Термин «ресоциализация» (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) имеет ряд толкований, изложенных в научных юридических и иных источниках. Толковый словарь психиатрических терминов предлагает следующий вариант определения понятия «ресоциализация» – «…Один из аспектов реабилитации, характеризующийся возвращением или укреплением социальных связей, устранением проявлений общественной дезадаптации», в свою очередь «Большая энциклопедия по психиатрии», определяет термин как «аспект реабилитации, означающий восстановление прерванных или укрепление ослабленных психическим расстройством и связанных с ним обстоятельств социальных связей индивида». В Большом юридическом словаре ресоциализацией называется процесс повторного вживания (бывшего преступника) в систему представлений о ценностях, существующих в обществе [1].
Теория ресоциализации сформировалась к концу XIX – началу XX в., о чем довольно подробно писалось [2]. Было предпринято несколько попыток развить, или даже пересмотреть эту теорию, более того, они возникают вновь и вновь, но несмотря на это кроме новых терминов, заимствованных из других, не юридических областей знаний, ничего по существу не появляется. При этом следует понимать, что смешение терминологии, подмена понятий не могут способствовать развитию научных знаний [3].
Одним из первых термин «ресоциализация» в своих работах определял Н.А. Стручков. По его мнению, в содержание понятия этого процесса следует включать не только пенитенциарный, но и постпенитенциарный период воспитательной работы с личностью [4]. Н.А. Стручков рассуждал, что об эффективности лишения свободы, а значит, и о правильности тех положений исправительно-трудовой политики, которые определяют основные черты лишения свободы, можно судить по тому, совершают ли лица преступления, имеют ли они возможность совершать преступления и тем самым причинить обществу вред во время отбывания наказания, удерживает ли печальный пример осужденных от преступлений других лиц [5].
По мнению И. Кона, термин «ресоциализация» является производным от термина «социализация», который выступает несознательным и спонтанным воздействием социальных сил на человека [6], соответственно, ресоциализация характеризуется несознательностью, которую государство и общество сознательно пытаются преодолеть. Для решения проблемы неосознанности предусмотрены конкретные правила по работе с человеком, преступившим закон (дознание, суд, режим исправительного учреждения, надзор после освобождения и т.д.).
Для достижения научной истины необходимо разграничивать понятия «ресоциализация» и «социализация». В науке термин «социализация» личности рассматривается с философских, социологических, правовых, психолого-педагогических и культурологических позиций. Но все разнообразие трактовок понятия «социализация» можно свести к следующему. Это процесс вхождения человека в общество, приобщения к его нормам и правилам, приспособления человека к постоянно меняющейся среде ближайшего социального окружения, восприятие нравственных требований, установок и системы ценностных ориентаций микросреды.
Однако Н.А. Стручков, характеризуя явление социализации, употребляет как его синоним понятие «адаптация»: «К выполнению своих социальных функций и ролей человек должен быть подготовлен, должен обрести способность к их осуществлению, чем определяется его место в обществе. Он должен стать личностью в данных общественных условиях и полноценным гражданином государства. Он должен быть приспособлен к этому положению, т.е. адаптирован, а также включен в общество, в общественную жизнь, иными словами, социализирован» [7].
В свою очередь А.Т. Потемкина, понимает ресоциализацию как восстановление гражданином связей с обществом, налаживание прерванных им позитивных общественных связей и контактов, и в значении социальной адаптации, являющейся облегчением вхождения в социальные круги, приспособлением к изменившимся условиям жизни [8]. Понятие ресоциализации притягивает всё большее внимание исследователей в области уголовно-исполнительного права.
Хотелось бы отметить, что ресоциализация осужденного имеет две стороны: соответствующее изменение психологии осужденного и согласие общества принять его. При последнем могут возникнуть трудности материально-бытового характера (жилье, семья и трудоустройство – базовые компоненты социализации) [9]. Таким образом, можно предложить следующее определение, ресоциализация – это процесс возвращения, осужденного в общество посредством изменения его мировоззрения и другими способами, осуществляемый государственными органами и иными организациями, а также частными лицами.
Семья является основным социальным институтом, выполняющим ресоциализационную функцию по отношению к осужденному как в период пребывания в исправительном учреждении, так и после его освобождения. Особую группу риска представляют осужденные пожилого возраста, утратившие и супружеские, и родственные отношения [10].
В последние годы внимание завоевало мнение о поэтапном протекании процесса. По мнению М. Рыбака, можно выделить следующие этапы: установление принадлежности осужденного к положительной, отрицательной или нейтральной социальной группе, к которой он может относиться с учетом его интеллектуальных и волевых качеств; создание условий для разрыва негативных связей с той социально опасной группой, с которой осужденный установил отношения; исправление; воспитательная работа; социальная адаптация [11].
На наш взгляд, ресоциализация – это процесс воздействия на осужденных и лиц, освобожденных из исправительных учреждений с целью устранения негативных последствий их изоляции и включения в позитивные социальные связи, начинающаяся с подготовки к освобождению в исправительном учреждении и продолжающаяся социальной адаптацией после него.
Исходя из вышеизложенного наряду с понятием «ресоциализации», в литературе учеными довольно часто используется термин социальная адаптация. Полагаем, что данные понятия не стоит объединять воедино, так как социальная адаптация является последующим шагом, которому предшествует ресоциализация.
В истории Российского государства уже имелся опыт организации работы с лицами, освобожденными из мест лишения свободы. В трудах отечественных ученых-пенитенциаристов [12], практических работников уголовно-исполнительной системы можно увидеть определенную положительную оценку в деятельности всех заинтересованных государственных органов власти по оказанию помощи в социальной адаптации осужденных «советского периода», когда к вышеупомянутой проблеме относились на государственном уровне.
Пусть формально, но ранее существовала нормативная база обязательного трудоустройства данного контингента. Статья 104 ИТК РСФСР предписывала исполнительным комитетам местных Советом народных депутатов обеспечивать этих людей работой не позднее 15 – дневного срока с момента обращения за содействием. И что важно – предписания исполкомов о трудоустройстве лиц, освобожденных от отбывания наказания, являлись обязательными для руководителей предприятий, учреждений и организаций. Также, согласно положениям, ст. 227 ИТК РСФСР 1924 г. освобожденным заключенным, не имеющим жилья, должны были предоставляться на первое время помещение и питание на льготных условиях. В этих целях использовались рабочие общежития. Закон рекомендовал предоставление освобожденным ссуд на приобретение рабочих инструментов и обзаведение необходимыми предметами домашнего обихода, устройство мастерских и предприятий для применения труда бывших заключенных; подыскание им занятий; оказание юридической и медицинской помощи; профессиональное и общеобразовательное их развитие.
Отмечая длительность процесса ресоциализации, Н.А. Крайнова пишет о том, что одним из этапов ресоциализации может выступать исправление [13]. Давайте более подробно рассмотрим понятие исправления и соотношение с ресоциализацией.
На законодательном уровне определение понятия исправления осужденных дается в ч. 1 ст. 9 УИК РФ. Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Исправление рассматривается как процесс изменения личности осужденного, который происходит под воздействием как объективных (внешних), так и субъективных (внутренних) условий ее развития. Сотрудники учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, представители иных государственных и общественных структур, родственники и близкие лиц, отбывающих уголовные наказания, а также другие осужденные оказывают внешнее влияние. Все они участвуют в процессе нравственного, эстетического, трудового, правового, интеллектуального и физического развития личности осужденного. Именно такая деятельность и охватывается термином «исправительное воздействие».
Исправление осужденных одновременно рассматривается и как результат исполнения наказания и применения средств исправительного воздействия. При определении понятия исправления законодатель акцентирует внимание на формировании у осужденных реально достижимых при исполнении наказания качеств личности – привитие элементарных привычек и навыков поведения в обществе: уважение к человеку, труду, нормам и правилам человеческого общежития.
Исправление осужденных и предупреждение совершения ими повторных преступлений является главной целью российского уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1 УИК РФ). Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Следует отметить, в законе говорится только об общем образовании как средстве исправления осужденного. Вместе с тем желание осужденного обучаться в вузе, а также получение высшего образования необходимо стимулировать, поскольку, как показывает статистика, «рецидив среди лиц, получивших во время отбывания наказания высшее образование… более чем в 5 раз ниже, чем у осужденных, не обучавшихся в вузах» [14].
А.Ф. Степанюк и В.М. Трубников обращают внимание на то, что идея о возможности исправления осужденных была составной частью коммунистической идеологии, выработанной руководителями КПСС и Советского государства [15]. Б.З. Маликов прямо пишет о необходимости исключения понятия «исправления осужденных» из уголовно-исполнительного законодательства [16].
Возникает разумный довод о необходимости замены целей «исправления» и предупреждения совершения новых преступлений иной, более ясной целью. Статья 1 УИК РФ предусматривает и задачи уголовно-исполнительного законодательства. Кроме задач регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказания; охраны прав, свобод и законных интересов осужденных поставлена прямая задача оказания помощи осужденным в социальной адаптации, которая рассматривалась автором ранее. С самого рождения до смерти индивид включен в процессы социализации. Адаптация же выступает первичным этапом социализации личности. Соответственно, социализация выступает всеобщим процессом, включающим в себя адаптацию. Возникает задача возобновления процессов социализации у лиц, осужденных к лишению свободы. Данный процесс возобновленной, «повторной» социализации и обозначается понятием «ресоциализация». Таким образом, вместо двух целей возникает одна цель – цель ресоциализации лиц, осужденных к лишению свободы.
В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, наказание является не просто воздаянием (возмездием) за совершенное преступление, а несет в себе определенные цели. Исправление лица, совершившего преступление, является одной из основных целей. Следует при этом подчеркнуть, что цели уголовного наказания всегда были разными, наравне со средствами и задачами их достижения (ст. 43 УК, ст. 9 УИК РФ) [17].
Подобный неоднозначный взгляд законодателя на цели и задачи уголовного наказания является свидетельством внимания государства к своим гражданам и стремлении к достижению положительного результата путем осуждения виновного и применения к нему той или иной меры наказания, применении средств, направленных на его ресоциализацию.
В качестве промежуточного вывода можно сказать, что при достижении цели ресоциализации достигается и цель предупреждения совершения новых преступлений. Социализированный индивид имеет мотивацию достижения успеха в обществе, а не в сообществе осужденных.
М.Д. Шаргородский [18] и М.С. Евтушенко [19] придерживаются мнения о том, что весь процесс исправления человека, преступившего закон, – от следствия и осуждения до пребывания в исправительном учреждении и некоторого периода после выхода из него – протекает в рамках процесса ресоциализации как более широкого понятия по отношению к исправлению. В противовес данной теории ученые нередко ставят знак равенства между ресоциализацией и исправлением осужденного [20; 21; 22]. Таким образом, целостной концепции ресоциализации до сих пор не выработано.
При тщательном исследовании источников, обнаружены подмены понятия ресоциализация понятием реабилитация [23]. При этом следует отметить, что реабилитация – это восстановление в правах, восстановление доброго имени и репутации [24], а социальная адаптация – процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде [25]. Очевидным является то, что данные процессы не должны смешиваться. Все вышеперечисленное подтверждает факт отсутствия в настоящее время единообразного понимания сущности ресоциализации осужденных. Следует отметить, что процесс ресоциализации рассматривается учеными в отдельных аспектах. Все предложенные варианты не противоречат друг-другу, а лишь дополняются и конкретизируются.
В своих работах А.И. Кравченко отталкивается от противиположного понятия десоциализации, подчеркивая, что отвыкание от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Под ресоциализацией же понимается следующий этап усвоения новых ценностей, норм, ролей и правил поведения взамен старых. При этом исследователь более подробно рассмативает процессы десоциализации. В своих работах он пишет, что в некоторых случаях человек попадает в экстремальные условия и десоциализация заходит настолько далеко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, которая уже не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. По его мнению, этот процесс наблюдается в пенитенциарных учреждениях [26].
Рационально отметить, что исправление «убежденных», «неисправимых» и «профессиональных» преступников лежит не в рамках процесса ресоциализации, а в рамках неосоциализации – процесса усвоения нового, ранее не известного, социального опыта взамен предыдущего, криминального и, естественно, отличного от него. Неосоциализация для таких личностей – это результат формирования новой, не криминальной, как в прошлом, социализационной траектории. Для осужденного вхождение в процесс неосоциализации представляет собой факт первого промежуточного итога – начала исправления.
Что же касается второй категории осужденных, то для них неосоциализация, напротив, опасна, так как пребывание в исправительных учреждениях может приводить к приобретению негативного опыта, в связи с чем после освобождения они могут демонстрировать процесс социальной дезадаптации личности [27]. А это, как подчеркивает А.М. Яковлев, может «вызвать к жизни неправильную реакцию, проявляющуюся в совершении преступления» [28].
Таким образом, процесс неосоциализации может являться смежным понятием с ресоциализацией, при этом обозначение его определяется как познание нового. Также на практике следует обращать внимание на психологический тип, количество и специфику совершенных преступлений, и поведение осужденного для определения верного плана по его ресоциализации.
По словам Виноградовой С.Н. «при работе с осужденными необходимо учитывать их социально-демографические, уголовно-правовые и индивидуально-психологические характеристики. На сегодняшний день значительно усилился интерес к одной из составляющих личности – ценностно-смысловой сфере, которую составляют два существенных компонента – «ценностные ориентации» и «система личностных смыслов», они, в свою очередь, являются неотделимым системно-культурным образованием» [29].
Уголовно-исполнительная система должна стать более открытой, наименее формализованной, а главное – направленной на решение основной задачи – исправление осужденных и настоящее включение их в жизнь общества после отбытия наказания. Одной из ведущих идей в критериях реформирования уголовно-исполнительной системы должна стать ресоциализация осужденных. В этом направлении уже предприняты определенные организационные и законодательные инициативы. Отменены запреты, разрывающие социальные связи, сняты ограничения в переписке, отменена такая мера взыскания, как лишение осужденных свиданий с близкими родственниками и др. В целях оказания квалифицированной помощи и для проведения психической подготовки к жизни на свободе в учреждениях введены должности психологов, социальных работников. Но сложность в практике выполнения наказаний, заставляет вести речь не о личных коррективах в работе уголовно-исполнительной системы, а о формировании новых подходов, новейшей идеологии и устройств правового регулирования.
Библиографическая ссылка
Чигринец Е.А. «РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ» ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ВОПРОСЫ МНОГОАСПЕКТНОСТИ ТЕРМИНА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-2. – С. 64-69;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2104 (дата обращения: 21.11.2024).