Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ

Ипатьев А.Е. 1 Чичинина С.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
В статье рассматриваются вопросы формирования умений безопасного поведения с помощью активных методов обучения. Показано, что активные методы обучения максимально повышают уровень познавательной активности обучающихся, побуждают их к включению в активную деятельность. На сегодняшний день активные методы обучения находят широкое применение в образовательном процессе, в том числе в курсе ОБЖ, способствуя формированию интеллектуальных и практических умений обучающихся, чего не могут позволить традиционные, пассивные методы обучения. Проведена диагностика по оценке сформированности умений безопасного поведения, разработана модель применения активных методов обучения на уроках ОБЖ у обучающихся 8 класса. Для проведения уроков были предложены пять активных методов обучения: кейс-метод, ролевая игра, имитационные упражнения, метод проектов и игровое проектирование, выбор которых был обусловлен возрастной категорией обучающихся, возможностями обучающихся и учителя, а также оснащённостью кабинета ОБЖ в школе. Реализация предлагаемой модели направлена на повышение эффективности формирования умений безопасного поведения у обучающихся через включение их в активную деятельность, стимулирование самостоятельного анализа ситуаций опасности, планирования своих действий, выстраивания алгоритмов безопасного поведения и многократного их повторения, в том числе на практике, посредством практических упражнений.
безопасное поведение
активные методы обучения
познавательная активность
безопасность жизнедеятельности
обучающиеся
1. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. 52 с.
2. Аналитические материалы Национальные исследования качества образования / Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ivege.ru/uploads/files/deyatelnost/niko/ 1a0110_f183bcd4e9484c67912a0ff9c6785086.pdf (дата обращения: 14.03.2022).
3. НИКО ОБЖ: анализ и интерпретация результатов: Анализ результатов НИКО (ОБЖ) и разработка рекомендаций ОО по совершенствованию преподавания учебного предмета / П.В. Кочергин, А.В. Дружинина, ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». Курган, 2017. 13 с.
4. Донченко О.П., Щербакова И.В. Активные методы обучения как условие активизации учебно-познавательной деятельности учащихся // Проблемы педагогики. 2020. № 1 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-obucheniya-kak-uslovie-aktivizatsii-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya (дата обращения: 16.03.2022).

В настоящее время в образовательной среде вопросы, связанные с сохранением здоровья детей и формированием у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья, являются ключевыми. Под безопасностью ребёнка понимается состояние защищённости его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве. В иерархии потребностей безопасность занимает лидирующую позицию, без которой невозможно развитие полноценной личности. В современном мире у человека имеются большие возможности для его развития. В то же время нынешний мир несет и огромное количество опасностей, с которыми сталкивается каждый человек (прежде всего дети).

Так, различные экологические проблемы, возникающие в больших городах, в основном являются причиной болезненных состояний, проявляющихся повышенной утомляемостью, ослаблением самообладания, нарушением сна, снижением устойчивости к преодолению стрессовых ситуаций у подростков. Массовое распространение производственных и информационных технологий, нестабильность социально-экономической ситуации, нарушение ее целостности, поступление больших объемов информации способствует нарастанию эмоционального и физического перенапряжения, нарушению социальных взаимодействий, а в дальнейшем появлению отчужденности и одиночества. Проблемы в межличностных отношениях приводят к социальной, психической, психологической незрелости детей и подростков, а именно к неспособности брать на себя какую-либо ответственность, перекладыванию ответственности на кого-то другого и обвинению во всех своих бедах близких. Такие дети не могут выстраивать отношения с друг другом, у них отсутствует самостоятельность в преодолении жизненных трудностей [1].

Образовательная среда, ориентированная на выполнение социального заказа, должна обеспечивать условия для формирования умений безопасного поведения ребёнка, умений противостояния угрозам современности.

Преимущественно в рамках школьного курса умения безопасного поведения формируются на уроках и во внеурочной деятельности по «Основам безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ). Современные стандарты предъявляют достаточно высокие требования к сформированности умений безопасного поведения ребёнка по окончании каждой образовательной ступени. Кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) основывается на положениях личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов, предполагает преобладание активной деятельности обучающегося на уроках. Требования ФГОС наиболее эффективно реализуются посредством внедрения активных и интерактивных методов в образовательный процесс. Активные методы очень разнообразны, они должны соответствовать целям урока, изучаемой теме, возможностям учителя и обучающихся. Общей чертой всех активных методов является активное включение ребёнка в деятельность.

На уроках ОБЖ активные методы будут способствовать формированию умений безопасного поведения непосредственно в активной преобразующей деятельности.

Цель исследования – разработка модели применения активных методов обучения на уроках ОБЖ для формирования умений безопасного поведения у обучающихся 8 класса.

Материалы и методы исследования

Диагностический инструментарий для оценивания сформированности умений безопасного поведения был взят из базы Национального исследования качества образования (далее – НИКО) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки [2].

Предлагаемая методика включает 10 заданий базового уровня сложности, которые содержат как информацию в текстовой форме, так и визуальные, условно-графические, статистические данные [3].

В задании 1 испытуемым необходимо сопоставить предложенную экстремальную ситуацию различного характера с правилами безопасного поведения в ней.

В задании 2 предлагается рисунок с изображением потенциальной опасности и неправильного поведения ребенка. Обучающемуся необходимо объяснить заведомо рискованную ситуацию.

В задании 3 представлен рисунок с изображением ситуации на проезжей части и ее текстовым описанием. Необходимо провести анализ дорожно-транспортной ситуации и сформировать правила безопасного поведения на дорогах и улицах.

В заданиях с 4 по 7 предложена текстовая информация о правилах безопасного поведения в ситуациях различного характера. Испытуемым предложены задания на поиск необходимой информации в тексте, а также анализ и разъяснение основных положений в тексте.

В задании 8 необходимо провести анализ имеющейся наглядной информации и переложить ее из условно-графической в текстовую форму.

Задания 9 и 10 направлены на оценку потенциальных опасностей социального характера. Обучающимся предложены ситуации, возникающие при общении в социальных сетях, также ситуации взаимодействия с незнакомыми людьми. Школьникам необходимо провести анализ данных ситуаций и предложить алгоритм правильных действий.

Всего в исследовании приняли участие 22 обучающихся МОБУ «СОШ № 4» г. Минусинска, среди которых 14 девочек и 8 мальчиков, средний возраст от 13 до 14 лет.

Результаты исследования и их обсуждение

В современном мире значительно возросли социальные риски для детей и подростков, что требует привлечения внимания общества и государства к формированию умений безопасного поведения. К ним относятся:

− нарастание конфликтных ситуаций между детьми, в том числе и в образовательных учреждениях;

− отклонение в поведении от общепринятых норм;

− снижение влияния роли семьи и семейных отношений;

− замена семьи на интернет-сообщества;

− ухудшение состояния здоровья детей.

В связи с тем, что данные риски в настоящее время исключить невозможно, в педагогическом сообществе возникает необходимость формирования навыков безопасного поведения у подрастающего поколения.

На ступени основной школы формирование умений безопасного поведения у обучающихся осуществляется главным образом в рамках учебного предмета ОБЖ и внеурочной деятельности по этому предмету.

Учебный предмет ОБЖ в МОБУ «СОШ № 4» г. Минусинска изучается с 5 по 11 класс, согласно учебно-методическому комплексу А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. Для изучения предмета ОБЖ в течение одного учебного года предусмотрено 34 ч, из расчёта 1 ч в неделю.

Анализ тематического планирования показывает, что тематический охват программы 8 класса достаточно широк: опасности природного характера, техногенного характера, опасные ситуации на воде, на дороге, оказание первой помощи при травмах, утоплении, эвакуация населения.

Реализация образовательных программ по ОБЖ опирается на принцип преемственности, а потому формирование базовых знаний и умений у обучающихся на ранних этапах способствует формированию готовности к безопасному поведению и культуры безопасного поведения выпускника ступеней основной и старшей школы.

Для выявления сформированности умений безопасного поведения у обучающихся 8 класса МОБУ «СОШ № 4» г. Минусинска в данном исследовании была проведена диагностика. Ребята показали хорошие знания и умения в вопросах пожарной безопасности, поведении на дорогах и в криминогенных ситуациях (рис. 1). В то же время выявлены и слабые места. Наибольшие затруднения вызвали задания, связанные с реализацией безопасного поведения в повседневных ситуациях, при проведении массовых мероприятий, при обращении с персональными компьютерами, гаджетами, в том числе при работе в сети Интернет, защитой от угроз техногенного характера. Таким образом, анализ результатов показал в целом невысокий уровень сформированности умений безопасного поведения у восьмиклассников.

Повышению качества формирования умений безопасного поведения может способствовать включение обучающихся в активную деятельность на уроках ОБЖ (применение активных методов обучения), а также привлечение сотрудников специальных служб, работающих в регионе (МЧС, медицинские работники) для реализации принципа связи теории с практикой и повышения мотивации к изучению предмета ОБЖ.

По мнению О.П. Донченко, включение школьников в активную деятельность возможно с помощью активных методов обучения (АМО). Особенностью АМО является то, что в процессе диалога между учениками, учениками и преподавателем осуществляется свободный обмен мнениями, точками зрения, информацией о путях решения той или иной проблемы, что способствует появлению активной, самостоятельной теоретической и практической деятельности у школьников [4].

missing image file

Рис. 1. Результаты диагностики умений безопасного поведения у обучающихся 8 класса МОБУ «СОШ № 4» г. Минусинска (диагностика НИКО, 2017)

Познавательная деятельность мотивирует учащегося учиться, преодолевать трудности в процессе приобретения знаний с максимальным приложением волевых усилий, энергии в умственной работе. Познавательная активность не является врождённым качеством, динамично развивается в течение жизни, может как прогрессировать, так и регрессировать под воздействием различных факторов. На уровень активности влияют: характер отношений учителя и обучающихся, успеваемость обучающихся, характер мотивации учебной деятельности, наличие или отсутствие утомления, настроение обучающегося и т.д.

По характеру учебно-познавательной деятельности АМО подразделяются на имитационные и неимитационные. В основе имитационных АМО лежит модель изучаемого процесса, направленная на воспроизведение профессиональной деятельности. Выделяют игровые (деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, тренинги в активном режиме) и неигровые (анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции и др.) имитационные методы. У занятий неимитационного характера прослеживается отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми [5].

Разделяют также АМО и по численности участвующих: индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также работа в малых группах.

Таким образом, выбор какого-либо АМО будет зависеть от поставленной цели занятия, от содержания занятия, от состава класса, квалификации учителя и т.д.

В нашем случае разработка модели применения активных методов на уроках ОБЖ осуществлялась в первую очередь с опорой на результаты диагностики обучающихся, описанной выше. Тематический выбор занятий, на которых будет реализовано применение АМО, также обусловлен преимущественно результатами диагностики.

Затруднения обучающихся были выделены преимущественно при выполнении заданий, связанных с бытовыми опасностями, опасностями техногенного характера, правилами поведения при проведении массовых мероприятий, туристических походах, правилами обращения с бытовыми приборами и работой в сети Интернет.

missing image file

Рис. 2. Модель применения активных методов на уроках ОБЖ для формирования умений безопасного поведения у восьмиклассников

Таким образом, были выбраны уроки по следующим темам из курса 8 класса: аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия, пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия, аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия, эвакуация населения, первая помощь при травмах.

Предлагаемая модель применения активных методов обучения на уроках ОБЖ для формирования умений безопасного поведения восьмиклассников представлена на рис. 2.

Для проведения уроков были выбраны пять активных методов обучения: кейс-метод, ролевая игра, имитационные упражнения, метод проектов и игровое проектирование. Выбор методов был обусловлен возрастной категорией обучающихся, возможностями обучающихся и учителя, а также оснащённостью кабинета ОБЖ в школе.

Реализация предлагаемой модели направлена на повышение эффективности формирования умений безопасного поведения у обучающихся через включение их в активную деятельность, стимулирование самостоятельного анализа ситуаций опасности, планирования своих действий, выстраивания алгоритмов безопасного поведения и многократного их повторения, в том числе на практике, посредством практических упражнений. Активные методы обучения, как правило, предполагают включение в работу сразу нескольких органов чувств (слух, зрение, осязание и т.д.), что также повышает эффективность обучения.

Заключение

Таким образом, активные методы обучения максимально способствуют повышению уровня познавательной активности обучающихся, побуждению их к включению в активную деятельность. На сегодняшний день активные методы обучения находят широкое применение в образовательном процессе, в том числе в курсе ОБЖ. На уроках ОБЖ применение активных методов способствует формированию интеллектуальных и практических умений обучающихся, чего не могут позволить традиционные, пассивные методы обучения. Предложена модель применения активных методов на уроках ОБЖ в 8 классе, ориентированная на формирование умений обучающихся 8 класса, которые были отмечены как сформированные в наименьшей степени согласно результатам диагностики. Результатом реализации модели предполагается повышение уровня сформированности анализируемых умений.


Библиографическая ссылка

Ипатьев А.Е., Чичинина С.В. ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 2. – С. 20-24;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2423 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674