Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Эмирова М.Е. 1
1 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»
Цель исследования – разработать ситуационные задачи для формирования функциональной грамотности обучающихся при изучении курса «Окружающий мир». В статье рассматривается роль ситуационных задач в процессе формирования функциональной грамотности на уроках «Окружающего мира». Содержание курса «Окружающий мир» представляет собой подходящую основу для разработки ситуационных задач. В рамках курса изучаются многие разделы и темы, тесно связанные с повседневной жизнью. Автор предлагает разработки ситуационных задач с перечнем вопросов для обучающихся и с указанием формируемых умений. В процессе решения ситуационных задач обучающиеся обращаются к имеющимся знаниям и своему жизненному опыту. Исследование проводилось с участием обучающихся третьих и четвертых классов начальной школы. Обучающимся было предложено выполнить несколько ситуационных задач и ответить на вопросы к ним. Для каждой задачи был предоставлен набор необходимых материалов. В работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Результаты проведенного исследования показали, что решение ситуационных задач способствует развитию определенных умений, на основе которых формируются универсальные учебные действия. Этот процесс, в свою очередь, способствует формированию функциональной грамотности обучающихся. Статья имеет практическую значимость для учителей начальной школы.
функциональная грамотность
ситуационные задачи
умения
универсальные учебные действия
курс «Окружающий мир»
1. Эмирова М.Е. Ситуационные задачи как средство формирования функциональной грамотности обучающихся при изучении географии // География и экология в школе XXI века. 2024. № 4. С. 42–47.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 286) [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 21.08.2024).
3. Функциональная грамотность младшего школьника: Книга для учителя / сост. Н.Ф. Виноградова. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.
4. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 1. М.: Просвещение, 2023. 160 с.
5. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 2. М.: Просвещение, 2023. 160 с.
6. Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир» 3 класс, часть 1. М.: Просвещение, 2023. 160 с.
7. Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир» 3 класс, часть 2. М.: Просвещение, 2023. 160 с

Введение

В современном обществе возрастает необходимость обучения школьников функциональной грамотности на уровне начального общего образования. Ситуационные задачи являются важным инструментом для развития умения использовать приобретенные в течение жизни знания для решения практических жизненных задач. Это умение становится особо значимым в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Ситуационные задачи служат для формирования личного опыта обучающихся в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Изучение практики работы школы показывает, что многие обучающиеся начальной школы обладают низким уровнем сформированности функциональной грамотности. Решению данной проблемы способствует активная работа по решению ситуационных задач при изучении различных учебных предметов начальной школы. В свою очередь, предмет «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для формирования функциональной грамотности младших школьников на основе решения ситуационных задач [1]. Многообразие разделов и тем курса знакомит обучающихся с различными аспектами повседневной жизни и с особенностями мира вокруг нас.

Формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы является одной из важнейших задач, поставленных федеральным государственным образовательным стандартом [2, с. 22]. Функциональная грамотность понимается как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных.

В настоящее время существует несколько направлений функциональной грамотности: креативное мышление, глобальные компетенции, математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная и финансовая грамотность.

«Окружающий мир» обладает широкими возможностями для формирования функциональной грамотности обучающихся [3, с. 233]. Одним из эффективных приемов формирования функциональной грамотности является решение ситуационных задач [1].

Ситуационная задача представляет собой описание ситуации, которую надо решить, ответив на вопросы, носящие проблемный характер, и выполнив задания, которые демонстрируют действенность знаний. Ситуационные задачи, как правило, лежат вне предметной области, но решаются при помощи предметных знаний и жизненного опыта обучающихся, а также предполагают возможную множественность решений [1].

В ситуационных задачах моделируется понятная жизненная ситуация, вызывающая эмоциональную реакцию, собственный отклик обучающегося. Поэтому значительная часть ситуационных задач контекстуально близка к ситуациям из повседневности [1].

Содержание курса «Окружающий мир» включает большое количество тем, подходящих для составления и последующего решения ситуационных задач [4, с. 158–159; 5, с. 158–159]. Они могут разрабатываться с опорой на учебники и быть тесно связанными с разделами и параграфами, изученными ранее или изучаемыми в данный момент [6, с. 158–159; 7, с. 158–159].

Цель исследования – разработать ситуационные задачи для формирования функциональной грамотности обучающихся при изучении курса «Окружающий мир».

Материалы и методы исследования

Ситуационные задачи разработаны на основе содержания курса «Окружающий мир». Экспериментальная работа проводилась с использованием теоретических и эмпирических методов исследования.

При изучении темы, посвященной домашним животным, обучающимся предлагается посоветовать своему однокласснику наиболее подходящую породу собаки. При этом необходимо учитывать определенные условия задачи: размер, длину шерсти, характер собаки и бюджет семьи.

Ситуация 1

На семейном совете у одного из твоих одноклассников было принято решение завести собаку. Семья живет в двухкомнатной квартире площадью 45 м2, в составе семьи папа с мамой, твой одноклассник и его пятилетний брат. Собака не должна быть большой и длинношерстной, так как это будет создавать тесноту и затруднять уборку квартиры. Содержание собаки должно быть экономичным: 3 000–7 000 руб./мес.

Вопросы и задания

1. Какую породу собаки ты бы посоветовал купить? Почему?

2. Опиши особенности характера собак этой породы.

3. Какую сумму придется тратить каждый месяц на содержание собаки?

4. Придумай кличку для этой собаки.

Опираясь на различные источники, предоставленные учителем или найденные самостоятельно, обучающемуся необходимо проанализировать особенности внешнего вида и характера различных пород собак, стоимость корма, посчитать затраты на содержание собаки.

Материалы

Таблица с указанием пород собак, их размера, объема корма; таблица с изображением собак и описанием характера различных пород; ссылки на интернет-источники.

В ходе решения ситуационной задачи формируется ряд необходимых умений: готовность использовать необходимые информационные источники и предметные знания для решения задачи, а также аргументировать выбор конкретной породы и клички собаки [1].

Формируемые умения:

− использовать предметные знания (окружающий мир, математика) в ходе решения задачи;

− использовать информационные источники, способствующие расширению возможностей решения поставленной задачи [1];

− обосновывать оптимальность выбора конкретной породы собаки.

Следующая ситуационная задача посвящена планированию дня рождения обучающегося. Исходя из условий задачи, ему необходимо предложить меню праздничного стола: продукты, напитки – и посчитать стоимость всех покупок с учетом ограниченного бюджета. Для наибольшего погружения в предложенную ситуацию обучающемуся предлагается составить список подарков и загадать желание.

Ситуация 2

Накануне твоего дня рождения вы с мамой решили пойти в магазин, чтобы купить угощение для друзей. На праздник планируется позвать 7 человек, меню будет состоять из горячего блюда, салатов, десерта и напитков. На проведение праздника из семейного бюджета выделяется 15 000 руб.

Вопросы и задания

1. Составь меню праздничного стола.

2. Какие продукты понадобится купить для угощения? Сколько будет стоить вся покупка?

3. Какие подарки ты хотел бы получить от своих друзей? Составь список подарков.

4. Какое желание ты загадал бы в свой день рождения?

Материалы

Раздаточный материал (распечатки таблиц стоимости продуктов, рекламные буклеты продуктовых магазинов), интернет-ссылки на сайты магазинов или сетей доставок еды.

У обучающихся формируется способность ориентироваться в многообразии предложений рынка товаров и обоснованно выбирать необходимые продукты, опираясь на собственные предпочтения и определенный бюджет, способность при помощи предметных знаний решать повседневные задачи.

Формируемые умения:

− конкретизировать предложения по решению задачи, исходя из ее условий;

− обосновывать выбор товара для реализации бытовых (повседневных) целей;

− ориентироваться в предложениях рынка товаров и услуг;

− использовать предметные знания в ходе решения задачи [1].

При изучении темы, посвященной составлению плана местности, обучающемуся предлагается задача, по сюжету которой его родители покупают дачу. Часть приобретенного участка школьник может обустроить по своему желанию: разместить качели, беседку, площадку для игры, посадить кустарники, деревья, сделать грядки. Для того, чтобы все объекты разместились на ограниченной территории, необходимо начертить план.

Ситуация 3

Ваша семья приобрела уютную дачу с участком, на котором теперь нужно посадить деревья и кусты, сделать грядки, разместить беседку и качели. Часть этого участка площадью 20 м2 ты можешь обустроить по своему желанию.

Вопросы и задания

1. Составь план своей части участка. Какие объекты ты хочешь разместить на нем? Обозначь их условными знаками.

2. Какие деревья и кусты ты посадишь? Почему?

3. Что ты посадишь на грядках? Обоснуй свой ответ.

Материалы

Раздаточный материал с частично изображенным планом участка.

В ходе решения ситуационной задачи формируются умения анализировать необходимые источники информации, составлять план и разрабатывать собственные условные знаки, а также аргументировать выбор растений для посадки на участке.

Формируемые умения:

− осуществлять синтез и переработку предметных (картографических) знаний в новой обстановке;

− анализировать различные информационные источники (информационная компетентность);

− обосновывать оптимальность составленного плана, аргументировать выбор растений для посадки и выбор других объектов.

Следующая ситуационная задача посвящена межпланетным перелетам, возможным в недалеком будущем. Школьникам предлагается проанализировать космические снимки, найти на них наиболее крупные географические объекты, а затем предложить названия для этих объектов и аргументировать свой выбор названий.

Ситуация 4

В недалеком будущем станут возможны межпланетные перелеты. Когда ты вырастешь, то сможешь стать одним из первых людей, кто ступит на поверхность Марса. Эта планета имеет много общего с нашей Землей, на ней есть равнины, горы, вулканы, впадины, а когда-то даже была вода. Исследователи предположили, как могла бы выглядеть поверхность Марса, если бы на ней остались водоемы.

Вопросы и задания

1. Изучи предложенные космические снимки Марса. Какие объекты ты видишь?

2. Напиши, как бы ты назвал эти объекты. Почему именно эти названия должны быть на карте?

3. Подумай, хотел бы ты отправиться в экспедицию на Марс в будущем? Почему?

Материалы

Космические снимки поверхности Марса.

У обучающихся формируются умения использовать предметные знания для решения задачи, дешифрировать космические снимки и называть объекты, изображенные на них.

Результаты решения ситуационных задач

Ситуация 1

Ситуация 2

Ситуация 3

Ситуация 4

Решили успешно

Не решили

Решили успешно

Не решили

Решили успешно

Не решили

Решили успешно

Не решили

36

9

37

8

34

11

35

10

missing image file

Процент успешного выполнения и невыполнения каждой ситуационной задачи

Формируемые умения:

− анализировать космические снимки и определять наиболее крупные объекты на них;

− использовать предметные знания в ходе решения задачи;

− аргументировать выбор названий для конкретных объектов.

Результаты исследования и их обсуждение

В исследовании принимали участие 45 обучающихся третьего и четвертого классов начальной школы, которым было предложено решить ситуационные задачи и ответить на вопросы. В результате опытно-экспериментальной работы было установлено, что обучающиеся в целом успешно решали задачи и развивали различные умения, способствующие формированию функциональной грамотности (таблица).

Анализ полученных результатов показал, что наибольшие трудности у обучающихся вызвали задачи с использованием плана местности и анализом космических снимков. Наименьшие затруднения проявлялись при работе с таблицами и интернет-источниками. Процент успешного выполнения ситуационных задач составил от 75 до 82 % (рисунок).

Заключение

Ситуационные задачи являются удобным и эффективным инструментом формирования функциональной грамотности обучающихся в начальной школе. Курс «Окружающий мир» создает благоприятные условия для разработки и решения ситуационных задач за счет обширной содержательной составляющей, тесной взаимосвязи с другими учебными предметами и с жизнью.


Библиографическая ссылка

Эмирова М.Е. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2024. – № 5. – С. 40-43;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2550 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674