Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА

Филонова Ю.С. 1 Трофименко Ю.В. 1
1 Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
В статье поднимается проблема снижения темпа развития, многофункциональных зон придорожного сервиса. Объекты инфраструктуры придорожного сервиса, которые функционируют, к сожалению, не отвечают международным требованиям ни по критерию количества, ни по критерию качества работы. Целью придорожного сервиса является – максимально обеспечить транспортное средство, как с социальной точки зрения, так и с пожарной, экономической и экологической безопасности, то есть, удовлетворить потребности клиента, который использует это транспортное средство, и обеспечить высококачественную работу самого транспортного средства на протяжении всего пути следования. Придорожный сервис в России сейчас находится на стадии становления. По количеству законов, которыми регулируются многофункциональные зоны придорожного сервиса, можно судить о слабом развитии данной отрасли. На данный момент единых требований к многофункциональным придорожным зонам в России нет. Государственная компания «Автодор» разработала проект ГОСТа, который установит требования к придорожным многофункциональным зонам отдыха (МФЗ), объединяющим заправки, мотели, кемпинги, кафе, магазины, станции технического обслуживания, автомойки и прочее. Документ, в частности, определит обязательное количество мест на парковках, номеров в гостиницах, лимит мощности автозаправок, а также доля озеленения территории.
многофункциональная зона придорожного сервиса
автомобильные дороги
1. Валиев В.Х., Блаженкова Н.М. стратегический взгляд по развитию придорожного сервиса в регионах России // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/pdf/2015/1/1973.pdf (дата обращения 24.01.2019).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».[Электронный ресурс]. URL: http://rosavtodor.ru/storage/b/2014/03/23/strategia.pdf (дата обращения 24.01.2019).
3. Приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 860 «О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода».[Электронный ресурс]. URL: http://doroga.problema.ru/_/237/reglament_mfz.pdf (дата обращения 24.01.2019).
4. Регламент размещения многофункциональных зон дорожного сервиса на автомобильных дорогах Государственной компании «Российские автомобильные дороги».[Электронный ресурс]. URL: http://doroga.problema.ru/_/237/reglament_mfz.pdf (дата обращения 24.01.2019).
5. ГОСТ 33062-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200123714 (дата обращения 24.01.2019).
6. Комплекс зданий многофункциональной зоны придорожного сервиса// Портфолио архитектора Александра Ворожко. URL: http://vav-arch.blogspot.com/2017/12/blog-post_89.html (дата обращения 24.01.2019).

В соответствии с Программой деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г., автомобильные дороги Государственной компании должны обустраиваться многофункциональными зонами дорожного сервиса.

Объекты придорожной инфраструктуры, которые функционируют, к сожалению, не отвечают международным требованиям ни по критерию количества, ни по критерию качества работы [1, с. 3].

Многофункциональные зоны дорожного сервиса автомобильных дорог Государственной компании –это здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты), а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств.

В 2010-2017 годах на платных дорогах «Автодора» открыто 46 многофункциональных зон, еще 80 объектов должны появиться до 2020-го года. На бесплатных федеральных трассах Росавтодора действует 7 МФЗ, 41 зона проектируется, 271 – запланирована к обустройству в ближайшие годы [2].

Многофункциональные зоны дорожного сервиса в зависимости от функционального назначения объектов, входящих в состав зоны, распределяются по следующим типам [3, с. 7]:

- тип А: включает в себя размещение автозаправочной станции и площадки отдыха со всеми сопутствующими и необходимыми вспомогательными функциями;

- тип Б: включает в себя размещение автозаправочной станции, площадки отдыха, пункта общественного питания и станцию технического обслуживания со всеми сопутствующими и необходимыми вспомогательными функциями;

- тип В: включает в себя размещение автозаправочной станции, площадки отдыха, пункта общественного питания, станции технического обслуживания, мотеля или кемпинга или и мотеля и кемпинга со всеми сопутствующими и необходимыми вспомогательными функциями.

Многофункциональные зоны дорожного сервиса должны обеспечивать доступ инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к объектам, входящим в состав зон [3, с. 6].

Многофункциональная зона дорожного сервиса автомобильных дорог Государственной компании должна включать [4, с. 7]:

- отдельные места для стоянки легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов;

- многотопливную заправочную станцию;

- туалеты;

- зону отдыха водителей и пассажиров со специально отведенными местами для курения;

- объекты общественного питания;

- магазин;

- мотель;

- автомойку;

- станцию технического обслуживания;

- душевые, прачечную;

- пункт медицинской помощи;

- мусоросборники;

- средства связи.

Принимаемое планировочное решение многофункциональной зоны дорожного сервиса должно обеспечивать[5, с. 16]:

- высокое качество обслуживания потребителей;

- рациональное технологическое решение, соответствующее техническим требованиям;

- единое архитектурно-конструктивное и цветовое решение с учетом органического сочетания с прилегающей застройкой, планировкой и ландшафтом, а также обеспечивать экологическую безопасность окружающей природной среды.

На многофункциональных зонах дорожного сервиса должны быть обеспечены требования к безопасности в соответствии с требованиями, установленными в регламенте. Уровень безопасности объекта зависит от наличия, обеспеченности и сочетания инженерных и технических средств защиты, то есть чем лучше они сочетаются между собой, дополняют друг друга, перекрывают «слабые места» объекта и учитывают его индивидуальные особенности, тем выше уровень защиты.

filon.tif

Комплекс зданий многофункциональной зоны придорожного сервиса [6]

Многофункциональные зоны дорожного сервиса должны иметь информационные указатели с названием комплекса и (или) отдельных объектов сервиса (автозаправочная станция, пункт торговли, пункт питания и т.д.), содержащие сведения о предоставляемых услугах, а также схему размещения объектов и движения транспортных средств на территории комплексов. Данные указатели могут размещаться в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги с учетом требований по обеспечению безопасности дорожного движения. В число рекомендованных опций также входит электронное табло с данными о свободных местах на парковке, установленное не далее чем за 800 метров от многофункциональной зоны. Количество парковочных мест рассчитывается исходя из трафика на данной дороге: если по ней в сутки проезжает более 40 тыс. автомобилей, на стоянке должно быть не менее 40-50 машино-мест. На заправке, входящей в состав многофункциональной зоны, должно быть минимум десять парковочных мест, у мотеля – не менее одного машино-места на два номера. Вместимость мотеля также зависит от интенсивности движения.

По похожей схеме рассчитывается также и мощность автозаправочной станции (АЗС). Если в сутки по дороге проезжает более 40 тыс. машин, АЗС должна обеспечить не менее одной тысячи заправок в сутки. На многофункциональной зоне следует также устанавливать не менее одной станции зарядки для электромобилей мощностью 20-50 кВт или 150 кВт (быстрая зарядка).

Экологические и санитарные требования включают мусоросборники для раздельного сбора отходов и отапливаемые туалеты.

На данный момент единых требований к многофункциональным зонам автодорожного сервиса в России нет. Государственная компания «Автодор» разработала проект ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Многофункциональные зоны дорожного сервиса. Требования к размещению и обустройству», который устанавливает требования к придорожным многофункциональным зонам, включающим заправки, мотели, кемпинги, кафе, автосервисы и пр. Проектом нормативного правового акта, в частности, определяется обязательное количество мест на парковках, номеров в гостиницах, лимит мощности автозаправок, а также доля озеленения территории. ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Многофункциональные зоны дорожного сервиса. Требования к размещению и обустройству» уже включен в программу национальной стандартизации и должен быть введен в действие в конце 2019 года. Сейчас он проходит общественное обсуждение.


Библиографическая ссылка

Филонова Ю.С., Трофименко Ю.В. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-3. – С. 101-103;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1906 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674