Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

MULTIFUNCTIONAL AREA OF THE ROAD SERVICE

Filonova Yu.S. 1 Trofimenko Yu.V. 1
1 Moscow Automobile and Road Construction State Technical University
The problem of reducing the pace of development of multifunctional roadside service zones. The infrastructure facilities of the roadside service, which function, do not meet international requirements for the quality and quality of work. Destination of the roadside service is to provide the vehicle as much as possible, both from a social point of view and from fire, economic and environment safety, that means satisfy the needs of the client who uses vehicle all the way. The now roadside service in Russia is at the period of formation. In count of laws, which are regulated by the Multifunctional area of the road service, we can judge the week development of industry. The state company «Avtodor» has developed a state standard, which establish requirements for roadside multifunctional zones, uniting gas stations, motels, camping, supermarkets, cafes, car services, etc. The document will determine the required count of parking places, hotel rooms, power limit of gas station, and part of landscaping of the territory.
multifunctional roadside service zone
roads

В соответствии с Программой деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г., автомобильные дороги Государственной компании должны обустраиваться многофункциональными зонами дорожного сервиса.

Объекты придорожной инфраструктуры, которые функционируют, к сожалению, не отвечают международным требованиям ни по критерию количества, ни по критерию качества работы [1, с. 3].

Многофункциональные зоны дорожного сервиса автомобильных дорог Государственной компании –это здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты), а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств.

В 2010-2017 годах на платных дорогах «Автодора» открыто 46 многофункциональных зон, еще 80 объектов должны появиться до 2020-го года. На бесплатных федеральных трассах Росавтодора действует 7 МФЗ, 41 зона проектируется, 271 – запланирована к обустройству в ближайшие годы [2].

Многофункциональные зоны дорожного сервиса в зависимости от функционального назначения объектов, входящих в состав зоны, распределяются по следующим типам [3, с. 7]:

- тип А: включает в себя размещение автозаправочной станции и площадки отдыха со всеми сопутствующими и необходимыми вспомогательными функциями;

- тип Б: включает в себя размещение автозаправочной станции, площадки отдыха, пункта общественного питания и станцию технического обслуживания со всеми сопутствующими и необходимыми вспомогательными функциями;

- тип В: включает в себя размещение автозаправочной станции, площадки отдыха, пункта общественного питания, станции технического обслуживания, мотеля или кемпинга или и мотеля и кемпинга со всеми сопутствующими и необходимыми вспомогательными функциями.

Многофункциональные зоны дорожного сервиса должны обеспечивать доступ инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к объектам, входящим в состав зон [3, с. 6].

Многофункциональная зона дорожного сервиса автомобильных дорог Государственной компании должна включать [4, с. 7]:

- отдельные места для стоянки легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов;

- многотопливную заправочную станцию;

- туалеты;

- зону отдыха водителей и пассажиров со специально отведенными местами для курения;

- объекты общественного питания;

- магазин;

- мотель;

- автомойку;

- станцию технического обслуживания;

- душевые, прачечную;

- пункт медицинской помощи;

- мусоросборники;

- средства связи.

Принимаемое планировочное решение многофункциональной зоны дорожного сервиса должно обеспечивать[5, с. 16]:

- высокое качество обслуживания потребителей;

- рациональное технологическое решение, соответствующее техническим требованиям;

- единое архитектурно-конструктивное и цветовое решение с учетом органического сочетания с прилегающей застройкой, планировкой и ландшафтом, а также обеспечивать экологическую безопасность окружающей природной среды.

На многофункциональных зонах дорожного сервиса должны быть обеспечены требования к безопасности в соответствии с требованиями, установленными в регламенте. Уровень безопасности объекта зависит от наличия, обеспеченности и сочетания инженерных и технических средств защиты, то есть чем лучше они сочетаются между собой, дополняют друг друга, перекрывают «слабые места» объекта и учитывают его индивидуальные особенности, тем выше уровень защиты.

filon.tif

Комплекс зданий многофункциональной зоны придорожного сервиса [6]

Многофункциональные зоны дорожного сервиса должны иметь информационные указатели с названием комплекса и (или) отдельных объектов сервиса (автозаправочная станция, пункт торговли, пункт питания и т.д.), содержащие сведения о предоставляемых услугах, а также схему размещения объектов и движения транспортных средств на территории комплексов. Данные указатели могут размещаться в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги с учетом требований по обеспечению безопасности дорожного движения. В число рекомендованных опций также входит электронное табло с данными о свободных местах на парковке, установленное не далее чем за 800 метров от многофункциональной зоны. Количество парковочных мест рассчитывается исходя из трафика на данной дороге: если по ней в сутки проезжает более 40 тыс. автомобилей, на стоянке должно быть не менее 40-50 машино-мест. На заправке, входящей в состав многофункциональной зоны, должно быть минимум десять парковочных мест, у мотеля – не менее одного машино-места на два номера. Вместимость мотеля также зависит от интенсивности движения.

По похожей схеме рассчитывается также и мощность автозаправочной станции (АЗС). Если в сутки по дороге проезжает более 40 тыс. машин, АЗС должна обеспечить не менее одной тысячи заправок в сутки. На многофункциональной зоне следует также устанавливать не менее одной станции зарядки для электромобилей мощностью 20-50 кВт или 150 кВт (быстрая зарядка).

Экологические и санитарные требования включают мусоросборники для раздельного сбора отходов и отапливаемые туалеты.

На данный момент единых требований к многофункциональным зонам автодорожного сервиса в России нет. Государственная компания «Автодор» разработала проект ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Многофункциональные зоны дорожного сервиса. Требования к размещению и обустройству», который устанавливает требования к придорожным многофункциональным зонам, включающим заправки, мотели, кемпинги, кафе, автосервисы и пр. Проектом нормативного правового акта, в частности, определяется обязательное количество мест на парковках, номеров в гостиницах, лимит мощности автозаправок, а также доля озеленения территории. ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Многофункциональные зоны дорожного сервиса. Требования к размещению и обустройству» уже включен в программу национальной стандартизации и должен быть введен в действие в конце 2019 года. Сейчас он проходит общественное обсуждение.