Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДУШНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛОВ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ КРУПНЕЙШИХ АЭРОПОРТОВ Г. МОСКВЫ

Федорова Д.А. 1
1 Российский университет дружбы народов
Статья посвящена анализу финансовой эффективности деятельности аэропортов города Москвы – «Домодедово» и «Шереметьево». Методика исследования основана на анализе прибыли и рентабельности воздушных транспортных узлов за 2015-2016 годы. Источниками информации для анализа являются данные бухгалтерской отчетности аэропортов: выручка от продажи, себестоимость, валовая прибыль, коммерческие расходы, прибыль от продажи, прибыль до налогообложения, налог на прибыль, чистая прибыль. В статье рассматриваются особенности формирования финансов воздушного транспорта России. Раскрываются источники формирования и пополнения финансовых ресурсов авиакомпаний, а также основные звенья воздушно-транспортной системы. Автор делает вывод о том, что формирование финансов воздушного транспорта происходит специфическим образом, поскольку на это влияет множество факторов как макроэкономического, так микроэкономического характера. Показано, что аэропорты являются неотъемлемой частью современной авиатранспортной системы. Статья раскрывает за счет каких видов деятельности формируются доходы аэропортов. На основе проведенного исследования автор делает выводы об эффективности финансовой деятельности воздушных транспортных узлов, об их платежеспособности, инвестиционной привлекательности, перспективности бизнеса, а также насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал.
финансовая эффективность
воздушный транспорт
воздушный транспортный узел
аэропорт
прибыль
рентабельность
1. Артемова Е.И., Короткова И.И. Тенденции формирования и развития аэропортов-хабов в России// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. С. 1–12.
2. Бажов Л.Б. Основы аэропортовой деятельности и обеспечения полётов: учебное пособие / сост. Л.Б. Бажов. М.: УВАУГА(И), 2011. 80 с.
3. Доходы аэропорта. [Электронный ресурс]. URL: https://helpiks.org/5-53805.html (дата обращения: 07.11.2018).
4. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200124393 (дата обращения: 16.11.2018).
5. Серёмина Р.Н. Финансы компаний воздушного пассажирского транспорта // Вопросы экономики и управления. 2015. № 2. С. 58–61. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/th/5/archive/16/402/ (дата обращения: 05.12.2018).
6. Бухгалтерской отчетности аэропорта «Домодедово» за 2016-2015 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://e-ecolog.ru/buh/2016/5009097148 (дата обращения: 05.12.2018).
7. Бухгалтерской отчетности аэропорта «Шереметьево» за 2016-2015 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://e-ecolog.ru/buh/2016/7712094033 (дата обращения: 05.12.2018).

Транспорт является одной из важнейших отраслей экономики, который вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры. Важное место среди видов транспорта занимает воздушный транспорт.

Воздушный транспорт – этот вид наиболее скоростного, но достаточно дорогостоящего транспорта. Он имеет особое значение для Российской Федерации как средство обеспечения дальних магистральных пассажирских и грузовых сообщений. Данный вид транспорта основан на использовании воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры для удовлетворения потребностей граждан, общества и государства в воздушных перевозках и авиационных работах [1].

Основной элемент воздушного транспорта – аэропорт. Это комплекс сооружений, который предназначен для приёма, отправки, базирования воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей собственную инфраструктуру. Эффективность финансовой деятельности аэропорта влияет на стабильность его функционирования и развитие воздушной транспортной инфраструктуры страны.

Цель статьи – проанализировать финансовую эффективность воздушных транспортных узлов России на примере аэропортов г. Москвы («Домодедово», «Шереметьево»).

Источники информации – данные бухгалтерской отчетности аэропортов «Домодедово» и «Шереметьево» в 2015-2016 гг.

Особенности формирования финансов воздушного транспорта

Финансы любой фирмы или компании являются важной составляющей совокупной финансовой системы России. На организацию финансов различными хозяйствующими субъектами в значительной степени влияет экономическая политика страны. Поскольку субъекты хозяйствования зависят от мероприятий, проводимых в сфере экономики.

Сфера компаний воздушного пассажирского транспорта не является исключением. В ней формирование финансов происходит специфическим образом, на нее влияет множество факторов как макроэкономического, так микроэкономического характера.

Важным моментом является то, что финансирование воздушного транспорта в целом происходит с помощью выделения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и из федерального бюджета.

Функционирование воздушного транспорта с позиции авиакомпаний в большинстве случаев зависит от состояния аэропарка. Существует два источники формирования и пополнения финансовых ресурсов авиакомпаний: внешние и внутренние.

– Внешние источники представлены заемными средства других авиапредприятий, кредитами банков, кредиторской задолженностью компаниям авиационного сектора, средствами бюджетов и внебюджетных фондов, прочими каналы привлечения средств извне.

– Внутренние источники включают прибыль и амортизационные отчисления, образующие собственные финансовые ресурсы аэропортов.

Далее перейдем непосредственно к рассмотрению формирования финансов воздушных транспортных узлов. Воздушные транспортные узлы (аэропорты) являются неотъемлемой частью современной авиатранспортной системы. Аэропорт – это транспортное предприятие, которое осуществляет прием и отправку пассажиров и грузов, а также облуживание и организацию полетов подвижного состава. Аэропорт представляет собой сложный инженерный комплекс зданий, сооружений, оборудования и технических средств [2].

Доходы воздушных транспортных узлов складываются из неавиационных и авиационных видов деятельности [3].

Неавиационная деятельность – это предоставление в концессию или аренду площадей аэропорта и получение соответствующих платежей от их эксплуатации.

Авиационная деятельность – это предоставление наземного обслуживания авиакомпаниям и соответственно получение оплаты за предоставленные услуги.

Аэропорт служит точкой взаимодействия трех основных звеньев воздушно-транспортной системы:

– авиакомпании, которые осуществляют авиаперевозки;

– пассажиры, клиенты и грузоперевозчики, которые являются пользователями авиаперевозок;

– аэропорт – авиапредприятие, которое обеспечивает наземное обслуживание авиаперевозок.

Эффективное функционирование, то есть доходы аэропорта напрямую зависят от количества эксплуатируемого парка воздушных судов, количества взлетно-посадочных операций, годового объема грузовых и пассажирских перевозок. Все выше перечисленное в конечном итоге составляет общее количество предоставляемых аэропортом платных услуг по наземному обслуживанию авиаперевозок и суммарный объем работ в аэропорту.

Методика оценки эффективности финансовой деятельности воздушных транспортных узлов

Эффективность (лат. efficientia) – соотношение между достигнутыми результатами, с одной стороны, и использованными ресурсами – с другой [4].Экономическая эффективность функционирования воздушного транспортного узла – это устойчивое и экономически независимое состояние предприятия, регулярно и постоянно взаимодействующее с другими субъектами перевозочного процесса, при осуществлении оптимальных объемов технических и коммерческих операций, а также определенной совокупностью экономических показателей, определяющих это эффективное состояние [5, с. 58].

В данной статье анализ эффективности финансовой деятельности крупнейших аэропортов г. Москвы будет осуществляться на основе таких результирующих показателей, как прибыль и рентабельность.

Анализ показателей прибыли и рентабельности является методом определения того, насколько перспективен бизнес и оценки его инвестиционной привлекательности.

Прибыль – это чистый доход предпринимателя на вложенный капитал. Он представляет собой разность между совокупным доходом и затратами в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Коэффициенты рентабельности определяются как отношение полученной прибыли к величине вложенного капитала, произведенных расходов или выручки от продаж. Данные показатели позволяют оценить реальный уровень и динамику эффективности деятельности предприятия, поскольку по своему экономическому содержанию характеризуют прибыль, которая получена с каждого рубля средств, вложенных в деятельность аэропорта.

Оценка эффективности основных финансовых показателей деятельности аэропортов «Домодедово» и «Шереметьево»

Для анализа эффективности финансовых показателей двух воздушных транспортных узлов были рассмотрены годовая бухгалтерская отчетность и отчет о финансовых результатах за 2015 и 2016 годы (табл. 1-4).

Таблица 1

Динамика основных экономических показателей деятельности аэропорта «Домодедово» в 2015-2016 гг.

Показатели

2015 г.

2016 г.

Отклонения

1. Выручка от продажи

3 978670

4 404 344

425 674

2. Себестоимость продаж

3 642 796

4 414 414

771 618

3.Валовая прибыль

335 874

-10 070

-345 944

4.Коммерческие расходы

-

-

-

5. Прибыль (убыток) от продажи

335874

-10 070

-345 944

6. Прочие доходы

1 317708

1 823 301

505 593

7. Прочие расходы

1 571 909

1 846 880

274 971

8. Прибыль до налогообложения

46929

-46006

-92 935

9.Текущий налог на прибыль

49 414

4 654

-44 760

10. Чистая прибыль

66247

-50615

-116 862

Примечание. Источник: составлено автором по данным бухгалтерской отчетности аэропорта «Домодедово» за 2016-2015 гг. [6].

Таблица 2

Показатели рентабельности деятельности аэропорта «Домодедово»

Показатель

Формула для расчета

2016 г.

2017 г.

Отклонения

Рентабельность активов

П до н.о. / Аср.

0,017

-0,02

-0,037

Рентабельность продаж

П от пр. / В

0,008

-0,02

-0,028

Рентабельность собственного капитала

ЧП / СКср.

0,075

-1,9

- 1,975

Примечание. Источник: рассчитано автором.

Таблица 3

Динамика основных экономических показателей деятельности аэропорта «Шереметьево» в 2015-2016 гг.

Показатели

2015 г.

2016 г.

Отклонения

1. Выручка от продажи

25 181 634

28 504 538

3 322 904

2. Себестоимость продаж

12 882 776

12 862 346

-20 430

3.Валовая прибыль

12 298 858

15 642 192

3 343 334

4.Коммерческие расходы

208 327

693 093

484 766

5. Прибыль (убыток) от продажи

12 090 531

14 949 099

2 858 568

6. Прочие доходы

24 543 304

13 618 311

-10 924 993

7. Прочие расходы

13 357 267

12 891 656

-465 611

8. Прибыль до налогообложения

19 122 081

12 626 141

-6 495 940

9.Текущий налог на прибыль

-

1 328 958

-

10. Чистая прибыль

15 523 780

9 987 804

-5 535 976

Примечание. Источник: составлено автором по данным бухгалтерской отчетности аэропорта «Шереметьево» за 2016-2015 гг. [7].

Таблица 4

Показатели рентабельности деятельности аэропорта «Шереметьево»

Показатель

Формула для расчета

2016 г.

2017 г.

Отклонения

Рентабельность активов

П до н.о. / Аср.

0,4

0,1

-0,3

Рентабельность продаж

П от пр. / В

0,48

0,5

0,02

Рентабельность собственного капитала

ЧП / СКср.

-2,4

0,2

2,6

Примечание. Источник: составлено автором.

На основании анализа данных приведенной выше таблицы можно сделать следующие выводы. Существенное влияние на уменьшение прибыли оказали прочие расходы, которые увеличились в 2016 году на 274 971 тыс. руб. или на 17,5 %.

В 2016 году наблюдался рост доходной части относительно 2015 года. Так, в 2016 году выручка от реализации аэропортовых и прочих услуг, а так же от реализации товаров составила 4 404 344 тыс. руб., что выше показателя за 2015 год на 425 674 тыс. руб. или на 10,7 %.

По итогам за 2016 год для аэропорта был зафиксирован убыток от продаж в размере 10 070 тыс. руб. Себестоимость продаж увеличилась, в 2016 году составила 4 414 414 тыс. руб., что на 21 % больше по сравнению с годом ранее.

Рассчитаем показатели рентабельности аэропорта «Домодедово» в 2015-2016 годах.

Анализ рентабельности аэропорта «Домодедово» за 2016 год дал следующие результаты. Отчетливо видно, что произошло снижение всех показателей рентабельности. В 2016 году они имеют отрицательные значения.

Таким образом, динамика всех полученных показателей оценивается отрицательно, так как говорит о снижении эффективности использования имеющихся у аэропорта возможностей. Отрицательные показатели рентабельности свидетельствуют об убыточности деятельности.

Можно сделать вывод о том, что финансовая деятельность аэропорта «Домодедово» является недостаточно эффективной. Несмотря на то, что выручка растет, снижение чистой прибыли говорит о том, что предприятие не повышает результативность своей деятельности. О снижении эффективности работы аэропорта свидетельствуют и отрицательные показатели рентабельности.

Далее рассмотрим эффективность финансовой деятельности аэропорта «Шереметьево» (табл. 3, 4).

На основании данной таблицы можно сделать выводы о том, что существенное влияние на увеличение прибыли от продаж оказали прочие расходы, которые уменьшились в 2016 году на 465 611 тыс. руб. или на 3,5 %.

В 2016 году наблюдается рост доходной части относительно 2015 года. Так, в 2016 году выручка от реализации аэропортовых и прочих услуг, а так же от реализации товаров составила 28 504 538 тыс. руб., выше показателя за 2015 год на 3 322 904 тыс. руб. или на 13 %.

По итогам на 2016 год аэропорт получил прибыль от продаж в размере 14 949 099 тыс. руб. Отрицательным является уменьшение прочих доходов на 44,5 %. Положительным – рост коммерческих расходов на 232,7 %.

Себестоимость продаж уменьшилась, в 2016 году она составила 12 862 346 тыс. руб., по сравнению с 2015 годам уменьшилась на 20 430 тыс. руб.

Рассчитаем показатели рентабельности аэропорта Шереметьево в 2015-2016 годах (табл. 4).

Анализ рентабельности аэропорта «Шереметьево» за 2016 год дал следующие результаты. Мы видим, что произошел рост всех показателей рентабельности, кроме рентабельности активов. Она уменьшилась на 0,3 % за счет уменьшения прибыли до налогообложения на 34 %.

Рентабельность продаж показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Значение этого коэффициента в текущем году увеличилось и составило 50 %.

Рентабельность собственного капитала показывает насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал. Данный показатель увеличился и составил 20 %.

Таким образом, анализ показал, что финансовая деятельность аэропорта «Шереметьево» является достаточно эффективной. Увеличение чистой прибыли говорит о том, что организация развивается и повышает эффективность своей деятельности. А способствует эффективности работы аэропорта положительная тенденция увеличения показателей рентабельности.

Заключение

Таким образом, на основе анализа финансовой эффективности деятельности воздушных транспортных узлов г. Москвы («Домодедово», «Шереметьево»), можно сделать следующие выводы.

Воздушные транспортные узлы (аэропорты) являются неотъемлемой частью современной авиатранспортной системы.

Анализ работы аэропорта «Домодедово» показал, что его финансовая деятельность не эффективна. Воздушный транспортный узел в 2016 году имеет убыток от продаж, также у него уменьшились показатели рентабельности. Таким образом, финансовая деятельность «Домодедово» в 2015-2016 гг. оценивается отрицательно. Прослеживается тенденция снижения платежеспособности и эффективности использования имеющихся у аэропорта возможностей.

Анализ аэропорта «Шереметьево» показал, что его финансовая деятельность в анализируемый период была достаточно эффективна. Увеличение чистой прибыли говорит о том, что предприятие развивается. Способствует эффективности работы аэропорта положительная тенденция увеличения показателей рентабельности.


Библиографическая ссылка

Федорова Д.А. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДУШНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛОВ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ КРУПНЕЙШИХ АЭРОПОРТОВ Г. МОСКВЫ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-2. – С. 123-127;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1877 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674