Актуальность данной статьи объясняется тем, что, несмотря на то, что процесс воспитания учащихся посредством физической культуры с ориентацией на повышение уровня их здоровья, работоспособности и физической подготовки является одним из основных направлений формирования и поддержания здоровья нации, интерес самой учащейся молодежи в большинстве случаев находится в совершенно иных плоскостях, в связи со все возрастающей ролью интеллекта в формировании трудового потенциала человека. Для преодоления данных затруднений государство посредством образовательных программ уже предусмотрело достаточно обширные возможности выбора подходящих средств для формирования методик рациональной интенсивности и разумной физической нагрузки. Тем не менее нельзя не заметить, что данная приоритетная задача – поддержание уровня здоровья населения на должном уровне посредством спорта и физической культуры, не имеет столь необходимого ей инструмента контроля и измерения, фактически принесенной данными средствами пользы [1–3].
В связи с чем проглядывается необходимость дальнейшего развития данной области, для чего вполне можно использовать и фитнес-технологии. Фитнес-технологии – это в первую очередь совокупность различных научных приемов и способов по обеспечению результативности, на данный момент лишь занятий фитнесом, но данную практику вполне возможно перенять. Будучи правильно подобранными в подходящий требующемуся результату алгоритм действий, они способны значительно повысить эффективность процесса оздоровления организма и поддержать приемлемый уровень результата, при том, что они основываются на свободном выборе занятий физической культуры с использованием различного инвентаря и оборудования, методов его применения и самих форм занятий. Таким образом, мы можем увидеть, что при грамотном и постепенном внедрении элементов фитнес-технологий в оздоровительные занятия физической культурой и даже в программы физкультурного образования высших учебных заведений способно как привнести множество функциональных элементов, позволяющих значительно увеличить фактическую пользу занятий, так и закрепить, и приумножить уже имеющиеся на данный момент успехи. Внешним импульсом для проведения подобных изменений является постепенном меняющаяся социальная ситуация, выдвигая на передний план потребность общества в людях с высокой культурой здоровья. Подобная потребность, поддерживаемая изменяющейся ценностной ориентацией самих членов нашего общества, вызывает необходимость в появлении инновационных техник и программ во всех видах физкультурной деятельности [4–6].
При этом занятия учащейся молодежи по программам непрерывного физкультурного образования, как и ранее, остаются наиболее важным и объемным элементом в их физическом воспитании. Однако в значительной степени эффективность проведения данных занятий, обуславливающая уровень физической подготовки, получаемый студентами в их процесс, зависит от содержания и формы, которые могут варьироваться в достаточно широких рамках – от слабоэффективных до чрезмерных. Однако не менее важным должно стать и то, чтобы помимо непосредственно самой физической подготовки на данных занятиях формировалась мотивация на дальнейшую самостоятельную работу вне обязательной программы образования, так как рано или поздно, но молодой человек окончит свое обучение и требования учебной программы к нему более не будут иметь прежней силы, однако необходимость поддержания своего здоровья и физической подготовки на должном уровне не исчезнут, став лишь менее явно выраженными [7–9].
Цель: проверить на практических примерах возможности элементов фитнеса по созданию мотивации учащихся к самостоятельным занятиям по физическому воспитанию, развития как теоретических, так и практических знаний и навыков в области фитнеса, которые облегчат их дальнейшее самообучение с использованием различных инструменты, предоставляемые фитнесом для укрепления и поддержания здоровья человека. Создание нового подхода к физическому воспитанию, основанного на идее модернизации образовательного процесса с использованием новых тенденций моды в области физического воспитания.
Задачи:
В соответствии с поставленной целью, задачи и компетенции, сформулированные в процессе реализации программы, сформулированы:
– формирование знаний о фитнес-технологиях, отражающих его социокультурные, психологические, педагогические и биомедицинские основы;
– формирование навыков и умений при реализации индивидуальных фитнес-элементов различной педагогической направленности, связанных с профилактикой проблем со здоровьем, эстетической коррекцией телосложения, правильной осанки и культуры движения;
– формирование практических навыков, необходимых при организации и проведении самостоятельных занятий;
– расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
– воспитание нравственных и волевых качеств;
– формирование музыкальных и двигательных навыков.
Основные задачи занятий:
– поддерживать устойчивый интерес к предмету;
– сформировать потребность и способность самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно их применять для повышения работоспособности и улучшения здоровья;
– сформировать адекватную самооценку своего состояния здоровья;
– улучшить функциональность основных систем организма; развивать двигательные способности;
– способствовать воспитанию нравственно-волевых качеств, психических процессов и личностных качеств;
– овладение нетрадиционными системами физического воспитания, использование новых танцевальных стилей, разновидностей аэробики;
– внедрение самоконтроля – системы мониторинга здоровья учащегося, ведения тетрадей, дневников самоконтроля.
Материалы и методы исследования
Проведен анализ научно-методической литературы и результатов исследований по теории и методике физического воспитания, а также физкультурно-оздоровительного и спортивного воспитания, который показал, что за последние десять лет эффективность традиционных занятий физкультурой снижалась каждый год, что в свою очередь не только снижает уровень физической подготовки учащихся, но и влияет на снижение уровня интереса к этому виду деятельности [10–12].
Тем временем ситуация с состоянием здоровья студентов становится все хуже и хуже год от года. Так, количество студентов, которые из-за состояния здоровья были освобождены от занятий по предмету «Физическая культура», увеличилось почти в четыре раза с 12 % до 47 %, что нами было выяснено посредством рассмотрения данных медицинского осмотра учащихся первого, второго и третьего курсов, проведенного в 2016–2017 учебном году, и полученная динамика позволяет говорить о сохранении подобной тенденции среди студентов Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова.
При этом весьма символичным является ответ большинства студентов на вопрос одного из проведенных опросов: «Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?» почти абсолютное большинство студентов – а именно 84 % всех опрашиваемых – ответили, что считают себя полностью здоровыми. Однако даже на основании уже имеющихся фактов можно сказать, что эти студенты, более вероятно просто не имеют сколько-нибудь достоверной информации о своем здоровье, а тем временем среди опрошенных весьма широко распространены различные заболевания. Так, например, самыми массовыми среди студентов 1–3 курса оказались заболевания опорно-двигательного аппарата (3,16 %), хронический пиелонефрит (4,89 %), миопия (16 %), вегетососудистая дистония (68 %). Соответственно, мы можем сделать вывод что большая часть студентов безответственно относятся как к своему здоровью в целом, так и к физической подготовке в частности. В целом данные факты говорят нам о снижении уровня здоровья, и соответственно, физической подготовленности учащихся [13, с. 213–215].
Ещё одним немаловажным фактом являлась возможность замены обычных занятий по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» на аналогичные, но с включением элементов фитнеса, что проводилось для студентов из специально-медицинских групп. «Выявлена эффективность использования различных программ и стилей фитнеса на занятиях по физической культуре со студентками, имеющими отклонения в состоянии здоровья и зачисленными в подготовительную и специальную медицинскую группу» [14, с. 7].
Из опыта проведения данных занятий мы можем сделать вывод о значительном снижении интереса студентов ВО к традиционным формам и системам физического воспитания, в изрядной степени совпадающий с возрастающим вниманием к всевозможным фитнес-программам которые предоставляются различными спортивными секциями, а также спортивными, тренажерными и фитнес залами.
Результаты исследования и их обсуждение
Относительно проведенных занятий: для отнесенных в специальную медицинскую группу студентов была создана отдельная программа, включавшая в себя отдельные элементы фитнеса, например, подобные упражнения – бег трусцой, скандинавская ходьба использование кардио- тренажеров, а также элементы аэробики; фитнес-аэробики; упражнения в виде спортивных игр таких, например, как «лапта» и другие; упражнения по укреплению опорно-двигательного аппарата; элементы йоги; упражнения с фитнес-оборудованием.
Согласно результатам проводимых опросов подобного рода занятия имеют крайне положительный эффект не только на физическое, но и на психоэмоциональное состояние студентов, демонстрируя свою эффективность не только как оздоровительного средства и весьма полезного воспитательного инструмента, способствующего ко всему прочему и повышению плодотворности умственной деятельности учащихся, но и как действенный метод мотивации к дальнейшей самостоятельной работы над своим здоровьем и физической подготовкой.
Во время занятий при музыкальном сопровождении вы можете изменить темп упражнений и увеличить их интенсивность. Результат проделанной работы намного больше, когда выполнение упражнений поддерживается эмоциональной, позитивно действующей музыкой. Танцевальная художественная гимнастика, различные виды аэробики, растяжки отражаются в том или ином направлении физической культуры: легкая атлетика, гимнастика, игры и т.д., они способствуют разнообразию инструментов, используемых в подготовительной, основной и заключительной частях урока.
Включение элементов фитнеса в занятие любой подготовительной ориентации должно, прежде всего, соответствовать требованиям, предъявляемым к упражнениям этой конкретной ориентации, и помогать в выполнении не только общей физической подготовки, но и в развитии индивидуальных двигательных способностей в зависимости от плановой направленности упражнений [15].
В подготовительную часть урока легкоатлетического характера включены упражнения по аэробике, близкие к технике бега, прыжков и бросков. Упражнения для подвижности суставов облегчают джаз-аэробика, фанк и т.д.
На занятиях по гимнастике можно использовать степ-аэробику, упражнения на гимнастических мячах, скип-аэробику, шейпинг.
На занятиях с игровой ориентацией в 3 части, в зависимости от задач урока, используется классическая аэробика с различными движениями приставными, поперечными шагами, с внезапными остановками, прыжками, степ-аэробикой на гимнастической скамье.
При необходимости лыжной тренировки, когда погодные условия не позволяют выходить на улицу, в спортзале могут проводиться силовые занятия аэробикой: с резиновыми бинтами под музыку, терраэробика, с набитыми мячами, упражнения степ-аэробики на скамейках, скип-аэробика, классическая аэробика, фолк-аэробика.
Для решения задач основной части урока используются специально разработанные комплексы упражнений из различных областей фитнеса (силовые, танцевальные, высокоинтенсивная аэробика, классическая аэробика, степ-аэробика и др.), направленные на развитие выносливости, прыгучести, силы, гибкости и других двигательных способностей.
В заключительной части фитнес-технологии используются для снятия напряжения и повышения эмоционального состояния: растяжки, йога-аэробика.
Помимо этого, фитнес-технологии достаточно часто применяются при проведении разнообразных видов оздоровительных работ. В соответствии с практикой применения фитнес-технологий на занятиях физической культуры, можно увидеть повышенный интерес и большую мотивацию к занятию. Так, например, выполнение силовых упражнений под музыку вызывает значительный интерес среди студентов. Внедрение различных элементов фитнеса в занятия является как простой адаптацией самих занятий под требования времени, так и фактором, повышающим его плотность.
Соответственно, мы можем сказать, что фитнесс-технологии в значительной степени сглаживают отрицательное отношение студентов к физкультуре, что не может обойтись без поддержания и даже улучшения здоровья студентов. Фитнес-технологии способны весомо увеличить уровень физической активности.
Содержание инновационных физкультурно-спортивных методик. Фитнес- технологии – это современные комплексные физкультурно-оздоровительные направления и системы физических упражнений (ритмика, ритмическая гимнастика, аэробика и её разновидности, стретчинг, бодифлекс, пилатес и др.). Применение элементов фитнес-технологий способствует оживлению занятия, придает ему новую эмоциональную окраску.
Заключение
По результату проведенных работ было выяснена эффективность использования различных элементов фитнес-технологий при проведении занятий по физической культуре со студентами. Выявлена возможность совмещения традиционных занятий с различными упражнениями и методиками, привнесенными из фитнеса, как, например, степ-аэробика, скип-аэробика, шейпинг или же упражнения с различным фитнес-оборудованием при занятиях ориентированных на гимнастической направленности; весьма универсальными себя показывают многообразные упражнения по укрепления связок опорно-двигательного аппарата. Все это положительно влияет на психоэмоциональное состояние студентов, повышаются показатели их физической подготовки и основных функциональных показателей организма.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что благодаря своим возможностям по приспособлению к каждой частной ситуации и по слиянию различных техник со значительным ростом их эффективности, фитнес является крайне многофункциональным и способен оказать весомое воздействие на различные сферы жизни общества. Это не может е способствовать его внедрению во всевозможные виды физической подготовки, что сказывается и на процессе физкультурного образования студентов вуза. Соответственно, как мы можем увидеть из вышесказанного, в данный момент весьма эффективно будет введение в физкультурную программу различных элементов фитнес-технологий, которые будут содержать оздоровительные, воспитательные и обучающие практики. Основой при этом является необходимость не останавливаться на достигнутом, более глубоко исследовать и шире применять передовые методики и виды проведения занятий в высших образовательных учреждениях, для накопления опыта применения не только занятий традиционных форм и содержаний, но и инновационных, ведь обладая исключительно теоретическими выкладками, весьма затруднительно прийти к должным результатам, в то время как опытным путем можно из всего многообразия выбрать наиболее эффективные программы, которые, опять же благодаря своему плюрализму, будут покрывать значительное количество направлений и будут в достаточной же мере специализированы, что максимизирует их полезность. Уже на сегодняшний день в системе физической культуры реализуется огромное количество новых решений, методик и программ. Все это способствует скорейшему появлению как в теории, так и в практике физической культуры новых терминов, отражающих прогресс в данной сфере жизни нашего общества: «инновационные технологии» «здоровьесберегающие технологии», «фитнес-технологии».
Библиографическая ссылка
Борисова М.В., Мусохранов А.Ю., Новиков С.А., Андреев М.А. НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 6. – С. 17-21;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2242 (дата обращения: 12.12.2024).