Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

РЕАЛЬНО-ВИРТУАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ САМОСОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Сафронова А.Н. 1 Вербицкая Н.О. 1
1 Уральский государственный лесотехнический университет
Тенденции информатизации и компьютеризации системы современного образования позволили нам выявить важность организации воспитательной деятельности в условиях реально-виртуальной воспитательной среды вуза как технологической основы воспитательной деятельности со студенческой молодежью. Условиями реализации модели реально-виртуальной воспитательной среды вуза являются: интеграция реальной и виртуальной среды в единый процесс; социальная защищенность содержательного наполнения воспитательного реально-виртуального пространства образовательной среды вуза; опора на жизненный виртуальный опыт столкновения студенческой молодежи с социально-разрушающими провокациями современного общества; воспитательный процесс в условиях реально-виртуальной воспитательной среды вуза должен отвечать общесистемным требованиям к реализации воспитательных технологий. Главным фактором формирования у молодежи навыков самосохранения здоровья средствами реально-виртуальной воспитательной среды вуза будет являться состояние готовности студенческой молодежи к противодействию социально разрушающим провокациям современного общества, которое выражается в осознанной ответственности за свою жизнь, освоении ценности духовного и физического здоровья, в умении распознавать и анализировать формы социально разрушающего воздействия и в выработке устойчивой линии жизненного поведения. Нами предложена модель реально-виртуальной воспитательной среды вуза, формирующей навыки самосохранения здоровья с компонентным наполнением.
самосохранение здоровья
готовность к противодействию социально разрушающим провокациям
реально-виртуальная воспитательная среда вуза
1. Зеленский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. – СПб.: Издательско-торговый дом «СКИФИЯ», 2008. – 407 с.
2. Сафронова А.Н. Проблема диагностической неопределенности образовательной среды вуза в проявлении позитивных и негативных склонностей студенческой молодежи / А.Н. Сафронова, Н.О. Вербицкая // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11–7. – С. 1487-1491. – URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33370 (дата обращения 11.12.2017).
3. Сафронова А.Н. Сценарный подход к прогнозированию воздействия образовательной среды на проявление негативных склонностей у студентов / А.Н. Сафронова, Н.О. Вербицкая // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12482 (дата обращения 11.12.2017).
4. Сафронова А.Н. Формирование готовности обучающихся молодых людей к противодействию социально-разрушающим влияниям в воспитательном процессе современного вуза / А.Н. Сафронова, Н.О. Вербицкая, Н.А. Молчанов // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=25610 (дата обращения 11.12.2017).
5. Поташник М.М. Программы развития школ: новый уровень осмысления // Народное образование. – 2007. – № 8. – С. 79–85.
6. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования [Текст]: Письмо министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 // Вестник образования. – 2003. – № 17. – С. 53–65.
7. Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации [Текст]: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582, г. Москва // Собрание законодательства Российской Федерации. 22.07.2013. – № 29. – Ст. 3964.
8. Андреев В.И. Педагогика образования высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. – Казань: Центр хорват инновационных технологий, 2013. – 500 с.
9. Сериков В.В. Личностно-развивающая функция непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – Т. 1. – № 1–1. – С. 29–39.
10. Толкование термина «Модерация» // Словари и энциклопедии на Академике: Википедия. – URL:https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1042991 (дата обращения 11.12.2017).

В настоящее время отмечается увеличение и усложнение социально-негативных проявлений в молодежной среде. Организаторы социально разрушающих провокаций все больше осваивают возможности информационных технологий для получения собственной выгоды. К социально разрушающим факторам мы относим, прежде всего, деструктивные психологические манипуляции, суицид, экстремизм, террористические религиозные формы сектантства и пр. Все эти факторы являются средством провокации молодых людей к деструктивному изменению личностных установок и убеждений, что влечет за собой дестабилизацию социализации личности. Непосредственной причиной этому является значительная роль интернет-пространства в жизни современной молодежи, которое является местом для удовлетворения социальных потребностей, способом зарабатывания денег, а также местом для проведения досуга [1]. Отсюда возникает необходимость поиска такой технологии воспитания, которая бы рассматривала социализацию молодого человека как важнейшую составляющую часть единой системы высшего образования, направленную на формирование навыков самосохранения здоровья, на формирование конструктивного жизненного пути и жизненного опыта в вопросах противодействия социально разрушающим провокациям современного общества.

Считаем, что социально значимые навыки самосохранения здоровья в системе воспитания вуза будут формироваться, если:

– личностной основой социально значимых навыков самосохранения здоровья будет являться состояние готовности студенческой молодежи к противодействию социально разрушающим провокациям современного общества, которое выражается в осознанной ответственности за свою жизнь, освоении ценности духовного и физического здоровья, в умении распознавать и анализировать формы социально разрушающего воздействия и в выработке устойчивой линии жизненного поведения;

– в основу воспитательной деятельности по формированию социально значимых навыков самосохранения здоровья будет положена реально-виртуальная среда вуза, отражающая специфику форм противодействия социально-разрушающим провокациям современного общества и представленная в единстве взаимосвязанных компонентов реального и виртуального воспитательного взаимодействия.

Основные проблемы негативных социальных воздействий на молодежь и нейтральности воспитательных технологий существующей образовательной среды вуза рассмотрены нами в ряде работ [2, 3, 4].

Учитывая тот факт, что виртуальное пространство сети Интернет становится неотъемлемой частью жизнедеятельности современной молодежи, считаем необходимым создание виртуальной воспитательной среды, способствующей формированию навыков самосохранения здоровья через противодействие социально разрушающим провокациям, на основе электронной информационно-образовательной среды вуза и сетевых социальных ресурсов. Однако и реальная воспитательная среда должна включать набор компонентов воспитательного воздействия на молодежь.

Таким образом, под определением реально-виртуальной воспитательной среды вуза мы понимаем воспитывающую среду, динамическим компонентом которой является виртуальная реальность единого информационного образовательного пространства, которая увлекает, движет, охватывает молодого человека, формирует его нравственное поведение и способствует интеграции в реальную жизнь.

Рассмотрим на рисунке составляющие реально-виртуальной воспитательной среды вуза, формирующей у студенческой молодежи навыки самосохранения здоровья.

Процесс формирования у студентов навыков самосохранения здоровья через готовность к противодействию социально разрушающим провокациям современного общества проходит в условиях целенаправленно организованного реально-виртуального пространства воспитательной среды вуза.

Предметный компонент среды необходим для обеспечения взаимодействия субъектов воспитательного процесса, как лично, так и дистанционно. К данному компоненту мы относим: оборудованные кабинеты, компьютеры (планшеты) с подключенным интернетом, фото- и видеоматериал, стенды, плакаты и т.п.

Информационное наполнение включает информацию, отражающую аспект социального благополучия и защищенности, физического, психологического и социального здоровья. Данная информация представлена в лекционных материалах, учебных пособиях, виртуальных блогах, статьях, инструкциях и др. Благодаря информационному наполнению реально-виртуальной среды вуза студент получает сведения, раскрывающие суть проблемы социально разрушающих провокаций современного общества.

Воспитательная деятельность по формированию у студентов навыков самосохранения здоровья включает конкретные мероприятия, в рамках которых формируется готовность к противодействию социально разрушающим провокациям современного общества.

Doc1.pdf

Модель реально-виртуальной воспитательной среды вуза, формирующей у студентов навыки самосохранения здоровья

По мнению М.М. Поташник, важным условием эффективности воспитательной деятельности является непрерывное взаимодействие всех субъектов, основанное на партнерских отношениях [5, с. 80]. К мероприятиям мы относим все культурно-массовые и спортивные мероприятия вуза, конкурсы, конференции, фокус-группы и др., организованные в реальном пространстве образовательной среды вуза. В виртуальном пространстве мы предлагаем такие мероприятия, как коммуникация в социальных сообществах, онлайн-квесты, социальный опрос, форумы, вебинары, виртуальные выставки и др.

В процессе взаимодействия с виртуально-реальной образовательной средой вуза личность студента проходит определенные стадии формирования готовности к противодействию социально разрушающим провокациям современного общества – от осознания сути проблемы социально разрушающих провокаций до сформированного социально одобряемого поведения. На каждом этапе у личности молодого человека развиваются определенные знания и умения, способствующие формированию навыков самосохранения здоровья.

Построение реально-виртуального пространства строится на основе таких принципов, как наполнение методов воспитательной деятельности с учетом личностного опыта студенческой молодежи, обязательной модерации воспитательного процесса, интеграции виртуального опыта в реальное пространство.

Принципы построения реально-виртуальной воспитательной среды вуза

1. Содержательное наполнение методов воспитательной деятельности с учетом личностного опыта студенческой молодежи.

Основой содержания воспитательных методов должны быть знакомые молодежи явления, не требующие дополнительных пояснений, но поднимающие сознание на более высокий уровень.

Согласно нормативным рекомендациям, необходимым компонентом виртуального пространства воспитательной среды вуза должны стать локализованные участки, содержательно наполненные (сообщества, специальные разделы официального сайта вуза и др.), позволяющие прогнозировать и управлять процессом формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья [6, 7].

Другими словами, организация виртуального пространства воспитательной среды вуза требует определения спектра информационных ресурсов для взаимодействия субъектов воспитательного процесса.

Предоставление студентам возможности выбирать доступные им информационные ресурсы для организации воспитательной деятельности позволяет обеспечить комфортную атмосферу процесса формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья. В.И. Андреев считает необходимым привлечение в воспитательной работе сетевых ресурсов, так как студенты оказываются в привычной для себя среде постоянного пребывания [8]. Привлекая те или иные сетевые ресурсы (сайты, блоги, социальные сети, форумы и т.д.), анализируя их сильные и слабые стороны для достижения цели, они занимаются наполнением виртуальной воспитательной среды удобным для себя инструментарием.

Организация воспитательного процесса с опорой на личностный опыт студента изучалась А.С. Белкиным, И.Б. Шияновым, И.Б. Котовой, В.А. Новгородской и др.

В.В. Сериков дает определение личностному опыту – осмысленный субъектом опыт поведения в жизненной ситуации, которая востребовала приложения личностного потенциала индивида, его проявления как личности [9, с. 34].

Традиционно структура личностного опыта состоит из таких компонентов, как знания, умения и навыки. Кроме этого в организации воспитательной деятельности по формированию социально значимых навыков самосохранения здоровья важно учитывать опыт жизненных ситуаций в сфере социально разрушающих провокаций.

Реализация данного педагогического условия предусматривает:

– обязательное согласование и утверждение перечня ресурсов в воспитательной деятельности;

– использование ресурсов всеми субъектами воспитательной деятельности;

– непрерывная обратная связь студентов с преподавателями по фиксации и устранению недостатков содержания виртуального пространства воспитательной среды вуза.

2. Педагогическая модерация воспитательного виртуального пространства.

Модерация позволяет оказывать помощь студентам в использовании виртуальных средств воспитательного воздействия и своевременно устранить информацию, негативного характера.

Рассмотрим содержание процесса модерации. Модерация осуществляется модератором (от лат. moderor – умеряю, сдерживаю) – пользователь, имеющий более широкие права, по сравнению с обыкновенными пользователями на общественных сетевых ресурсах. Чаще всего модератор отвечает за соблюдение пользователями правил сайта [10].

В нашем случае функция модерации является необходимой для осуществления педагогического контроля и коррекции воспитательного процесса в виртуальном пространстве, что обеспечивает: социальную защищенность содержательного наполнения воспитательного виртуального пространства; целенаправленное влияние каждого участника на формирование безопасного воспитательного виртуального пространства, гумманизацию отношений самих участников воспитательного процесса.

Модератором воспитательной деятельности в виртуальном пространстве является преподаватель, функции которого следующие:

– координационная (построение алгоритма воспитательного процесса);

– контрольная (регулярный мониторинг деятельности студентов в выделенных сетевых ресурсах);

– организационная (отбор материала с учетом потребности, интересов студенческой молодежи);

– технического обеспечения (предоставление возможностей доступа к выделенным сетевым ресурсам виртуального воспитательного пространства);

– консультативная (устранение затруднений у студентов в работе с сетевыми ресурсами).

Актуализация условия модерации воспитательного процесса в виртуальном пространстве обусловлена следующим:

Во-первых, деятельность модератора направлена на повышение мотивации студенческой молодежи к противодействию социально разрушающим провокациям. Это означает поворот педагога к нуждам студентов в воспитательной деятельности, основанной на вариативности, добровольности и заинтересованности студентов.

Во-вторых, в ситуации предоставления преподавателем самостоятельности студентам, при одновременной координации их деятельности, главным способом взаимодействия становится сотрудничество, построенное на основе модерации.

3. Интеграция виртуального опыта в реальное пространство жизнедеятельности студента.

Организация воспитательной деятельности по формированию социально значимых навыков самосохранения здоровья средствами реально-виртуальной воспитательной среды вуза ставит следующие задачи:

1) социализация в виртуальном пространстве сети Интернет, когда молодой человек осваивает нормы и ценности модели поведения в виртуальном пространстве, интегрируется в сетевые интернет-сообщества;

2) интеграция в реальные условия жизнедеятельности через виртуальное измерение.

Информационно-ресурсное обеспечение реально-виртуальной воспитательной среды вуза – второе педагогическое условие в группе структурно-формирующих условий.

Существенное влияние на процесс формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья оказывают условия воспитательной деятельности вуза: комплектация кабинетов соответствующим оборудованием, рациональная организация воспитательных мероприятий, грамотный подход к выбору форм и средств профилактической, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы и пр.

Все перечисленные требования благоприятно влияют на эффективное функционирование представленной нами структурно-функциональной модели.

Предложенная модель реально-виртуальной воспитательной среды вуза, формирующая у студентов навыки самосохранения здоровья, представлена в единстве взаимосвязанных компонентов реального и виртуального воспитательного взаимодействия, основана на принципе интеграции виртуального опыта в реальное пространство жизнедеятельности студенческой молодежи, а также она дает возможность расширения воспитательного пространства высшего образования.


Библиографическая ссылка

Сафронова А.Н., Вербицкая Н.О. РЕАЛЬНО-ВИРТУАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ САМОСОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 2. – С. 32-37;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1749 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674