Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Колокольникова З.У. 1 Лобанова О.Б. 1 Колесникова Т.А. 1
1 Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
В современном российском образовании сегодня превалирует личностно-ориентированная образовательная парадигма, в рамках которой особое место отводится развитию самостоятельности и творческой инициативы личности. В связи с этим актуальной является проблема поиска эффективных средств развития творческого потенциала личности на разных этапах его жизнедеятельности. В статье показано, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творчества; именно в условиях дошкольных образовательных организаций возможно наиболее раннее, специально организованное в различных видах деятельности развитие творческого потенциала детей; авторами была разработана и реализована система занятий по изобразительной деятельности, направленная на развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в экспериментальном исследовании, эффективность которой подтвердили результаты формирующего эксперимента. В заключение сделаны выводы о том, что для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ педагогам необходимо: создавать условия для осознания ребенком своей индивидуальности; способствовать раскрытию творческих способностей каждого ребенка; создавать ситуации успеха для каждого ребенка; формировать устойчивое положительное отношение к творчеству. Это возможно при организации взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества, учете индивидуальных и возрастных особенностей детей; уважении мнения и личной позиции ребенка.
творческий потенциал
творческие способности
творческая деятельность
старший дошкольник
развитие
индивидуальность
экспериментальное исследование
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант Плюс. Законодательство. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.01.2018).
2. Исаханов М.Ю. Творческий потенциал формирующейся личности как феномен, актуальный для познания и развития молодыми учеными / М.Ю. Исаханов, И.В.  Сидоренко // Человеческий капитал. – 2016. – № 12 (96). – С. 40–43.
3. Захарюта Н.В. Современный подход к развитию творческой личности / Н.В. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 3. – С. 21–27.
4. Шкрыль Н.М. Взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах развития у детей творческого потенциала / Н.М. Шкрыль, Л.Н. Шарафутдинова // Самарский научный вестник. – 2014. – № 1(6). – С. 124–127.
5. Кузнецова С.В. Развитие творческих способностей дошкольников / С.В. Кузнецова. – М.: «Сфера», 2015. – 128 с.
DIAGNOSTICS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Kolokolnikova Z.U. 1 Lobanova O.B. 1 Kolesnikova T.А. 1
1 Lesosibirsk Pedagogical Institute – branch of Siberian Federal University

Abstract:
In modern Russian education today dominates the personality-oriented educational paradigm in which special emphasis on the development of independence and creative initiative of the individual. In this regard, relevant is the problem of finding effective means of development of creative potential of the personality at different stages of his life. The article shows that preschool age is the most favorable period for the development of creativity; in the conditions of preschool educational institutions perhaps the earliest, specially organized in different types of activities, the development of creative potential of children; the authors developed and implemented a system of classes of activities aimed at development of creative potential in children of preschool age who participated in the pilot study, the effectiveness of which is confirmed by the results of the formative experiment. In conclusion, it is concluded that the development of creative potential of children of senior preschool age in the conditions of kindergarten teachers should: create the conditions for better understanding by the child of their individuality; to help reveal creative abilities of each child; to create a situation of success for every child; and to form a stable positive attitude towards the work. This is possible when the interaction of teacher with children through collaboration and co-creation, taking into account the individual and age peculiarities of children; respect for the views and personal position of the child.

Keywords:
creative potential
creative abilities
creative activity
senior preschool child
development
personality
experimental study

В современном российском образовании сегодня превалирует личностно-ориентированная образовательная парадигма, в рамках которой особое место отводится развитию самостоятельности и творческой инициативы личности. В связи с этим актуальной является проблема поиска эффективных средств развития творческого потенциала личности на разных этапах его жизнедеятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предусматривается подход к проектированию современного образовательного пространства, ориентированного на сохранение и поддержку индивидуальности ребенка, развитие его творческих способностей. Одной из задач дошкольного образования является «…создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» [1].

В отечественной педагогике и психологии существует достаточно большое количество исследований в области творчества, творческих способностей и одаренности (Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев и др.); активно разрабатываются проблемы развития творческого потенциала личности (Н.А. Каюмова, А.З. Рахимов, В.Г. Рындак, Э.А. Сокальский, Б.Ж. Насакова и др.); в ряде исследований анализируется сущность, психолого-педагогические условия и средства развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста (А.Н. Белькова, Н.В. Захарюта, М.Ю. Исаханов, С.В. Кузнецова, В.И. Маслова, И.В. Сидоренко, М.В. Созинова, С.Р. Сотникова, Н.М. Шкрыль, Л.Н. Шарафутдинова, И.М. Ярушина и др.).

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творчества. Именно в условиях дошкольных образовательных организаций возможно наиболее раннее, специально организованное в различных видах деятельности развитие творческого потенциала детей.

Творческий потенциал старшего дошкольника – это интеграционная характеристика, которая включает в себя возможность к осуществлению творческой деятельности, способность принимать решения и действовать нестандартно и оригинально [2].

Дошкольное детство является одним из важных периодов в формировании личности ребенка, его общения со сверстниками и взрослыми, развития творческих способностей. Возрастные особенности ребенка старшего дошкольного возраста, являющиеся важными предпосылками для развития творческого потенциала личности: наглядно-образное мышление; расширение сферы общения ребенка; познавательные интересы; эстетическое развитие; взаимодействие детей с окружающим миром; освоение продуктивных видов деятельности, развивающееся воображение, которое выступает основой творческого потенциала личности [3].

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой являлось изучение и развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в дошкольных образовательных учреждениях города Лесосибирска Красноярского края (выборка составила 125 старших дошкольников).

Экспериментальная работа с детьми осуществлялась индивидуально. Констатирующий эксперимент проводился в обычной для детей обстановке, в дневное время, длительность экспериментальной работы с ребенком зависела от особенностей восприятия каждым ребенком предложенной инструкции и индивидуального темпа выполнения задания.

Для выявления развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста мы использовали:

– тест Е. Торренса «Неполные фигуры», предназначенный для диагностики креативных (творческих) способностей детей, выявления уровня развития творческого воображения;

– методику «Сочини сказку и нарисуй картинку» (авт. О.М. Дьяченко).

Методика Торренса «Неполные фигуры» позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения детей и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Для проведения исследования для каждого ребенка были подготовлены листы бумаги с изображением геометрических фигур и цветные карандаши.

kol1.tif

Рис. 1. Геометрические фигуры для проведения исследования по тесту Торренса «Неполные фигуры»

В рамках констатирующего эксперимента детям предлагалось дорисовать изображенные на листе фигуры: квадрат, треугольник, круг – так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем обращалось внимание детей на то, что дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

После получения задания дети задавали вопросы: «можно ли …», «зачем это рисовать…», «а если не получится?», «я не умею» и т.п. Неуверенность детей настораживала, но задание выполнили все дети, одни более успешно и быстро, другие долго размышляли, в основном не что рисовать, а как нарисовать, чтобы было красиво.

kol2.wmf

Рис. 2. Результаты первичной диагностики старших дошкольников по тесту Торренса «Неполные фигуры»

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывалось, поскольку в первую очередь для нас был важен замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения новых, неожиданных идей, отличающихся от широко известных, общепринятых, т.е. оригинальность изображения.

При обработке полученных экспериментальных данных все работы детей распределялись на три группы:

1 группа – оригинальные изображения во всех трех случаях (высокий уровень развития творческого воображения).

2 группа – оригинальные изображения в одном-двух случаях (средний уровень развития творческого воображения).

3 группа – нет оригинальных изображений (низкий уровень развития творческого воображения).

Затем подсчитывалось общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывались не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

Результаты первичной диагностики детей по тесту Торренса «Неполные фигуры» представлены на рис. 2.

По результатам обследования детей по тесту Торренса «Неполные фигуры» можно отметить следующее. Наиболее часто в рисунках детей встречаются схематические изображения. Дети дорисовывали геометрические фигуры до определенного целого предмета. В некоторых случаях дополняли различными деталями и соотносили с определенными представлениями о предмете: «Солнце светит ярко», «Колобок катится по дорожке», «Пирамидка маленькая» и т.п.

В результате, дорисовывая квадрат, девять детей изобразили «дом»; трое ребят нарисовали «телевизор», четверо – «стол», двое – «портфель», один – «шкаф», еще один – «тумбочку». При дорисовывании круга семь дошкольников изобразили «солнце», трое – «колобка», пятеро – «мяч», трое – «колесо», еще трое – «шарик». Дорисовывая треугольник, девять человек изобразили «ёлку», пятеро детей «пирамидку», четыре человека – дом, один человек – «скворечник», один человек – «девочку» и еще один ребенок – «косынку».

Большинство старших дошкольников нарисовали то, что видели в группе (игрушки), или то, что их научили рисовать. Оригинальных, неповторяющихся изображений было всего тринадцать: экскаватор, табуретка, картина, черепаха, зеркало, лодка, девочка-принцесса, конверт, клавиатура, улитка, ковер, пицца, кораблик.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что для 60 % старших дошкольников характерен низкий уровень развития творческого воображения. Дети не придумали ни одного оригинального изображения, в основном воссоздавали то, что умели изображать.

У 40 % старших дошкольников уровень развития творческого воображения средний, они нарисовали по одному или два оригинальных изображения. Сначала ребята рассматривали фигуры в различных положениях, а затем выбрали возможный вариант для изображения предметов, включив их в определенный сюжет с добавленными объектами: «экскаватор работает на стройке» (дополнительный объект – дом), «принцесса смотрит в зеркало» – дополнительный объект), клавиатура (дополнительный объект – компьютер), улитка (дополнительный объект – спряталась). Некоторые ребята изобразили по одному неповторяющемуся ни у кого из группы детей изображению: лодка, картина, конверт, часы, ковер, пицца, кораблик.

Уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста мы определяли с помощью методики «Сочини сказку и нарисуй картинку». Диагностика детей по данной методике проводилась индивидуально.

При проведении методики ребенка просят придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет). Напоминают, что в книгах к каждой сказке обычно есть картинки. Ребенку предлагают придумать свою сказку и нарисовать к ней картинку. А потом надо рассказать свою сказку. Если ребенок начинает рисовать или рассказывать знакомую сказку, инструкцию повторяют.

При анализе результатов диагностики по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку» не отмечаются качества самого рисунка и изложения, а обращается внимание только на уровень воображения. В итоге все работы детей подразделяются на три уровня.

Высокий уровень. Сюжет рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а не пытаются после рисования что-нибудь придумать по детали рисунка. В рисунке, как правило, представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены (имеют выраженную композицию и детализированы). Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность.

Средний уровень. Ребенок рассказывает модифицированный вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисуют отдельного героя или один из эпизодов сказки.

Низкий уровень. Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции.

В ходе диагностики детям было предложено стать авторами и художниками своей книги, т.е. создать свою книгу на память малышам, подарок от выпускников детского сада. Большинство детей не сразу приступили к работе. Многим приходилось повторять инструкцию. Анализ полученных данных показал, что задание «Придумай сказку и нарисуй картинку» дети в основном приняли, но выполнили работу на довольно низком уровне.

Результаты первичной диагностики старших дошкольников по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку» (авт. О.М. Дьяченко), представлены на рис. 3.

kol3.wmf

Рис. 3. Результаты первичной диагностики старших дошкольников по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку»

Анализируя данные, полученные по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку», можем отметить, что большинство детей рассказывали вариации знакомых сказок. Сочиненные детьми сказки в основном представляли собой очень краткие и сжатые произведения, как правило, на бытовые темы. Только 16 % детей придумали сказки волшебного, приключенческого содержания, что позволяет говорить о высоком уровне развития воображения. Для 48 % старших дошкольников характерен низкий уровень развития воображения. Четверо детей не придумали сказку, а рассказали то, что с ними произошло в цирке, им хотелось просто поделиться эмоциями, впечатлениями. Шестеро пересказали содержание известных мультфильмов, трое пересказали и изобразили сказку для маленьких «Теремок»; двое сказку Г.Х. Андерсена «Огниво», как выяснилось, родители им ее недавно читали; четверо придумали сказки на основе хорошо знакомых детских сказок.

У 36 % старших дошкольников выявлен средний уровень развития воображения. Эти ребята либо изменяли окончание уже знакомой сказки, либо пытались придумать сказочный сюжет.

При иллюстрировании сказки большинство детей сначала нарисовали картинку, а после придумывали сказку – описание картинки. Примечательно, что при выполнении задания дети отдали предпочтение не сочинению сказки, а рисованию её сюжета, а это значит, что рисунок для ребенка интереснее и является своего рода подсказкой для выражения своих фантазий. Детям было легче объяснить то, что они видят, чем «держать в голове» план высказывания.

Проанализировав результаты диагностики дошкольников по двум методикам, мы пришли к выводу, что большинству детей необходима специально организованная работа, направленная на развитие творческого воображения как составляющей творческого потенциала.

Нами была разработана и реализована система занятий по изобразительной деятельности, направленная на развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в констатирующем эксперименте. Целью системы занятий является развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста посредством занятий изобразительной деятельностью. Задачи: вовлечение детей в творческую деятельность; развитие творческого воображения как составляющей творческого потенциала; развитие эмоционального отношения к процессу творчества.

Развивающая работа предусматривала проведение 19 занятий и осуществлялась в два этапа. На первом этапе работы исключалась демонстрация каких-либо образцов и не давались детям конкретные инструкции. Дошкольникам предоставлялась возможность рисовать пальцами, губкой, ниточкой, рисовать кляксы, дорисовывать линии, фигуры. Такой вид упражнений помогает детям почувствовать себя свободнее в своих творческих проявлениях, расширяет рамки, ранее установленные социальным правилом, позволяет изображать узнаваемые сразу образы.

Второй этап занятий предусматривал непосредственно развитие творческого воображения детей. С детьми проводилась серия художественных дидактических игр («Три краски», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «Танец», «О чем рассказала музыка», «Рисунки вокруг нас», «Камешки на берегу» и др.), направленных на развитие детализации образов воображения, где требуются умения разворачивать сжатые схематические представления в полные, сюжетные.

По окончании формирующего эксперимента, то есть проведения системы занятий, направленных на развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен контрольный эксперимент.

Рассмотрим результаты контрольного эксперимента. Динамика уровня развития творческого воображения старших дошкольников представлена на рис. 4.

Проанализировав результаты, можем констатировать, что после формирующего эксперимента у 24 % старших дошкольников выявлен высокий уровень развития творческого воображения; при выполнении заданий теста они нарисовали три оригинальных изображения. До реализации развивающих занятий детей с высоким уровнем развития творческого воображения в группе старших дошкольников выявлено не было.

После проведения системы занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого потенциала, у 76 % старших дошкольников диагностирован средний уровень развития творческого воображения; эти ребята дорисовали фигуры, получив 1–2 оригинальных изображения. До формирующего эксперимента число детей со средним уровнем развития творческого воображения составляло 40 %.

Надо отметить, что после формирующего эксперимента среди старших дошкольников не выявлено детей, не нарисовавших ни одного оригинального изображения, т.е. с низким уровнем развития творческого воображения, тогда как до реализации развивающих занятий число таких ребят составляло 60 %.

kol4.wmf

Рис. 4. Динамика показателей творческого воображения старших дошкольников по тесту Торренса «Неполные фигуры»

В повторном диагностическом обследовании при выполнении задания теста Торренса «Неполные фигуры» дети использовали меньше времени и не задавали вопросы, как это было в первичном диагностическом обследовании. Рисунки детей более насыщены деталями, увеличилось количество оригинальных рисунков, дети начали строить целостный образ способом «включения», когда заданный элемент становится второстепенной деталью в продукте воображения ребенка.

Так, например, у Никиты Я. треугольник стал опорой под доской качелей, на которых изображены дети. У Насти Л. квадрат превратился в клетку с очаровательным попугаем. Данил А. превратил квадрат в аквариум с водорослями, камешками и рыбками, стоящий на полке. У Насти Г. треугольник стал петушком, сидящим на заборе. В работе каждого ребенка стало возможным увидеть что-то необычное и оригинальное, отличающееся от других работ детей в группе. Отсутствовало схематическое изображение предметов. Дети использовали многообразие цветных карандашей и ярких фломастеров.

Таким образом, можем отметить, что выявлена положительная динамика показателей по тесту Торренса «Неполные фигуры». После реализации системы развивающих занятий у 24 % старших дошкольников выявлен высокий уровень развития творческого воображения; количество детей со средним уровнем увеличилось на 28 %. До формирующего эксперимента число старших дошкольников с уровнем развития творческого воображения ниже среднего составляло 28 %; после проведения развивающих занятий их стало 36 %. Надо отметить, что после проведения развивающих занятий ни у одного ребенка не выявлен низкий уровень развития творческого воображения.

Также при проведении контрольного эксперимента нами использовалась методика «Сочини сказку и нарисуй картинку» О.М. Дьяченко. Динамика показателей старших дошкольников по данной методике представлена на рис. 5.

Анализируя данные повторного обследования детей по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку», можем отметить следующее.

До развивающих занятий в группе старших дошкольников у 48 % детей был выявлен низкий уровень развития воображения. После реализации развивающих занятий детей с низким уровнем развития воображения не выявлено. В ходе констатирующего эксперимента у 36 % дошкольников был диагностирован средний уровень развития воображения; после формирующего эксперимента данный уровень выявлен уже у 60 % детей. Число дошкольников с высоким уровнем развития воображения до формирующего эксперимента составляло 16 %, после проведения развивающих занятий ребят с высоким уровнем стало 24 %.

После проведения развивающих занятий дети сочинили оригинальные и детализированные сказки, пересказы знакомых произведений не встречались. В работах детей со средним уровнем воображения прослеживались эпизоды из ранее прочитанных сказок, то есть сочиненные произведения носят подражательный характер, и содержание рисунка частично отражало сюжет сказки. Значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем воображения. У этих детей сказки были придуманы о приключениях и волшебстве. Они сюжетно организованы, имеют логическую завершенность, что свидетельствует о том, что дети понимают и устанавливают взаимосвязь воображаемых событий с реальностью. Возросла детализация в сказках, увеличилось общее количество персонажей, появились второстепенные персонажи, давались развернутые описания предметов и героев. Есть сказки, где заданный персонаж в теме становится второстепенным, что привело к увеличению количества оригинальных сказок. В рисунках дети старались передать не только героев, но и связный сюжет сказки, используя все многообразие художественных средств.

Можем отметить, что в ходе контрольного эксперимента нами выявлена положительная динамика показателей по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку».

После проведения системы развивающих занятий на 8 % увеличилось количество старших дошкольников с высоким уровнем развития воображения; при первичной диагностике высокий уровень был выявлен только у 16 % дошкольников; после формирующего эксперимента число старших дошкольников с высоким уровнем воображения составило уже 24 %.

Значительная положительная динамика (на 24 %) выявлена по среднему уровню. Так до реализации развивающих занятий число дошкольников со средним уровнем развития воображения составляло 36 %; после формирующего эксперимента у 60 % детей выявлен средний уровень развития воображения. Также надо отметить, что после проведения развивающих занятий на 32 % снизилось количество детей с низким уровнем развития воображения.

Разработанная система занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, является эффективной. Занятия по изобразительной деятельности способствовали значительному повышению уровня развития творческого воображения, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

После реализации опытно-экспериментальной работы были составлены методические рекомендации для педагогов ДОУ по развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Развитию творческого потенциала детей способствуют незаконченные рисунки; неопределенные по форме образы и пятна; описания необычных, новых свойств предметов; задания на исследование образа-представления [4].

Подбор соответствующих упражнений поможет ребенку научиться расчленять цельный образ на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие [5]. Выделение отдельных компонентов образа позволяет соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления.

Для развития творческого потенциала старших дошкольников можно использовать следующие упражнения:

1) использование приема дополнения изображения (дорисовать фигуру, сконструировать дом (машину, корабль и др.), превратить силуэт руки в какую-нибудь фигуру, дорисовать кляксу и др.);

kol5.wmf

Рис. 5. Динамика показателей старших дошкольников по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку»

2) использование приема сочинения рассказов (составление истории по картинкам, сочинить одну общую сказку и др.);

3) использование приема составления образа из заданных элементов (создать необычное существо из имеющихся деталей и др.);

4) использование приема применения предметов в другом качестве (создать картину из пуговиц, соломы, пластилина и др.);

5) использование приема преобразования и усовершенствования предметов (если отщипывать от листа бумаги кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы; если много раз проткнуть лист бумаги в определенной последовательности, может получиться целый рисунок и др.);

6) использование приема нахождения общего между заданными предметами и явлениями;

7) использование приема вариативности высказываний («Хочу, чтобы машина сделала так...», подобрать слова сходные по звучанию, и придумать небольшое стихотворение и др.);

8) использование приема решения проблемных ситуаций (как помочь обезьянке переправиться через реку?; что бы ты сделал, если бы из крана на кухне полился сок?; чем лучше всего измерить комара, ветку дерева, ребенка, небоскреб и др.);

9) использование приема самостоятельного выдвижения идей («Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей...» – каких?; фантастические животные – какие они? и др.).

Таким образом, для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ педагогам необходимо: создавать условия для осознания ребенком своей индивидуальности; способствовать раскрытию творческих способностей каждого ребенка; создавать ситуации успеха для каждого ребенка; формировать устойчивое положительное отношение к творчеству. Это возможно при организации взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества, учете индивидуальных и возрастных особенностей детей; уважении мнения и личной позиции ребенка.


Библиографическая ссылка

Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Колесникова Т.А. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 1. – С. 33-40;
URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1737 (дата обращения: 26.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074