Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОЦЕНКА КЛИНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ

Тулеутаева С.Т. 1 Аширбекова Ж.Ж. 1 Анапия Б.Б. 1 Кошкинбаева А.Р. 1 Шарапатов Е.А. 1
1 НАО «Медицинский университет Караганды»
Перечень компетенций, которыми должен обладать студент, обучаясь в медицинском университете, определяется вузом самостоятельно. Ключевыми компетенциями выпускника медицинского университета являются: медицинские знания, коммуникация, клинические навыки, профессионализм, личностное развитие, нормативно-правовые знание. Цель исследования: изучение возможности применения мини-клинического экзамена для оценки клинических навыков обучающихся по специальности «Стоматология». Материалы и методы: дизайн исследования – описательный ретроспективный анализ с использованием количественных методов. Материалами для исследования служили результаты мини-клинического экзамена за 2019–2020 гг. студентов НАО «Медицинский университет Караганды». Результаты и обсуждения: итоговый мини-клинический экзамен был принят у студентов V курса специальности «Стоматология» по дисциплине «Детская терапевтическая стоматология» как первый этап итогового экзамена по завершении академического периода обучения. Среднее значение за мини-клинический экзамен у выпускников в 2019 г. было 72,6 % и в 2020 г. – 71,64 %. Проведение экзамена данного формата позволило в 2019 г. 85 % обучающимся и 80 % в 2020 г. получить удовлетворительный результат. Вывод: в отличие от традиционных методов оценки стандартизированные методы (мини-клинический, клинический экзамены, ОСКЭ) позволяют оценить и продемонстрировать достижение компетенций для выполнения будущих трудовых функций.
мини-клинический экзамен
клинический экзамен
ОСКЭ
традиционные методы оценки
студенты
1. Гетман Н.А., Полянская Н.А. Стратегии развития профессиональной компетенции преподавателей высшей медицинской школы // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 16–20.
2. Овсянникова Е.К. Особенности формирования общекультурных компетенций студентов медицинского вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4. С. 177–180.
3. Назарбаев Интеллектуальные школы «Новые подходы к оцениванию учебных достижений». [Электронный ресурс]. URL: https:// obuchenie.sadu-kz.com›?news=153 (дата обращения: 26.02.2020).
4. Алпысова А.Р., Суббота Ю.В., Кызырова Ж.С. Групповой объективный структурированный клинический экзамен как инновационный метод оценки знаний // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24111 (дата обращения: 26.02.2020).
5. Марданова Ш.С. Развитие коммуникативной компетентности студентов-стоматологов // Вестник КазНМУ. 2011. № 2. С. 91–93.
EVALUATION OF CLINICAL COMPETENCE OF STOMATOLOGIST STUDENTS

Tuleutaeva S.T. 1 Ashirbekova Zh.Zh. 1 Anapiya B.B. 1 Koshkinbaeva A.R. 1 Sharapatov E.A. 1
1 NAO «Medical University of Karaganda»

Abstract:
The list of competencies a student should have while studying in a medical university is determined by the university independently. The key competencies of a medical university graduate are: medical knowledge, communication, clinical skills, professionalism, personal development, regulatory knowledge. Objective: study of the possibility of using a mini-clinical exam to assess the clinical skills of students in the specialty of stomatology. Materials and methods: research design – descriptive retrospective analysis using quantitative methods. The materials for the study were the results of the mini-clinical exam for period 2019-2020 of students of the non-profit joint-stock company «Medical University of Karaganda». Results and discussion: the final mini-clinical exam was passed by students of the fifth year of the specialty «Dentistry» in the discipline «Pediatric therapeutic dentistry» as the first stage of the final exam to complete the academic period of study. The average value for the graduate exam in 2019 was 72.6 % and in 2020 – 71.64 %. Such format of examination allowed in 2019 85 % of students and 80 % in 2020 to obtain a satisfactory result. Conclusion: in contrast to traditional assessment methods, standardized methods (mini-clinical, clinical exams, OSCE) allow us to evaluate and demonstrate the achievement of competencies for the fulfillment of future labor functions.

Keywords:
mini-clinical exam
clinical exam
OSCE
traditional assessment methods
students

На сегодняшний день перечень компетенций, которыми должен обладать студент, обучаясь в медицинском университете, определяется вузом самостоятельно на основе национальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов. Наибольший разброс мнений представляют формулировки ключевых компетенций и их систем. В данном контексте компетентность понимается как «способность к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности». Исследования мнений экспертов, работодателей, обучающихся и преподавателей условно можно отобразить в обобщенной модели необходимых компетенций выпускника [1]. В связи с развивающимся рынком труда целесообразным является деление компетенций на hard skills и soft skills. Ключевыми компетенциями выпускника медицинского университета могут быть: медицинские знания, коммуникация, клинические навыки, профессионализм, личностное развитие, нормативно-правовые знание, и этот список еще далеко не окончен [2].

В процессе обучения студент, приобретая определенный опыт и знание, формирует компетенции, и следующим этапом является процесс оценивания. Оценивание – необходимый компонент образовательного процесса, представляющий собой сбор и анализ информации об успеваемости учащихся на текущих и итоговых стадиях обучения. Цель, задачи, предмет, объект, принципы, методы, формы и инструменты оценивания должны быть понятны всем субъектам образовательного процесса – студентам, преподавателям [3].

Методология оценивания подвергается изменениям, так как каждая система оценивания имеет свои негативные стороны. Многие исследователи в сфере образования и сами преподаватели стремятся исключить негативные моменты в системе оценивания. Исходя из этого, определили два направления. Первым из них является усовершенствование учебно-воспитательного процесса и его оценочной основы в рамках уже имеющийся информационно-просветительской системы обучения. Вторым, более радикальным, методом является обновление процесса обучения и его оценочного компонента на основе инновационных концепций образования.

Одной из важных и ключевых компетенций для выпускника-стоматолога является клиническая компетенция.

Методами контроля освоения клинической компетентности НАО «Медицинский университет Караганды» являются текущий и итоговый контроли. Текущий контроль клинической компетенции осуществляется при самостоятельной работе обучающегося с преподавателем (СРОП) и при проведении СРО в виде дежурств в клинических кабинетах под контролем наставников, где будущие выпускники отрабатывают свои мануальные навыки и коммуникативные компетенции.

Для оценки уровня сформированности коммуникативной компетентности на стоматологическом факультете имеется расширенный чек-лист для оценки коммуникативных навыков студента, согласно которому уровень сформированности коммуникативной компетенции студента (врача-интерна) оценивается по таким позициям, как вербальные и невербальные средства общения, последовательность слов и действий, личностные компетенции (внимательность, заботливость, сочувствие, поддержка) [4].

Итоговый контроль обучающихся 5 курса проводится в виде мини-клинического экзамена, продолжительность которого составляет 15–20 минут, и, как правило, позволяет оценить навыки по диагностическому процессу и коммуникативные навыки.

Итоговый контроль у интернов-стоматологов состоит из нескольких этапов. Первым этапом является прохождение клинического экзамена. Для проведения клинического экзамена необходимы следующие составляющие:

– тематические пациенты;

– ограниченное время;

– стандартизированный оценочный лист.

Тематические пациенты представлены стандартизированными пациентами, задачей которых является воспроизвести реальный прием пациента к стоматологу.

Студенты ограничены по времени, прием длится не более 60 минут, по окончании которого проводится дебрифинг.

Стандартизированный оценочный лист представлен критериями оценивания, такими как:

– навыки сбора анамнеза;

– навыки обследования челюстно-лицевой области, формирование предварительного диагноза;

– интерпретация результатов дополнительных методов обследования;

– обоснование клинического диагноза;

– составление плана лечения;

– проведение этапов лечения;

– коммуникативные навыки.

Баллы присуждаются каждому из критериев оценивания в промежутке от 0 до 100 %. Далее высчитывается средний балл, и выставляется итоговая оценка, выраженная в процентах.

Клинические компетенции можно оценить с помощью стандартизированного метода оценки – объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) [5].

В основе метода лежит комплексная оценка с множеством (обычно от 6 до 12) оценочных станций, моделирующих различные аспекты клинической компетентности. Все студенты проходят одинаковые испытания, последовательно переходя от станции к станции, в соответствии с расписанием, результаты выполнения заданий при этом оценивают с использованием чек-листов. Время, выделенное на прохождение каждой станции, одинаково и ограниченно. Для проведения ОСКЭ привлекаются стандартизированные пациенты, используются различные тренажеры и симуляторы, а также дополнительные диагностические элементы (ЭКГ, диагностические слепки и т.д.).

Методика ОСКЭ заключается в создании для экзаменуемых реальных клинических ситуаций, позволяющих продемонстрировать приобретенные технические, дедуктивные (диагностические, когнитивные) и коммуникативные навыки. ОСКЭ имитирует (симулирует) процесс обследования и лечения пациента, поэтому практические испытания на станциях ОСКЭ обычно представляют собой задания на интерпретацию исследований, оценку коммуникативных навыков (сбор анамнеза, сообщение плохих новостей), а также технических навыков. Таким образом, ОСКЭ – это больше, чем комплексный экзамен. Правильно разработанные станции ОСКЭ позволяют проверить клинические компетенции, связанные с самостоятельным осуществлением медицинской деятельности.

В отличие от традиционных методов оценки стандартизированные методы (мини-клинический, клинический экзамены, ОСКЭ) позволяют оценить и продемонстрировать достижение компетенций для выполнения будущих трудовых функций.

Цель исследования: изучение возможности применения мини-клинического экзамена для оценки клинических навыков обучающихся по специальности «Стоматология».

Материалы и методы исследования

Дизайн исследования – описательный ретроспективный анализ с использованием количественных методов. Материалами для исследования служили результаты мини-клинического экзамена за 2019–2020 гг. студентов НАО «Медицинский университет Караганды».

Результаты исследования и их обсуждение

Итоговый мини-клинический экзамен был принят у студентов V курса специальности «Стоматология» по дисциплине «Детская терапевтическая стоматология» как первый этап итогового экзамена по завершении академического периода обучения. Для проведения мини-клинического экзамена необходимы следующие составляющие:

– тематические пациенты;

– небольшие задания в различное время;

– стандартизированный оценочный лист.

Продолжительность оценки одного студента составляет 15 мин.

Стандартизированный оценочный лист представлен критериями оценивания, такими как:

1. Навыки сбора анамнеза.

2. Навыки обследования челюстно-лицевой области:

– Определение индекса гигиены.

– Определение пародонтальных индексов.

– Выбор дополнительного метода исследования.

3. Коммуникативные навыки.

4. Навыки клинического мышления.

Каждый этап оценивается соответственно шкале оценок от 0 до 100 %. Оценка за экзамен представляет собой средний балл за все этапы и выставляется в процентах.

В ходе мини-клинического экзамена оцениваются следующие компетенции:

– коммуникативные навыки;

– профессиональные знания;

– специальные навыки (клинические компетенции).

За 2018–2019, 2019–2020 учебные годы количество обучающихся, допущенных к промежуточной аттестации по дисциплине «Детская терапевтическая стоматология», составило 58 и 25 человек в 2019 и 2020 гг. соответственно.

На рис. 1 представлены результаты среднего балла выпускников за 2019 и 2020 гг. Среднее значение за мини-клинический экзамен у выпускников в 2019 г. было 72,6 % и в 2020 г. – 71,64 %, что соответствует удовлетворительной подготовке обучающихся V курса специальности «Стоматология». В группах за 2019 и 2020 гг. отсутствовали статистически значимые различия при распределении по результатам среднего значения за мини-клинический экзамен (p > 0,05).

tul1.wmf

Рис. 1. Среднее значение баллов выпускников в 2019 и 2020 гг.

В ходе исследования была проведена качественная оценка результатов обучающихся, где определялось, что в 2019 г. 15 % студентов получили неудовлетворительную оценку, 77,5 % студентов имели оценку «Хорошо» и 6,8 % – «Отлично». В 2020 г. 20 % студентов имели неудовлетворительную оценку и 80 % – удовлетворительную (рис. 2).

При анализе критериев мини-клинического экзамена за 2019 и 2020 гг. отмечалось, что выпускники стоматологии имели положительные результаты за такой этап, как «Навыки сбора анамнеза».

В 2019 г. 95 % студентов справились с критерием «Навыки сбора анамнеза» на положительный балл (выше 75 %), в 2020 г. этот показатель составил 80 % (рис. 3).

При анализе критериев мини-клинического экзамена за два года отмечалось, что наибольшие трудности студенты стоматологии испытывали при выборе пародонтальных индексов и дополнительных методов обследования.

tul2.wmf

Рис. 2. Результаты оценивания студентов за 2019 и 2020 гг.

tul3.wmf

Рис. 3. Среднее значение результатов критерия «Навыки клинического мышления» в 2019 и 2020 гг.

tul4.wmf

Рис. 4. Среднее значение результатов критерия «Навыки клинического мышления» в 2019 и 2020 гг.

У более половины студентов в 2019 и 2020 гг. были определены низкие баллы (неудовлетворительно) по критерию «Навыки клинического мышления» в 70 % и 60 % случаях соответственно (рис. 4). Возможно, это связано с тем, что студенты имели небольшой клинический опыт, и это повлияло на низкие результаты в данной категории.

При анализе критерия «Выбор дополнительного метода обследования» у 75 % и 56 % студентов в 2019 и 2020 гг. имелся неудовлетворительный и плохой балл (рис. 5). После мини-клинического экзамена проходило обсуждение результатов со студентами, где было определено, что студенты считали этот дополнительный метод исследования необязательным, так как сбор анамнеза и осмотр полости рта, по убеждению студентов, является достаточным для постановки диагноза. Следуя данной тенденции, можно сказать, что у студентов имеются проблемы с дифференциальной диагностикой. Это является поводом для пересмотра учебных программ как самой дисциплины, так и дисциплин-пререквизитов.

С целью получения обратной связи после мини-клинического экзамена студенты участвовали в обсуждении для выявления удовлетворенности видом экзамена. Все обучающиеся отмечали благоприятную среду для проведения экзамена.

tul5.wmf

Рис. 5. Среднее значение результатов критерия «Назначение R-снимка» в 2019 и 2020 гг.

Таким образом, для оценки клинической компетентности одной из форм стандартизированной оценки может служить мини-клинический экзамен. Проведение экзамена данного формата позволило в 2019 г. 85 % обучающимся и 80 % в 2020 г. получить удовлетворительный результат. В связи с тем что в подготовке специалистов одним из основных трендов является компетентностный подход, применение данного метода позволяет оценить как раз и клинические компетенции. Можно отметить, что удовлетворительные результаты студентов в ходе экзамена и положительные отзывы респондентов после экзамена являются поводом для положительной оценки мини-клинического экзамена. Вышеуказанное позволяет рекомендовать для более широкого применения данный метод оценки достижений обучающихся.


Библиографическая ссылка

Тулеутаева С.Т., Аширбекова Ж.Ж., Анапия Б.Б., Кошкинбаева А.Р., Шарапатов Е.А. ОЦЕНКА КЛИНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 2. – С. 5-9;
URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2278 (дата обращения: 29.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074