Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

PROTECTION OF CYBERBULLING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Doguzova D.A. 1
1 The Institute of the Service Sector and Entrepreneurship (branch) DGTU
The article is devoted to the protection of children from cyberbullying as an integral part of bullying in the Russian Federation. With the development of modern information technologies, means of communication and the involvement of children and adolescents in the world of the Internet and mobile phones, a form of school violence has emerged, such as cyberbullying – a form of harassment, harassment, intimidation, violence against adolescents and children through information and communication technologies, namely the Internet and mobile phones. The most frequent participants of communication in the Internet space are teenagers. This can lead to negative consequences, as they are the most vulnerable from a psychological point of view. One of the main problems is the lack of a clear distinction between the actors involved. Therefore, there are no clear rules and ways to protect against this danger. Cyberbullying is dangerous because the aggressor ignores all the rules of decency and can commit the most humiliating actions of the victim in the virtual world with impunity. Any bullying is the result of an uneven distribution of power: the strong terrorize the weak. It, including in the form of cyberbullying, is dangerous for the psychological health of victims.
bullying
grooming
cyberbulling
flaming
trolling
slander
grifering
ostracism
sexting
children
administrative offense
virtual reality
blackmail

Попробуйте представить современного ребенка без мобильного телефона, компьютера, ноутбука или планшета. Это уже невозможно. Они рады наличию таких гаджетов, ведь это дарит возможность общения с друзьями, родственниками, одноклассниками, играть в различные виртуальные игры. Однако наряду с этим возникают и проблемы.

С развитием современных информационных технологий, средств связи и с вовлечением детей и подростков в мир интернета и мобильных телефонов появился и такой вид школьного насилия, как кибербуллинг – одна из форм преследования, травли, запугивания, насилия подростков и детей при помощи информационно-коммуникационных технологий, а именно Интернета и мобильных телефонов.

Кибербуллинг (cyberbullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull – бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге является глагол аналогичного происхождения – быковать.

Старшее поколение совсем не задумываются об опасностях, которые могут настигнуть в сети интернет, в школах и на улице. Вследствие чего, происходят различные негативные ситуации: попытки совершения суицида и даже смерть. Вышеуказанные случаи зачастую происходят из-за халатности в воспитании родителями. К слову говоря, если умалчивать о проблеме, то и решение ее найдено не будет, а, следовательно, и адекватного регулирования системой законодательства и практикоприменения со стороны правоохранительных органов.

Но вполне реальным, несмотря на виртуальность этой проблемы. Любая травля – это результат неравномерного распределения власти: сильные терроризируют слабых. Она, в том числе и в форме кибербуллинга, опасна для психологического здоровья жертв.

В связи с вышесказанным, можно констатировать, что кибербуллингом признается нападение в целях нанесения определенного психического и психологического вреда, осуществляя свою негативную деятельность через e-mail, социальные сети, различные чаты, сайты, смс на телефон, которое имеет повторяющийся характер, характеризуется агрессивностью, физическим и моральным насилием.

В январе 2017 года уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова сообщила, что около 30 % детей в России сталкиваются с интернет-травлей [1].

По данным Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), в 2017 году почти половина российских подростков подвергались кибербуллингу. Так, 48 % детей в возрасте 14–17 лет становились жертвами груминга (шантажа), 46 % подростков стали свидетелями агрессивного онлайн-поведения, 44 % получали агрессивные сообщения. При этом только 17 % детей обращаются за помощью к родителям [2, с. 125].

Следует помнить, что закон защищает личность каждого отдельного гражданина и накладывает ответственность за неподобающее поведение не только при реальном общении, но и посредством различных средств коммуникации, включая соцсети.

На сегодня существует довольно подробная классификация разных типов кибербуллинга (флейминг, троллинг, клевета, гриферство, раскрытие секретов, выдача себя за другого, исключение/остракизм, мошенничество, киберсталкинг и секстинг), учёные также говорят о возможности прямого и косвенного буллинга. В первом случае ребёнка атакуют напрямую в сети, по телефону или СМС, а во втором в процесс травли вовлекаются посторонние люди [3. с. 95]. Например, с аккаунта жертвы могут рассылать агрессивные сообщения в адрес друзей или преподавателей.

Различия кибербуллинга от традиционного реального буллинга обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время. Самым большим минусом виртуального пространства является то, что мы общаемся при отсутствии межличностного контакта как такового.

Каждый человек может придумать себе новую жизнь, новое «амплуа», новое поведение [4. с. 96]. Ведь крайне маловероятно, что правда рано или поздно выяснится. Таким образом, человек не боится, что когда-то ему придется отвечать за поступки, высказывания, действия, поэтому он ведет себя как угодно, как правило, совсем некорректно.

Анонимный враг может оставаться неизвестным, тогда жертва мучается вопросами: за что? Почему именно я? Кто это делает со мной? Жертвы кибербуллинга еще сильнее, чем жертвы реальных нападок, боятся обращаться за помощью к взрослым, так как опасаются дополнительного наказания – лишение привилегий пользоваться компьютером или мобильным телефоном, что для многих родителей является логическим выходом из подобной ситуации. Страх потерять доступ к виртуальному пространству заставляет жертв кибербуллинга скрывать свою проблему от взрослых.

На наш взгляд, для профилактики кибербуллинга, его прекращения или преодоления его последствий родителям, прежде всего, следует быть внимательными к своему ребенку и его виртуальным практикам.

У детей и родителей различные увлечения и предпочтения и в медиа, и в интернете, однако, в отличие от правил дорожного движения, взрослые редко рассказывают детям, что стоит и чего не стоит делать в виртуальном мире. Доступ к виртуальному миру требует регулирования, введения четких правил пользования и разъяснения, в каких случаях и какое поведение считается нормальным и будет безопасным. Следует внимательно выслушивать впечатления ребенка от общения с новой реальностью, знакомиться с сайтами и технологиями, которые она использует.

Полностью искоренить кибербуллинг, так же, как другие проявления жестокости в виртуальном пространстве и реальной жизни, невозможно. Но это не значит, что взрослые могут игнорировать это явление, отстраняться от защиты своих детей и регулирования подростковых конфликтов. Взрослым следует держать в курсе проблемы школьных педагогов – это позволит им внимательнее отслеживать конфликты в реальной жизни, сочетание которых с кибербуллингом являются особенно опасными.

В российском законодательстве достаточно статей, которые можно использовать для привлечения к ответственности людей, занимающихся травлей в интернете. Просто «троллинг», «нападки» – всё это не юридические термины, и в каждом случае нужно разбираться, что конкретно было сказано. Например, можно привлечь к гражданско-правовой или административной ответственности за оскорбление – это статья 150 Гражданского кодекса и статья 5.61 КоАП, также есть отдельные статьи за оскорбление представителей власти и суда.

Оскорбление – это когда используется очень экспрессивная, жёсткая лексика не фактологического, а оценочного характера. Если речь идёт о распространении недостоверных сведений о человеке, которые порочат его честь и достоинство, о ложном обвинении в каких-то правонарушениях, недолжном поведении, обмане – всё это на юридическом языке называется диффамация. Тут можно подавать иск о защите чести и достоинства, и их подаётся много, в том числе в связи с распространением информации в интернете.

Статья 152 ГК устанавливает возможность подачи такого иска, а статья 128.1 Уголовного кодекса – это уже клевета – те же действия, но совершённые умышленно. Там довольно крупные штрафы: от одного до пяти миллионов рублей. Уголовная ответственность в виде лишения свободы здесь не предусмотрена, но она и не нужна, это было бы чрезмерным наказанием за нанесенную обиду.

Как мы видим, в России есть нормативная база по этому вопросу, проблема в том, что иногда наказание недостаточно влияет на обидчика. Он вполне может достичь своей цели, даже если будет привлечён к ответственности.

Что такое штраф в одну тысячу рублей, если на кону стоит личная месть? Вопрос в том, какими мотивами движим человек, когда он это делает. Ведь подавляющее большинство оскорблений в сети – это экспрессивные высказывания и не вполне осознанные действия.

Мы считаем, что действующих законов для защиты граждан от травли достаточно. Однако необходимо установить ответственность за оскорбление, совершённое группой лиц, дополнив пунктом 4 ст.5.61 КоАП РФ следующего содержания [5]:

«…4. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица группой лиц, – влечет на каждого гражданина в данной группе наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей».

Кроме того, следует активно реализовывать уже принятые нормы защиты от кибербуллинга в нашей стране.

Благодаря внесению изменений в КоАП РФ и активной реализации действующих норм национального законодательства мы надеемся на более эффективную защиту человека в сети Интернет.