Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ФОТОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Попова Т.В. 1 Иванова М.К. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
В данной статье раскрываются особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии. Раскрыта проблема формирования детского коллектива и межличностных отношений между детьми старшего дошкольного возраста, раскрываются понятия «коллектив дошкольников», «межличностные отношения», «фототерапия». Рассмотрена возможность использования фототерапии как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. В статье были изучены труды педагогов и психологов по данной теме и выявлены необходимые условия использования фототерапии как средство формирования межличностных отношений. Описаны и проведены методики по определению круга значимого общения ребенка, особенности взаимоотношения в группе, выявляет симпатий к членам группы. Исследование показало, что в исследуемой группе дошкольников работа по формированию межличностных отношений проводится хорошо, но также особое внимание следует уделить, детям с неблагополучным статусным положением. В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе все чаще используются такие понятия, как фототерапия и терапевтическая фотография, а также разрабатываются методы, связанные с применением фотографии в контексте арт-терапии. Различные методы психологической работы с фотографией обладают значительным коррекционным, развивающим и профилактическим потенциалом применительно к деятельности психологов.
положительные взаимоотношения
межличностные отношения
коллектив
коллектив дошкольников
фототерапия
1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша Н.В. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. 367 с.
2. Усова А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 1988. 176 с.
3. Копытин А.И. Фототерапия. Использование фототерапии в психологической практике. М.: Когито-центр, 2006. 192 с.
4. Копытин А.И., Платц Дж. Руководство по фототерапии. М.: Когито-Центр, 2009. 288 с.
5. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 2009. 368 с.

Общение и совместная деятельность детей дошкольного возраста в группе сверстников – важнейшие источники формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу. Направленность переживаний ребенка на себя или на другого определяет характер его отношения к сверстнику, вносит в него отчуждение, доброжелательность, гуманность. Воспитание у детей дошкольного возраста положительных взаимоотношений к сверстникам является одной из главных задач воспитания. В детском саду, где дети имеют равные права и близкие интересы, ребенок учится ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, приобретает практический опыт, оказывая действенную помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя радость, печаль и др. Умения общаться, строить, поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать друг с другом, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности.

Как отметил Л.С. Рубинштейн «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. «Сердце» человека всё соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать» [1, с. 262].

По определению В.Н. Куницыной, «межличностные отношения – это субъективно переживаемое, личностно-значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия» [1, с. 22].

Дошкольный возраст – это период, когда у ребенка в детскому саду начинают складываться первые отношения со сверстниками, формируется детский коллектив. Коллектив дошкольников – это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе коллективного образа жизни в детском саду, совместной деятельности, общих близких целей, интересов и переживаний [2, с. 30]. Особенность данного коллектива заключается в том, что ведущую роль в нём играет взрослый – воспитатель, и воспитание коллективизма является центральной задачей нравственного воспитания дошкольников в детском саду [2, с. 31].

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Его важнейшая черта – это эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Проблема формирования детского коллектива и положительных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста рассмотрена многими учеными-исследователями (Л.С. Выготским, Т.А. Репиной, О.А. Богдановой, М.И. Лисиной, Р.А. Смирновой, Я.Л. Коломинским и др.).

Мы предполагаем что, фототерапия будет эффективным средством формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, если придерживаться таких принципов работы, как принцип свободы выбора, открытости и деятельности; в детском саду организовать 3хэтапную работу: 1 этап – знакомство детей с эмоциями, 2 этап – развитие сопереживания, сочувствия и 3 этап – закрепление. Также необходимо организовать взаимодействие с родителями (создание коллажа, портфолио совместно с родителями лучших фотографий, фотовыставка, совместное фотографирование и т.д.).

Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Она может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков [3, с. 9]. Таким образом, основным содержанием фототерапии является создание и восприятие клиентом фотографических образов, дополняя их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство), изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, элементы сценического представления и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т.д. По мнению А.И. Копытина «фототерапия это своеобразный способ самовыражения, самопознания, социализации и эмоционально-чувственного воспитания человека» [4, с. 4].

В настоящее время фототерапия является одним из прогрессивных методов в психологии, применяемых для решения разнообразных психологических проблем, в целях развития целостности и гармонизации личности. Фототерапия состоит из двух составляющих – фотографии и психотерапии. Смысл любой фотографии состоит в первую очередь не в фактическом визуальном содержании, а в том, какие мысли, чувства, переживания вызывает снимок у зрителя. Именно эта черта позволяет эффективно применять фототерапию.

Для изучения особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста были выбраны методики «Два дома» Т.Д. Марцинковской, игра «Секрет» Т.А. Репиной [5, с. 201]. Данные методики проводились индивидуально с каждым ребенком.

С помощью методики «Два дома» (Т.Д. Марцинковской) была выявлена структура межличностных отношений в группе, определен социальный статус каждого дошкольника, рассчитаны индекс групповой сплоченности, коэффициент взаимности выборов, уровень благополучия взаимоотношений.

Исходя из полученных данных, была определена структура группы: статус «Популярные» составляют 32,26 % (10 чел.) детей, «Предпочитаемые» – 35,48 % (11 чел), «Пренебрегаемые» – 9.68 % (3 чел.), «Отвергаемые» – 22,58 % (7 чел.).

Побеседовав с воспитателем, мы выяснили, что «популярные» дети уже давно посещают детский сад. Хорошо организуют игру, дети часто тянутся к ним. В процессе наблюдения мы выяснили, что они никогда не играют одни.

Дети, относящийся к категории «отвергаемые» – это дети, только пришедшие в эту группу и часто болеющие дети. Они проходят адаптацию к новой группе и среде. Остальные дети в процессе наблюдения часто играли с одними и теми же, но общались со всеми. Характерно то, что девочки часто выбирали для игры девочек, а мальчики – мальчиков. Можно сделать вывод что, уровень благополучия в группе высокий. Так как, в группе преобладают дети первой и второй статусной категории.

Учитывая полученные результаты, мы провели работу по формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии для повышения социометрического статуса всей группы.

Цель: формировать положительные взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии.

Задачи:

1. развивать навыки конструктивного общения и совместной творческой деятельности;

2. создать условия для ознакомления с техническими и композиционными основами фотографии;

3. формировать чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;

4. создать условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения.

При использовании фототерапии как средства формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста необходимо придерживаться следующих принципов:

- принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии, предоставлять воспитаннику право выбора);

- принцип открытости (не только давать знания, но еще и показывать их границы);

- принцип деятельности (освоение воспитанниками знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности).

Работа по формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии включает в себя 3 этапа:

1 этап: знакомство детей дошкольного возраста с разными эмоциями и чувствами через фотографии (боль, восторг, грусть, радость, печаль, наслаждение).

2 этап: научить детей чувствовать эмоциональные состояния другого человека, сопереживать или разделять чувства.

3 этап: проведение фотовыставки (совместные фото детей с родителями) с положительными эмоциональными состояниями для закрепления пройденного материала.

Прогнозируемый результат.

- ознакомление с различными эмоциями и чувствами;

- управление своими эмоциями;

- умение чувствовать эмоциональное состояние другого человека;

- получение в процессе работы положительных эмоций;

- формирование представления о профессии фотографа и искусстве фотографии;

- овладение навыками конструктивного общения, формирование умения работать в творческой команде;

- развитие умения конструктивного творческого выражения эмоциональных переживаний в фотографии;

- создание портфолио совместно с родителями лучших фотографий, организация фотовыставки.

Для эффективности использования фототерапии и восприятия детьми материала необходимо организовать комфортную обстановку, использование игр и упражнений для сплочения группы и самовыражения каждого ребенка, также использование новых технологий. Совместно с фототерапией можно использовать другие виды арт-терапии (сказкатерапия, изотерапия, драматерапия и т.д.), изобразительную деятельность, оригами, литературное творчество, разработка коллажа, работа с фотокамерой.

В нашем исследовании мы показали, что фототерапия является эффективным средством формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Искусство фотографии позволяет естественнее выражать свои эмоции и чувства, посредством образов, чем словами. Это позволяет рассматривать фотографию как одну из форм визуального искусства, хотя, в отличие от живописи, графики или скульптуры, фотография невозможна без определенных технических средств. Таким образом, она является «технизированным» видом изобразительного искусства. С одной стороны, это делает ее более сложной для освоения и в каком-то смысле ограничивает спонтанность и творческую свободу. С другой стороны, это предполагает дополнительные возможности для творческого самовыражения, связанные, в частности, с возможностью тиражирования снимков, варьирования их формата и цветности, создания особых визуальных эффектов, а с развитием цифровой фотографии – трансформации и корректировки образов.

Фотографию также можно рассматривать как игру. Она действительно позволяет «играть» с реальностью и ее зримыми отображениями – выбирать то, что для художника наиболее интересно и важно, творчески комбинировать разные элементы реальности друг с другом и даже создавать иную, фантастическую реальность. Фототерапия в психологии еще достаточно новый, но очень интересный метод арт-терапии, приносящий реальную помощь детям и взрослым.

В ходе проведения формирующего эксперимента мы проводили повторную диагностику проблем и выявляли причины, по которому у «пренебрегаемых» и «отвергаемых» детей происходят нарушения межличностных отношений со сверстниками. В зависимости от выявленных причин организовывали профилактическую работу, направленную на повышение социального статуса детей, на развитие и (или) совершенствование совместной деятельности детей (игра, театрализованная деятельность, художественная деятельность, музыкальная деятельность детей и т.д.), в ходе которой происходит развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста и сплочение коллектива дошкольников.

Анализ трудов известных психологов и педагогов-практиков, собственного экспериментального исследования и каждодневной практической работы с детьми позволили сделать вывод что, положительные результаты применения фотографии могут быть усилены благодаря умению специалиста определять эти потребности и быстро откликаться на них, варьировать техники и средства работы. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. А главным человеком, который может помочь и повлиять на развитие и становление отношений детей является воспитатель. Организуя процесс формирования отношений, педагог должен не только учитывать уровень развития качеств у ребенка, но и постоянно прогнозировать и программировать дальнейшее их совершенствование.


Библиографическая ссылка

Попова Т.В., Иванова М.К. ФОТОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 108-111;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2076 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674