственных суждений. Студенты учатся думать, оценивать, принимать решение и нести ответственность, а также работать в постоянно меняющихся условиях.

4. Для повышения мотивации к новым знаниям важно сформировать диаду – «преподаватель-студент», создать атмосферу доверительного сотрудничества, ведущую к раскрытию внутреннего потенциала студента. Для студента важно видеть в преподавателе наставника, к которому можно обратиться за помощью, обсудить проблемы, поспорить, получить одобрение, осуществлять совместную творческую работу. Преподаватель должен использовать эффективную форму мотивации – укреплять уверенность в собственных силах студента [8]. Преподаватель должен во время учебной деятельности за хорошо выполненное задание хвалить, одобрять успехи студентов, поощрять, демонстрировать их достижения. Такая установка, как вера в успех, формирует позитивное отношение студента к предмету, у него появится стремление к активной учебной работе.

5. Важную роль в развитии учебной мотивации играют личностные качества преподавателя. Преподаватель должен быть доброжелательным, уравновешенным, уважительно относиться к своим ученикам, быть ответственным, тактичным. Быть требовательным, но справедливым, проявлять настойчивость, твердость, не обманывать, выполнять свои обещания (провести экскурсию, психологический тест и т.п.). Уметь доверять, советовать, быть внимательным, честным, порядочным. Быть оптимистичным. Кстати, оптимизм педагога передается всем, с кем он работает. Чем больше оптимизма, тем меньше раздражения, придирок, упреков, обвинений, наказаний, отчаяния, тем больше хорошего настроения, бодрости, доброжелательности [9]. Демократический стиль педагогического общения преподавателя со студентами должен создать положительный микроклимат в группе, необходимо найти индивидуальный подход к каждому ученику.

Важная миссия педагога – уметь организовать и проконтролировать процесс обучения. Авторитет педагога является тоже одним из важных факторов, побуждающих учащихся к учебной деятельности. Поэтому каждый педагог должен стремиться завоевать авторитет у своих учеников, но это возможно только честным и упорным трудом. От качества подготовки педагога и его личностных качеств зависит успех в образовательной деятельности.

Заключение

Таким образом, можно отметить, что мотивация – это один из эффективных способов, влияющих на образовательный процесс и результат обучения. Осознанный выбор профессии – залог успешного обучения и мотивации к самостоятельной профессиональной деятельности. Главной задачей повышения мотивации к приобретению профессиональных знаний в высших учебных заведениях – организовать учебный процесс, направленный на раскрытие внутреннего потенциала студента, создать максимально благоприятные условия для его профессионального развития. На учебную мотивацию влияют психологические особенности молодых людей, а также формы организации образовательного процесса, специфика учебного предмета, применяемые методики и технологии, личностные качества преподавателя, стиль педагогической деятельности преподавателя и другие факторы.


Библиографическая ссылка

Веремчук А.С. О МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КАК НЕОБХОДИМОМ УСЛОВИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 2. – С. 34-38;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2284 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674