Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

О ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ

Нанакина Ю.С. 1
1 Заполярный филиал ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина»
Современной России нужен бизнесмен нового типа – человек, обладающий высоким уровнем предпринимательской культуры, энергичностью, творчеством во всех сферах деятельности, ярко выраженными организаторскими способностями, стремлением своим инновационным трудом способствовать личному росту и богатству страны. Истинное предпринимательство базируется на социальных мотивах и благородных помыслах. Достижение идеальных образцов этой деятельности станет возможным, если основы предпринимательской культуры будут формироваться уже в студенческие годы. Предпринимательская культура не может быть результатом механического накопления знаний, умений и навыков. Она предполагает развитие всех сторон личности – когнитивной, эмоциональной и волевой – и выражается в совокупности компетенций – общекультурных, профессиональных, личностных.
предпринимательская культура
воспитание студентов
уровень предпринимательской культуры
1. Вихорева О.М. Стимулирование малого предпринимательства: анализ зарубежного и российского опыта: дис. ... канд. экон. наук. – М., 2000. – С.278.
2. Волкер Г. Что и как нужно сделать, чтобы стать предпринимателем. – Минск-М., 1991. – С. 163.
3. Воронин В.Н. Социально-психологические механизмы формирования организационной культуры: дис. ... д-ра психол. наук. – М., 1999.
4. Воронина Л.В., Кармакулова А.В., Проворова А.А., Устинова К.А. Типология факторов, влияющих на предпринимательскую активность населения северных моногородов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2014. – № 10. – С. 18–22.
5. Гапонова О.С., Коршунов И.А. Развитие культуры предпринимательства в стартапе. – URL: www.hse.ru/data.
6. Глухих П.Л., Воронина Л.В. Роль социокультурных факторов в развитии предпринимательства муниципального образования // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2015. – Т. 1. – С. 66–70.
7. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по нравственной истории современного экономического человека. – М., 1994.
8. Канарская, О.В. Научные основы формирования мотивации игры обучения русскому языку (инновационный подход): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – М., 1998. – 42 с.
9. Кошарная Г.Б. Формирование культуры предпринимательства в переходном обществе: дис. ... д-ра социол. наук. – Днепропетровск, 1999.
10. Стрелкова К. Нравственные ценности в подготовке будущих предпринимателей // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2014. – № 1. – С. 20–24.
11. Гуткевич А.Е. Внедрение элементов предпринимательской культуры в образовательную среду (маркетинговые исследования) // Известия Томского политехнического университета. – 2006. – Т. 309. – № 8. – С.216–220
12. Студент вуза: технологии и организация обучения: Учебное пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 475 с.
13. Магомедова Х.Н. Формирование предпринимательской культуры студентов // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 14 ноября 2007. – URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1195049969&archive=1195938639&start_from=&ucat=& (дата обращения: 01.12.2016).
14. Позняков В.П. Психология предпринимательства и бизнес- консультирование // Психология и бизнес. – М., 1997. – С. 33.
15. Сериков В.В. К методологии изучения движущих сил учебно- воспитательного процесса // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса: сборник научных трудов. – Волгоград: Изд. ВГПИ им. A.C. Серафимовича, 1981.
16. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. – М.: Гранд, 1997. – 399 с.

Вопросы определения уровней развития личностных качеств привлекали внимание педагогов и психологов B.C. Ильина, А.Н. Леонтьева, Н.К. Сергеева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукина и др.

Понятие «уровень» обычно употребляется в значении степени, характеризующей качество, высоту, величину, те узловые линии, где проявляются самые существенные различия видов материи и форм ее движения [8, с.23]. Эта категория выражает диалектический характер развития качества, позволяющий познать предмет во всем многообразии свойств, связей и отношений, и употребляется для отображения последовательности традиций, где многие из последующих представляют собой менее крупные ступени повышения организации по сравнению с одной или несколькими предыдущими ступенями. Поэтому к системному познанию исследователи предъявляют требование изучить не только уровни сами по себе, но и существующие между ними связи.

Ещё Гегель писал, что отдельные части обладают на самом деле своей главной ценностью лишь через их отношение к целому. Иметь перед своими глазами это всеобщее и означает понять смысл. Эта идея в контексте теории поуровнего развития качества личности в трактовке С.Л. Рубинштейна означает, что всякая предшествующая стадия представляет собой подготовительную ступень к следующей: внутри неё нарастают вначале в качестве подчиненных моментов те силы и отношения, которые, став ведущими, дают начало новой ступени развития [14, с. 33]. Это значит, что низший уровень существует независимо от высшего, высший же необходимо зависит от низшего, формирование более высокого в личностном измерении уровня невозможно без освоения предыдущих, на основе изучения исходного развития качества можно прогнозировать его дальнейшее развитие, управлять этим процессом [2, с.88].

Следующий аспект методологического обоснования уровней развития личностного свойства ученые связывают с их количественной и качественной характеристиками. В педагогических работах называется разное количество уровней сформированности личностных характеристик. Процесс становления у обучающихся взглядов и убеждений в психологическом плане проходит три уровня, которые определены как зарождение, упрочение личностного состояния и постепенный переход его в идеологически окрашенное свойство личности. Такое же количество уровней отмечает В.В. Сериков [15] в движении внутренних сил в процессе воспитания мотивации саморазвития. На первом уровне качество проявляется эпизодически, в наиболее благоприятных для его актуализации условиях, на втором – в большинстве ситуаций, но еще при значительной стимуляции со стороны учителя, на третьем – проявление этого качества становится внутренней потребностью личности. В.П. Беспалько в своих исследованиях при оценке овладения студентами знаниями выделяет четыре последовательных уровня. При этом он представляет усвоение как объект измерения и структуру деятельности человека: первый уровень – «знания знакомства», второй – «знание копии», третий – «действия по применению», четвёртый – «знания трансформации» [2, с. 54]. Другой набор состояний формируемых компонентов личности приводит B.C. Ильин: возбуждение, стимулирование и развитие, закрепление и перенос в другие ситуации функционирования и развития. Пять уровней развития толерантности выделяет П.Ф. Комогоров: интолерантностный, индифферентный, низкий, достаточный и высокий. Так как педагогика предпринимательства (так мы будем условно называть это направление педагогической теории и практики) в нашей стране ещё только складывается и не имеет развитой традиции [1, с.78], а в западных странах такой опыт существует, хотя также не получил статуса определенного научно- педагогического направления и не отличается методологической разработанностью, то и исследования уровней сформированности предпринимательской культуры отсутствуют [16, с.102].

Опираясь на существующий теоретический и практический опыт, на ранее проведённые педагогические исследования, учитывая, что в системе иерархии главным, элементом для формирования предпринимательской культуры является мотив, определив уровень сформированности мотивации у студентов к предпринимательскому делу, мы в дальнейшем сможем понять, соответствующее состояние других составляющих предпринимательской культуры. В результате проведенного нами констатирующего эксперимента мы выделили четыре группы студентов, предпринимательская культура которых отличалась некоторыми особенностями. Это послужило основанием считать проявленные особенности характеристиками уровней, а студентов – представителями каждого уровня сформированности предпринимательской культуры.

В процессе обучения большинство студентов вузов рассчитывают на досрочные выгоды, предоставляемые высшим образованием [12, с.145]. Но полученное базовое образование в современных условиях рынка не предоставляет практически никаких гарантий в построении своей профессиональной карьеры. Конкурентоспособность выпускника зависит от наличия у него организационно-управленческих навыков, коммуникабельности, умения проявлять активность, инициативу, принимать самостоятельные решения, брать ответственность за свое профессиональное становление, отвечать за личные результаты работы. В современных условиях возможности и условия трудоустройства диктуются рыночным спросом на кадры.

Итак, предпринимательская культура складывается из нескольких компонентов:

– экономического: знание законов рынка, профессионализм, ориентация на перспективу; бережное отношение к орудиям труда и др.;

– социального: умение выстраивать конструктивные отношения с различными государственными и частными структурами, конкурентами, использовать социальные механизмы для привлечения новых ресурсов в производство; заинтересованность в дальнейшем улучшении не только собственной, но и окружающей жизни; владение различными социальными ролями, развитые коммуникативные навыки, дух корпоративизма; менеджерские способности и др.;

– психологического: креативное мышление; наличие выраженных предпринимательских намерений, мотивация успеха, достижения; психологическая устойчивость, решительность и др.;

– этического: человеческое достоинство, совестливость, стремление к получению прибыли честным путем; готовность к благотворительной деятельности и др.;

– педагогического: уважение к людям, понимание абсолютной ценности человеческой жизни, стремление создавать условия для реализации творческого потенциала сотрудников, стимулировать состязательность и др.

Воспитание предпринимательской культуры – одна из приоритетных задач современной высшей школы. Необходимость ее решения обусловлена как внешними по отношению к образованию, социально-экономическими, факторами, так и нуждами самого образования. Высшие учебные заведения сегодня активно работают на рынке образовательных услуг, осуществляют совместные программы с бизнес-структурами. [13, с.156].

Кроме того, помимо влияния на формирование и развитие предпринимательской культуры возможно взаимовлияние экзогенных и эндогенных факторов.

1. Мотивация. Согласно содержанию мотива, которое дается Г.Б. Кошарной, мотивационные установки оказывают непосредственное влияние на формирование предпринимательской культуры и тесно связаны с ценностями и ценностными установками, которые ориентируют предпринимателя в социальной сфере, направляют и стимулируют его деятельность [9, 250].

2. Семейный или личный предпринимательский опыт. Исследователи-психологи и социологи отмечают, что системой передачи культурного опыта, которая обеспечивает управление организационной или предпринимательской культурой, является эмоциональный информационно-исторический фон [3, 6], который может формироваться под воздействием семейного или личного предпринимательского опыта [4]. При этом личный предпринимательский опыт можно рассматривать как активный, а наличие предпринимателей в семье или в ближнем и дальнем окружении – как пассивный (наблюдательный). Остальные эндогенные факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие предпринимательской культуры, можно отнести к социокультурным и разделить на три группы: аксиологические (ценностные), компетентностные, отношенческие [6, с. 67].

Непосредственное влияние на развитие как культуры в целом, так и предпринимательства в частности оказывают аксиологические факторы, такие как нравственные и религиозные ценности и традиции. В работах В. Зомбарта [7, с. 48], О.С. Гапоновой, И.А. Коршунова [4], К. Стрелковой [10, с. 23] отмечается прямое воздействие ценностных факторов на формирование и развитие предпринимательской культуры.

На основе изучения литературы считаем возможным к компетентностным факторам, оказывающим влияние на формирование и развитие культуры предпринимательства, отнести определенные ранее авторами факторы, также влияющие на предпринимательскую деятельность [6, с. 68]: врожденные и приобретенные способности, а также знания, умения, навыки, необходимые для предпринимательской деятельности. В частности, к этим эндогенным, личностно-психологическим факторам принадлежат: способность к адаптации в новых условиях, склонность к новаторству, готовность к риску, способности к конкуренции и руководству, а также уверенность в своих силах [4; 5]. К отношенческим факторам считаем необходимым отнести специальные личные качества предпринимателя, такие как договорная способность, этика и поведение. Их умелое применение приводит к достижению жизненных и профессиональных целей и приоритетов, к созданию и сохранению благоприятных условий в предпринимательской среде, а следовательно, к формированию и развитию благоприятной культуры предпринимательства на территории.

Можно отметить, что традиционно экономическая наука узко подходила к исследованию экономических процессов: изучала собственно экономические закономерности, тенденции, процессы, показатели. Анализировалась конкретная экономическая динамика, социально-экономическая статистика, формы собственности на экономические активы и т.п. Роль этических, культурных, цивилизационных источников экономического роста недооценивалась. Дальнейшая эволюция социокультурного подхода проявляется в переосмыслении категории «предпринимательская культура». В отличие от традиционных аспектов рассмотрения социокультурного подхода, авторская позиция учитывает не только поведение предпринимателя, но и еще два базовых положения – предпринимательский процесс и результат предпринимательской деятельности, которые в совокупности позволяют сформировать более комплексную характеристику факторов, обусловливающих предпринимательскую культуру.

С целью изучения уровня знаний о предпринимательской культуры в 2016 г. было проведено маркетинговое исследование среди студентов среднего специального и высшего образования города. По результатам маркетингового исследования мнений студентов средних специальных и высших учебных заведений была выявлена следующая тенденция. Большинство респондентов (78%) пришли к выводу о том, что наиболее эффективным, то есть соответствующим их ожиданиям, будет такой образовательный процесс, в котором приоритетными будут самостоятельность, саморазвитие и самодисциплина. На основании этого можно предположить, что внедрение предпринимательской культуры в систему высшего образования может стать основой повышения его эффективности и соответствия требованиям современного общества к процессу и результатам образования. Проведенное исследование позволило предложить новую форму управления качеством образования, дающую преподавателям возможность выявить в процессе реализации данной формы мотивации студентов к обучению, студентам улучшить свои практические навыки, предложить работодателю более опытного молодого специалиста – выпускника вуза или ссуза. В рамках диссертационного исследования-проекта предложена модель четырёх ожиданий, которая может быть реализована на практике. Задачами ее является привлечение студентов со второго по шестой курсы к научным исследованиям и бизнес-проектированию, приобретение ими знаний и опыта в научно-исследовательской, научно-организационной, консалтинговой, маркетинговой, производственной, предпринимательской деятельности под руководством научных работников и ведущих специалистов. Основные направления деятельности: коммерциализация научных разработок; проведение маркетинговых исследований; SWOTTанализ; проведение социологических опросов; консалтинговые услуги по маркетингу и бизнес-планированию; составление и анализ эффективных рекламных кампаний и программ стимулирования сбыта; изготовление рекламно-информационных видеоматериалов; оказание туристических услуг; производство предметов с символикой вуза или ссуза. Подобная форма работы даёт и практические навыки, связанные с их будущей профессией, студентам – будущим менеджерам, экономистам, маркетологам, и навыки межличностных коммуникаций, самодисциплины, ответственности и другие. Дополнительное обучение студентов в форме дополнительного обучения способно повысить степень активности их жизненной позиции, что является значимым фактором при трудоустройстве, а также развить в студентах элементы предпринимательской культуры, как корпоративной инновационной культуры университета, техникума. Формой обучения являются сезонные сессии, во время которых группы студенты учатся работать в команде, организовывать себя и других и разрабатывать какие – либо учебные или реальные бизнес – проекты. Во внесессионное время студенты – члены проектной группы несколькими коллективами работают над реальными проектами [11, с.217].

Таким образом, проведенное с целью формирования методологии внедрения предпринимательской культуры в систему высшего и среднего специального образования маркетинговое исследование восприятия предпринимательской культуры субъектами высшего и среднего специального образования, важных элементов предпринимательской культуры, методов внедрения позволили предложить новую форму управления качеством и повышения эффективности высшего и среднего специального образования.


Библиографическая ссылка

Нанакина Ю.С. О ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 6. – С. 110-113;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1580 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674