Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Фадеева Ю.С. 1 Кобозева И.С. 1
1 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева
Статья отражает сущность, понятие и содержание художественно-образного мышления. Мышление музыканта имеет свою специфику. Особенность работы музыканта заключается в представлении им музыки на суд слушателей. Музыкальное художественно-образное мышление является образным отражением действительности, это обобщенный чувственный опыт, наполненный деталями индивидуального опыта человека. Чертами музыкального художественно-образного мышления помимо образности является ассоциативность, логичность, др., эти качества лежат в основе таланта человека в музыкальной профессии. Музыкальный художественный образ представляется не только чувственными ассоциациями, а также и за счет слова, мимики, жеста, пластики, движения, настроения, др. Музыкальный художественный образ немыслим без логики, всего внемузыкального, это его обогащает. Музыкант активно мыслит, рассуждает о том, чему посвящено его творчество, делает это не только в процессе своего труда, но и тогда, когда занят другими делами. Любой вид мышления невозможен без языка. Словесная формулировка помогает осмыслить неуловимое, это отличает мир художественных образов музыкального произведения. Чувственное содержание основано на образах восприятия, ощущения, представления, рациональное – на образах логических структур и явлений.
музыкальное мышление
художественно-образное мышление
мастерство музыканта
ассоциативность
логика
музыкальный язык
1. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Психология мышления: хрестоматия / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонов, М.В. Фаликман (ред.). – М.: ACT: Астрель, 2008. – C. 111–116.
2. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: Гардарики, 2002. – 17 с.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2006. – С. 27–80.
4. Шадриков В.Д. Интеллектуальные операции. – М.: Университетская книга, Логос, 2006. – С. 47–51.
5. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Изд. «Проспект», 2004. – С. 90–124.
6. Маклаков А.Г. Общая психология / Изд. Питер, 2006. – С. 61–69.
7. Шадриков В.Д. (2007). Ментальное развитие человека. Москва: Аспект Пресс. – С. 22–28.
8. Брушлинский А.В., Тихомиров, О.К. О тенденциях развития современной психологии мышления // Национальный психологический журнал. – 2013. – 2 (10). – С. 10–16.
9. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – М.: Просвещение, 1968. – С. 118–119.
10. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека / Изд. «Московский психолого-социальный институт», 2003. – С. 63–64.

Мыслительная деятельность представляет собой объект исследования ряда научных дисциплин, таких как: теория познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности. Мыслительный процесс является достаточно сложным познавательным психическим процессом, высшей формой отражения и восприятия окружающей действительности. Рубинштейн С.Л. отмечает, что «Мышление – это опосредованный и обобщенный процесс отражения окружающей среды в ходе анализа и синтеза. Данный процесс возникает на основе практической деятельности чувственного познания и выходит за его пределы» [1, с. 37].

Мыслительными операциями являются: сравнение, анализ и синтез, абстракции, обобщение, конкретизация. Мышление музыканта имеет свою специфику особенностей профессии. Особая текучесть и необратимость музыкального текста обуславливают постоянную необходимость анализа звукового потока. Операции группировки, сравнения и дифференциации действуют на протяжении звучания музыкального произведения, на всех уровнях музыкального синтаксиса – сравнение звуков по высоте и длительности даёт представление о ладовой и ритмической организации интонации и мотива; сравнение мотива и фразы позволяет воспринять тематические структуры; сравнение частей и разделов приводит к осмыслению формы и типа развития; сравнение одного музыкального произведения с другими выявляет жанровые и стилистические особенности. Со второго уровня синтаксиса, такое сравнение требует подключения группировки [2, с. 15].

К помощи мышления мы приходим в том случае, когда не можем получить информацию, основываясь на работе только лишь органов чувств. В подобных случаях необходимо приобретать новое знание при помощи мышления и выстраивать концепцию определенных выводов.

Следует отметить, что все без исключения разновидности мышления напрямую непосредственно тесно взаимосвязаны между собой. Когда мы начинаем приступать к какому-либо практическому действию, мы непосредственно уже имеем тот самый образ в нашем сознании, которого предстоит еще достичь.

Художественное мышление представляет собой такой вид интеллектуальной деятельности, которая направлена на создание и восприятие произведений искусств. Это особая разновидность мышления, которая отличается целями и задачами, характером протекания, социальными функциями и способами включения в социальную практику [3, с. 58–74].

Шадриков В.Д. полагает, что образ, который формируется в сознании индивида является мысленным (ментальным). Когда индивид воспринимает объект окружающей среды, его сознание фиксирует мысленную форму данного объекта, которая может возникнуть при помощи мечтания. Образное мышление формируется посредством фиксирования, создания, оперирования, передачи, видоизменения образа. Данный вид мышления реализуется при помощи механизма представления, который основывается целостном восприятии и каждого фрагмента по отдельности [4, с. 49–51].

Мир искусства – это мир художественных образов. Без понимания специфики художественного образа невозможно постичь суть искусства [5, с.101]. Особенность работы музыканта заключается в представлении слушателям уже существующих, оформленных, неповторимых образов. Художественный образ отражает действительность в ее конкретности, индивидуальной неповторимости. В то же время, будучи естественной картиной мира, художественный образ заключает в себе обобщение, отображает внутренний смысл изображаемого, следовательно является формой познания и отражения действительности. Образность важна в детском музыкальном творчестве, когда у ребенка происходит формирование основных навыков исполнительства, посадки, постановки рук, звукоизвлечения. В формировании художественного образа большое значение имеют художественные средства выражения. Мастерство музыканта заключается в обработке материала (слова, звука, др.), которые оказывает большое эстетическое воздействие и помогает восприятию того содержания, которое содержится в образе.

Музыкальный образ не является лишь музыкальным по своей природе, поскольку, как мы отметили выше, при формировании образа важную роль играет зрительная память, воображение и ассоциативность. Ассоциации по контрасту, сходству, смежности неизменно присутствуют в процессе работы над музыкальным произведением, чем многообразнее ассоциации, тем ярче звучит авторская музыка. Музыкальный образ также включает в себя и другие производные, в том числе логический компонент. Одной из качественных характеристик работы музыканта является активная мыслительная деятельность, рассуждения, наблюдения. Музыкальный художественный образ, обычно возникает как носитель единичного, конкретного, является сам по себе обобщением. В содержании творчества музыканта отражаются чувственные и рациональные части. Чувственное содержание основано на образах восприятия, ощущения, представления, рациональное – на образах логических структур и явлений. В отличие от традиционных эмоциональных проявлений, главным для музыкальных художественных эмоций является устойчивое, объективное, духовно-этическое содержание [6, с. 62].

Исполнительское музыкальное мышление является разновидностью художественно-образного мышления, которое характеризуется как образное отражение действительности, выражение обобщенного, закономерного в чувственной форме, наполненной деталями непосредственного, индивидуального облика [7, с. 21–22]. При формировании исполнительского музыкального мышления определяют следующие этапы – музыкальное восприятие (первоначальное «проникновение» в музыкальное явление – обнаружение, опознание, идентификация, категоризация), ассоциативно-познавательные операции, то есть пробуждение музыкальных образов через художественные немузыкальные образы и через них – подход к ассоциациям, обращение к эмоциональному личностному опыту человека. В процессе прослушивания и переживания музыкального произведения появляется «инсайт» – эстетическое наслаждение и духовное обогащение. Музыкальный язык развивается в процессе музыкальной практики, он основывается на структурных единицах (знаках), заключающих в себе свое значение [8, с. 91].

Соколов А.Н. в труде «Внутренняя речь и мышление» отмечает, что музыкальное художественно-образное мышление работает в произведении в виде системы отбора, ограничения, целенаправленности, структурирования музыкального текста, что представляет собой особенный тип продуктивного творческого мышления. Музыкальный мыслительный процесс включает в себя главные черты мышления как психического процесса, а его специфика определяется духовным содержанием музыки, семантикой музыкального языка, энергичным самовыражением личности в ходе музыкальной работы [9, с. 118–119].

Художественно-образное мышление состоит из двух компонентов: объективно-формального и эмоционально-субъективного. Данные компоненты влияют на формирование художественно-образного мышления.

Художественно-образное мышление основывается на развитии таких психических процессов как: творческое восприятие, чувственное мироощущение, ассоциативность, эмпатия, креативность, воображение и т.п. [10, с. 63].

Художественно-образное мышление в музыке способно оперировать интонационными и логическими компонентами одновременно, при этом в процессе создания произведения, музыкальный образ и форма взаимодополняемы. Уже на первом этапе рождения интонации требуется логика, которая определяет процесс построения музыкальной композиции действительности звуками посредством чувства. Любой вид мыслительной деятельности невозможен без языка, поэтому абсолютна связь исполнительного художественно-образного музыкального мышления с вербализацией результатов. Словесная формулировка исполнительского замысла, задач воплощения дает возможность осмыслить неуловимое, то, что отличает мир музыкально-художественных представлений.

Важными факторами, влияющими на развитие художественно-образного мышления, являются не только лишь практические умения и навыки, но и специфика восприятия действительности музыкантом. Это показывает всю важность взаимодействия практических навыков с умениями, знаниями, теоретическим опытом, фантазией, эмоциональным настроем. Понятие художественно-образного мышления позволяет выявить закономерности проявления образов и поиска художественно-выразительного воплощения в процессе творчества средствами искусства.

Мышление музыканта очень специфично и особенно. Без особых качеств, которыми должен владеть музыкант, работать в профессии достаточно трудно.


Библиографическая ссылка

Фадеева Ю.С., Кобозева И.С. ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 139-141;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1938 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674