Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА

Терентьева И.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
В статье актуализируется проблема развития познавательной активности студента вуза в рамках студенческого научного объединения факультета. По мнению автора, вовлечение студента в научно-исследовательскую деятельность является приоритетной задачей в стратегии развития факультета как структурного подразделения высшего учебного заведения. Цель исследования – уточнение комплекса условий, способствующих развитию познавательной активности студента в студенческом научном объединении факультета. Развитие познавательной активности студента высшего учебного заведения будет эффективным при реализации комплекса педагогических условий: создана скоординированная образовательная среда, способствующая, вовлечению студента в научно-исследовательскую деятельность; актуализирована мотивационная сфера студента посредством активного включения его в научно-исследовательскую деятельность в рамках научного направления кафедры факультета; обеспечено научно-педагогическое, организационное, техническое, финансовое сопровождение научно-исследовательской деятельности студента в образовательном пространстве факультета вуза. Авторы приходят к выводу, что уточненный комплекс условий показал, что студенческое научное объединение выполняет многогранную роль: способствует стимулированию научной активности среди студентов, помогает им развивать навыки исследования, проведения научных экспериментов и анализа данных; предоставляет возможность приобрести опыт участия в научных конференциях, семинарах, круглых столах и других мероприятиях, на которых студенты представляют свои исследования и обмениваются опытом с коллегами; предоставляет возможность первого опыта командной работы с молодыми учеными в публикации научных статей, поиске финансирования для исследований, а также участия в академических конкурсах и программах обмена; предоставляет возможность общения и сотрудничества с единомышленниками, а также контактов с профессионалами в своей области.
студенческое научное объединение
научно-исследовательская деятельность
студенческая наука
с студенческий научный кружок
студенческое конструкторское бюро
туденческая лаборатория
познавательная активность
1. Стукаленко Н.М., Кайникенова Г.К., Кусаинова Г.Т. Развитие познавательной активности у студентов вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 6–1. С. 33–35.
2. Казначеева С.Н., Гриценко Д.И. Современные методы развития познавательной активности студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 14.
3. Алтухова М.А. Повышение эффективности развития познавательной активности студентов вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 2. С. 24–32.
4. Лямина О.Н., Калинникова Н.Я., Загайнов С.А. Коммуникативный аспект развития познавательной активности студентов вуза // Мир науки. 2018. Т. 6, № 3. С. 33.
5. Бочкарева Т.Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8, № 1–1. С. 18–31.
6. Пешкова К.Е., Ситникова С.Ю. Теоретические основы развития познавательной активности студентов технического вуза в условиях цифровой образовательной среды // Педагогические науки. 2020. № 6 (105). С. 37–41.
7. Региональный центр образования, науки, культуры и инновационного развития // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 43.
8. Положение о порядке проведения научно-исследовательских работ в ОГУ от 16.11.2016 № 82-д (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://www.osu.ru/doc/93 (дата обращения: 21.01.2024).

Формирование познавательной активности у студентов высших учебных заведений остается важной задачей на теоретическом и практическом уровнях [1–3].

В современной образовательной среде высшего учебного заведения актуальность поиска механизмов, способов, инноваций в формировании познавательной активности студента связана со следующими причинами:

1. Познавательная активность способствует развитию критического мышления у студентов, что помогает им критически оценивать информацию, принимать обоснованные решения и развивать навыки анализа.

2. Познавательная активность активизирует студентов, побуждая их самостоятельно искать информацию, исследовать новые темы и развивать уникальные способности.

3. Познавательная активность служит фундаментом мобильности личности в изменяющемся мире, формирует умение самостоятельно учиться и адаптироваться к новым знаниям и технологиям и является важной компетенцией в быстро меняющемся информационном обществе.

4. Познавательная активность студента способствует углубленному пониманию учебного материала, так как студенты тщательнее анализируют и осмысливают информацию, когда они сами активно участвуют в учебном процессе.

5. Познавательная активность развивает творческое мышление, студенты учатся находить нестандартные решения задач и применять знания в новых контекстах.

На наш взгляд, с позиции исследователей, актуальность формирования познавательной активности у студентов подчеркивает необходимость интегрирования методов и технологий, способствующих стимулированию активного обучения и развитию критического мышления в современной образовательной практике высшего учебного заведения [4–6].

Вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность – одна из приоритетных задач Оренбургского государственного университета, а также важная задача в реализации стратегии развития факультета как структурного подразделения высшего учебного заведения.

Оренбургский государственный университет видит свою миссию в развитии системы образования, фундаментальной и прикладной науки как источников новых знаний и технологий, укрепления международных связей [7]. Основными задачами Университета в области научно-исследовательской деятельности являются:

− приоритетное развитие фундаментальных исследований как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научных школ и ведущих научных коллективов на важнейших направлениях развития науки и техники;

− обеспечение подготовки в Университете квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших достижений научно-технического прогресса;

− исследование и разработка теоретических и методологических основ формирования и развития высшего образования; усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач, сохранение и укрепление базисного, определяющего характера науки для развития высшего образования;

− эффективное использование научно-технического потенциала Университета для решения приоритетных задач обновления производства и проведения социально-экономических преобразований;

− развитие в Университете новых, прогрессивных форм научно-технического сотрудничества с научными, проектно-конструкторскими, технологическими организациями и промышленными предприятиями с целью совместного решения важнейших научно-технических задач, создания высоких технологий и расширения использования научных разработок в производстве;

− развитие инновационной деятельности Университета с целью создания наукоемкой научно-технической продукции и конкурентоспособных образцов новой техники и материалов, ориентированных на рынок высоких технологий;

− создание в Университете условий для защиты интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков как основы укрепления и развития науки и выхода Университета на мировой рынок высокотехнологичной продукции;

− расширение международного научно-технического сотрудничества Университета с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научно-технической продукции;

− создание в Университете качественно новой экспериментально-производственной базы;

− развитие финансовой основы исследований и разработок за счет использования внебюджетных средств и инновационной деятельности [8].

Научно-исследовательская и инновационная деятельность студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и ученого. Привлечение к научно-исследовательской работе обучающихся позволяет использовать их потенциал для решения актуальных проблем в различных отраслях науки и техники, как региона, так и страны в целом. Научная деятельность студента играет важную роль в его подготовке к профессиональной деятельности.

Цель исследования – уточнение комплекса условий, способствующих развитию познавательной активности студента в студенческом научном объединении факультета.

Материалы и методы исследования

Анализ научной, методической литературы, нормативно-правовых источников по проблеме исследования, требования работодателей к подготовке специалистов направлений подготовки в рамках факультета, анализ деятельности студенческого научного объединения института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа ОГУ.

Результаты исследования и их обсуждение

Деятельность института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа как структурного подразделения ФГБОУ ВО ОГУ осуществлялась с марта 2019 г. по апрель 2023 г. В структуре института функционировало 8 кафедр: кафедра истории, кафедра общей психологии и психологии личности, кафедра дизайна, кафедра журналистики, кафедра общей и профессиональной педагогики, кафедра философии, социологии и культурологии, кафедра рекламы, связей с общественностью и прикладной политологии.

Студенческое научное объединение Института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа объединило (с 2019 по 2023 г.) на добровольных началах студентов факультета, активно участвующих в научно-исследовательской работе, членов студенческих научных кружков кафедр, а также молодых ученых и аспирантов.

Основные цели и задачи студенческого научного объединения:

− создание условий для развития научного потенциала и формирования исследовательских компетенций обучающихся студенческого научного объединения Института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа;

− вовлечение обучающихся института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа в научно-исследовательскую, инновационную и (или) научно-просветительскую деятельность;

− содействие организации процесса научно-исследовательской, инновационной и научно-просветительской деятельности обучающихся в ФГБОУ ВО ОГУ;

− повышение качества подготовки по основным образовательным программам обучающихся.

Развитие познавательной активности студента высшего учебного заведения будет эффективным при реализации комплекса педагогических условий:

− создана скоординированная образовательная среда, способствующая вовлечению студента в научно-исследовательскую деятельность;

− актуализирована мотивационная сфера студента посредством активного включения его в научно-исследовательскую деятельность в рамках научных направлений кафедр факультета;

− обеспечено научно-педагогическое, организационное, техническое, финансовое сопровождение научно-исследовательской деятельности студента в образовательном пространстве факультета вуза.

Результаты научно-исследовательской деятельности студенческого научного объединения института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа (2019–2022 гг.)

Наименование мероприятия

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Победители конкурсов на лучшую студенческую научную работу

7

14

20

28

Участие в научных конференциях, семинарах, круглых столах, конкурсах

147

172

552

753

Публикации студентов в соавторстве с преподавателями

68

55

54

104

Публикация студентов без соавторства преподавателей

58

69

51

84

Студенты, принимающие участие в выставках

0

20

182

21

Студенческие научные проекты, поданные на конкурсы грантов

3

2

4

5

Студенты, участвующие в хоздоговорных работах, получившие гранты за научно-исследовательские проекты

1

0

1

1

Студенты, участвующие в выполнении госбюджетных НИР без оплаты труда

26

12

75

19

Для реализации поставленных задач в структурных подразделениях факультета (на кафедрах) были созданы студенческие научные кружки, лаборатории, студенческие конструкторские бюро, работающие по научным направлениям факультета.

Научно-исследовательская деятельность студента включала в себя участие в исследовательских проектах под руководством преподавателей (высококвалифицированных, с учеными степенями, званиями), написание научных статей, участие в конференциях, семинарах и научных форумах, а также проведение собственных исследований под руководством научных руководителей. Важным аспектом в научно-исследовательской деятельности студента стало умение формулировать гипотезы, проводить анализ данных, делать выводы и аргументировать свои исследовательские предположения. Научная деятельность также включала в себя участие в научно-исследовательских группах, лабораториях и проектах, знакомство с технологиями и методологиями научных исследований. Кроме того, студенты занимались сбором, обработкой и анализом данных, а также использованием современных научных методов и инструментов в своей работе. Результатами научно-исследовательской деятельности студентов за обозначенный период стали победы в конкурсах международного, регионального и местного уровней, представленных в таблице.

Заключение

Студенческое научное объединение на факультете имеет неоценимое значение для академического сообщества и развития студенческой научной деятельности. Студенческие научные объединения консолидируют студентов, заинтересованных в научной работе, обеспечивают им площадку для обмена идеями, проведения совместных исследовательских проектов. Уточненный комплекс условий показал, что студенческое научное объединение выполняет многогранную роль:

− способствует стимулированию научной активности среди студентов, помогает им развивать навыки исследования, проведения научных экспериментов и анализа данных;

− предоставляет возможность приобрести опыт участия в научных конференциях, семинарах, круглых столах и других мероприятиях, на которых студенты представляют свои исследования и обмениваются опытом с коллегами;

− предоставляет возможность первого опыта командной работы с молодыми учеными в публикации научных статей, поиске финансирования для исследований, а также участия в академических конкурсах и программах обмена;

− предоставляет возможность общения и сотрудничества с единомышленниками, а также контактов с профессионалами в своей области.

Таким образом, студенческие научные объединения играют важную роль в формировании познавательной активности, интеграции студентов в научное сообщество, обеспечивая им возможности для научного роста, развития и профессионального успеха.


Библиографическая ссылка

Терентьева И.А. СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2024. – № 1. – С. 30-33;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2523 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674