Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мамедов А.М. 1 Яровая Н.С. 1
1 Донской государственный технический университет
Статья посвящена энергетической безопасности Российской Федерации в системе национальной безопасности. России необходимо проводить единую энергетическую политику как за рубежом, так и внутри страны для обеспечения не только энергетической безопасности, но и национальной безопасности в целом. Энергетическая безопасность не может существовать сама по себе, она является частью безопасности страны, другими словами, частью национальной безопасности, и должна рассматриваться в ее контексте. В этом случае, по аналогии с определением национальной безопасности, энергетическую безопасность можно рассматривать как «состояние страны, при котором отсутствуют внешние и внутренние угрозы важнейшим аспектам энергетики или осуществляется их устранение». Такое внимание вполне оправданно, потому что энергетика является одной из базовых отраслей в экономике любой страны, от состояния и развития которой зависит продуктивность всего хозяйственного механизма. Однако в настоящее время нет строгого определения такого понятия, как энергетическая безопасность. Как правило, внимание акцентируется на истощении ресурсной базы, вследствие чего оценка состояния энергетической безопасности становится зависима от наличия и запасов природных ископаемых, что значительно суживает трактовку самого многостороннего явления.
энергетическая безопасность
ресурсы
национальная безопасность
1. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года- Министерство энергетики РФ https://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения: 18.02.19).
2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» http://base.garant.ru/71296054/ (дата обращения: 18.02.19).
3. Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года / Институт энергетических исследований Российской академии наук; Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. М., 2016. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/10585.pdf (дата обращения: 18.02.19).
4. Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года / Институт энергетических исследований Российской академии наук; Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. М., 2014. URL: https://www.eriras.ru/files/forecast_2040.pdf (дата обращения: 18.02.19).
5. Характеристика топливно-энергетического комплекса страны – материалы, расположенные на официальном сайте Счетной палаты Российской Федерации. URL: www.ach.gov.ru (дата обращения: 18.02.19).

Термин «национальная безопасность» впервые появился в послании американского президента Конгрессу в начале ХХ в.

Национальная безопасность – это возможность государства правильно реагировать на постоянные дестабилизирующие влияния экономических, демографических, военных, информационных, психологических, энергетических и политических факторов, т.е. осуществлять меры, нацеленные как на устранение угроз и возможных опасностей, так и на защиту государства.

Энергетическая безопасность – это одна из основных составляющих национальной безопасности, так как энергетика – является приоритетной отраслью в экономике страны, от которой зависит эффективность развития всего хозяйственного механизма.

Проблемы энергетической безопасности становятся в последнее время все более актуальными. Об этом говорит пересмотр энергетической стратегии развития США, Евросоюза, Японии и ряда других стран. Вопросы энергобезопасности волнуют и Россию.

Энергетическая политика России направлена на эффективное и рациональное использование природных энергоресурсов и потенциала энергетического сектора в целях обеспечения стабильного развития экономики и достойного уровня жизни населения страны. В связи с чем была определена Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года [1].

Согласно указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», одним из основных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является повышение уровня энергетической безопасности, которая включает в себя устойчивое обеспечение внутреннего спроса на энергоносители, рост энергоэффективности и энергосбережения, конкурентоспособности отечественных энергетических компаний и производителей энергоресурсов, предотвращение дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, производство комплектующего оборудования, стабильное функционирование систем энерго- и теплоснабжения [2].

В настоящее время технологии в энергетике развиваются в соответствии с глобальными запросами, предъявляемыми обществом ко всей системе энергоснабжения. Помимо запроса на энергообеспечение как таковое, это следующие требования:

– доступность энергии в достаточных объемах и по приемлемым ценам,

– безопасность энергоснабжения,

– экологичность – требование по минимизации антропогенного воздействия энергосистем на окружающую среду (рис. 1) [3].

mamed1.tif

Рис. 1. Развитие новых энергетических технологий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним обществом

mamed2.tif

Рис. 2. Душевое энергопотребление по миру и группам стран

mamed3.tif

Рис. 3. Потребление энергии по видам топлива

mamed4.tif

Рис. 4. Потребление энергии по регионам и видам топлива

В странах ОЭСР энергопотребление на душу населения будут снижаться, а Китай и другие развивающиеся страны будут наоборот повышать этот показатель. Прогнозирование энергопотребления основано на взаимном согласовании потребления по странам, полученный при помощи «демографического метода», т.е. по душевому энергопотреблению и численности населения (рис. 2) [4].

По расчетам экспертов, с 2010 по 2040 год спрос на все энергоносители вырастут: газ-67 %, на нефть – 20 %, уголь – 36 %, возобновляемые источники энергии – 93 %, атомную энергию 73 %. Прирост потребления в основном придется на газ (рис. 3) [4].

В России энергетический сектор приобрел особое значение в связи с тем, что экспорт энергоресурсов является важной статьей дохода в бюджет страны. При этом любое снижение конкурентоспособности российского энергетического сектора представляет угрозу экономической безопасности страны, что в свою очередь чревато политическими конфликтами.

Один из важных энергетических ресурсов на сегодняшний день в Российской Федерации является газовая промышленность. По оценкам экспертов, мировые запасы природного газа в России составляет 45 %, основная часть которых сосредоточены на 20 месторождениях. Россия абсолютный лидер по добыче природного газа, вторую строчку занимает США. ОАО «Газпром» является крупнейшим газодобывающим компанией в мире, его доля в мировых запасов газа составляет 30 %, в мировой добыче занимает 25 %, а в мировой торговле газом доля ОАО «Газпром» составляет 40 %. Практически вся российская газовая отрасль охватывается Газпромом – 95 % добычи, а также 100 % транспортировки. Около 30 % всех поступлений в госбюджет обеспечивается за счет газовых платежей, 20 % дохода которого приходится на экспорт. ОАО «Газпром» поставляет газ в 19 стран мира. По предварительным данным 32,6 трлн. куб. м. разведанного запаса природного газа принадлежат Газпрому [5].

Развитые страны будут наращивать потребление возобновляемых источников энергии и газа и будут снижать долю угля и нефти. Развивающие страны Азии будут наращивать потребление всех видов топлива, в большей степени это будет уголь. Ближний Восток повысит потребление газа, а Африка покажет прирост в биоэнергии (рис. 4) [4].

Основную часть электроэнергетики в мире даже к 2040 году будет обеспечивать топливные электростанции – более 70 % генерации (рис. 5).

mamed5.tif

Рис. 5. Производство электроэнергии по видам топлива в мире

mamed6.tif

Рис. 6. Структура генерации по видам топлива

В перспективе доминирующую роль сохранит угольная генерация электроэнергии. Уголь обеспечивает максимальный прирост электроэнергии по сравнению с другими видами топлива, однако экологические ограничения приведут к снижению его доли в топливной корзине и замедлению темпов его роста (рис. 6) [4].

Следует учитывать тот факт, что энергетика России не представляет собой пассивный объект для экономических, политических и другого рода воздействий, но являет собой активно функционирующую систему собственными особенностями, характерными чертами и принципами развития. Таким образом, важность энергетической безопасности в системе национальной безопасности России делает обоснованным пристальное внимание государственных институтов к этой сфере. Тем более именно средства от экспорта энергоресурсов выступают важным источником дохода для нашего государства.


Библиографическая ссылка

Мамедов А.М., Яровая Н.С. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-2. – С. 75-78;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1866 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674