Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА СИСТЕМУ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

Белоконова Л.В. 1 Киселева В.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
В статье проанализирован процесс обучения студентов на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии при формировании профессиональных компетенций врача-лечебника. Учебный процесс на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии складывается из следующих форм обучения: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, практические навыки, научно-исследовательская работа. В учебном процессе на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии применяются традиционные и инновационные технологии обучения, включая тестовый контроль в автоматизированной и анкетной формах, деловые игры, ситуационные и проблемные задачи, курация тематических больных, отработка практических навыков, информационные компьютерные программы, мультимедийные обучающие и тестирующие программы, мультимедийные лекции. Однако существуют и определенные трудности: для некоторых инфекционных болезней свойственна сезонность, некоторые инфекционные заболевания не эндемичны для территории нашего региона и встречаются эпизодически, в виде завозных случаев. Это создает большую «нагрузку» на пациента с изучаемой патологией. Мы решили эту проблему путем создания атласа инфекционных болезней не только редких нозологий, но и часто встречающихся на нашей территории инфекционных болезней, а также копий реальных историй болезни. Таким образом, на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии подготовка специалистов соответствует требованиям профессиональных стандартов и учебным планам, которые обеспечивают единство учебно-воспитательного и научного процесса.
кафедра инфекционных болезней
учебный процесс
1. Корчемный П.А. Психологические аспекты компетентностного и квалификационного подходов в обучении // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2012. № 1. С. 26–35. URL: https://evestnik-mgou.ru/ru/Sections/View/13issueId=7 (дата обращения: 19.07.2018).
2. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Качественный учебный процесс, успешная аккредитация. Итоги работы расширенного заседания Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням в Москве // Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение. 2018. № 1 (24). С. 17–21.
3. Столбова И.Д. Организация предметного обучения: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 10–20.
4. Разин М.П., Разин А.П. Преподавание клинических дисциплин в медицинском вузе на современном этапе // Успехи современного естествознания. 2007. № 3. С. 61–61.
5. Ратникова Л.И. Правовые вопросы инфекционной безопасности на кафедре инфекционных болезней // Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение. 2013. № 1 (2). С. 31–33.
6. Губарева А.Е. Современные формы организации самостоятельной работы и контроля знаний студентов // Высшее образование сегодня. 2009. № 10. С. 59–66.
THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF THE DEPARTMENT OF INFECTIOUS DISEASES AND EPIDEMIOLOGY IN THE CONTEXT OF TRANSITION TO THE ACCREDITATION SYSTEM SPECIALIST

Belokonova L.V. 1 Kiseleva V.V. 1
1 Kursk State Medical University

Abstract:
In article the process of teaching students at the department of infectious diseases and epidemiology in the formation of professional competence of a physician are analyzed. The educational process at the department of infectious diseases and epidemiology consists of the following forms of education: lectures, practical classes, independent work, practical skills, research work. In the educational process at the department of infectious diseases and epidemiology, traditional and innovative learning technologies are used, including test control in automated and questionnaire forms, business games, situational and problem problems, the supervision of thematic patients, practical skills, information computer programs, multimedia training and testing programs, multimedia lectures. However, there are some difficulties: for some infectious diseases, seasonality is peculiar, some infectious diseases are not endemic to the territory of our region and occur occasionally, in the form of imported cases. This creates a large «load» on the patient with the studied pathology. We have solved this problem by creating an Atlas of infectious diseases not only of rare nosologies, but also of infectious diseases that are common on our territory, as well as copies of real medical records. Thus, the training of specialists on the department of infectious diseases and epidemiology meets the requirements of professional standards and curricula that ensure the unity of the educational and scientific process.

Keywords:
department of infectious diseases
educational process

В настоящее время осуществляется компетентностно-ориентированный подход к образованию, заключающийся в формировании способности и готовности к профессиональной деятельности, то есть в освоении профессиональных компетенций [1].

В последние годы в России происходит модернизация профессионального образования с изменением учебных планов, повышением требований к уровню освоения компетенций.

Инфекционные болезни входят в блок терапевтических наук, поэтому при подготовке врача общей практики необходимо четко определить, какими знаниями и умениями должен обладать выпускник для успешного прохождения аккредитации. И, несмотря на то, что аккредитация выпускников лечебных факультетов в минувшем году прошла успешно, однако имеется ряд замечаний, требующих доработок рабочих учебных программ, с акцентом на перечень практических навыков, отрабатываемых на кафедрах инфекционных болезней [2].

Основу высокого качества профессиональной подготовки студентов в ходе обучения составляет грамотно организованный учебный процесс, главной целью которого является формирование грамотного, компетентного специалиста, способного реализовывать себя на современном рынке труда [3].

Оптимальных результатов в освоении компетенций удается достичь при соблюдении следующего алгоритма обучения: самостоятельная внеаудиторная подготовка, контроль самоподготовки преподавателем, курация тематических больных и дежурства студентов с преподавателями кафедры по оказанию экстренной помощи с целью освоения студентами необходимых практических навыков и умений [4].

Очевидно, что проблема улучшения преподавания клинических дисциплин, повышения качества учебного процесса и педагогической деятельности в целом остается всегда актуальной для высшего учебного заведения.

Цель исследования: анализ процесса обучения студентов на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии при формировании профессиональных компетенций врача-лечебника.

Материалы и методы исследования

Образовательный процесс на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии складывается из следующих форм обучения:

- Лекции;

- Практические занятия;

- Самостоятельная работа;

- Практические навыки;

- Научно-исследовательская работа.

Подготовка студентов лечебного факультета на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии Курского государственного медицинского университета начинается на 3-м курсе с дисциплины эпидемиология. Изучение дисциплины начинается с общих вопросов об основных звеньях эпидемического процесса, природной очаговости инфекционных заболеваний, теорий саморегуляции паразитарных систем, изучается влияние социальных и природных факторов на эпидемический процесс в современных условиях массовой миграции населения и изменений природной среды. Подробно изучаются механизмы, влияющие на звенья эпидемического процесса с целью профилактических мероприятий: изоляция инфекционного больного, прерывание путей передачи путем дезинфекции и стерилизации, влияние на восприимчивый организм путем проведения вакцинации. Однако в связи с тем, что студенты еще не изучали отдельные нозологии, возникают некоторые трудности в области частной эпидемиологии.

На 5–6-м курсах студенты лечебного факультета изучают дисциплину «инфекционные болезни». Изучение инфекционных болезней начинается, прежде всего, с изучения этиологии, эпидемиологии, этапов патогенеза отдельных нозологий. Выделяются ведущие клинические синдромы, изучаются особенности клиники при типичном и атипичных вариантах течения инфекционного процесса, большое внимание уделяется особенностям течения заболевания в различных возрастных группах (детский, пожилой и старческий возраст). Изучаются современные методы лабораторной диагностики и верификации диагноза. Завершается изучение нозологии обсуждением возможностей этиотропного, патогенетического лечения. Особое внимание уделяется тому, что верификация диагноза и назначение соответствующего лечения должны строго соответствовать действующим санитарным правилам и стандартам оказания специализированной медицинской помощи.

В настоящее время политика государства направлена на профилактику заболеваний, поэтому на нашей кафедре большое внимание уделяется вопросам неспецифической и особенно специфической профилактики инфекционных заболеваний.

Особенностью практических занятий на клинических кафедрах является курация больных. К сожалению, при курации инфекционных больных мы сталкиваемся с рядом трудностей. Ряду инфекционных болезней свойственна сезонность, что учитывается при составлении календарно-тематического плана практических занятий. Некоторые инфекционные заболевания не эндемичны для территории нашего региона и встречаются эпизодически, в виде завозных случаев. Все вышеперечисленные факторы создают большую «нагрузку» на пациента с изучаемой патологией, особенно при наличии одновременно нескольких групп, как лечебного, так и международного факультета. В связи с этим иллюстрация данной патологии вызывает определенные трудности. Мы решили эту проблему путем создания атласа инфекционных болезней не только редких нозологий, но и часто встречающихся на нашей территории инфекционных болезней, а также копий реальных историй болезни.

Так, например, рожа до сих пор занимает одно из ведущих мест в структуре инфекционной заболеваемости, однако в настоящее время, в связи с изменившимися принципами госпитализации инфекционных больных, больные рожей находятся в основном на амбулаторном лечении. И при изучении данной нозологии мы используем лишь атлас инфекционных заболеваний.

Особо опасные инфекции (чума, холера, сибирская язва, желтая лихорадка, лихорадка Эбола и др.) не характерны для нашего региона. Однако сохраняется высокая настороженность в отношении этих особо опасных инфекций. В связи с этим на нашей кафедре разработана деловая игра «Чума. Холера», позволяющая студентам отработать навык проведения противоэпидемических мероприятий при подозрении на особо опасную инфекцию.

Клиническая база кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии оборудована в соответствии с современными стандартами и обеспечивает приобретение студентами необходимых практических навыков.

Однако курация инфекционного больного имеет свои особенности. Например, студент впервые овладевает умением сбора эпидемиологического и иммунологического анамнеза с использованием его для правильной и своевременной диагностики. Студенту объясняются правила нахождения в инфекционном отделении, акцентируется внимание на необходимости использования индивидуальных средств защиты, так как при курации инфекционных больных возрастает вероятность госпитального заражения [5].

Перед посещением больного контагиозным инфекционным заболеванием преподавателю необходимо выяснить, у всех ли студентов данной группы имеется иммунитет к данному заболеванию (наличие плановых профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям, перенесенные в прошлом инфекционные заболевания). Также выясняется, есть ли беременные в данной группе, так как контакт беременной с больными некоторыми контагиозными инфекционными заболеваниями крайне нежелателен, а иногда даже опасен (например, контакт с больными краснухой, ветряной оспой, гриппом, дифтерией). При других инфекционных заболеваниях, например при кишечных инфекциях, вирусных гепатитах, больные практически не заразны. Однако соблюдение личной гигиены и противоэпидемических мероприятий необходимо и при курации больных этими заболеваниями, на чем фиксируется внимание студентов.

Организация учебного процесса на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии КГМУ подчинена принятым в большинстве стран мира принципам осознанной перспективы обучения, гуманизации и гуманитаризации образования и соответствия содержания обучения запросам рынка труда. Для ускорения адаптации на кафедре практикуется:

- использование различных видов лекций, исключая сообщение формальных сведений из учебника;

- устное изложение с записью за лектором, разъяснение заранее напечатанных текстов, чтение «микролекций» на практических занятиях;

- максимальная четкость и информативность изложения, а также диалоговый характер лекций с уточнением сложных вопросов.

На каждой лекции используется мотивационно-эмоциональный фактор процесса обучения. Лектором обязательно формулируется цель изучения данной темы, распространенность и частота встречаемости той или иной патологии. Заинтересованность студентов в изучении материала многократно возрастает при использовании проблемного подхода к чтению лекций с мультимедийным сопровождением, прочитанным с доступным изложением материала, расстановкой акцентов на принципиальных моментах темы и ее логичным и последовательным раскрытием. Как показывает наш опыт, диалоговое обсуждение обеспечивает мотивационно-активную мыслительную работу студентов, а использование на лекции современных компьютерных технологий позволяет продемонстрировать важную для клинической кафедры наглядность излагаемого материала. Позиция педагогов, работающих на кафедре, состоит в том, что в процессе обучения студент выступает как партнер, причем партнер, обладающий определенным жизненным опытом. Чем больше базовых знаний, навыков и опыта по дисциплинам младших курсов имеет студент, тем более он самостоятелен в процессе обучения, и тем более очевидна роль консультанта, которую выполняет преподаватель кафедры.

На каждом практическом занятии преподаватели уделяют большое внимание актуальности темы, распространенности заболевания, алгоритмам использования полученных знаний на практике.

Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии использует компетентностный подход к организации образовательного процесса, который усиливает практическую ориентированность образования, его мотивацию, а также предусматривает применение знаний, умений и навыков при решении проблемных и нестандартных ситуаций, специально подготовленных к каждому занятию. Студентам предлагаются ситуационные задачи, решение которых требует системных, междисциплинарных знаний и формирует основы клинического мышления. При этом поощряется творческий подход, ответственность при принятии решений, целеустремленность, умение аргументировать личную позицию.

Весьма эффективным средством на нашей кафедре является технология обучения студентов, основанная на проблемном подходе, индивидуализации обучения с учетом личностных особенностей обучаемых. Явное предпочтение студенты отдают занятиям, на которых обсуждаются проблемные аспекты темы. Проблемные и ситуационные задания на занятиях развивают клиническое мышление, личное творчество, коммуникативные и корпоративные навыки. При решении проблемных задач предпочтение отдается живому, творческому общению преподавателей и студентов, а также самих студентов, что позволяет обращаться к полученным знаниям для решения конкретных вопросов.

Учебный и научный процесс на кафедре ориентирован на практическую деятельность будущих врачей. В рабочих программах по всем преподаваемым дисциплинам приведен перечень практических навыков, которыми студент должен овладеть за период обучения. Зачетное занятие в обязательном порядке включает проверку практических навыков. Важным аспектом в работе является демонстрация пациентов, как для формирования клинического мышления, так и для полноценного освоения практических навыков, поэтому особое внимание уделяется воспитанию основ деонтологии и врачебной этики.

Учебно-воспитательная работа на кафедре не ограничивается аудиторными занятиями, так как процесс образования содержит значительный внеаудиторный компонент, включающий творческое самообразование. Повышению познавательной мотивации студентов способствует внедрение современных форм и методов обучения и рациональная организация самостоятельной и научно-исследовательской работы.

Самостоятельная работа студентов на кафедре организована в соответствии с «Положением о самостоятельной работе студентов в КГМУ», при этом выполняются как все общепринятые формы самостоятельной работы, включая решение ситуационных и проблемных задач, составление схем дифференциальной диагностики, патогенеза, алгоритмов диагностики и лечения, подготовку докладов и рефератов, написание заключений по данным лабораторных и инструментальных методов исследования, так и современные формы: деловые игры, видеофильмы, творческие задания и др.

Во внеаудиторной самостоятельной работе студенты активно используют информационные технологии, такие как мультимедийные пособия и интернет-ресурсы. Повышая качество образования, компьютерные технологии позволяют студентам успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей учебной среде.

Самостоятельная работа студентов как элемент изучения дисциплины обеспечена соответствующими методическими пособиями в печатном и электронном вариантах, компьютерными слайд-фильмами, мультимедийными лекциями, что позволяет студентам освоить необходимый объем материала вне аудиторных занятий в удобной для них форме при подготовке к практическим занятиям, зачету и экзамену.

Самостоятельная работа над темами по здоровому образу жизни, развитию заболеваний, связанных с вредными привычками, способствует закладыванию у студентов понимания важности сохранения психического и физического здоровья; повышает уровень нравственности, духовности [6].

Основными целями привлечения студентов к научно-исследовательской работе на кафедре являются: расширить и углубить теоретические знания по изучаемым нозологиям, выработать навыки медико-статистического анализа информации о показателях здоровья, уметь грамотно доложить результаты собственных исследований и обосновать полученные результаты, что способствует развитию творческого и аналитического мышления, повышает качество усвоения материала, что в целом способствует освоению профессиональными компетенциями на более высоком уровне. Одной из задач научно-исследовательской работы со студентами является выявление наиболее одаренных и способных студентов с целью развития науки на кафедре и подготовки среди них кадрового резерва научно-педагогических работников университета.

На кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии КГМУ научно-исследовательская работа студентов осуществляется в следующих формах: работа в студенческом научном кружке, участие в студенческих научных конференциях, написание научных статей, выполнение курсовой работы, участие в предметной олимпиаде.

Таким образом, в учебном процессе на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии применяются традиционные и инновационные технологии обучения, включая тестовый контроль в автоматизированной и анкетной формах, деловые игры, ситуационные и проблемные задачи, информационные компьютерные программы, мультимедийные обучающие и тестирующие программы, мультимедийные лекции. Кафедре удалось создать атмосферу сотрудничества и комфортные социально-психологические отношения в системе «студент – лектор», «студент – преподаватель», положительно влияющие на образовательный процесс.

Таким образом, на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии подготовка специалистов соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебным планам, которые обеспечивают единство учебно-воспитательного и научного процесса.


Библиографическая ссылка

Белоконова Л.В., Киселева В.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА СИСТЕМУ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 5. – С. 5-9;
URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1772 (дата обращения: 17.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074