Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE PROBLEM OF PSYCHO-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN RUSSIA

Ivanova A.D. 1 Raherinjatovo J.C. 1
1 Ufa State Aviation Technical University
The reason that foreign students are trying to come to study in Russia – traditionally high quality of education in Russian universities. Main problems of foreign students in Russia can be divided in two types: external problems (physical) and internal problems (moral and psychological). External problems of foreign students in the Russian Federation are as follows: the harsh climate, the language barrier, socialization, unusual cooking and financial difficulties. The internal or moral-psychological problems of foreign students who came to study in Russia include: stress and freedom. After admission unrest and change their country of residence, many freshmen foreigners have elevated levels of anxiety and, often, reduced self-esteem. Another big problem of foreign students – freedom of the everyone and everything. To help students to adapt can the University administration and colleagues in the study. But the main thing is the attitude of the student.
psychological and pedagogical adaptation
foreign students
external problems
internal problems
adolescence
higher education

Гордость и радость испытывают родители, когда их ребенок поступает в зарубежный университет! Но на деле – это большое испытание и для семьи, и для студента. У родителей возникает серьезная нагрузка на бюджет. А перед абитуриентом сразу встает множество вопросов: как наладить жизнь без родителей, как адаптироваться в другой стране? Как жить, когда рядом нет никого близкого – в новом обществе с чужой культурой? Как общаться на чужом языке и привыкать к незнакомым традициям? В данной статье мы рассматриваем общие проблемы психолого-педагогической адаптации иностранных студентов на территории Российской Федерации на примере Уфимского государственного авиационного технического университета.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации на начало 2015/2016 учебного года в России село за парту почти 240 тысяч иностранцев – 5 % от общего числа студентов. Большая часть иностранных абитуриентов (79,2 %) – из стран бывшего СССР: Казахстана, Туркменистана, Украины, Белоруссии и т.д. Следом – страны Азии, Африки и Ближнего Востока. Гораздо реже студенты приезжают в Россию из Северной Америки, Австралии и Океании [1]:

РУДН – лидер среди российских вузов по числу иностранных студентов, тут в 2015-16 учебном году обучалось 5139 человек. В Томском политехническом университете – 2337 студентов. В МГУ имени М.В. Ломоносова – 1 637 человек [1].

В республике Башкортостан больше всего иностранных студентов учится в Уфимском государственном нефтяном техническом университете – 1150 студентов из 60 стран мира [3]. На втором месте – Уфимский государственный авиационный университет: 170 иностранных студентов из 45 стран мира [2]. Один из авторов данного исследования в 2009 году приехал в Уфу из Мадагаскара, чтобы учиться в УГАТУ на специальности «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». Сейчас является аспирантом 3-го курса специальности «Авиационная и ракетно-космическая техника».

Причина, по которой иностранные студенты стараются приехать учиться в Россию – это традиционно высокое качество обучения в российских вузах. Россия занимает 26 место из 50 стран мира по версии британской компании QS «Рейтинг стран с лучшей системой высшего образования (Топ-50)» – QS SAFE National System Strength 2016 [5].

Важным также является то, что в России иностранные студенты могут не только обучаться бесплатно на бюджетной основе, но и получать стипендию. Это особенно привлекает выходцев из небогатых семей. Кроме этого в руководстве ведущих предприятий многих стран Азии и Африки сегодня находятся люди, получившие в молодости высшее образование в СССР и хорошо относящиеся к России.

Основные проблемы иностранных студентов в РФ можно разделить на два типа: внешние проблемы (физические) и внутренние проблемы (морально-психологические).

Внешние проблемы иностранных студентов в РФ следующие:

1. Климат.

Иностранцам крайне сложно привыкнуть к русской погоде, а самые привлекательные для зарубежных абитуриентов вузы России находятся в регионах с отнюдь не тропическим климатом. Трудности акклиматизации переживают все студенты.

Среднегодовая температура воздуха (среднее арифметическое значение температур за все месяцы года) в Москве и Санкт-Петербурге составляет + 5,8 °С; в Уфе + 3,8 °С; в Новосибирске + 1,8 °С; а в Томске + 0,9 °С [6]. Для сравнения: среднегодовая температура воздуха столиц стран бывшего СССР: Баку + 14,5 °С; Бишкек + 9,8 °С; Минск + 5,5 °С; Астана + 3,1 °С [7].

Большинство же иностранных студентов приехали к нам из стран Азии, Африки и Южной Америки. Вот, к примеру, показатели среднегодовой температуры воздуха разных регионов: юго-западная Азия + 22 °С [8]; Африка – северная + 27 °С, центральная +33 °С, южная + 25 °С [9]; Южная Америка – северная часть + 25 °С, центральная часть + 20 °С, южная часть + 10 °С [10].

2. Языковой барьер.

Считается, что русский язык входит в десятку самых сложных языков мира. Многие из иностранных студентов, приезжая в РФ, практически не имеют знаний по русскому языку. Поэтому первый год обучения посвящается изучению языка и культуры России. Но, как только начинается реальная учеба – вот тут и проявляются основные сложности, поскольку у нас в основном все занятия ведутся на русском языке. Лекции на первом курсе – настоящий кошмар для иностранцев.

Одна из сложностей русского языка – свободные ударения. Например, во французском языке ударения всегда приходятся на последний слог слова, а в русском таких четких правил нет. Кроме этого – обилие омонимов и синонимов, вариативность расположения слов в предложении. Также вызывает сложность и большая смысловая нагрузка знаков препинания: одна запятая может полностью поменять смысл фразы «Казнить нельзя помиловать» [11].

Но еще до приезда в Россию, абитуриенты сталкиваются с проблемой выбора вуза для обучения, т.к. англоязычные версии сайтов университетов не всегда информативны – зачастую не хватает информации по библиотечным фондам, минимизированы описания перспектив выпускников и не хватает подробного изложения компетенций, приобретаемых во время обучения на специальности [4].

Языковой барьер проявляется и в том, что больше половины россиян говорит только на русском языке, а иностранные студенты его не знают – поэтому их мало кто понимает и может оказать квалифицированную помощь. Но зато многие россияне проявляют желание помочь иностранцам!

3. Социализация.

Социальные факторы – социальные связи, учебные, личные и производственные отношения – являются важнейшими объективными факторами воздействия на человека [13].

В разных странах – разная культура и, естественно, разные точки зрения на социализацию. Все это не только делает наш мир интереснее, но и порождает многие проблемы. Даже родные люди, живущие в одном доме, зачастую отличаются друг от друга поведением, знаниям этикета, манерой общения, восприятием мира и т.д. Что уж говорить о людях, живущих на разных континентах. Не все понимают ценность человеческого равноправия, не принимают людей другой национальности, жителей другой страны. К сожалению, Россия стоит на 20 месте в сводном рейтинге расистских стран мира [4]. Поэтому проблема адаптации иностранных студентов в российском обществе велика. Один из авторов сам несколько раз испытывал проявления агрессии. Но, надо признать, не все население негативно настроено по отношению к приезжим, гораздо больше мы встречали тех, кто лояльно относится к представителям других национальностей. По нашим наблюдениям, большинство неадекватных (агрессивных) русских – это малообразованные люди с низким социальным уровнем жизни, алкоголики, наркоманы. Среди образованных жителей России гораздо больше встречается доброжелательных и душевных людей. Чтобы избежать конфликтов, иностранцам лучше не отвечать на глупые вопросы, стараться быть терпеливыми, не реагировать на провокации. И, ни в коем случае, не использовать принцип «Зеркала» (отвечать на грубость грубостью). Самое главное – быть позитивными, добрыми и открытыми.

4. Кулинарные трудности.

Кулинария – яркий отличительный признак любой страны. Национальные блюда – совершенно разные: по составу, способу приготовления, вкусу. Кухни мира отличаются и по традициям приема пищи: ложкой, вилкой, рукой, стоя, сидя, на полу, на стуле и т.д. Большая проблема иностранцев в том, что не все ингредиенты к своим национальным блюдам они могут найти в магазинах и на рынках РФ, а специально привозить или заказывать с родины – это и долго, и дорого. Поэтому им нелегко адаптироваться к русской кухне. Но в итоге все привыкают и, уехав домой, скучают за украинским борщом, башкирским чак-чаком, русским курником и другими блюдами.

5. Финансы.

Конечно, учеба за рубежом требует немаленьких финансовых затрат – и для студентов, обучающихся на бюджетной основе, и, тем более, для коммерческих. Студенты, живущие вдалеке от дома, быстрее взрослеют – жизнь без родителей вынуждает их становиться более самостоятельными. Они теперь должны сами заботиться о себе, принимать решения, рассчитывать бюджет.

Все иностранцы, обучающиеся за границей, хотя бы раз сталкивались с проблемой нехватки денег. Многие родители регулярно помогают своим детям денежными переводами, но сегодня в России курс обмена валют играет не «на руку» приезжим – он нестабильный и у многих возникают сложности и с отправкой денег, и с их получением.

И как бы студенты ни старались сэкономить – денег часто не хватает, поэтому многим приходится подрабатывать параллельно с учебой. И здесь как раз проявляются новые трудности: по законам РФ студенческая виза не позволяет легально работать – поэтому приезжим приходиться как-то выкручиваться при устройстве на работу.

К внутренним или морально-психологическим проблемам иностранных студентов, приехавших учиться в Россию, относятся:

6. Стресс.

Важным стрессогенным фактором является «кризис первокурсника». Многие и иностранные, и русские студенты приезжают учиться сразу после окончания школы, в период перехода от подросткового возраста в мир взрослых. Но, к сожалению, понятие «взрослый» можно отнести только к очень небольшой части первокурсников, которые соотносят взрослость с социальной зрелостью, ответственностью и самоорганизованностью [12].

После стресса вступительных волнений и смены страны проживания, многие первокурсники-иностранцы имеют повышенный уровень тревожности и, зачастую, пониженную самооценку. Все это вызвано сменой обычного образа жизни. Приезжие студенты вынуждены привыкать к новым условиям. Смена учебного коллектива, а тем более страны проживания, каждому дает шанс проявить себя по-новому. Бывают ситуации, когда студента с отличным аттестатом отчисляют за неуспеваемость – он был морально не готовым к тому, что в вузе ему необходимо заново доказывать свои знания. А бывает и наоборот: тот, кто не подавал блестящих надежд, неожиданно становится «звездой» факультета и ярко проявляет себя на научном поприще.

Как следствие перечисленных внешних проблем, у многих иностранцев наблюдается невысокая успеваемость в учебе. У «южных» студентов – частые пропуски занятий по болезни из-за акклиматизации, кто-то даже вынужден уезжать долечиваться домой. Некоторых иностранцев по совокупности причин даже отчисляют. Есть и такие студенты, которые пропускают учебу, поскольку нет денег, и они вынуждены много работать.

7. Свобода.

Российская вузовская система обучения отличается от привычной школьной и организационно, и методически, и содержательно: поточные лекции до 150 человек, непривычное расписание, учебный материал, излагаемый в непривычной манере на чужом языке, и, главное, – отсутствие ежедневного контроля. Это ещё одна большая проблема иностранных студентов – свобода. Свобода от всех и от всего. Концепция «я делаю то, что хочу и когда хочу» моделирует у многих приезжих неправильное направление жизни. Нет рядом родителей, которые вовремя разбудят и заставят идти учиться. Нет никого близкого, с кем можно посоветоваться, что можно делать, а чего не стоит. Отсюда проистекают многие негативные факторы: пьянство, загулы, пропуски занятий, грубость и наглость. Нельзя не отметить, что в факторе пьянства негативную роль играет и наш отечественный менталитет, когда многие иностранные студенты попадают в «питейные ловушки» традиционного гостеприимства русских людей.

Проблема адаптации иностранных студентов – тема важная, сложная, но решаемая и очень индивидуальная. Тут должны подключиться преподаватели и администрация вуза. Вот рекомендации, выполнение которых обеспечивает безболезненный и комфортный адаптационный процесс иностранных студентов:

- качественная и четко продуманная организация учебной деятельности в вузе;

- обучение преподавателей работе с иностранными студентами;

- эффективная и слаженная деятельность международного и воспитательного отделов высшего учебного заведения;

- участие в процессе адаптации иностранных студентов органов студенческого самоуправления, студсовета, профкома;

- включение в расписание студентов предметов, изучение которых повышает лояльность российского общества к приезжим, людям другой расы и национальности;

- предоставление иностранным студентам возможности психологического сопровождения и консультирования в период адаптации;

- вовлечение иностранных студентов в активную внеучебную деятельность: научная работа, художественное творчество, спортивные занятия, знакомство с профильными предприятиями;

- назначение (по желанию) персональных тьюторов всем иностранным студентам;

- квалифицированная подготовка кураторов к работе с интернациональной группой;

- принятие мер по обеспечению безопасности иностранных студентов;

- организация воскресных мероприятий и экскурсий для ознакомления с регионом обучения;

- оказание содействия иностранным студентам в трудоустройстве для подработки во время обучения.

Но, необходимо помнить, что никакая внешняя помощь не окажется действенной, если в нее не включится сам студент:

- в первую очередь иностранные студенты сами должны понять, что они находятся в чужой стране, в чужом обществе, и они обязаны соблюдать законы РФ, общепринятые правила и традиции российского общества;

- иностранные студенты должны помнить, что они гости, поэтому необходимо ограничить проявления своей свободы;

- иностранные студенты должны учиться избегать конфликтов, а не вступать в них;

- иностранные студенты должны быть ко всему подготовленными (морально, физически, психологически, финансово), раз решили приехать в другую страну;

- иностранные студенты обязаны быть «взрослыми» в жизни и серьёзно относиться к учебе.

Многие иностранные студенты теряют свою самооценку в другой стране, как в физическом, так и в психологическом плане. Необходимо помочь приезжим влиться в новый учебный коллектив, и это нужно осуществлять комплексно всеми подразделениями вуза: учебными, научными, общественными [14]. Именно в этом коллективном воздействии реально достичь положительных изменений в профессиональной (учебной), общественной, межличностной и личностной адаптации иностранных студентов.

ivan1.tif

Иностранные студенты в РФ [1]