Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ИЗУЧЕНИЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В КУРСЕ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Тихомирова Е.Е. 1
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Статья посвящена способам и приемам изучения культуры повседневности в школьном курсе «Мировая художественная культура». Автор подробно рассматривает историю вхождения элементов культуры повседневности в различные гуманитарные предметы в школьной программе. Особое внимание уделяется использованию возможностей интегрированных уроков для выстраивания связей и повседневности как эго-истории человеческой жизни с макро-историей. На первый план выходит не просто вещный мир, но и ментальные миры, стереотипы, ценностные ориентации, выявляются культурные смыслы вещей и моделей поведения. Изучение повседневной культуры прошлого позволяет более глубоко понять эпоху, ощутить время и пространство. Историко-бытовой материал может стать связующим звеном всего курса мировой художественной культуры. История повседневности дает большие возможности для ощущения времени, задействования эмоционального момента. Внедрение в урок материала по истории повседневной культуры и быта – продуктивный способ мотивировать изучение темы урока. Проведение таких уроков поможет осознать детям, что история имеет дело с жизнью вполне конкретных людей. Интеграция является методологической основой современного преподавания. Она дает возможность показать обучающимся мир в целом, выстраивая, восстанавливая бытийный универсум.
культура повседневности
мировая художественная культура
культурные нормы
категории культуры
время повседневности
пространство повседневности
1. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII – начала XIX в. – М.: Издательство Московского университета, 1983. – 224 с.
2. Методика изучения истории повседневности в школе: сборник учебно-методических материалов / под ред. М.В. Коротковой. – М.: Русское слово, 2006. – С. 37–42.
3. Рябцев Ю.С. История русской культуры XVIII – XIX вв. 8 кл.: пособие для уч-ся общеобразоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 208 с.
4. Что такое интегрированный урок? [Электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru (дата обращения: 27.11.2016 г.).
5. Тихомирова Е.Е., Дрёмова Л.И. Коммуникативные функции культуры: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 273 с.
6. Чапля Т.В. Коммуникативные стратегии в образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 132–137.
7. Чапля Т.В. Социально-философские аспекты коммуникации в искусстве // Философия образования. – 2011. – Т. 38. – № 5. – С. 247–253.
8. Дрёмова Л.И. Храмы и монастыри – источник изучения русской культуры // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 125–131.
9. Сорокин В.Н. Актуальные проблемы освоения европейской музейной практики музеями России // Восток – Запад: проблемы взаимодействия: Исторический, политический, социальный и религиозный аспекты: материалы Всерос. конф. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – С. 206–212.
10. Сорокин В.Н., Гашенко А.Е. Опыт разработки авторской историко-культурной карты современного города (на примере Новосибирска) // Баландинские чтения. – 2014. – Т. 9. – № 2. – С. 320–325.
STUDY OF EVERYDAY IN THE COURSE OF WORLD ART CULTURE IN SECONDARY SCHOOL

Тikhomirova E.E. 1
1 Novosibirsk State Pedagogical University

Abstract:
The article is devoted to the ways and methods of studying the culture of everyday life in the school course “World Art Culture”. The author examines in detail the history of the entry of elements of everyday culture into various humanitarian subjects in the school curriculum. Particular attention is paid to the use of opportunities for integrated lessons to build relationships and daily life as an ego-history of human life with a macro-history. At the forefront is not just a thing of the world, but also mental worlds, stereotypes, value orientations, cultural meanings of things and behavior patterns are revealed. Studying the everyday culture of the past allows you to move more deeply to understanding the era, the sense of time and space. Historical and everyday material can become a link in the whole course of the world artistic culture. The history of everyday life provides great opportunities for feeling the time, engaging the emotional moment. The introduction in the lesson of material on the history of everyday culture and life is a productive way to motivate the study of the topic of the lesson. Carrying out such lessons will help to realize to the children that history deals with the life of quite specific people. Integration is the methodological basis of modern teaching. It gives an opportunity to show the students the world as a whole, building, restoring the existential universe.

Keywords:
culture of everyday life
world artistic culture
cultural norms
categories of culture
time of everyday life
space of everyday life

В современном культурологическом знании под «повседневностью» принято понимать сферу обыденной жизни, будничность, рутинность и традиционность. Повседневность так же регулируется культурными нормами и обслуживается культурными институтами. Очевидно, что ценностные смыслы в любую историческую эпоху воплощаются в повседневных занятиях и досуге. Пространство мировой художественной культуры по сути своей мир смыслов, в том числе и повседневности. Выбор повседневной жизни в качестве предмета размышления специалистов в области гуманитарного знания произошел около 150 лет назад. Результатами такого изучения стали работы зарубежных и отечественных историков о быте, нравах и обычаях народов стран Европы и России от античности до начала XIX в.

Внимание исследователей было обращено к человеческой жизни: появление на свет, переход во взрослую жизнь, инициация, создание семьи, уход. Стали представлять интерес внутрисемейные отношения, досуг, праздники. В рамках истории повседневности формируется интерес к обычному человеку, его частной жизни, повседневным нуждам и заботам. Термин «культура повседневности» появился сравнительно недавно, в 1960-х гг. Пришел он из социологии А. Шюца, который изучал повседневную социальную реальность и жизненный мир. Социолог говорил, что социальные явления имеют внутренний смысл, который придается интерпретирующей деятельностью людей. Поэтому в своих работах он использовал тождественные понятия повседневный мир, жизненный мир или социальный. Интерпретировались эти термины как мир в целом, наполненный смыслом, который придает ему человек в повседневной жизни. А. Шюц дал подробную характеристику повседневности, выделив её признаки: активная трудовая деятельность, в результате которой человек решает ежедневные задачи и создает постоянство и комфорт в жизни; естественность установки, то есть осознание того, что повседневная жизнь есть у всех людей, поведение которых не сильно отличается от нашего. Если же происходит что-то, выходящее за границы повседневности, то человек старается поскорее решить нестандартную ситуацию, чтобы вернуться в ежедневный ритм жизни. Напряженное отношение к жизни; это происходит вследствие динамизма окружающего человека мира, ведь круговорот событий подразумевает под собой возможность появления незапланированных ситуаций, требующих принятия быстрых решений. Специфическое восприятие времени позволяет устанавливать определенную цикличность происходящего, будь то трудовые будни или же праздники, посты и другие события. Личностная определенность индивида означает совмещение всех социальных ролей одновременно. Особая форма социальности как типизированный мир: повседневность упорядочивается посредством соотнесения с определенными стереотипами. Например, встречая на улице человека, мы сразу же можем соотнести его с каким-либо типажом: иностранец, пожилой или молодой, интеллигент или простой рабочий, что позволяет найти нужный подход в общении с ним. Все данные нам даст язык (естественный язык, язык символов и жестов), осваивая его, человек становится вооруженным неосознанными установками, помогающими ориентироваться в социуме. Таким образом, предсказуемое поведение людей позволяет нам сохранять определенный порядок и чувствовать себя комфортно в тех условиях, в которых мы обитаем.

Во второй половине XX в. в России и в Европе одним из исследовательских направлений становится история повседневности. Внимание истории повседневности приковано к «маленькому человеку», «маленькой личности» в макроистории.

На современном этапе развития культурологии предметом исследования ученых становится связь и взаимодействие повседневности как эгоистории человеческой жизни с макроисторией. На первый план выходит не просто вещный мир, но и ментальные миры, стереотипы, ценностные ориентации, выявляются культурные смыслы вещей и моделей поведения.

В рамках какого предмета можно изучать культуру повседневности? Мир предметов, вещей, памятников, которые оставляют мировое культурное наследие. Стараясь воссоздать образы давно исчезнувших цивилизаций, представить облик человека эпохи Средневековья или Возрождения, мы обращаемся, прежде всего, к предметной среде, которую сохранило нам время. Эту среду составляют бытовые и ритуальные вещи, произведения искусства и памятники архитектуры, архитектурные комплексы и даже целые города. Подлинность этих знаков времени завораживает, они есть наглядное подтверждение того, что современная культура является наследницей как величайших достижений, так и глубочайших заблуждений прошлого. Преподавание мировой художественной культуры почти немыслимо без обращения к этим живым свидетелям былого. Однако, как правило, наши ученики общаются не с самими артефактами, а с их копиями, подчас сильно искаженными. Используя арсенал наглядных пособий (иллюстрации, фото- и видеоматериалы), педагог старается оживить свой рассказ, наполнить его красочными образами, сделать более запоминающимся и ярким. Но тиражирование знаков времени на иллюстрациях и в кино все более и более отчуждает их от зрителя, они блекнут, теряют свою подлинность, свою живую привлекательность. Их нет необходимости рассматривать – за учеников это уже сделали другие. Их нет нужды «расшифровывать», пытаясь понять, что хотел рассказать человек о мире, который его окружал, – про это расскажут знающие люди: учитель или искусствовед. Вещи, предметы и памятники прошлого осознаются как данность, имеющая довольно отдаленное отношение к современной жизни школьника, его каждодневным заботам и переживаниям, в то время как живой мир, мир осязаемых вещей и предметов, людей, мир, в котором так необходимо разобраться подростку, остается за пределами класса. Как соединить несоединимое – образцы Высокого Возрождения и исписанные стены современных домов, средневековые соборы и современные новостройки?.. Представляется, что это и есть самое главное в курсе МХК – найти те взаимосвязи, которые способны заставить искать в прошлом ответы на современные и актуальные вопросы бытия: «Кем быть? Каким быть? Как жить? Как выстраивать отношения с другими? На что ориентироваться?» Любое великое произведение именно потому и ценно, что отвечает на вечные вопросы, касающиеся личности человека. Разгадать эти смыслы, «прочитать» те послания, которые начертали гении прошлого, – это нелегкая работа, которую человек осваивает на протяжении всей жизни. Уроки МХК – первые шаги на этом пути. И лучше начинать этот путь от порога родного дома, от того, что близко и понятно современному школьнику.

В Советском Союзе изучением культуры повседневности занимались на уроках истории. Одну из важнейших задач школы видели в формировании всесторонне развитой, общественно активной личности. Вполне естественно, что главнейшая роль в этом отводилась школе. Школа осуществляет передачу от поколения к поколению накопленных человечеством знаний и опыта, прививает умения и навыки, формирует ценностные установки. В этом плане велика роль культурно-исторического материала.

Особое место и роль в обучении истории отводили произведениям литературы и искусства. Эти памятники выступали как источник знаний и рассказывали о сферах жизни общества (материальной и духовной), об идеологии и психологии людей. В таком качестве их чаще всего использовали на уроках социально-политической истории.

Произведения литературы и искусства оценивались как плод духовно-практической деятельности человека. В обучении истории произведения искусства должны были выступать средством доведения учащихся до эстетических идеалов, могучим фактором эстетического воспитания.

Б.И. Краснобаев к изучению повседневной культуры выделяет следующие подходы: предметно-аксиологический (ценностный), деятельностный (технологический) и семиотический (знаковый) [1, с. 7]. Суть первого подхода заключается в том, что при изучении культуры повседневности акцент ставится на результат человеческой деятельности. Например, к таким ценностям Б.И. Краснобаев относит дуэли и крепостной театр. Недостатком данного подхода является невозможность проследить эволюцию культурных достижений, а также этот подход оказывается недостаточно эффективным при оценке бытовых традиций. Задачами деятельностного подхода является исследование феномена культуры как человеческой деятельности с ее мотивами, результатами и стимулами. Следовательно, повседневная культура при таком подходе выступает как способ существования и формы социального поведения.

Семиотический подход, набирающий все большие обороты в последние десятилетия, делает акцент на знаки и знаковые системы. Тогда культура выступает механизмом выработки, передачи и хранения информации.

М.В. Короткова выделяет еще несколько подходов к изучению истории культуры повседневности [2, с. 5]. Это эволюционный, согласно которому историко-бытовые явления рассматриваются в рамках его развития в течение длительного периода, очаговый – он основан на более детальном рассмотрении отдельных очагов культуры (например, дворянская усадьба), личностный, строящийся на культурно-бытовом срезе эпохи через яркие личности, и социо-нормативный, который предполагает изучение различных социальных слоев в контексте культурно-бытовых традиций.

В 1998 г. в «Гуманитарном издательском центре ВЛАДОС» было выпущено методическое пособие и программа школьного курса по истории русской культуры XI–XIX в. Ю.С. Рябцева. По мнению автора, задача курса состояла в том, чтобы помочь человеку адаптироваться в окружающей культурной среде. Курс был ориентирован на изучение отечественного культурного наследия, что существенно отличало его от школьного курса «Мировая художественная культура» [3, с. 24]. Основой содержания изучаемого материала послужили памятники искусства – картины, скульптуры, архитектурные сооружения, предметы быта. Быт – важнейшая сфера культуры, обращение к нему позволяет создать живые, наглядные картины прошлого, что особенно важно в школьном обучении. Без изучения бытовой культуры предков невозможно познание своего национального «Я» [3, с. 5]. Курс построен на основе историко-хронологического и содержательно-тематического принципов, то есть предполагается изучение культуры во времени и группировка занятий по разделам и темам, близким по содержанию. Курс «История русской культуры XI–XIX вв.» носит интегративный характер, поскольку связан со многими школьными предметами: литература, история, изобразительное искусство. Наиболее тесные связи курс имеет с отечественной историей, так как изучение истории предполагает знакомство с архитектурой, живописью, литературой, бытом. Некоторые события культурной жизни разворачивались на фоне масштабных исторических процессов, отражают их, поэтому знание межпредметных связей очень важно. Интересно, что Ю.С. Рябцев уделяет особое место экскурсии как форме учебного занятия. Экскурсии помогают разрешить некоторые воспитательные и образовательные задачи: повтор и закрепление ранее изученного на уроках материала. На экскурсии можно уточнить и углубить некоторые вопросы. На экскурсии возможен выход на иной, эмоциональный, уровень обучения. В пособии при характеристике каждого занятия названы возможные объекты экскурсий по Москве и Подмосковью и их темы. Иногда быт помещают в раздел материальной и духовной культуры. В других учебных пособиях при изучении различных слоев общества быт рассматривается в рамках социоментального подхода. Когда история повседневности представлена в начале темы в рамках изучения мировоззрения людей или научно-технического прогресса, то это историко-бытовой фон, на основе которого строится изложение темы.

Изучение повседневной культуры прошлого позволяет более глубоко понять эпоху, ощутить время и пространство. Историко-бытовой материал может стать связующим звеном всего курса. Необходимо понимать, что при этом изучение истории должно стать наглядным. По мнению М.В. Коротковой, повседневная культура связана с четырьмя аспектами преподавания гуманитарных предметов в школе. Так как человек не может существовать вне определенной социальной системы, то повседневность формируется под влиянием социального и профессионального статусов, возраста и семейного положения человека и одновременно отражает их своеобразие, обусловленное временем и эпохой. Пространственная среда накладывает отпечаток на повседневную жизнь человека. Знакомясь с повседневной жизнью людей, обучающийся узнает также и об особенностях того или иного типа общества. Материальная сфера жизни всегда отражена в повседневности. Образное восприятие обыденной жизни людей помогает приблизиться к пониманию базовых социальных структур в их историческом развитии. Система ценностей в любую историческую эпоху и в любой культуре воплощается в определенных формах, способах проведения повседневных занятий и досуга [2, с. 6].

Для того чтобы понять особенности той или иной страны, необходимо понять, как жили люди. История повседневности дает очень большие возможности для вчувствования в эпоху и ее проживания, т.е. привносит эмоциональный компонент. Внедрение в урок материала по истории материальной культуры и быта – продуктивный способ увлечь ребенка. Проведение таких уроков поможет осознать детям, что история имеет дело с жизнью вполне конкретных людей. Можно проводить уроки, посвященные тем или иным вопросам культуры повседневности.

Безусловно, изучение культуры повседневности возможно не только на уроках истории. Курс обществознания профильной школы также позволяет уделить внимание вопросам культуры. «Работа с понятиями является одной из наиболее важных дидактических и методических проблем современного обществоведческого образования в школе. В процессе усвоения обществоведческих понятий происходит осознание учащимися соотношений между ними и другими видами теоретических знаний. Формирование знаний старшеклассников о содержании понятия "культура" обеспечивает эффективную реализацию целей обществоведческого образования в школе» [2, с. 48].

В профильных классах на уроках обществознания возможно рассмотреть концепции философов эпохи Просвещения, главным достижением которых было то, что они смогли обрисовать внешние границы культуры как сферы творческой деятельности человека. Также можно привлечь внимание обучающихся к теориям ученых-этнографов, которые вслед за просветителями обращаются к изучению вопроса развития культуры. Теория эволюционизма «наталкивала на изучение вопросов, связанных с расцветом и гибелью культур, их генезисом, но и обнаружила такие проблемы, которые в рамках самой теории эволюции не могли быть решены. Это были вопросы общечеловеческого и национального в культуре, роли личности и народа, соотношения восточных и западных культур, цели и смысла истории» [2, с. 41]. Нельзя обойти стороной русских мыслителей и философов. Раскрыть ключевые положения их теорий возможно в процессе организации самостоятельной работы учащихся с фрагментами трудов русских ученых.

Интеграция является методологической основой современного преподавания. Она дает возможность показать обучающимся «мир в целом», выстраивая, восстанавливая бытийный универсум [4]. Интегративные уроки способствуют укреплению межпредметных связей, расширяют сферы получаемой информации для учащихся, подкрепляют мотивацию в обучении, исключая дублирование и освобождая учебное время. Интегрированный урок является отличной альтернативой для изучения культуры повседневности в школе. Некоторые педагоги для изучения культуры повседневности объединяют литературу и технологию, другие – мировую художественную культуру и изобразительное искусство [2]. Мы видим, что интегрированный урок способствует не только установлению метапредметных связей, но и практическому подкреплению теоретических знаний.

В настоящее время преподаванию культуры повседневности уделяется внимание преподавателями кафедры теории, истории культуры и музеологии НГПУ. За 25 лет своей деятельности они обратились к аналитике повседневности с точки зрения коммуникативных функций культуры [5, c. 12], с чем было связано обращение к актуализации и продвижению коммуникативных стратегий в образовании [6, c. 133].

Осуществление на практике научной, учебной, творческой проектной деятельности студентов и школьников повлекло за собой теоретическое осмысление социально-философских аспектов коммуникации в искусстве [7, c. 248], методов, приемов, средств и источников изучения отечественной культуры [8, c. 132]. Экскурсионная деятельность школьников в пространстве современного мегаполиса, в культурной практике г. Новосибирска изучается в работах, обращенных к музейной деятельности новых музеев Новосибирска и культурных индустрий [9, c. 207; 9, c. 321]. Следовательно, культура повседневности встроилась в систему современного российского образования.


Библиографическая ссылка

Тихомирова Е.Е. ИЗУЧЕНИЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В КУРСЕ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 2. – С. 43-48;
URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1751 (дата обращения: 21.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074