Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМИ СЛОВАРЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Сергеева Б.В. 1 Стешенко А.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Статья посвящена проблеме организации работы с лингвитическими словарями в начальной школе. Проблема исследования заключается в противоречие между необходимостью обогащения и активизации запаса младших школьников с помощью лингвистических словарей и недостаточной методической базой их применения к начальному этапу обучения.В статье уточнена роль лингвистических словарей в обогащении и активизации словарного запаса младших школьников. Представлены основы построения методической системы работы со словарём в начальных классах. Определено система в словарной работе состоит в том, чтобы слово было школьником правильно воспринято в тексте, понятно со всеми его оттенками и окрасками, усвоено, то есть вошло бы в его словарь и воспроизводилось в нужных случаях, чтобы оно прошло через специальные упражнения, в которых углубляется его понимание, усваивается его сочетаемость, подготавливается его употребление, и наконец, чтобы оно было употреблено школьниками самостоятельно в собственных высказываниях.
лингвитсические словари
активный запас
пссивный запас
младшие школьники
методическая система
1. Бессчастная Е.И. Еще раз о словарной работе на уроках русского языка. Опыт молодым / Е.И. Бессчастная // Начальная школа. – 2001. – № 8. – С. 64–67.
2. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника / Г.В. Бобровская // Начальная школа. 2003. – № 4. – С. 47-51.
3. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966.
4. Денисова М.А. Словарь как связь слов с жизнью / М.А. Денисова // Русский язык в школе. 1999. – № 6. – С. 71–76.
5. Сергеева Б.В. Особенности организации современного урока в начальной школе // НАУКОГРАД – электронное периодическое издание. [Электронный ресурс] Режим доступа http://nauka-it.ru/ 30.10.2013, Москва, 2013.
6. Ушакова О.Д. Синонимы и антонимы. Словарик школьника / О.Д. Ушакова. СПб., 2005.
7. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку / Л.П. Федоренко. М., 1994.
8. Чернова Г.Б. Развитие речи учащихся одна из основных задач начального образования / Г.Б. Чернова // Начальная школа. – 2000. – № 12. – С. 15-17.
9. Юртаев С.В. Принципы и методы развития речи / С.В. Юртаев // Начальная школа. 2004. – № 9. – С. 37-42.
10. Яшенкова С.Н. Как я работаю со словарными словами / С.Н. Яшенкова // Начальная школа. 2001. – № 9. – С. 128-130.
THEORETICAL BASIS OF THE WORK WITH LINGUISTIC DICTIONARY IN ELEMENTARY SCHOOL

Sergeeva B.V. 1 Steshenko A.Y. 1
1 Federal State Educational Institution of Higher Education «Kuban State University»

Abstract:
The article deals with the organization of work with lingviticheskimi dictionaries in elementary school. The problem of the study is the contradiction between the need to enrich and revitalize the stock of younger schoolboys by means of linguistic dictionaries and lack of methodical base of their application to the initial stage obucheniya. V article to clarify the role of linguistic dictionaries in enriching and activating vocabulary younger students. Presented methodical bases of construction of the system with a dictionary in the elementary grades. Defined system in the dictionary work is that the word was a schoolboy correctly perceived in the text, of course, with all its shades and stains, assimilated, that is to entered into his vocabulary and reproduced, if necessary, so that it passed through special exercises, which deepens its understanding of its compatibility digested, prepared its use, and finally, that it was used by students on their own in their own statements.

Keywords:
linguistic dictionaries
active reserve
passive reserve
junior high school students
methodical system

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных культурных ценностей Обогащение и активизация словарного запаса ребенка как один из показателей общего развития его личности, наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным, – это способ введения в культуру, условие саморазвития, способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека

Работа по обогащению и активизации словарного запаса младших школьников осуществляется на всех уроках в начальной школе, но урокам русского языка принадлежит ведущая роль, поэтому учителю необходимо сделать эти уроки интересными и доступными детям

Проблеме становления речевой деятельности учащихся начальных классов всегда уделялось особое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции обогащения и активизации словарного запаса младших школьников, выявлены проблемы речевого развития, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, проведен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников.

Программа по русскому языку для начальной школы определяет круг речевых умений и навыков учащихся начальных классов, которые должны формироваться на протяжении четырех лет обучения при изучении фонетики, грамматики, правописания и развития речи. Поступая в школу, дети владеют разговорно-бытовой речью, но их словарь зачастую беден, недостаточен для того, чтобы выражать все представления и понятия, которые они получают в процессе школьного обучения Усвоение огромного лексического запаса не может происходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессом обогащения словаря школьников. Также необходимо учитывать, что ребенок может понимать слова и выражения, но не употреблять их в своей речи.

Большое значение в системе обогащения лексического запаса младших школьников на уроках русского языка имеет работа над словом его значением, употреблением, способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, сочетаться с другими словами Особый интерес, с этой точки зрения, представляет работа с лингвистическими словарями. По мнению известного ученого методиста А.В. Текучева, словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Между тем, работа со словарями в школе проводится, как правило, эпизодически, от случая к случаю. Даже обращаясь к словарям, учащиеся не всегда учитывают в должной мере все сведения о слове, которые можно найти в словарной статье. Обычно их интересует лишь значение, но необходимо знать также семантическую и стилистическую характеристики слова. Не зная значения, функции слова в речи, учащийся не сможет точно использовать его в своей речи, даже при хорошем знании грамматики. Признавая значимость лингвистических словарей для обогащения и активизации словарного запаса учащихся начальных классов, необходимо сделать словари постоянными спутниками ученика в его работе на уроках русского языка и чтения, добиться того, чтобы пользование словарем стало потребностью для ученика.

Итак, одним из основных показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои мысли. Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо в ходе обучения обогатить словарный запас, в том числе путем эффективного использования лингвистических словарей на уроках русского языка.

Работа со словарями является одной из важных проблем дидактики и учебной лексикографии. Осваивая умение работать со словарем на уроке, младший школьник вырабатывает самообразовательные навыки и навыки самоконтроля. «Словари русского языка – могучее орудие культуры речи и вместе с тем продукт этой культуры» [2]. Согласно стандартам второго поколения, в разделе «Получение, поиск и фиксация информации» говорится, что выпускник научится ориентироваться в соответствующих возрасту словарях, и получит возможность научиться находить несколько источников информации, пользоваться словарями.

Словарь – справочная книга, содержащая собрание слов (морфем, словосочетаний, идиом и т.п.), расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык. Иными словами, это справочная книга, содержащая информацию о понятиях, предметах, ими обозначаемых, о деталях в области науки, культуры и т.д.

Важным при составлении словаря является вопрос о порядке расположения материала. Составление словарей – очень сложная работа. Кроме общелингвистических положений о слове, его значениях и употреблении, грамматических и фонетических характеристик, надо знать технику составления словарей и понимать состав словаря.

Чаще всего используется алфавитный порядок, иногда в том или ином сочетании с различными принципами расположения. Например, во многих случаях применяется гнездование, то есть объединение в одно «гнездо» (в рамках одной словарной статьи) слов, связанных общностью корня, хотя это нарушает алфавитную последовательность. Фактически в этих случаях происходит отступление от алфавитного порядка слов в сторону алфавитного порядка корней. Это оказывается очень удобным для некоторых типов словарей, например, для словообразовательных и этимологических. Последовательное проведение гнездового принципа соответствует лексикографической традиции многих языков. Так, арабские словари принято строить именно по алфавиту корней, помещая под каждым корнем все производные (в том числе и производные с приставками).

Типы словарей весьма разнообразны. Многие из этих словарей не предназначены для чтения младшим школьником, но учитель начальных классов часто обращается к ним за справками в решении тех или иных лингвистических вопросов.

В первую очередь, словари четко делятся на две группы: энциклопедические и лингвистические. Особенностью энциклопедических словарей является то, что в них объясняются не слова, а реалии (предметы, лица, явления, понятия), обозначаемые теми или иными словами. Слово энциклопедия родилось у древних греков, обозначавших им «круг знаний», «обучение по всему кругу знаний» [10].

На иных принципах строятся лингвистические словари. Целью лингвистических словарей является объяснение лексического значения слов, их грамматическая, стилистическая, этимологическая, орфоэпическая и другая характеристика. В зависимости от этого, существуют различные типы лингвистических словарей русского языка: толковые, словообразовательные, орфоэпические, орфографические, этимологические, словари синонимов, антонимов, омонимов, иностранных слов и многие другие. На базе этих словарей созданы специальные школьные словари с учетом психологических особенностей школьников, методики их обучения и т.д., которые дают самый разнообразный языковой материал.

Одним из основных словарей используемых в школе является толковый словарь. Толковый словарь содержит в себе объяснения значений слов их грамматическую и экспрессивно–стилистическую характеристику, отличает их нормативное написание и произношение. Словарь рассчитан на всех учащихся младших классов и может быть с успехом использован на уроках русского языка. В нём содержатся следующие сведенья:

– даётся краткое толкование каждого значения слова;

– в словарной статье приводятся производные слова (например, осветить – несов. освещать; сущ., освещение, – я, ср.);

– все слова снабжены ударениями, а трудных случаях указывается также произношение;

– при всех словах даются основные грамматические формы;

– приводятся примеры употребления слов в речи, а также фразеологизмы, включающие данное слово;

– стилистически ограниченные слова имеют пометы, указывающие на сферу употребления слова.

Использование толкового словаря придаёт всей работе не расплывчатый характер, а делает её легко управляемой. Не маловажным методическим усвоением, обеспечивающим результативность использования толкового словарика на уроках, является развитием эмоциональных процессов личности. Речь идёт о богатстве переживаний связанных с познанием самого слова, правильностью его понимания, точностью употребления в речи в разных значениях. На начальных этапах введения толкового словарика эмоциональный настрой поддерживается играми и занимательными упражнениями, решению которых помогает словарь.

Первоклассники делают для себя языковые открытия на материале казалось бы, простых, давно ставших доступными слов. Одно из таких открытий – это осмысление явлений многозначности в языке. Теоретический материал по многозначности в начальной школе не даётся, поэтому задача учителя познакомить младших школьников в практическом плане. Этой работе помогает толковый словарик.

Формирование прочного навыка работы со словарем начинается с первых шагов ученика в школе, т.е. с уроков обучения грамоте. Заучивание алфавита проводится как одна из физкультминуток в игровой форме. Например, называя букву, дети хлопают в ладоши. Это заставляет проговорить буквы ритмично, не отставая от товарищей. Вторым этапом работы становится практическое применение алфавита. На этом этапе учащиеся выполняют от 5 до 10 слов. Затем работа усложняется: проводится непосредственное знакомство учащихся с некоторыми существующими словарями. Первое – визуальное: учащиеся видят, что словари бывают больше, узнают, что в них содержится много информации, т.е. слов, что без знания алфавита слова быстро не найдешь. При работе с орфографическим словарем предполагаются самые простейшие задания: найдите свое имя в списке имен в приложении к словарю; прочитайте на букву А, правильно соблюдая ударение, выпишите несколько слов на заданную букву; разыщите спрятавшееся слово. На третьем этапе работы учащимся предлагается использовать словарь при выполнении различных видов самостоятельных работ. Например, найдите нужное слово и вставьте его в предложение; составьте предложение по картинке, о написании трудных слов справляйтесь в словаре.

Словарь синонимов сопровождается проводимыми синонимическими рядами, краткими пояснениями синонимов и иллюстрируют их употребление примерами из литературных произведений. Синонимический ряд возглавляется доминантой, т.е. таким членом синонимического ряда, который избирается как носитель главного значения, подчиняющие себе все дополнительные смысловые и стилистические оттенки значения. Выбор доминанты определяет характер всего ряда. Так, глагол «броситься» является доминантой к синонимам «кинулся, метнулся, ринуться, устремиться, рвануться». Словарная статья словарика синонимов выглядит следующим образом:

– В начале статьи столбиком дан весь синонимический ряд во главе с доминантой;

– Затем указывается общее значение слов, объединенных в синонимическом ряду;

– Далее анализируются разнообразные и часто тонкие оттенки отдельных синонимов;

– Каждый синоним иллюстрируется примерами из произведений русской классической литературы.

Потребность в словаре синонимов связана с тем, что далеко непросто пользоваться синонимами, особенно младшему школьнику. Современный русский язык обладает сложной системой синонимов. Синонимический словарь является важным источником обогащения словарного запаса учащихся. Это пособие может серьёзно способствовать повышению общей речевой культуры учащихся. Умение пользоваться словарём синонимов характеризует языковое развитие и бережное отношение к слову, к богатствам языка, воспитывает у школьников стремление употреблять слова в точном соответствии с их значением и стилистической характеристикой. Чтобы осознано подобрать необходимые синонимы, надо прибегнуть к словарику синонимов, который укажет на лексические и стилистические особенности каждого из приведённых синонимов, поможет подобрать единственно нужные слова для выражения данного содержания. Использование словаря синонимов на уроках русского языка способствует развитию у школьников самостоятельного лингвистического мышления, воспитывает потребность в использовании справочной литературы, позволяет глубже проникнуть в языковую природу синонимов.

В словаре антонимов словарная статья состоит следующим образом. Озаглавлена она антонимической парой одной и той же части речи. Далее толкуется значение членов антонимической пары. Большое значение уделяется иллюстрации антонимов соответствующим текстовым материалом из литературных произведений, вошедших в круг детского чтения начальной школы, а также из фольклора. В конце школьного словаря антонимов дан алфавитный указатель слов, входящих в антонимическую пару.

В этимологическом словаре словарная статья состоит из нескольких частей. В первой части называется заголовочное слово статьи и затем даётся толкование его современного лексического значения. У многозначного слова объясняется одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется младшими школьниками. Вторая часть составляет этимологическую справку, в которой сообщается язык – источник происхождения слова, название слова, толкуется первоначальное значение, выделяется слово и исторические родственные данному. Далее приводится образец краткой записи этимологической справки в словаре. Запись строится по следующей схеме: изучаемое слово (выделенное большими буквами, со знаком ударения, линией обозначена орфограмма); производящее слово, морфема, исторически родственные слова, первоначальное значение слова. Завершает словарную статью текст, иллюстрирующий исходное историческое значение анализируемого слова.

Школьная программа ориентирует учителя, на то чтобы в первую очередь младших школьников пользоваться фразеологическим словарём. В последующие годы обучения в школе внимание к фразеологии усиливается. Словарная статья включает в себя:

– заголовочное слово;

– грамматические и стилистические пометы;

– толкование фразеологизмов;

– иллюстрированный материал;

– справочную часть, в которую часто дается этимология некоторых фразеологизмов; также обозначена, стилистическая роль тех фразеологизмов, которые закрепились в функции того или иного члена предложения (например, «из–под полы» (обст.), «как в аптеке» (обст.)). В словаре максимально использованы стилистические пометы.

Овладение русским языком невозможно без усвоения его изобразительно – выразительных средств. Фразеологизмы по выражению В.Г. Белинского, составляют «народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство» [2].

Изучение фразеологизмов в школе способствует развитию лингвистического мышления детей, обогащению их словарного запаса, повышению речевой культуры. Фразеологическая работа должна вестись не эпизодически, а в системе уже на ранней системе обучения. Большие возможности заключает в себе внеклассные занятия.

По мнению Е.Н. Лагузовой автора статьи «Фразеологическая работа в начальной школе». В 1-м классе целесообразно заменить термин «фразеологизм» термином «крылатые слова». Во 2-м классе уместно познакомить их с серьёзным лингвистическим термином, дав его в близком младшим школьникам интерпретации. В 3-4-х классах можно акцентировать внимание детей на употреблении фразеологизмов в собственной речи и особенно использование их как ярких выразительных средств в художественной литературе.

Итак, зная различные типы словарей, учитель может логически построить свою работу с ними. Например, толковый словарь является нормативным и общедоступным пособием, словарь признан, содействовать повышению культуры речи младших школьников и быть руководством к правильному употреблению слов, образованию форм, произношения и написания. Использование словаря синонимов и словарика антонимов способствует развитию младших школьников лингвистического мышления, позволяет глубже проникнуть в структуру языка. Этимологический словарь помогает объяснить и понять написание и значение слов. Фразеологический словарь помогает учащимся младших классов легче ориентироваться во фразеологизмах, крылатых словах и широкому употреблению их в собственной речи.

Таким образом, работа со словарями не только преследует грамматические цели, но была направлена на ознакомление с лексическим значением новых слов, значение которых дети не понимали или понимали не правильно. Словарные упражнения проводятся с целью обучения правильному орфоэпическому произношению, соблюдая нормативные ударения, при помощи фразеологии развивается лингвистическое мышление детей, обогащается словарный запас, происходит повышение речевой культуры; работая, со словариком синонимов и антонимов, учащиеся обогащают и активизируют словарный запас младших школьников, развивают стремление употреблять слова в точном соответствии с их значением и стилистической характеристикой.

Одна из задач школьного обучения – подготовить учащегося к жизни в обществе, развить его коммуникативные способности. Особое место в решении этих проблем отводится урокам русского языка. Именно на них происходит формирование связной устной и письменной речи учащихся. А один из основных показателей умственного и речевого развития школьника – это богатство его лексического запаса. Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо в ходе обучения обеспечить достаточный словарный запас, который младшие школьники могут почерпнуть из разнообразных лингвистических словарей, предлагаемых современной наукой.

Многие учителя в ХХ веке на первое место при обучении грамматике ставили вопросы обогащения речи учащихся новым языковым материалом и развития навыков свободной, правильной и красивой устной и письменной речи, что возможно только при богатом лексическом запасе человека.

Слово – основная значимая единица языка. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами выражаются и эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов (и их сочетаний), выстроенных в определённой последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически (при помощи окончаний, предлогов, союзов и других средств). Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора и более точного, оригинального и выразительного оформления мысли. Объём словарного запаса, его разнообразие, подвижность рассматриваются в методике как важное условие успешного развития речи.

Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочивание словарной работы, выделение основных направлений и их обоснование, управление процессом обогащения словаря школьников.

Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных линии [5]:

1. Обогащение словаря школьника, то есть усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе. Чтобы успешно овладевать словарным богатством родного языка, учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 8–10 новых словарных единиц (в том числе, на уроках родного языка – примерно 4–6 слов).

2. Уточнение словаря школьника – самая широкая сфера словарной работы, включающая в себя:

– наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т.п.;

– усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;

– усвоение иносказательных значений слов, многозначности слов;

– усвоение лексической синонимики и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

3. Активизация словаря школьника, то есть перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.

4. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

Все названные направления работы над словарем школьника должны постоянно взаимодействовать[4].

Основные источники обогащения и совершенствования словаря – это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, тексты кинофильмов и телепередач, речь учителя и других работников школы и внешкольных учреждений. Всё это – педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка.

Но на речь учащихся влияют и другие, педагогически не контролируемые источники, которые могут оказаться правильными, с точки зрения литературного языка, но могут быть и неправильными. Так, в речи родителей, родственников и друзей учащихся могут встречаться диалектизмы, просторечные слова и формы, жаргонные слова и выражения. Известно, например, что в бытовой и игровой речи школьников много слов нарочито искажённых или переосмысленных. Нередко даже в интеллигентных семьях используются жаргонизмы и профессионализмы. Слушая речь взрослых, дети нередко усваивают слова, совсем неуместные в быту и даже школьном обиходе (аннулировать вместо устранять, реставрировать вместо починить и т.п.).

Задача школы, в частности, состоит в том, чтобы взять в свои руки стихию речевых влияний, в которой живут школьники, и управлять ею. Очень важно изучать речевое окружение школьников, поддерживать контакт с родителями.

Готовясь к уроку русского языка, учитель отмечает для себя, какие слова и обороты речи будут использованы для словарной работы: 2–3 слова, которые для большинства учащихся могут оказаться непонятными, будут разъяснены; 3–4 слова или сочетания намечены для работы над уточнением их оттенков, эмоциональных окрасок, сочетаемости; слова, над которыми велась работа, будут включены в пересказ или в высказывания самих учащихся по вопросам учителя.

Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов.

Весьма полезным пособием для обогащения и активизации словарного запаса являются словари. Изданы и издаются словари орфографические, толковые, орфоэпические, грамматические, словообразовательные, фразеологические, синонимов, антонимов и многие другие. Эти словари успешно могут использоваться учителем начальных классов как для справок, так и для подбора материала.

Наилучший толкователь значения слов – контекст. Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты-иллюстрации, в которых как бы высвечиваются и основные, и дополнительные значения слов, и их сочетаемость. Однако встречаются и такие слова, которые не станут понятными даже в результате прочтения текста. Как и во всякой учебной работе, в объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих школьников. Добиться, чтобы сами учащиеся не только смутно уловили смысл нового слова в тексте, но и сумели объяснить его значение, – значит обеспечить их умственное развитие, воспитать самостоятельность.

Редко бывает так, чтобы новое слово не поняли все учащиеся, в классе правильно понимают все слова и обороты речи, встретившиеся в рассказе, и бывает до 10 человек, которые в том же рассказе не понимают вовсе или понимают неточно до 10–12 слов. В коллективной или групповой работе над словарём учитель опирается на тех учащихся, словарь которых более богат и разнообразен.

В методике апробированы и широко используются следующие приёмы разъяснения значений слов (приёмы располагаются по степени их развивающего потенциала) [8]:

1. Учащиеся под руководством учителя осуществляют словообразовательный анализ слова и на этой основе выясняют его значение (или оттенок значения). Для начальных классов простейшим подходом к словообразовательному анализу служит вопрос: «От какого слова образовано новое слово» или: «Почему так назвали» Таким способом могут быть объяснены слова шапка-ушанка (закрывает уши), подосиновик (растет под осиной), леденец (тает во рту, как лед), рыжик (рыжего цвета), костяника (ягода с косточкой), односельчане (люди из одного села лучезарный (от слов лучи и заря) и т. п.

Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.

2. Словообразовательный анализ нередко сопровождается сопоставлением слова с другими словами с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов, например: землянка и земляника (оба слова образовались от слова земля); серебряный и серебристый (сделанный из серебра и похожи цветом на серебро) и т. п.

3. Как уже говорилось, опора на контекст в любом случае способствует пониманию слова. Но бывают случаи, когда роль контекста особенно велика и основным средством раскрытия значения слова становится прочтение отрывка с этим словом. Например, слова нелюдим, на отшибе, угрюмый и чурается из рассказа Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» вне текста объяснить трудно, и состав слов не вполне поясняет их значение. Однако чтение той части, рассказа, где характеризуется старый Матвей, ведущий замкнутый образ жизни, значение слов «высвечивает»; школьники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.

4. Вариантом предыдущего приема служит самостоятельное включение нового слова в иной контекст, составленный самими детьми. Это прием активизации, о чем будет сказано ниже, но в то же время это прекрасный прием глубокого раскрытия значения слова (в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель).

5. Отвечает требованиям самостоятельности выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. Как уже отмечалось, специального толкового словаря для начальной школы пока не создано; однако есть все же справочная литература энциклопедического типа, например книга «Кто такой Что такое». В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.

6. Объяснение значения слова путем показа картинки, макета, чучела или иного наглядного материала, как средство развития познавательной активности учащихся, зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова ландыш, школьники подобрали сами, либо использовали гербарий, или, наконец, нарисовали, то их познавательная активность в объяснении слова достаточно высока. Иногда возможен показ рисунка или иллюстрации. Так, для объяснения существительных и прилагательных следует показать предметные картинки, а для объяснения глаголов – сюжетные.

7. Замена объясняемого слова его синонимом (обычно – доминантой синонимического ряда) – один из наиболее часто применяемых приемов. Он не вызывал бы возражений (тем более что его применение требует значительной активности школьников), если бы при этом не возникала одна довольно частая ошибка. Так, анализируя язык сказки В.М. Гаршина «Лягушка–путешественница», дети заменяют яркие, выразительные слова шлепнулась с сучка вводу, бултыхнулась в грязный пруд и полетела вверх тормашками невыразительными, стилистически нейтральными словами упала, стала падать. Такое «объяснение» слов шлепнулась, бултыхнулась и фразеологизма полетела вверх тормашками не обогащает, а обедняет речь детей, так как уводит их от эмоционально окрашенных слов, имеющих оттенки значения, к словам стилистически нейтральным, лишенным оттенков и окрасок. Чтобы избежать указанной ошибки при объяснении слова через синоним, нужно, во-первых, подбирать несколько синонимов; во–вторых, сравнивать значения синонимов, подчеркивая их различия и выразительность (третьеклассники, сравнивая, говорят: «Шлепнулась – это не просто упала, а сильно упала, шлепнулась пузом, брызги полетели», «она с перепугу прыгнула и упала в воду»; «бултыхнулась – это значит сильно упала, с сильным звуком, это смешно»). Дополнительные пояснения при замене слова синонимами помогают детям понять выразительность авторских слов, их точность, образность.

8. Некоторые слова могут быть объяснены путем подбора антонимической пары. Так, слово тусклый становится понятным детям, если ему противопоставить уже известное ранее слово яркий; слова старт и финиш легче понять и запомнить, если они употреблены в одном тексте как обозначение начала и конца пути соревнующихся спортсменов. Примером использования смысловой противоположности слов может служить стихотворение В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»: чтоб лучше понять слово неряха, используются слова чисты, опрятный, аккуратный. Сопоставляются значения слов трус и храбрый.

9. Наконец, многие слова могут быть разъяснены на основе развёрнутого описания, иногда состоящего из группы слов, иногда из нескольких предложений. Этот способ разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранять непринуждённость беседы. Например, в стихотворении Джанни Родари «Всемирный хоровод» приводятся названия национальностей. Детям задаётся вопрос: «Кто где живет». В развёрнутых ответах раскрываются значения слова абиссинцы, англичане, и др. Таким же образом разъясняются слова оружейники, расногвордейцы в рассказе А. Кононова «Рождение армии».

Разнообразие приёмов и повышение активности самих учащихся в объяснение значения слов – важнейшая задача словарной работы в начальных классах.

С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания, которыми сами пользуются в дошкольном возрасте.

Также проводятся специальные упражнения:

1. Подобрать слова, которые имели бы по 2-3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слова для 1 класса: ножка, спинка, горлышко, ротик, нос, молния, идёт; слова для 2 класса: голова, земля, мир, класс, стол, ракета; слова для 3-4 классов: крыло, свет, ядро, полотно.

2. Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы – идут дети. Камень на дороге – камень на сердце.

3. Подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных слов, то есть синонимы: сырой – мокрый.

4. Подобрать противоположные по смыслу слова к каждому значению данных слов, то есть антонимы: сырой – сухой.

К понятию многозначности школьник идёт о тропа, от иносказательного «образного» употребления слова, и поэтому важной сферой работы, связанной с явлениями многозначности, является анализ образов, художественный тексты богаты такими материалом. Например, в рассказе Ю. Нагибина «Зимний дуб» встреваем более десяти слов, употреблённых в непрямо значении. С каждым художественным текстом можно поработать над многозначностью (над переносным значением) 2–3 слов.

От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно им даются в занимательных, игровых материалах: несёт меня лиса за тёмные леса…, Не хочет косой косить косой, говорит: «Коса, коса».

Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Понятия о предметах, действиях, признаках имеют множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, тем богаче выразительные возможности как языка в целом, так и каждого его носителя. Русский язык очень богат синонимами. Так словаре синонимов З.Е. Александровой к слову «глупый» даётся 37 синонимов. Конечно, не все синонимы должны и могут быть усвоены учащимися начальных классов.

В начальных классах не даётся теоретических сведений о синонимах, однако, практическая работа с синонимами, наблюдения над ними формируют у учащихся понятия о синонимах. Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:

– обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами–синонимами;

– подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления;

– специальные упражнения с синонимами;

– активизация синонимов, то есть использование в связанной речи;

– исправление речевых ошибок неудачно употребленных слов: замена неудачного слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

Элементарную работу с синонимами начинают в 1 классе. Так, в рассказе Е. Пермяка «Как Маша стала большой» читаем: маленькая Маша, а туфельки у неё крошечные. Первоклассники легко обнаруживают смысловые различия между словами крошечный и маленький, а так же ласковую эмоциональную окраску этих слов.

Во 2 и 3 классах целесообразно вводить группы трёх синонимов и более: смелый, храбрый, отважный воин, ложь, враньё, оберегать.

На примере диалога из рассказа Л. Воронковой «В новой семье», проводится работа над глаголами речи: сказала, произнесла, добавила и т.д. Строго говоря, далеко не все эти слова – синонимы. Но в начальных классах такое расширительное понимание синонимии бывает необходимо. В сущности, здесь дети анализируют слова, входящие в одну тематическую группу, в данном случае – слова, обозначающие речь, говорение. Разнообразие таких слов обеспечивает точность выражения мысли: шепнула, воскликнула и т.п. , позволяет избежать назойливого повторения одного и того же нейтрального слова сказала.

Приведём примеры простейших упражнений с синонимами:

1. Даётся список слов, относящихся одной части речи. В списке две синонимические группы и 1–2 «конфликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выписать или вычленить устно эти группы. Возможный вариант списка слов: бежит, глядит, мчится, смотрит, несётся, глаз не сводит. Конфликтное слово – спит. Кроме того, в список включен фразеологизм глаз не сводит.

2. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака. Школьникам даётся группа слов. Деи составляют ряды по возрастанию размеров. Затем с этими словами составляют предложения, позволяющие уточнить значение каждого слова.

3. Подбор синонимов к данному слову. Даются, например слова: смешной – при изучении прилагательных; работать – при изучении глаголов; метель – при изучении существительного. Дети подбирают: смешной – забавный. Могут быть составленны предложения.

4. Замена синонима в предложении.

5. Выбор одного из двух-трёх данных слов.

Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче. Резкий переход от света к тени, от веселья к печали затрагивает чувства читателя. Не случайно много пословиц построено на антонимах, народные сказки содержат, как правило, противопоставления добра и зла, безобразия и красоты, ненависти и любви, правды и лжи.

Слова-антонимы встречаются в читаемых текстах. Так уже в 1 классе в рассказе Е. Пермяка «Первая рыбка» дети встречаются слова большущий ерш крохотный ершишка. Противоположность значений этих слов понятна детям. Работа с антонимами, как с синонимами, начинается с обнаружения их в тесте, но затем вводятся и специальные упражнения:

1. Подробно антонимов к данным словам: тьма – …, вверх – …, холодный – …, уходить – …, т.п.

2. Составление предложений с антонимами, точнее с парами антонимов.

3. Замена антонима в предложении: заяц бегает быстро. – Черепаха ходит… Зимой рано смеркается – Зимой поздно… .

4. Продолжение начатого предложения с антонимами: в поле холодно, ветер свищет, а в уютном беличьем домике… – добавление слов тепло и спокойно.

Подбор антонимов к многозначным словам: свежий хлеб – … (чёрствый хлеб); свежий ветер – …(тёплый ветер).

5. Нередко говорящий или пишущий использует 2–3 синонима, противопоставляя им другой синонимический ряд, например. Школьники составляют аналогичные ряды.

Связь синонимии и антонимии – один из принципов словарной работы. Младшие школьники часто смешивают сходные слова войти и зайти, надеть и одеть, рыбный и рыбий и т.д.

Работа над такими смешиваемыми словами – это, в сущности, работа, по уточнению значений слов и их возможных сочетаний. Младшие школьники практически усваивают, что одеть можно что-то. Войти в комнату – без указания и продолжительность пребывания, а зайти – на короткое время. Зайти можно также за что-то: зашёл за угол. Словарики паронимов приводятся в методических пособиях по развитию речи.

Необходимо чтобы слово вошло в активный словарь младших школьников. Активный, то есть используемый в собственной речи, словарь у человека всегда уже общего объёма понимаемых слов, и разница между ними составляет пассивный словарь. Активизацией в методике называют перевод слов из пассивного словаря в активный, то есть употребление новых слов в собственной речевой практике – в беседе, в составляемых предложениях, в пересказе и рассказе, в письменном изложении и сочинении. Конечная цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить учащихся использовать их правильное, уместное, выбирать единственно правильное слово.

Известны следующие формы активизации словаря:

1. Составление словосочетаний с ненужными словами. Например, учащиеся встретились в контексте со словом хлопьями. Учитель спрашивает: «Какими хлопьями» в таком упражнении новое, активизируемое слово выступает в разных сочетаниях, в разных вариантах. Подобная работа не только активизирует слова, но и углубляет их понимание.

2. Составление предложений с заданными словами или с одним заданным словом. Учащимся предлагается составить предложения со словом коллектив; со словами могучий и прекрасный; со словами улыбнулся а затем со словами усмехнулся и ухмыльнулся. Составляется несколько вариантов предложений с заданными словами, причём возможны элементы соревнования.

Активизации слов способом составления предложений практикуется как на уроках чтения, так и на уроках русского языка, а также в процессе других работ, включая внеурочные. На уроках русского языка с задачей активизации словаря сочетаются задачи активизации грамматических форм: например, составляется предложение, где нужно не просто употребить слово, но употребить его в заданном падеже, если это существительное, в заданном времени и лице, если это глагол. Таким же способом активизируются слова с различными приставками, суффиксами (например, составить предложения со словами высказывать, предсказывать, пересказать, подсказать, рассказать).

3. Близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала. Пересказ, с одной стороны, должен быть самостоятельным, в противном случае он превратиться в механическое зазубривание текста, а с другой стороны, пересказ помогает активизировать лексику; следовательно, в нем должны употребляться слова и обороты речи, использованные автором. Первая задача решается введением творческих заданий, выборочного и сжатого пересказа. Что же касается второй задачи, то учитель, готовясь к уроку, намечает те слова и сочетания, воспроизведение которых он будет требовать от учащихся. Естественно, что в ходе беседы и работы над текстом на эти слова и выражения обращается большое внимание.

Практика показывает, что достаточная самостоятельность пересказа обеспечивается при воспроизведении 40 % лексики оригинала. При этом следует обращать внимание, в тех ли значениях, в тех ли сочетаниях они употреблены. Установлено, что наиболее трудно воспроизводятся те слова, которые обладают оттенками значений, эмоциональными окрасками и другими стилистическими характеристиками. Нейтральные невыразительные слова усваиваются и воспроизводятся школьниками легче. Следовательно, в процессе подготовительной работы к пересказу необходимо готовить учащихся к преодолению типичных затруднений.

4. Рассказы по наблюдениям, по картинам, и иные сочинения различных типов с использованием так называемых «опорных» слов, то есть заданных для обязательного употребления. Эти упражнения сводятся к тому, чтобы учащиеся обязательно употребили в своих рассказах и сочинениях необходимые слова, усвоенные в процессе подготовки к рассказу, и сочинению или записаны учителем на доске перед началом рассказа или написанием сочинения.

Таким образом, система в словарной работе состоит в том, чтобы слово было школьником правильно воспринято в тексте, понятно со всеми его оттенками и окрасками, усвоено, то есть вошло бы в его словарь и воспроизводилось в нужных случаях, чтобы оно прошло через специальные упражнения, в которых углубляется его понимание, усваивается его сочетаемость, подготавливается его употребление, и наконец, чтобы оно было употреблено школьниками самостоятельно в собственных высказываниях.


Библиографическая ссылка

Сергеева Б.В., Стешенко А.Ю. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМИ СЛОВАРЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 3. – С. 100-109;
URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1629 (дата обращения: 22.04.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074