Формирование познавательной активности у студентов высших учебных заведений остается важной задачей на теоретическом и практическом уровнях [1–3].
В современной образовательной среде высшего учебного заведения актуальность поиска механизмов, способов, инноваций в формировании познавательной активности студента связана со следующими причинами:
1. Познавательная активность способствует развитию критического мышления у студентов, что помогает им критически оценивать информацию, принимать обоснованные решения и развивать навыки анализа.
2. Познавательная активность активизирует студентов, побуждая их самостоятельно искать информацию, исследовать новые темы и развивать уникальные способности.
3. Познавательная активность служит фундаментом мобильности личности в изменяющемся мире, формирует умение самостоятельно учиться и адаптироваться к новым знаниям и технологиям и является важной компетенцией в быстро меняющемся информационном обществе.
4. Познавательная активность студента способствует углубленному пониманию учебного материала, так как студенты тщательнее анализируют и осмысливают информацию, когда они сами активно участвуют в учебном процессе.
5. Познавательная активность развивает творческое мышление, студенты учатся находить нестандартные решения задач и применять знания в новых контекстах.
На наш взгляд, с позиции исследователей, актуальность формирования познавательной активности у студентов подчеркивает необходимость интегрирования методов и технологий, способствующих стимулированию активного обучения и развитию критического мышления в современной образовательной практике высшего учебного заведения [4–6].
Вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность – одна из приоритетных задач Оренбургского государственного университета, а также важная задача в реализации стратегии развития факультета как структурного подразделения высшего учебного заведения.
Оренбургский государственный университет видит свою миссию в развитии системы образования, фундаментальной и прикладной науки как источников новых знаний и технологий, укрепления международных связей [7]. Основными задачами Университета в области научно-исследовательской деятельности являются:
− приоритетное развитие фундаментальных исследований как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научных школ и ведущих научных коллективов на важнейших направлениях развития науки и техники;
− обеспечение подготовки в Университете квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших достижений научно-технического прогресса;
− исследование и разработка теоретических и методологических основ формирования и развития высшего образования; усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач, сохранение и укрепление базисного, определяющего характера науки для развития высшего образования;
− эффективное использование научно-технического потенциала Университета для решения приоритетных задач обновления производства и проведения социально-экономических преобразований;
− развитие в Университете новых, прогрессивных форм научно-технического сотрудничества с научными, проектно-конструкторскими, технологическими организациями и промышленными предприятиями с целью совместного решения важнейших научно-технических задач, создания высоких технологий и расширения использования научных разработок в производстве;
− развитие инновационной деятельности Университета с целью создания наукоемкой научно-технической продукции и конкурентоспособных образцов новой техники и материалов, ориентированных на рынок высоких технологий;
− создание в Университете условий для защиты интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков как основы укрепления и развития науки и выхода Университета на мировой рынок высокотехнологичной продукции;
− расширение международного научно-технического сотрудничества Университета с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научно-технической продукции;
− создание в Университете качественно новой экспериментально-производственной базы;
− развитие финансовой основы исследований и разработок за счет использования внебюджетных средств и инновационной деятельности [8].
Научно-исследовательская и инновационная деятельность студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и ученого. Привлечение к научно-исследовательской работе обучающихся позволяет использовать их потенциал для решения актуальных проблем в различных отраслях науки и техники, как региона, так и страны в целом. Научная деятельность студента играет важную роль в его подготовке к профессиональной деятельности.
Цель исследования – уточнение комплекса условий, способствующих развитию познавательной активности студента в студенческом научном объединении факультета.
Материалы и методы исследования
Анализ научной, методической литературы, нормативно-правовых источников по проблеме исследования, требования работодателей к подготовке специалистов направлений подготовки в рамках факультета, анализ деятельности студенческого научного объединения института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа ОГУ.
Результаты исследования и их обсуждение
Деятельность института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа как структурного подразделения ФГБОУ ВО ОГУ осуществлялась с марта 2019 г. по апрель 2023 г. В структуре института функционировало 8 кафедр: кафедра истории, кафедра общей психологии и психологии личности, кафедра дизайна, кафедра журналистики, кафедра общей и профессиональной педагогики, кафедра философии, социологии и культурологии, кафедра рекламы, связей с общественностью и прикладной политологии.
Студенческое научное объединение Института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа объединило (с 2019 по 2023 г.) на добровольных началах студентов факультета, активно участвующих в научно-исследовательской работе, членов студенческих научных кружков кафедр, а также молодых ученых и аспирантов.
Основные цели и задачи студенческого научного объединения:
− создание условий для развития научного потенциала и формирования исследовательских компетенций обучающихся студенческого научного объединения Института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа;
− вовлечение обучающихся института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа в научно-исследовательскую, инновационную и (или) научно-просветительскую деятельность;
− содействие организации процесса научно-исследовательской, инновационной и научно-просветительской деятельности обучающихся в ФГБОУ ВО ОГУ;
− повышение качества подготовки по основным образовательным программам обучающихся.
Развитие познавательной активности студента высшего учебного заведения будет эффективным при реализации комплекса педагогических условий:
− создана скоординированная образовательная среда, способствующая вовлечению студента в научно-исследовательскую деятельность;
− актуализирована мотивационная сфера студента посредством активного включения его в научно-исследовательскую деятельность в рамках научных направлений кафедр факультета;
− обеспечено научно-педагогическое, организационное, техническое, финансовое сопровождение научно-исследовательской деятельности студента в образовательном пространстве факультета вуза.
Результаты научно-исследовательской деятельности студенческого научного объединения института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа (2019–2022 гг.)
Наименование мероприятия |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Победители конкурсов на лучшую студенческую научную работу |
7 |
14 |
20 |
28 |
Участие в научных конференциях, семинарах, круглых столах, конкурсах |
147 |
172 |
552 |
753 |
Публикации студентов в соавторстве с преподавателями |
68 |
55 |
54 |
104 |
Публикация студентов без соавторства преподавателей |
58 |
69 |
51 |
84 |
Студенты, принимающие участие в выставках |
0 |
20 |
182 |
21 |
Студенческие научные проекты, поданные на конкурсы грантов |
3 |
2 |
4 |
5 |
Студенты, участвующие в хоздоговорных работах, получившие гранты за научно-исследовательские проекты |
1 |
0 |
1 |
1 |
Студенты, участвующие в выполнении госбюджетных НИР без оплаты труда |
26 |
12 |
75 |
19 |
Для реализации поставленных задач в структурных подразделениях факультета (на кафедрах) были созданы студенческие научные кружки, лаборатории, студенческие конструкторские бюро, работающие по научным направлениям факультета.
Научно-исследовательская деятельность студента включала в себя участие в исследовательских проектах под руководством преподавателей (высококвалифицированных, с учеными степенями, званиями), написание научных статей, участие в конференциях, семинарах и научных форумах, а также проведение собственных исследований под руководством научных руководителей. Важным аспектом в научно-исследовательской деятельности студента стало умение формулировать гипотезы, проводить анализ данных, делать выводы и аргументировать свои исследовательские предположения. Научная деятельность также включала в себя участие в научно-исследовательских группах, лабораториях и проектах, знакомство с технологиями и методологиями научных исследований. Кроме того, студенты занимались сбором, обработкой и анализом данных, а также использованием современных научных методов и инструментов в своей работе. Результатами научно-исследовательской деятельности студентов за обозначенный период стали победы в конкурсах международного, регионального и местного уровней, представленных в таблице.
Заключение
Студенческое научное объединение на факультете имеет неоценимое значение для академического сообщества и развития студенческой научной деятельности. Студенческие научные объединения консолидируют студентов, заинтересованных в научной работе, обеспечивают им площадку для обмена идеями, проведения совместных исследовательских проектов. Уточненный комплекс условий показал, что студенческое научное объединение выполняет многогранную роль:
− способствует стимулированию научной активности среди студентов, помогает им развивать навыки исследования, проведения научных экспериментов и анализа данных;
− предоставляет возможность приобрести опыт участия в научных конференциях, семинарах, круглых столах и других мероприятиях, на которых студенты представляют свои исследования и обмениваются опытом с коллегами;
− предоставляет возможность первого опыта командной работы с молодыми учеными в публикации научных статей, поиске финансирования для исследований, а также участия в академических конкурсах и программах обмена;
− предоставляет возможность общения и сотрудничества с единомышленниками, а также контактов с профессионалами в своей области.
Таким образом, студенческие научные объединения играют важную роль в формировании познавательной активности, интеграции студентов в научное сообщество, обеспечивая им возможности для научного роста, развития и профессионального успеха.
Библиографическая ссылка
Терентьева И.А. СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2024. – № 1. – С. 30-33;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2523 (дата обращения: 22.11.2024).