Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кисова В.В. 1 Комкова К.О. 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
В статье исследуется актуальная проблема коррекции эмоциональных состояний умственно отсталых старших дошкольников. Представлено описание результатов экспериментального изучения специфики эмоциональных состояний умственно отсталых старших дошкольников, воспитывающихся в дошкольном коррекционном образовательном учреждении. Предлагается диагностическая программа исследования эмоциональных состояний у детей с данным видом дизонтогенеза. Выявляются доминирующие эмоциональные состояния, а также конкретные негативные и позитивные эмоции, преобладающие у старших дошкольников с умственной отсталостью в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Сделаны выводы о том, что у детей с умственно отсталостью преобладают негативные эмоциональные состояния, а именно тревога, агрессия, обида, гнев, страх. Также обнаруживается узкий диапазон позитивных эмоций, представленных такими состояниями как радость и восторг. Представлены данные сравнительного анализа эмоциональных состояний у дошкольников с умственной отсталостью и их нормально развивающихся сверстников. Описывается оригинальная авторская программа психологической коррекции эмоциональных состояний умственно отсталых старших дошкольников, направленная на снижение у них уровня тревожности и проявления агрессии, формирование позитивных эмоциональных состояний и навыков регуляции негативных эмоциональных состояний, а также на снижение эмоционального напряжения.
дошкольный возраст
умственная отсталость
эмоциональная сфера психики
эмоциональные состояния
психологическая коррекция
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл; Эксмо, 2003. – 512 с.
3. Шаповалова О.Е. Распознавание умственно отсталыми школьниками эмоциональных состояний людей и животных по фотографиям // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 41–1. – С. 70–75.
4. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Эмоциональный компонент как фактор успешности невербального общения умственно отсталых детей // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – № 2–1. – С. 187–197.
5. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – № 3. – С. 51–55.
6. Шутова Н.В., Кисова В.В. Экспериментальные площадки: от эксперимента к образовательной практике (из опыта работы Нижегородской школы специальной психологии) // Вестник Мининского университета. – 2017. – № 1(18). – URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/335 (дата обращения: 20.04.2019).
7. Золоткова Е.В. Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых дошкольников // Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики / под ред. Н.В. Рябовой. – Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2017. – С. 7–44.

Эмоциональная сфера психики человека выполняет различные функции: сигнальную, регулятивную, отражательную, побудительную и др. Важной является регулирующая роль эмоций в деятельности. Нарушения в работе компонентов эмоциональной сферы могут повлечь за собой проблемы в организации деятельности, снижение ее продуктивности и эффективности [1].

По мнению Л.С. Выготского, О.Е. Шаповаловой, Л.М. Шипицыной [2, 3, 4] и некоторых других исследователей, особое значение развитие эмоциональной сферы имеет в детском возрасте, когда расширяется спектр переживаемых эмоций, повышается их устойчивость и глубина. Как указывают Ю.А. Лаптева, И.С. Морозова, Н.В. Шутова [5, 6] в дошкольном возрасте у детей впервые появляется способность регулировать свои эмоциональные состояния и описывать их.

В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями интеллекта, проблема развития эмоциональной сферы приобретает особую актуальность. Интеллектуальная недостаточность приводит к нарушениям развития всех сферах психики, в том числе и эмоциональной. Исследования Е.В. Золотковой [7] доказывают недостаточную дифференцированность эмоций дошкольников с умственной отсталостью, их поверхностность. Важным обстоятельством является слабое развитие у этих детей регуляции собственных эмоциональных состояний и возникновение трудностей в понимании и выражении своих эмоций. Все это позволяет говорить об особом значении и необходимости дальнейших исследований эмоциональных состояний дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

Цель исследования: изучение эмоциональных состояний и их психологическая коррекция у умственно отсталых старших дошкольников.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось в следующих дошкольных образовательных учреждениях: МБДОУ «Детский сад № 17» г. Дзержинска Нижегородской области, МБДОУ «Детский сад № 365», МБДОУ «Детский сад № 442», МБДОУ «Детский сад № 110» города Нижнего Новгорода. Генеральная выборка исследования составила 50 детей старшего дошкольного возраста: 20 умственно отсталых детей и 30 их нормально развивающихся сверстников. Методами исследования были: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Диагностическая программа осуществлялась посредством следующих диагностических методик: «Паровозик» (С.В. Велиева), методика исследования тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, методика «Кактус» (М.А. Панфилова), методика «Маски» (Т.Д. Марцинковская).

Результаты исследования и их обсуждение

По результатам исследования нормально развивающихся дошкольников по методике «Паровозик» было выявлено, что в 50 % случаев эмоциональное состояние детей оценивается как позитивное. Дети на первые места ставили вагончики желтого, зеленого и красного цветов, на последние – черного, серого, коричневого. Они были заинтересованы в выполнении задания, действовали быстро, часто комментировали свой выбор. В 36,7 % случаев дети демонстрировали негативное эмоциональное состояние низкой степени выраженности. В этом случае дошкольники ставили на одно из первых трех мест черный, серый или коричневый вагончик, а желтый, зеленый или красный – на одно из трех последних.

Наименьшее количество нормальных дошкольников (13,3 %) показали негативное психическое состояние средней степени выраженности. Эти дошкольники не всегда охотно выполняли задание, но в целом не демонстрировали ярких проявлений негативного эмоционального состояния. Негативное психическое состояние высокой степени выраженности не было обнаружено ни у одного ребенка развивающегося в норме. Таким образом, можно констатировать, что у нормально развивающихся старших дошкольников половина всех испытуемых демонстрирует наличие негативных эмоциональных состояний низкой и средней степени выраженности.

Рассмотрим результаты, полученные при изучении с помощью методики «Паровозик» эмоциональных состояний умственно отсталых дошкольников. Следует сказать, что в силу интеллектуального нарушения. Детям требовалось каждый этап выбора цвета сопровождать инструкцией: «Теперь, выбери из оставшихся, самый красивый». Дошкольники, посещающие компенсирующие группы, редко комментировали свои действия, часто раздумывали над выбором, встречались ситуации, когда дети лишь указывали на карточку с осторожностью, но не «строили» паровозик сами.

По результатам диагностики следует, что 40 % умственно отсталых детей демонстрируют позитивное психическое состояние. В этом случае они составляют паровозик в последовательности от ярких светлых вагонов к темным. Столько же детей обнаруживают негативное психическое состояние низкой степени выраженности. В этом случае, яркие цвета находились в конце паровозика, а темные – в начале.

В 15 % случаев эмоциональное состояние умственно отсталых детей оценивается как негативное средней степени выраженности. Такие испытуемые ставили черный, серый, коричневый цвета на первые места, а желтый, зеленый и красный на последние. Важным обстоятельством явилось наличие среди умственно отсталых детей испытуемых (5 %), которые демонстрировали негативное эмоциональное состояние высокой степени выраженности.

Таким образом, среди старших дошкольников с умственной отсталости негативное психическое состояние преобладает над позитивным (60 % и 40 % соответственно). Это позволило сделать вывод о доминантной окраске эмоционального состояния детей рассматриваемой категории в сторону негативной модальности.

Методика исследования тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) предполагала предъявление детям серии карточек с типичными ситуациями с изображением ребенка, которому нужно было подобрать соответствующее лицо (веселое или печальное).

Среди нормальных дошкольников преобладают дети с низким уровнем тревожности (46,7 %) и со средним уровнем тревожности (43,3 %). При этом дети, показывающие низкий уровень тревожности выбирали печально лицо в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок, а именно «Объект агрессии», «Агрессивное нападение», когда данный выбор является обоснованным. Встречались также случаи, когда дети выбирали только веселое лицо независимо от ситуации. В 43,3 % случаев, когда уровень тревожности оценивается как средний, дети выбирали печальное лицо так же в ситуациях, связанных с агрессией. Кроме того, такой же выбор сделан в ситуациях, связанных с моделью отношений взрослый-ребенок, а именно «Выговор», «Игнорирование», что объяснимо негативным эмоциональным опытом детей при общении со сверстниками и взрослыми в похожих ситуациях.

Высокий уровень тревожности встречается у 10 % детей, когда печальное лицо присваивается персонажу в вышеописанных ситуациях, а также в ситуациях «Еда в одиночестве», «Собирание игрушек», «Умывание» и др. Это может говорить о негативном эмоциональном опыте детей при столкновении с аналогичными ситуациями в жизни. В целом, выбор печального лица дошкольниками с нормой развития объяснялся ситуацией, подразумевающей данную эмоцию из-за агрессивного характера, порицания и т.д., что дало общую картину с преобладанием низкого уровня тревожности. Следует отметить, что дети живо реагировали на карточки, демонстрировали эмоции, соответствующие выбору.

Обратимся к результатам исследования по методике Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен у умственно отсталых дошкольников. У них преобладает средний уровень тревожности (60 %), при этом дети делали выбор отрицательных эмоций в ситуациях «Объект агрессии», «Агрессивное нападение», кроме того часто печальное лицо присваивалось персонажу в ситуациях, когда он находился один «Одевание», «Умывание». Можно предположить, что последнее связано с возникновением негативных эмоций, когда ребенок находится в одиночестве. Высокий уровень тревожности находится на втором месте по частоте встречаемости среди детей, интересующей нас категории, и составляет 25 %. Дошкольники выбирали печальное лицо в большинстве ситуаций, куда входят ситуации с проявлением агрессии, а также, что нетипично, с взаимодействием с другими детьми и взрослыми с дружелюбной атмосферой: «Игра с младшими детьми», «Игра со старшими детьми», «Ребенок с родителями». Кроме того печальное лицо было выбрано в ситуациях одиночества при выполнении повседневных действиях: «Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек».

Такое распределение эмоций может свидетельствовать о негативном эмоциональном опыте детей при подобных обстоятельствах, а именно в ситуациях общения с другими детьми, взрослыми, в частности с родителями, в ситуациях одиночества, когда ребенок находится без присмотра. Низкий уровень тревожности отмечается всего у 15 %. В этом случае дети в основном выбирают ситуации с агрессией, направленной на персонажа либо вовсе отдают предпочтение веселому лицу во всех представленных ситуациях, несмотря на меняющийся порядок предъявления выбора эмоции. Кроме описанных результатов, у всех детей с интеллектуальными нарушениями фиксируется отсутствие комментариев во время выбора, интереса к изображенным ситуациям. Также дети часто сомневались в выборе, меняли его либо, не задумываясь, быстро указывали на лица. В отличие от нормально развивающихся дошкольников, воспитанники с умственной отсталостью реже озвучивали выбор, предпочитая указывать жестом на предлагаемые лицо внизу карточки.

Методика «Кактус» (М.А. Панфилова) предполагала инструкцию с предложением детям нарисовать кактус таким, каким они его себе представляют. В 70 % рисунков детьми с нормой развития использовались яркие цвета. среди наиболее част используемых цветов были – зеленый, желтый, красный, синий, розовый. Также эти дети часто рисовали растению лицо с положительными эмоциями, что, на наш взгляд, свидетельствует о присущем этим детям позитивном эмоциональном состоянии. Большинство рисунков нормально развивающихся дошкольников (36,7 % от общего числа) закончены, полностью раскрашены, что говорит об отсутствии у детей тревоги.

В 30 % случаев дети использовали темные цвета (коричневый, черный, фиолетовый), рисунки часто были не закончены, линии прерывистые, изображения раскрашены хаотично с помощью штриховки и не полностью. Эти характеристики могут свидетельствовать наличие тревожности у авторов рисунков, особенно в сочетании с изображением маленького кактуса внизу листа (16,7 %), который говорит о неуверенности в себе, зависимости. Об агрессивности говорит наличие множества крупных иголок, которое зафиксировано в 26,7 % рисунков, при этом дети, отвечая на вопрос «Когда кактус подрастет, то, как он изменится?», говорили о том, что иголки станут больше по размеру, а также вырастет их количество.

Все кактусы изображены в горшках, что свидетельствует о потребности детей в психологической безопасности внутри семьи. Дети в 86,7 % случаев говорят о наличии соседей у цветка, чаше всего это роза, ромашка и другие знакомые детям цветы, встречаются упоминания орхидеи, денежного дерева, данные растения присутствуют дома у детей, указывающих на них. В целом, рисунки детей говорят о преобладании позитивных эмоциональных состояниях, отсутствии повышенной тревожности и агрессивности, но встречаются рисунки, которым присущи признаки данных негативных эмоций.

При проведении исследования эмоциональных состояний умственно отсталых воспитанников детского сада были обнаружены иные результаты. Следует отметить, что дети данной категории изображали кактус схематично, рисунки выглядели незаконченными, что может объясняться сниженными познавательными функциями. В 10 % случаев рисунки детей близки к завершению, в них используются яркие цвета, что говорит в пользу благоприятного эмоционального состояния, оптимизма авторов рисунков. 45 % дошкольников использовали в рисунках темные цвета (коричневый, серый, черный), часто встречалось сочетание черного с красным, изображения раскрашены хаотично с пропусками.

В целом такая картина может говорить о наличии тревожности у дошкольников, что подтверждается слабым нажимом в 25 % рисунков. В 35 % рисунков дети использовали один цвет, чаще всего это были розовый, красный, фиолетовый. 25 % детей рисовали слабым нажимом карандаша, фрагменты изображения плохо прорисованы. Рисунки детей отдалено напоминают кактус, изображения схематичны. Дошкольники начинали переходить к рисованию беспорядочных линий и заполнять пространство листа. В 45 % случаев кактус имеет много иголок, они достигают размера всего растения, помимо этого, 30 % рисунков выполнены сильным нажимом карандаша, все это может говорить о наличии агрессивности и импульсивности у детей.

В 5 % случаев дети не смогли начать рисунок, лишь поставив точку и расплывчато описывая то, что они хотели бы нарисовать. И так же в 5 % случаев – начинали рисовать на свободную тему, игнорируя инструкцию. Умственно отсталые дети во время беседы затруднялись с ответами, чаще молчали, либо отвечали «да», «нет». Таким образом, умственно отсталые дети демонстрируют наличие тревожности, агрессивности. Трудности обработки и интерпретации связаны часто со схематичностью рисунков, незавершенностью, уходом от заданной темы и основаны в большей степени на выбранных цветах, силе нажима, размере рисунка.

Методика «Маски» (Т.Д. Марцинковская) предполагала выбор детьми наиболее часто испытываемые ими эмоции, изображенные на шести карточках. Дети с нормальным развитием в 86,7 % случаев выбирали положительные эмоции, а именно: восторг – 26,7 %; радость – 40 %; удивление – 20 %. Свои ответы дети данной группы объясняли тем, что такое лицо у них, когда они играют, находятся с друзьями и в других типичных для них ситуациях. В 10 % случаев свое эмоциональное состояние дети оценивают негативно: обида- 3,3 %; страх – 3,3 %. При этом эмоции «гнев» не был выбран ни одним ребенком. «Обида» связана с ситуациями, когда происходит конфликт с детьми или взрослыми, «страх» в ситуациях, связанных с наличием пугающего объекта, обстановки. В 3,3 % случаев дети затруднялись с выбором. Таким образом, можно говорить о том, что у нормальных дошкольников преобладают позитивные эмоциональные состояния, в большей степени радость, затем восторг и удивление. Негативные эмоциональные состояния связаны с конкретными ситуациями, которые пугают детей или провоцируют обиду.

Большинство умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста также выбирают позитивные эмоции, однако их количественное соотношение иное: восторг – 35 %; радость – 20 %. Дети не привязывают эмоции к каким-либо ситуациям, лишь указывают на изображение. Негативные эмоции контрольной группы представлены следующим образом: обида – 20 %; страх – 15 %; гнев – 10 %. Дети редко связывают называемые эмоции с ситуациями, но встречается пояснение к гневу, когда он направлен на ребенка, с которым часто возникают конфликты. В 10 % случаев дети отказались от выбора, затрудняясь с ответом. Следует отметить, что были случаи, когда дошкольники не могли выбрать между полюсными эмоциями, но с помощью дополнительных вопросов выяснялось, что чаще эмоциональное состояние смещалось в сторону негативного переживания.

Нами была разработана и апробирована программа психологической коррекции негативных эмоциональных состояний у старших дошкольников с умственной отсталостью. Ее основными коррекционными задачами явились: снижение у детей уровня тревожности и агрессивности; формирование позитивных эмоциональных состояний; развитие навыков регуляции негативных эмоциональных состояний; снижение психоэмоционального напряжения. Программа осуществлялась в течение трех месяцев и включала в себя 18 занятий, основанных на традиционных психокоррекционных упражнениях и играх. Занятия первого блока программы были основаны на проигрывании сложных для детей ситуаций, преодолении негативных переживаний через их «уничтожение», методах снятия психоэмоционального напряжения. Занятия второго этапа включали в себя игры на снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций, упражнения на развитие умения чувствовать и понимать свое настроение.

Выводы

Таким образом, при сравнении эмоциональных состояний нормально развивающихся и умственно отсталых дошкольников можно констатировать наличие у обеих групп испытуемых значительного количества негативных эмоциональных состояний. Однако специфика проявления негативных состояний у умственно отсталых детей имеет следующие отличительные особенности: более высокую степень выраженности негативных эмоциональных состояний, их более широкий диапазон, отсутствие у детей осознания переживаемых эмоций.

Целенаправленная психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний и расширение диапазона позитивных эмоциональных переживаний у умственно отсталых дошкольников средствами традиционных психокоррекционных игр и упражнений способствует стабилизации и оптимизации эмоциональных состояний этих детей. Это выражается в значительном снижении уровня интенсивности переживания негативных эмоциональных состояний детьми, участвовавшими в психокоррекционной работе, расширении у них диапазона позитивных эмоциональных состояний и более высоком уровне осознания собственного эмоционального состояния в различных жизненных ситуациях. Однако, следует отметить, что для более высокой эффективности данной работы следует увеличить ее продолжительность и обеспечить включение в нее всех специалистов коррекционного образовательного учреждения.


Библиографическая ссылка

Кисова В.В., Комкова К.О. СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 41-45;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1915 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674