Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности-актуальная проблема современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания наций, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Культура народов Республики Саха (Якутия) богата традициями, идущими из глубин веков. Человек, освоив суровую, но красивую природу Арктики, постоянно обогащает новыми творениями древнюю Землю Олонхо. На территории Якутии проживают представители более 129 национальностей, действует более 30 национально-культурных объединений, которые активно сотрудничают между собой, имеют устойчивые культурные и творческие контакты. Героический эпос Олонхо признан шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. С Олонхо начинается якутская философия, жизнеутверждающая, ориентированная на созидание, на веру в добро и красоту [1].
Основной целью статьи является ознакомление детей с природой, историей и культурой северных народов Республики Саха (Якутия).
Благодаря Василию Афанасьевичу Роббеку в мире широко и во всеуслышание заговорили о коренных малочисленных народах Севера, о перспективах социального, экономического, культурного, образовательного развития северян, о имеющихся трудностях и не решаемых проблемах в жизни северных народов и об их историческом будущем. Об этом узнали в разных концах Российской Федерации, в штаб-квартире ООН в г. Женева, Швейцария и в г. Нью-Йорке, США. В.А. Роббек был одним из разработчиков проекта Декларации прав коренных народов мира, которая была утверждена Генеральной Ассамблеей ООН. При участии Василия Афанасьевича был образован Постоянный Форум коренных народов в ООН [2]. Ведь неслучайно генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в своем докладе отметил роль Института проблем малочисленных народов Севера, возглавляемого В.А. Роббеком в общемировом развитии коренных народов в рамках первого Десятилетия коренных народов Мира. За семнадцать лет существования Института проблем малочисленных народов Севера под руководством и активной научной деятельности академика В.А. Роббека были подготовлены учебные программы, концепции по актуальным вопросам социально-экономического развития народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В связи с актуальностью проблемы мы разработали комплекс занятий с детьми дошкольного возраста в МБДОУ «Кэскил» г. Якутска.
Юкагиры
Юкагиры – это северный народ, по-другому их называют «одулы», сильные и могучие. Численность – 1509 человек [3]. Национальную одежду юкагиры шьют из звериных шкур, которые очень искусно выделывают и она становится мягкой и бархатистой, как ткань. Украшают одежду вышивкой, бисером, цветными нитками; обшивают по краю бахромой и мехом, подвешивают колокольчики, бубенчики, медные и серебряные кольца, фигурные подвески. Зимой жилищем служит деревянная постройка с плоской крышей, из стволов деревьев, очищенных от ветвей, которую заваливают корой и снегом, называется она «чандал». При перекочевках по тундре юкагиры жили в легких жилищах – чумах. Основная пища юкагиров – это мясо и рыба. Мясо сушат, затем коптят и растирают в порошок. Оленье мясо употребляют в сыром и вареном виде. Зимой едят строганину (сырая рыба). Основные занятия юкагиров – охота, рыболовство, сбор ягод, обработка шкур.
Долганы
Долганы живут в Таймырском автономном округе Красноярского края, главным образом в Хатангском районе и на территории, подчинённой Дудинскому горсовету, а также на Севере Якутии [4]. Долганский язык входит в якутскую группу тюркских языков. В его основе лежит якутский язык, который подвергся воздействию эвенкийского.
По мнению Е.И. Убрятовой, долганский язык сложился в результате распространения якутского языка среди эвенков рода Дулган в конце XVI века и позднее среди других групп эвенков [4]. К традиционным занятиям долган относятся оленеводство, охота на дикого северного оленя и пушного зверя, рыболовство. Основная пища долган – оленина в сыром, вареном или мороженом виде. Только что выловленную рыбу едят сырой, слегка присаливая, либо мороженой (строганина), а также вареной. Добытых весной гусей вялят, заготовляя впрок, или варят. Из мяса птицы или оленя варят суп, приправляя мукой или крупами. Употребляют в пищу также лук, корни некоторых растений, ягоды. Женщины пекут долганские лепешки и оладьи. В настоящее время распространились покупные продукты, однако традиционные блюда по-прежнему готовятся регулярно. Мужская и женская верхняя одежда долган – кафтан из сукна (сонтап), расшитый бисером, сходный с эвенкийским. Мужские рубахи, штаны и женские платья шились из покупных тканей и не отличались от одежды русских старожилов центрального Таймыра. Рубашки украшались узкими кантами из цветной материи и множеством пуговиц.
Чукчи
Чукчи – немногочисленный народ, расселенный на громадном пространстве. Земли от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя – занимают всего чуть больше 15 тыс. человек. Само название «чукчи» – это «вариант для русских» и, по сути, адаптированное чукотское слово «чаучу», то есть «богатый оленями». Именно так в XVII веке русским землепроходцам представились здешние оленеводы. На самом же деле и они, и их соседи-поморы «анкальын» – «ездящие на собачьих упряжках» – называют себя «луораветланы», что в буквальном переводе означает «настоящие люди [3]». Самые интересные традиции чукчей связаны с женитьбой и семейной жизнью. Например, на свадьбу жениху и невесте родители до сих пор непременно дарят оленей. Считается, что они принесут в дом достаток. Правда, сейчас это скорее символический подарок – всего несколько животных, а раньше молодой муж получал целые стада. Зимняя одежда чукчей – обычного полярного типа. Она шьется из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Утварь, орудия и оружие в настоящее время употребляются главным образом европейские (металлические котлы, чайники, железные ножи, ружья и т. д.), но и до сих пор в быту чукчей много остатков недавней первобытной культуры: костяные лопаты, мотыги, сверла, костяные и каменные стрелы, наконечники копий и т. д., сложный лук американского типа, пращи из костяшек, панцири из кожи и железных пластинок, каменные молотки, скребла, ножи, первобытный снаряд для добывания огня посредством трения, примитивные лампы в виде круглого плоского сосуда из мягкого камня, наполняемого тюленьим жиром, и т. д. Первобытными сохранились их легкие санки, с дугообразными подпорками вместо копыльев, приспособленные только для сидения на них верхом. В санки запрягаются или пара оленей, или собаки, по американскому образцу.
Эвены
Традиционное занятие эвенов – охота на дикого оленя, лося, барана, а в прибрежных районах – рыболовство и, отчасти, охота на морского зверя. Эвены около 2000 лет назад одомашнили северного оленя и приобрели навыки оленеводства, которое остается их основным занятием до настоящего времени [2]. Эвены – единственный народ, который ездит верхом на олене. Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи; Эвенские кузнецы делали ножи, детали ружей. Эвены-ламуты издревле знали железо и другие металлы. Женщины – выделкой шкур и ровдуги, изготовлением одежды, спальных принадлежностей, вьючных сум, чехлов и т. д. Главным в деревне был шаман. Все ему подчинялись, приходили к нему за советом. По истечении этих дней, под руководством шамана, взрослые члены стойбища просили солнце забрать болезнь, пощадить оленей, тем самым спасти их от воздействия злого духа болезни.
Эвенки
Эве?нки – коренной народ Восточной Сибири. Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны. Язык – эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи [5]. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры. Эвенки сложились на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. Для эвенков характерен традиционный природоресурсный тип хозяйствования. Период контактов между эвенками и русскими насчитывает несколько столетий, и эвенки имеют давние контакты с рядом других групп людей, а также в том числе и якутов, бурят и других тунгусов. Охота производилась преимущественно в одиночку. Группой в два-три человека охотились на крупного зверя, когда надо было гнать его на стрелка, а также на переходах через речки мелких парнокопытных, когда те переходили на новые места. Основная охота была на мясного зверя, пушного били попутно. Важную роль для эвенков играло оленеводство. Оленеводство, в основном, имело транспортное направление; различались так называемый эвенкийский тип, с использованием вьючных оленей и орочёнский тип с использованием верховых оленей.
Национальные игры для дошкольников
Ухо-нога
Чертят круг диаметром в 4 шага. Правую ногу закидываем назад в согнутом виде. Левой рукой берем ее за подъем, а правой рукой держимся за мочку левого уха. По команде «Чэй!» двое ребят толкают друг друга правым плечом, прыгая на одной ноге. Тот, кто выйдет из круга, и считается побежденным.
Угадай
10 или более детей становятся в круг. Посредине стоит один с завязанными глазами. Его крутят вокруг оси. Останавливают. По команде игрок с завязанными глазами должен подойти к ребятам и угадать троих, назвав их имена.
Ястреб и утки (кырбый уонна кустар)
На земле в противоположных концах площадки очерчиваются два озера, на которых плавают утки (шилохвосты, чирки, нырки). Расстояние между озерами определяется самими играющими. Ястребы (один, два и более – в зависимости от количества играющих) выбираются или назначаются детьми. Им определяется место между озерами, но не по прямой между ними, чтобы поле оставалось свободное для перелета.
Играющие разделяются на три группы уток: шилохвосты, чирки и нырки, но так, чтобы в каждой группе было примерно равное количество. На одном озере располагается одна группа (скажем, шилохвосты), на другом – две группы (чирки и нырки). По сигналу начинается перелет уток с одного озера на другое, причем перелет начинается с озера, где находятся две группы, например, сначала чирки перелетают к шилохвостам, затем шилохвосты перелетают к ныркам. Во время перелета ястребы пятнают уток. Игра сопровождается куплетами стихов (дразнилками) для ястребов и уток.
Ловкий оленевод
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3 – 4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.
Правила игры: бросать мяч можно только с условного расстояния.
Библиографическая ссылка
Ефремова С.Н., Николаева Л.В. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ РС(Я) // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 73-77;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1922 (дата обращения: 23.11.2024).