Современная тенденция постепенного перехода от индустриального общества к информационному, в котором научные знания и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни людей, создают условия для широкого использования эффективных информационных технологий в области образования.
Электронное обучение (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ) выступают сегодня в качестве одного из приоритетов государственной политики в сфере образования и рассматриваются как неотъемлемая часть целостной системы образования.
Целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является повышение эффективности и качества предоставляемых образовательных услуг, интенсификация процесса обучения и предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ независимо от их местонахождения и времени обращения к электронным ресурсам.
Впервые определение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий было дано в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].
Внедрение ЭО в образовательной организации предполагает существенное отличие от реализации образовательного процесса по традиционной технологии: обязательное применение баз данных и информационно-телекоммуникационных сетей. Фактически речь идет о создании и использовании в процессе обучения электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), через которую осуществляется доступ к электронным образовательным ресурсам, а также может осуществляться взаимодействие с педагогическим работником.
В ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.12 электронная информационно-образовательная среда (далее – ЭИОС, среда), определена как совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [1].
Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» определяется «Программой развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ на 2016-2020 годы» Одним из мероприятий программы является построение электронной информационно-образовательной среды университета, обеспечивающей единую точку доступа ко всем информационно-образовательным ресурсам и информационным системам университета [2].
Целью работы ЭИОС университета является обеспечение условий для полноценной цифровой поддержки учебного процесса по образовательным программам всех уровней, а также создание условий для реализации современных образовательных технологий и методов обучения.
Формирование и развитие в образовательной организации собственной электронной информационно-образовательной среды, как составляющей единого информационного образовательного пространства, является не только одной из основных стратегических задач высшей школы для того, чтобы адаптироваться к быстро изменяющимся внешним условиям, но и фактически, с выходом новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, нормативным предписанием необходимости ЭИОС независимо от использования ЭО, ДОТ. В стандартах определен и краткий перечень требований к системе по обеспечению учебного процесса обучающихся.
Электронная информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:
– доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), практик;
– формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок на эти работы.
В случае реализации программы бакалавриата с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий электронная информационно-образовательная среда Организация должна дополнительно обеспечивать:
– фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;
– проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
– взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет».
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих [3].
В связи с постоянно меняющейся обстановкой, появлением новых нормативных актов, и, как следствие, новых требований к электронной информационно-образовательной среде, разумно рассматривать электронную среду образовательной организации как комплекс взаимосвязанных электронных сервисов с возможностью их дополнения и расширения.
На основе анализа требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами к электронной информационно-образовательной среде, а также требований, предъявляемых к учебному процессу в условиях ЭО и ДОТ Европейским фондом гарантий качества e-learning (EFQUEL) [4] в рамках прохождения институциональной аккредитации e-learning ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», был сформулирован ряд требований, предъявляемых к организации электронных сервисов сопровождения учебного процесса:
– централизованное автоматизированное управление обучением;
– быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного контента обучаемым;
– единая платформа для решения основных задач в рамках планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации;
– поддержка современных стандартов в сфере ДОТ;
– персонализация учебного контента и возможность его многократного использования;
– широкий диапазон средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.
Данные требования были взяты за основу при формировании технического задания на реализацию электронных сервисов сопровождения процесса обучения в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
На данный момент электронная информационно-образовательная среда ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» включает следующие категории сервисов:
– инфраструктурные сервисы, обеспечивающие функционирование платформы ЭИОС, ее отказоустойчивость и информационную безопасность;
– сервисы обеспечения и сопровождения учебного процесса;
– сервисы обеспечения задач управления учебным процессом.
Инфраструктурные сервисы включают: мультисервисную корпоративную информационно-вычислительную сеть университета, сервисы центра обработки данных, сервисы администрирования пользователей ЭИОС, аппаратные и программные средства мониторинга и управления сетевой инфраструктурой.
Сервисы обеспечения и сопровождения учебного процесса включают:
– сервис управления аккаунтом для доступа к другим сервисам ЭИОС (https://users.sfu-kras.ru);
– кольцо сайтов университета (www.sfu-kras.ru), включая его специализированные разделы и сервисы на русском и английском языках для студентов, поступающих, сотрудников и других категорий пользователей;
– сервисы управления учебным планированием, учета контингента студентов, разработки учебных планов и рабочих программ дисциплин (www.asup.sfu-kras.ru) и др.;
– электронные сервисы научной библиотеки, обеспечивающие онлайн доступ к электронным научным журналам и базам данных, электронным образовательным ресурсам и иным, как внешним, так и внутренним, информационным ресурсам (www.bik.sfu-kras.ru);
– корпоративный социальный сетевой сервис для студентов и аспирантов, преподавателей и сотрудников университета «Мой СФУ» (https://i.sfu-kras.ru);
– информационная обучающая система «е-Курсы» (https://e.sfu-kras.ru);
– корпоративная электронная почта для сотрудников (https://mail.sfu-kras.ru) и обучающихся (https://mail.stud.sfu-kras.ru/);
– сервис вебинаров и видеоконференций (https://webinar.sfu-kras.ru);
– официальные сообщества университета в социальных сетях. Ссылки на сообщества указываются на главной странице сайта университета [5].
Порядок доступа к отдельным сервисам ЭИОС университета устанавливается соответствующими локальными актами (положениями, регламентами, инструкциями).
Информационное наполнение ЭИОС определяется потребностями реализации образовательных программ, а также участниками образовательного процесса в соответствии с планами работы институтов, кафедр, лабораторий и иных подразделений, определяющих содержание учебного процесса.
Аутентификация пользователей в ЭИОС осуществляется с использованием пароля. Для каждого пользователя ЭИОС в момент зачисления на образовательную программу (для обучающихся) или в момент приема на работу (для сотрудников) создается учетная запись и соответствующие ей уникальные логин (имя пользователя) и пароль.
Управление учетной записью осуществляется с помощью специального сервиса https://users.sfu-kras.ru и заключается в выполнении следующих действий: получение информации о текущем логине (имени пользователя); смена пароля, восстановление пароля; установление привязки электронной почты для восстановления пароля. На сайте https://users.sfu-kras.ru размещается информация о порядке работы с учетной записью и информация по доступу к сервисам ЭИОС.
Таким образом, ЭИОС университета развивается в направлении развития отдельных сервисов, а также их интеграции для обеспечения персонализированного виртуального образовательного пространства.
Электронная информационно-образовательная среда СФУ полностью соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, что показала прошедшая в ноябре 2018 года государственная аккредитация образовательной деятельности университета.
Библиографическая ссылка
Ежеманская С.Н., Александрова Г.В., Куцевалов А.П. СЕРВИСЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-2. – С. 51-54;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1860 (дата обращения: 24.11.2024).