Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ГРУППОЙ ПОДРОСТКОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Простакишина Ю.А. 1
1 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»
В статье представлен анализ современных исследований в области отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Проанализировано теоретико-практическое осмысление проблем отклоняющегося поведения несовершеннолетних в группе. Установлены основные факторы сплочения в группы несовершеннолетних, а также состав данных групп. Выявлены и описаны авторские позиции в отношении педагогической возрастной периодизации детства. Утвержден возраст несовершеннолетних, наиболее склонных к сплочению в группы и подвластных совершению антиобщественных действий. Определен, установленный нормативно-правовым актом, алгоритм работы сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних с группами несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений. В статье приведены аналитика – статистические данные информационного центра ГУ МВД России по Московской области, в частности «О состоянии и мерах по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних за 6 месяцев 2018 года», которые отражают тревожную ситуацию в области развития, смысложизненных ориентаций и социализации современной молодежи. Посредством анализа должностного регламента составлен вектор взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних с другими отделами Управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Муниципальных Управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области, а также изучены неформальные молодежные объединения, в том числе и направление «трайнсерфинг».
несовершеннолетние (подростки)
сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних
характер групп несовершеннолетних
неформальные молодежные объединения
взаимодействие подразделений и отделов
1. Ульянова И.В. Педагогика XXI века: монография. – М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. – 296 с.
2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 №120–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №26. – Ст. 3177.
3. Простакишина Ю.А. Смысложизненные ориентации несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений // Перспективы науки и образования. – 2018. – №3 (33). – С. 278–281.
4. Никитская Е.А., Никитина Е.О. К вопросу о необходимости совершенствования работы субъектов профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних // Наука и школа. – 2018. – №5. – С. 182–188.
5. Ульянова И.В. Просветительская работа инспектора ПДН с несовершеннолетними в образовательных организациях по предупреждению киберманипулирования личностью в социальных сетях // Актуальные проблемы обеспечения кибербезопасности: материалы Всероссийского круглого стола 15 февраля 2018 г. – М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, 2018. – С. 356 – 362.
6. Простокишина Ю.А., Дорошенко О.М. Проблемные вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений: Международная научно-практическая конференция. (Воронеж, 20 мая 2015 г.). – Воронеж: Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. – С. 313–314.
7. Дорошенко О.М. Деятельность полиции при возникновении групповых нарушений общественного порядка и массовых волнений в различных условиях // Проблемы учета и права в современной России. – М.: Русайнс, 2017. – С. 143–150.
8. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: http://pravo.gov.ru (Дата обращения – 01.12.2018).
9. Единая межведомственная информационно-статистическая система: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/databases/emiss/ (Дата обращения – 25.12.2018).

Каждому несовершеннолетнему подростку склонно бывать в обществе своих сверстников, так как ему требуется взаимопонимание, а главное общение. Тревогу может вызвать не само общение подростка с группой, а криминализация группы, в которой находится подросток. Поэтому особо важно изначально устанавливать какие это группы по своему содержанию и целям своей деятельности. Несовершеннолетние (подростковый возраст) нами рассматриваются от 9(10) до 17 лет, опираясь на «Педагогическую возрастную периодизацию детства по И.В. Ульяновой» [1, с. 103] (таблица), а также опираясь на Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2] «Несовершеннолетние – понятие междисциплинарное, обозначающее лиц, не достигших возраста восемнадцати лет» [3, с. 278].

Педагогическая возрастная периодизация детства

Возраст ребенка

Название периода

9 (10) – 14 (15) лет

Средний школьный

14 (15) – 16 (17) лет

Старший школьный

 

Начальный профессиональный

(16) 17

Студенческий

Преступные группы, в которых находится несовершеннолетний, могут быть и относительно морально устойчивыми. Изначально группу несовершеннолетних могут сплачивать общие интересы, совпадающие у большинства подростков, состоящих в данной группе, это, как правило, общее времяпрепровождение, например, дворовые компании, «лодырничество», демонстрация своей независимости, симпатии, или даже эмпатии. В большинстве случаев преступности групп может предшествовать ряд негативных факторов, таких как: безнадзорность со стороны родителей, запущенность воспитания, негативное влияние старших и показ отрицательного примера со стороны взрослых. В дальнейшем такие группы несут в себе антиобщественную направленность, с другими моральными принципами [4, с. 184]. Поэтому особо важно своевременно проводить предупредительную и профилактическую работу с несовершеннолетними, состоящими в антиобщественных группах, в отношении которых имеются обоснованные опасения по возможности совершения ими общественно опасных деяний. Стоит отметить тенденцию сплочения групп несовершеннолетних, они могут состоять из:

– Подростки;

– Подростки ↔ Взрослый;

– Взрослые ↔ Один или несколько подростков;

Группы несовершеннолетних подразделяются по характеру социальной направленности:

– социально-положительные или просоциальные

– асоциальные

– социально-отрицательные (антисоциальные).

Особенность нахождения в данной группе подростка – общение, так как в таких группах равные отношения, не смотря на диктатуру лидера, в особенности привлекает взаимопонимание, равнозначность помыслов, и однозначно главную роль играет преданность друг другу. Поэтому, когда взрослые посягают, на свободное время подростка, ими это воспринимается как покушение на свободное времяпрепровождение и свободу личности. Отсюда можно сделать вывод, что такие дети редко увлекаются чтением или техническим творчеством.

Подростки с таким поведением представляют собой группу риска. Пубертатный период знаменуется гормональным всплеском и чрезмерной активностью, агрессивностью. Появляются противоречия в детско-родительских отношениях, обусловленными перестройкой механизмов контроля, это проявляется в том, что «детские методы контроля» уже не действуют, а «взрослые» не совсем еще окрепли или сформировались, то есть уровень притязания не схож с уровнем возможностей. Автор убежден, что «Кризисные ситуации, переживаемые детьми, подростками, обусловлены, прежде всего, отсутствием полноценного внимания со стороны взрослых, когда отношения двух поколений отличаются формализмом» [3, с. 279].

Для определения более точной предупредительной и профилактической работы инспектора ПДН (ОДН) с группами несовершеннолетних особо важно на первой стадии определить направленность группы: асоциальная или антисоциальная.

Инспектора ПДН (ОДН), при выявлении неформальной группы подростков, и постановки её на учет, тесно взаимодействуют с другими подразделениями, для предотвращения совершения ими преступления и проведения профилактических работ [5,
с. 355]. Таким образом, взаимодействие происходит:

– с сотрудниками патрульно-постовой службы (для мониторинга сотрудниками правонарушений, совершаемых при проходе патрулируемой территории и возможного выявления группы подростков, состоящей на профилактическом учете);

– с сотрудниками уголовного розыска (самое главное, для отработки подростков, ушедших или пропавших без вести; посещение подростков, склонных к противоправным деяниям, по их месту жительства и отработки по направлению установки правильных моральных норм;

– с участковыми уполномоченными (в первую очередь для информирования службы о том, что на их обслуживаемом участке находится группа подростков, склонная к противоправным деяниям, так же для работы по предотвращению таких деяний и постановки более устойчивых и правильных моральных норм несовершеннолетним);

– с сотрудниками дежурных частей(для информирования инспекторов ПДН (ОДН) при совершении подростками правонарушений).

Подчеркнем, что взаимодействие между инспекторами ПДН (ОДН) происходит как на районном, так и на территориальном уровнях. К примеру, если несовершеннолетний или группа несовершеннолетних совершили противоправное действие в границах одного района, а кто-то из группы проживает на территории другого района, то информация об этом направляется и в район проживания или если группа несовершеннолетних постоянно находится на территории другого района, но место жительство у несовершеннолетних в противоположном месте, при этом мониторинг и профилактика будут проходить в рамках 2-х районов (территорий). (Однако, если это не группа несовершеннолетних, то информация направляется район по месту жительства несовершеннолетнего, где именно по месту проживания и будут производиться профилактические меры) [6, с. 313].

В наблюдательном деле, которое заводится на группу(ы) несовершеннолетних, с отрицательными качествами, должен в первую очередь находится рапорт на начальника У(О)МВД (МУ МВД) либо на начальника ОУУП и ПДН, в котором прописываются причины постановки, место концентрации; конкретные сведения о данной группе – какое направление, количество участников, роль каждого из участников в данной группе; лист учете профилактических мероприятий; лист ежемесячных проверок по ИЦ; не одного раза в год запрос о судимости и привлечении к уголовной ответственности; характеристики также не реже раза в год и другие материалы, накапливаемые по мере необходимости [7, с. 147].

Особое внимание в ГУ, У(О), (МУ) МВД России по Московской области уделяется таким подросткам, которые входят в состав неформальных молодежных объединений. В настоящее время более громких неформальных молодежных объединений насчитывается около 8, это: футбольные фанаты («Спартак», «ЦСКА», «Зенит»), экстремисты, зацеперы или «трейнсерфингисты», скинхеды, панки, граффитисты, противоборствующие, «белые Совы».

Инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних проводится следующая работа:

• выявление и постановка на профилактические учеты лиц, склонных к совершению преступлений в указанной сфере; осуществление с данными лицами на постоянной основе профилактической работы;

• привлечение к профилактической работе общественных объединений правоохранительной направленности, а также волонтеров, которые в образовательных учреждениях принимают участие в подготовке и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на воспитание толерантного отношения к другим национальностям, культурам;

• проведение в общеобразовательных, средне-специальных учебных заведениях лекций и бесед с разъяснением уголовной и административной ответственности за совершение преступлений и правонарушений экстремисткой окраски;

• проведение рейдов по выявлению мест концентрации подростков, членов неформальных молодежных объединений.

С целью вовлечения несовершеннолетних в организованные формы досуга в образовательных учреждениях Московской области действует 662 отрядов правоохранительной направленности «Юный друг полиции», члены которых оказывают помощь администрации школы и сотрудникам полиции в вопросах профилактики правонарушений.

С учащимися общеобразовательных школ в отчетном периоде проведено более 9800 лекций и беседа об уголовной и административной ответственности, из них: 1945 – за участие в противоправных действиях в составе группировок, в том числе экстремистской направленности [8].

Организована и проводится индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, которые придерживаются неформальных взглядов

Сотрудниками ПДН, уголовного розыска, участковыми уполномоченными полиции проводятся мероприятия, направленные на разобщение и переориентацию данных групп.

Организована работа по выявлению и пресечению фактов вовлечения несовершеннолетних в деятельность групп, пропагандирующих движение «скинхедов», а также иную противоправную деятельность.

В этих целях за 6 месяцев 2018 г. проведено 606 специализированных рейдов по местам концентрации молодежи, а также 2 оперативно – профилактических мероприятия: «Каникулы» и «Безнадзорные дети». В ходе мероприятий выявлено 47 (–44,0 %; 84) несовершеннолетних данной категории, 18 (–28,0 %; 25) мест их концентрации [9].

Отмечается активизация неформальных молодёжных групп, занимающихся «трейнсерфингом» (так называемые «зацеперы»).

А также в сентябре 2018 года (ежегодная традиция) на базе ГУ МВД России по Московской области состоялся конкурс «Полиция на страже здорового образа жизни» среди подростков в возрасте 12–14 лет. Данное спортивное мероприятие направлено на профилактику отклоняющегося поведения детей, популяризации и внедрения массовых форм проведения досуга подростков, а также пропаганду здорового образа жизни.


Библиографическая ссылка

Простакишина Ю.А. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ГРУППОЙ ПОДРОСТКОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 105-108;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1930 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674