Впервые термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого языковеда и педагога Вольфганга Ратке в 1613 году. Однако первую фундаментальную работу по теории дидактики представил в 1657 году чешский педагог и писатель Ян Амос Коменский в работе «Великая дидактика» [1, c. 471].
В широком смысле дидактика представляет собой отрасль педагогики, направленную на изучение и раскрытие теоретических аспектов организации образовательного процесса, таких как принципы, методы, закономерности обучения, а также направленную на разработку новых принципов, методик, стратегий, систем и технологий обучения или поиск уже существующих.
В более узком смысле дидактика – это наука об образовании и обучении, включающая цели, содержание, методы, средства и результаты обучения, которые могут быть достигнуты в процессе получения образования [2, с. 171].
Таким образом, дидактическая деятельность преподавателя состоит в изучении и разработке целей, содержания, методов, средств и форм обучения.
Дидактика предполагает решение следующих задач:
– исследование законов и принципов процесса обучения;
– разработка основных концепций и положений процесса обучения;
– прогнозирование его результатов на основе применения различных концепций;
– конструирование образовательных методик и технологий;
– создание систем контроля и диагностики процесса обучения;
– создание систем оценивания полученных результатов [3, c.85].
В качестве предметов дидактики ученые Пидкасистый П.И. [4], Хуторской А.В., Мусс Г.Н., Амонашвили Ш.А., В. Тименко выделяют законы и принципы образовательного процесса, а также технологии и методики обучения и воспитания и рекомендуют опираться на следующие фундаментальные закономерности обучения:
– целостность образовательного процесса;
– необходимость социальной значимости целей, содержания, форм и методов обучения;
– единство всех компонентов процесса обучения;
– взаимосвязь результатов обучения с характером образовательной деятельности;
– возможность творческой самореализации обучающегося в образовательной среде [5, c.1].
Также при реализации образовательного процесса необходимо учитывать основные положения дидактической теории, а именно принципы обучения, которые в практической деятельности могут видоизменяться, подстраиваясь под определенные формы и средства обучения, однако содержательный компонент остается без изменений.
Многие педагоги трактовали понятие «игра» с разнообразных сторон. Ш.А. Амонашвили писал: «Игра – это метод познания действительности, направляемый внутренними силами и позволяющий ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры» [6, c.65].
В.А. Сухомлинский обозначил такое понятие следующим образом: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [7, c.114].
В работах А. Макаренко игра рассматривается как мощное средство воспитания воли, коллективизма, формирования практических навыков. Он считал, что детские ролевые игры так же важны для развития ребёнка, как и для взрослого [8].
Л. Выготский понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребёнка, как основу для преобразования игровых действий в умственные. Он назвал игру «девятым валом развития», руководящим средством воспитания и обучения [9, c.65].
По мнению Ф. Блехер, игру можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности [10].
Необходимость знания дидактических принципов и закономерностей обуславливается важностью правильной организации образовательной деятельности, поскольку предполагает возможность прогнозирования результатов определенных моделей обучения и позволяет приходить к правильным выводам и умозаключениям.
Ведущими учеными-педагогами Бордовская Н.В., Загвязинский В.И., Мусс Г.Н., Краснянская Т.М., выделяются следующие функции дидактической деятельности преподавателя:
– обучающая – заключается в передаче научных знаний обучающимся, а также в формировании у них профессиональных умений и навыков;
– воспитательная – находит отражение в умственном, нравственном, физическом, трудовом, правовом, экологическом, моральном, эстетическом, коллективном, а также воспитании технологической культуры;
– развивающая функция состоит в формировании у обучающихся аналитического, критического и логического мышления, а также в развитии самостоятельности в принятии решений, ответственности за них и в развитии умения работать в коллективе;
– управляющая функция состоит как в управлении коллективом, группой обучающихся, так и в управлении самим образовательным процессом:
– диагностическая – направлена на определения состояния обучающихся и педагогического процесса в целом с целью выявления наиболее правильной стратегии учебно-познавательной деятельности и включает в себя умение педагога учитывать психофизиологические особенности обучающихся в образовательной деятельности, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков требованиям учебной программы, а также осуществлять контроль за эффективностью учебно-воспитательной работы;
– контролирующая функция позволяет выявлять и устранять ошибки и затруднения в профессиональной деятельности педагога и предполагает наличие некоего стандарта, нормы и модели педагогического процесса;
– конструкторско-технологическая функция направлена на организацию эффективного педагогического процесса и включает в себя ряд требований: необходимость планирования педагогического процесса, необходимость организации воспитательной и развивающей среды для обучающихся;
– исследовательская функция состоит в умении выявлять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, ставить проблемные вопросы для решения обучающимися;
– информационная функция заключается в умении педагога пользоваться речевой выразительностью, кратко и логично излагать материал с целью добиться его понимания обучающимися, пользоваться различными методами изложения, активизировать обучающихся в процессе усвоения учебного материала;
– мобилизационная функция предполагает умение воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности обучающихся наиболее рациональным путем, иными словами, педагог должен заинтересовать обучающихся, увлечь их, активизировать их учебно-познавательную деятельность;
– ориентационная функция заключается в помощи обучающимся в построении личностной картины мира, в определении ими ценностных ориентаций, в поиске ими своего места в профессиональной среде;
– проектная функция представляет собой педагогическое проектирование, то есть, составление планов, нацеленных на решение актуальных образовательных задач;
– организационная функция заключается в грамотной организации педагогом образовательного процесса с целью вовлечения в него обучающихся [2,11,3,5].
Игра эмоциональная по своей природе способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой и наполненной эмоциями.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.
Чтобы осознать предпосылки подобной функциональной способности игры, следует вспомнить некоторые особенности подростковой психологии: В подростковом возрасте устраняются все без исключения условности в действиях, игра приближается к жизни. Игра интересна, когда дается возможность не только познать что-то, но и использовать собственные познания и одновременно с этим, уйти «в мир желаемой фантазии, приоткрыть завесу будущего и побывать там хотя бы в игровой ситуации» [2, с. 52].
Потенциал дидактической игры достаточно высок. Ведущая роль игры в становлении и развитии личности детей неопровержима. В дошкольном возрасте игра является не просто развлечением, а ведущим видом деятельности, в результате которого появляются и необратимые положительные изменения психологического и личностного уровня – новообразования. Дидактическая игра по своей сути характеризуется исследовательским содержанием, которое позволяет ребенку познавать, моделировать доступные возрасту объекты, процессы, явления окружающего мира. Взаимодействие развития мышления ребенка и формирования у него элементарных представлений, знании, умений и навыков поведения и деятельности в процессе игры является одним из путей повышения эффективности обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации. Использование дидактических игр требует от ребенка внимания, сообразительности, способствует позитивному отношению к познанию, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение [2, с. 23]. Велико ее влияние на все сферы личности ребенка дошкольного возраста: физическую, сенсорную, интеллектуальную, духовную, эмоционально – волевую и пр. Помимо этого необходимо признать и мажорные функции игры: она дарит восторг и радость, сам процесс игры полон сюрпризов, а результат – это своеобразное открытие.
В основе, разработанной классификации лежит положение о дидактической игре как деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся. Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое возникает и развивается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и не является данным человеку от рождения. Он имеет сложную структуру, которую составляют как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях (Щукина Г.И.) [12, с.120]. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, желанием и более эффективно.
В связи с этим известные виды дидактических игр классифицируются нами на основе их воздействия на отдельные психические процессы как:
– интеллектуальные – порождающие состояние раздумья, размышления, рассуждения;
– эмоциональные – возбуждающие сенсорные процессы и эмоциональные состояния (переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения и достижения товарищей, удовлетворения учебной деятельностью);
– регулятивные – формирующие волевые устремления, установку на целенаправленность, принятие решений, настойчивость, решительность, внимание;
– творческие – активизирующие воображение, фантазию, предвосхищение, озарение, создание новых образцов, моделей и др.;
– социальные – способствующие развитию личности, осознанию места и значимости в обществе, отношения к окружающему миру.
Следует подчеркнуть, что названные дидактические игры взаимосвязаны между собой и несут воспитательный потенциал. Главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом и не отвлекала от учения, а активизировала умственную деятельность. Важно помнить и о том, что дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для педагога – творческая деятельность, требующая определенных усилий для организации и проведения.
Структура дидактической деятельности преподавателя представляет собой осуществление педагогом стимулирования и мотивации деятельности обучающихся на занятии, а также их самостоятельной работы, формирование педагогом профессионально значимых знаний, умений и навыков у обучающихся, проведение целевой ориентации обучающихся, обновление содержания образования, а также оптимизация методов, средств и форм организации образовательного процесса, осуществление проверки, контроля и оценки учебных достижений обучающихся с помощью принятых методов оценивания, корректировка учебного процесса и его результатов на основе полученных результатов проведенного контроля.
Содержание дидактической деятельности преподавателя реализуется через предметное содержание, средства и методы обучения, а также через формы организации обучения.
Библиографическая ссылка
Давыдова Е.Н., Кобозева И.С. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 69-72;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1921 (дата обращения: 21.11.2024).